Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Костромина Анастасия Вячеславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: М. Зощенко «Золотые слова»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представления о произведении М. Зощенко «Золотые слова»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с сюжетом произведения М. Зощенко «Золотые слова»;
  2. Познакомить с героями произведения;
  3. Познакомить с главной мыслью текста произведения.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
  2. Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
  3. Развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
  2. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, раздаточный материал (рабочие листы).

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Золотые слова", М. Зощенко35.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 17.04.2022

Школа: ФГКОУ «СОШ №138»

Класс: 3

Урок: 2

Время: 9:10 – 9:50

Студент: Костромина Анастасия Вячеславовна

Группа: 46

Учитель: Забелина Юлия Владимировна

Тема урока: М. Зощенко «Золотые слова»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представления о произведении М. Зощенко «Золотые слова»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с сюжетом произведения М. Зощенко «Золотые слова»;
  2. Познакомить с героями произведения;
  3. Познакомить с главной мыслью текста произведения.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
  2. Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
  3. Развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
  2. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, раздаточный материал (рабочие листы).

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

 (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: учебный диалог

1. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята.

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Он пойдет сегодня впрок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Здороваются с учителем

Занимают свои места

Л:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует работу по открытию нового знания при помощи наглядности и учебного диалога.

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.

- Прочитайте скороговорку.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

- Теперь прочитаем хором по слогам.

- Теперь прочитаем целыми словами в среднем темпе.

- А сейчас прочитаем быстро.

- А кто может прочитать очень быстро?

- Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки?

- Посмотрите на экран. Что это за слова? (Спасибо! Доброе утро! Присаживайтесь, пожалуйста)

- А какие еще вежливые слова вы знаете?

- Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. 

- А как можно назвать человека, который всегда говорит такие волшебные слова?

- Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

- Ребята, расшифруйте полное имя писателя.

ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

- Верно, слышали ли вы об этом писателе?

- Конечно, мы  с вами уже знакомы с этим писателем. А сегодня мы продолжим изучать его произведения

Читают с определённой интонацией

Отвечают на вопросы

Читают скороговорку

- Болтливого человека сравнивают с сорокой

Это вежливые слова

- Приводят пример

- Воспитанный человек

Михаил Михайлович Зощенко

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: умение анализировать

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует совместно с учениками тему урока.

- Ребята, какой будет тема нашего с вами сегодняшнего урока?

Формулирует совместно с учениками цели на урок.

- Ребята, а какие цели мы можем поставить на урок?

Составляет план урока вместе с младшими школьниками.

- Ребята, но для начала нам с вами необходимо составить план урока. Посмотрите, пожалуйста, на экран. У нас с вами уже есть пункты плана, но они, к сожалению, перепутались.

  1. Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»
  2. Вспомнить биографию писателя М. Зощенко
  3. Дать характеристику героям
  4. Познакомиться с текстом рассказа М. Зощенко «Золотые слова»

- Молодцы, ребята!

Отвечают на вопросы

М. Зощенко «Золотые слова»

- узнать что-то новое о М. Зощенко, познакомиться с его произведением «Золотые слова»

1.Вспомнить биографию  писателя М. Зощенко

2.Познакомиться с текстом рассказа М. Зощенко «Золотые слова»

3.Дать характеристику героям

4.Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: учебный диалог

Практический:

Организует вводную беседу о произведении

- Давайте вспомним биографию М. Зощенко

Перед чтением рассказа, проведем словарную работу.

— Прочитайте слова. Объясните их значение.

Прельщала — стала для кого-нибудь заманчивой, приятной.

Соблазн — искушение, приманка, нечто влекущее.

Угореть — отравиться угаром; потерять соображение.

Развязно — излишне свободно и непринужденно в обращении с другими.

Абсурд — нелепость, бессмыслица.

Раскаяться - сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, испытывать сожаление об этом.

Сардинка - небольшая морская рыбка

Обмереть от страха - оцепенеть от сильного внезапного чувства, испуга

Бурда - всякая мутная, неприятная на вкус жидкость.

Переполох – смятение, паника

Дёготь - жидкий продукт сухой перегонки древесины, а также твёрдого топлива — каменных и бурых углейсланцевторфа

Шикать - произносить "ш-ш", "ши", призывая к тишине, молчанию.

—  Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня изучать.

—  Рассмотрите иллюстрации к нему. Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа?

- Как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном смысле?

Динамическая пауза

- Впереди нас ждет очень интересная работа, а, чтобы результат был хорошим, мы немного отдохнем. Встаньте. Выйдите из-за парт. Встаньте так, чтобы не мешать одноклассникам.

- Молодцы, ребята! Занимайте свои места.

Отвечают на вопросы, вспоминают об авторе

Высказывают предположения о сюжете рассказа

Встают из-за парт

Повторяют движения за учителем

Садятся на свои места

П: анализ языкового материлаМ: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: воспитание патриотических чувств

М: саморегуляция

Л: осознание ответственности за общее дело

П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации

М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии;

Презентация, учебник, раздаточный материал

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение рассказа с остановками

Организует групповую работу по анализированию текста произведения с помощью вопросов.

Чтение с остановками. Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка.   (1 часть заканчивается  предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) 

От чего имени ведётся рассказ?

Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды.

Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Объясните,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания, для этого вы будете работать в парах

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие  - исправить положение

2 остановка. (2 часть заканчивается  предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

Как изменилось поведение Лёли и Миньки?  Почему это произошло?

Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Почему папа назвал их поведение глупым?

Читают, отвечают на вопросы, подтверждая это чтением фрагментов из текста

Работают в парах

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие  - исправить положение

П: строить логические рассуждении, умозаключения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация, раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу.

- Сейчас я вам раздам рабочие листы, в которых необходимо будет выполнить задание.

Выполняют самостоятельную работу

М: саморегуляция

М: осуществлять контроль по результату действия;

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(3-5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Наглядный: видео

Организует работу по анализу произведения посредством просмотра видеоролика

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент, в котором прозвучат вежливые слова. Вы должны их запомнить, а потом мы проверим, насколько вы внимательно слушали.

- Какие вежливые слова вы услышали?

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Выразительное чтение рассказа.

Смотрят видеоролик

Вспоминают вежливые слова

Записывают домашнее задание

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

П: устанавливать причинно-следственные связи;

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание.

- Ребята, напомните тему и цель нашего урока.

- Как вы думаете, мы с вами выполнили цель? Что нового вы узнали?

- Какая главная мысль произведения?

- Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. Дополните предложения.

Я узнал на уроке….

Мне было интересно потому , что…

Я сделал вывод, что…

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

- М. Зощенко «Золотые слова», узнать что-то новое о М. Зощенко, познакомиться с его произведением «Золотые слова»

- Главная мысль –

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе «Школа России» Тема «Зимние загадки». Нравится ли вам зима?

технологическая карта урока литературного чтения с элементами технологии эффективного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого(Школа России)по теме Писатели-детям. С.В. Михалков "Сила воли"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ориентирован на формирование универсальных учебных действий обучающихся. Использованы приёмы технологии развития критического мышления, проблемн...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме: М. Зощенко «Золотые слова»

Технологическая карта урокаПредмет: Литературное ЧтениеКласс:3...

Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача", (УМК "Школа России", 3 класс, Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова. Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчеств...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Великие Путешественники» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Великие путешественники» Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; совершенст...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Золотые слова» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Золотые слова» Тип урока:  открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением М.Зощенко «Золотые слова»; совершенствов...