Программа внеурочной деятельности "Учимся работать с текстом"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Учимся работать с текстом" направлена на формирование читательской грамотности учащихся в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Учимся работать с книгой" | 36.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №__
к ООП НОО МБОУ «Лицей №1»
Программа внеурочной деятельности учащихся
«Работа с текстом»
4 класс
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности.
В начальной школе специально не обучает ребенка приемам анализа информационных текстов, но их понимание во многом отражает готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний, поскольку текст является основным источником информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в основную школу ребенок переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для обучения.
Этот курс направлен на решение актуальной проблемы, связанной с правильным восприятием школьниками информации, данной в тексте (художественном, научно-познавательном, инструкции и т.п.), с воспитанием читательского таланта, читательских умений.
Занятия курса составлены таким образом, что при систематической работе с ними учащиеся будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия. Овладев ими, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.
Цель курса: формирование умения учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.
Задачи курса:
- решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.
- формировать умения учащихся работать с информацией представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм);
- формулировать самостоятельные выводы;
- выстраивать логические связи по содержательной линии текста;
- усваивать детальную информацию;
- давать самостоятельные обоснованные суждения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных) и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является развитие следующих умений:
- умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- умение делать выбор в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
Метапредметными результатами изучения курса являются развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности.
- учиться высказывать своё предположение (версию).
- учиться работать по предложенному плану.
- учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- умение отличать новое от уже известного.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации.
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать объекты, делать выводы.
- перерабатывать полученную информацию: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать, пересказывать, интерпретировать текст.
- Совместно договариваться о правилах работы в группе.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются
- общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
- составление плана текста, выделение основной мысли пунктов и плана и текста в целом;
- сформированность навыков выборочного и поискового чтения;
- понимание инструкции, содержащейся в тексте задания и неукоснительно ее выполнения;
- культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);
- читательский отклик на прочитанное.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Формы занятий курса:
- Коллективное обсуждение прочитанного, образовательная сессия, практическое занятие «Журналистика», самостоятельная работа, занятие-практикум, дискуссия
Формы организации учащихся:
- коллективная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Тема 1. Понимание текста.
С чего начинается понимание текста. Внимание к слову, знаку. Тема текста. Основная мысль текста. Упражнения на понимание текста.
Виды деятельности: определение темы текста, основной мысли.
Тема 2. Основные признаки текста. Типы текстов.
Смысловая цельность и связность текста. Признаки текста: членимость, смысловая цельность, связность. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Виды деятельности: Определение типа и стиля текстов.
Тема 3. Стиль текста.
Стиль текста: художественный, научный, официально-деловой, публицистический, разговорный. Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста. Акцентное вычитывание – поиск нужной информации.
Виды деятельности: Определение стиля текстов.
Тема 4. План текста.
Планирование своих действий при работе с текстом. Зачем нужен план? Составление плана к тексту. Виды планов. Виды деятельности: составление плана текста, нахождение ошибки в предъявленном плане, выбор правильного варианта плана.
Тема 5. Техника оформления текста.
Составление микротекстов с элементами рассуждения и оценки. Текст-рассуждение. Как начать рассуждение? Учимся рассуждать и обосновывать свои действия. Письмо мини сочинений. Анализ работ. Контроль и оценка. Виды деятельности: составление микротекстов, запись мини сочинений. Анализ сочинений. Контроль и оценка.
Тема 6. Научно-познавательный текст. Ответы на вопросы к научно - познавательному тексту. Построение высказываний – ответов на вопросы. Вычитывание нужной информации.
Виды деятельности: постановка вопросов по тексту, нахождение и запись ответов.
Тема 7. Выделение существенной информации из текста делового стиля.
Виды деятельности: нахождение ответов на вопросы по тексту.
Тема 8. Чтение таблицы и диаграммы.
Понимание информации представленной в таблице.
Виды деятельности: Заполнение на основе данных текста сводной таблицы.
Тема 9. Комплексная работа на основе единого текста.
Входная промежуточная, итоговая диагностики. Анализ работ, выявление ошибок, корректировка. Постановка задач на работу по ликвидации «проблемных зон».
- Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- во часов |
1 | Понимание текста. С чего начинается понимание текста. Внимание к слову, знаку. Тема текста. Основная мысль текста. Упражнения на понимание текста. | 6 |
2 | Основные признаки текста. Типы текстов. Смысловая цельность и связность текста. Признаки текста: членимость, смысловая цельность, связность. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | 2 |
3 | Комплексная работа на основе единого текста. Входная диагностика по пониманию текста. Анализ работ, выявление ошибок, корректировка. Постановка задач на работу по ликвидации «проблемных зон». | 2 |
4 | Стиль текста. Стиль текста: художественный, научный, официально-деловой, публицистический, разговорный. Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста. Акцентное вычитывание – поиск нужной информации. | 2 |
5 | План текста. Планирование своих действий при работе с текстом. Зачем нужен план? Составление плана к тексту. Виды планов. | 4 |
6 | Техника оформления текста. Составление микротекстов с элементами рассуждения и оценки. Текст-рассуждение. Как начать рассуждение? Учимся рассуждать и обосновывать свои действия. Письмо мини сочинений. Анализ работ. Контроль и оценка | 6 |
7 | Комплексная работа на основе единого текста. Промежуточная диагностика по пониманию текста. Анализ работ, выявление ошибок, корректировка. Постановка задач на работу по ликвидации «проблемных зон». | 2 |
8 | Научно-познавательный текст. Ответы на вопросы к научно - познавательному тексту. Построение высказываний – ответов на вопросы. Вычитывание нужной информации. | 4 |
9 | Выделение существенной информации из текста делового стиля. Виды деятельности: нахождение ответов на вопросы по тексту. | 2 |
10 | Чтение таблицы и диаграммы. Понимание информации представленной в таблице. | 1 |
11 | Комплексная работа на основе единого текста. Итоговая диагностики по пониманию текста. Анализ работ, выявление ошибок, корректировка. | 3 |
34 часа |
Фиксация результатов
Оценочный лист
Критерии | Показатели | Баллы |
Чтение текста про себя | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Ответы на вопросы к тексту | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Понимание информации представленной в таблице | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Понимание информации представленной в виде диаграмм | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Усвоение детальной информации из текста | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Формулировка выводов | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Выстраивание логических связей по содержанию текста | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 |
Система отслеживания и оценивания результатов: стартовая и итоговая диагностики проводятся с помощью Листа оценки в форме контрольной работы на первом и последнем занятии.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Карта отслеживания развития учащихся 4 класса
Курс внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом»
Карта составлена по результатам наблюдений в процессе сотрудничества с учащимися: практические работы, коммуникация, исследования, выполнение заданий.
Дата отслеживания: сентябрь (старт) . Параметры развития /показатели развития (оцениваются по уровням развития)
| Низкий уровень умения не сформированы | Средний уровень (частично сформированы) | В Высокий уровень п.с. – (полностью сформированы) |
№ | Фамилия, имя | Общая осведомленность | Работоспособность во время занятий | Регулятивные УУД | Поз Познавательные УУД (общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем) | Коммуникативные УУД | |||||||||
Принимает ситуацию занятия, усидчив. Выполняет задания до конца, способен не отвлекаться в течение занятия. | Способен самостоятельно действовать по инструкции взрослого и по наглядному образцу. | Переключается на новые требования при переходе от задания к заданию. |
| Прогнозирует результат вычисления | Способен самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы решения проблем творческого и поискового характера | Умеет анализировать информацию с целью выделения признаков (существ-х, несущ.) | Моделирует ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения. |
| Понимает возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. | Умеет обосновывать и доказывать собственное мнение. | Включается в групповую работу согласовывает усилия по достижению общей цели. |
Список используемой литературы
- С.П.Казачкова «Сборник интегрированных контрольных работ», Волгоград, 2011
- О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4класс», - М.; «Просвещение», 2014
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.
- Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2007.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2011.
- Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006.
- Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.
- Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.
- Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
- Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
- Планируемые результаты начального общего образования. – М., 2011.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. – М., 2011.
- Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.
- Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
- Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
- Светловская Н. Н., Пичеоол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
- Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
- Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005,
- Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Работа с текстом" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Работа с текстом" 3 класс ...
Программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом" 2 класс
Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом». Работа с текстом – это интересный и п...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"
Учебный материал в раздел "Начальная школа" Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"...
КТП .Внеурочная деятельность. Работа с текстом.3 класс
КТП .Внеурочная деятельность. Работа с текстом.3 класс...
Интегрированное внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности «Работа с текстом».
Тема: " И слово наше в сердце отзовется.."Цель: сделать текст личностно-значимым для ребенка, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведений....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом" - 1 класс
Программа содержит: содержание курса, планируемые результаты, КТП (темы занятий, ЭОР, формы работы), оценочные результаты, литература...