Методическая разработка урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (4 класс)

Журавлёва Полина Альбертовна

Урок по литературному чтению по А.А.Светову "Как "обули" велосипед".Урок рассчитан на работу по группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_po_literature_4_klass.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Александр Абрамович Светов «О том, как «обули» велосипед»

Тип урока: урок чтения и анализа литературного текста(?)

Цели:

  • знакомство с произведением Александра Абрамовича Светова  «О том, как «обули» велосипед»;
  • совершенствование навыка чтения целыми словами вслух и про себя;
  • развитие умения анализировать литературный текст, находить отличительные особенности научно-популярного текста;
  • развитие умений работать с информацией, данной в явном виде, делать выводы о прочитанном
  • развивать пытливый ум, интерес к мировым открытиям;
  • воспитание любви к научно-популярной литературе, бережного отношения к своему здоровью и пропаганда безопасного поведения на дороге

Оборудование: лента времени, карта с флажками, портрет, учебник, книги А.А.Светова, иллюстрации велосипедов.

Ход урок

1Орг.момент

2Актуализация

Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем?

О чем он?

Что нового мы узнаем из этого раздела?

Какое место и значение имеет этот раздел в учебнике и для нас?

Почему этот раздел очень актуален в наше время?

Какие виды текстов преобладают в этом разделе? Вспомним его характеристику.

Вот и сегодня мы познакомимся с произведением из этого раздела «Как «обули» велосипед» А.А.Светова. Портерт автора и годы его жизни вы в идете на доске. Посмотрите, в каком веке жил автор? Сколько лет прожил? Вспомните, какие события были в то время?

Сейчас ученик нам расскажет о деятельности Светова, а вы подумайте, какие главные темы были в его творчестве? (тема спорта).

Сейчас мы обратимся непосредственно к названию рассказа. Подумайте, о чем будет рассказ? Какое слова в названии нас удивляет? В каком значении оно применено?

Целью нашего урока будет знакомство с рассказом, определить, к какому виду он относится и почему, познакомиться с изобретением и его значением.

Сегодня мы работаем по группам. У каждой группы свое задание. Оно сформулировано у вас на столах. После прочтения рассказа каждая группа готовит ответ по плану:

1 сообщение/ответ по заданию

2 демонстрация подготовленного материала

На столах листы, в котором вы должны будете заполнить таблицу, какой вклад внес каждый ученик в подготовке к ответу.

Ваша задача – распределить, кто будет представлять группу.

 1 гр. Рассказать о времени, описываемом в тексте.

О каких годах идет речь в тексте?

Какой это век?

Поищите в интернете, распечатанных источниках, какие изобретения были в то время?

Прикрепить на ленту времени отрезок с табличками, что было изобретено в тот период.

2 гр.Рассказать о стране, в которой происходят события в тексте.

 О какой стране идет речь?

Рассказать о ней (где находится,природа)

Интересные люди этой страны.

Пометить на карте эту страну флажком.

3гр.История велосипедов

Где появились велосипеды?

Какие они были раньше?

Чем отличаются от сегодняшних?

Демонстрация (на столе фото велосипедов разных времен, продемонстрировать их эволюцию)

4 группа

Работа со словом – объясните значение этих слов:

ПАУК в тексте так называют велосипед, как вы думаете, почему?

КОСТОТРЯС – как в русском языке мы называем это слово?

по отношению к чему оно употребляется в тексте? почему?

ГРАВИЙ-что это? Можно обратиться к словарю

ГРОМОЗДКИЙ- подберите синонимы (фото паука и ассоциации с ним).

Патент- обратитесь к словарю.

5 гр.

Кем работал Джон Данлоп?

Почему возникла мысль усовершенствовать велосипед?

Чем закончилась 1 попытка?

Найдите в тексте, какими качествами должен был обладать человек, садящийся на велосипед (сила слона и ловкость обезьяны)

Найдите в тексте, как животные реагировали на шум от грохота велосипеда?

Какой вывод можно сделать?

Каковы отношения между отцом и сыном? Что двигало Джоном Данлопом? написать на листочках слова-чувства

6гр.Найдите в тексте, что  вы узнали о физических свойствах воды и воздуха (воздух легче воды, следовательно, и велосипед станет гораздо легче),подумайте, почему на шине, надутой даже водой, легче ездить по дороге, посыпанной гравием? Найдите, где еще используется воздух в технических вещах?

Каждая группа отвечает на поставленные вопросы.

Рефлексия

Что вам понравилось на уроке?

О чем вам было интересно узнать?

О чем вы расскажете сегодня своим родителям, что могло бы их удивить?

Назовите несколько слов, которые были главными на уроке?

 5 этап урока

Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу.

С каким произведением познакомились?

К какому виду литературных текстов оно относится? Почему?

О каком всемирном изобретении вы узнали?

-А у кого из вас есть велосипед?

- Какие правила вы должны соблюдать?

6 этап урока

Полезен ли был вам урок? Получили ли вы что-то новое для себя?

Каждый готовит вопрос по тексту.

7Выставление оценок

Индив.работа

Ответы на вопросы

Таблица по подготовке к ответу

Вся  работа будет обязательно оценена

8 ДЗ

Что выпускают под маркой «Данлоп»?

Рассказать об изобретении.

1 группа

Рассказать о времени, о котором говорится в тексте по плану:

1 О каких годах какого века идет речь? Указать на карте табличку «События рассказа «О том, как «обули» велосипед» (отвечает первый ученик)

2 Найти в интернете и распечатанной для вас литературе, что было изобретено еще 19 веке.Рассказать 2-3 предложения об этом. Можно продемонстрировать картинки и вывесить их при ответе на доске.(отвечает второй ученик)

3Заполнить таблицу о вкладе каждого в подготовку ответа.

4 Решить, кто будет отвечать.У вас в группе это 2 человека.

2 группа

Рассказать о стране, в которой происходят события по плану:

1 Где находится, рядом с каким островом. Продемонстрировать флаг и закрепить на карте при ответе (первый ученик)

2 Найти в источниках или интернете особенности природы Северной Ирладндии. (второй человек)

3Рассказать об известных людях Северной Ирландии и открытиях, сделанных в Северной Ирландии. Продемонстрировать фото (если нужно).(3 человек)

3 группа

История появления и усовершенствования велосипедов.

1 Где и когда появился велосипед, каким он был (1 человек)

2 Интересные факты о велосипедах,использовать картинки. Продемонстрировать их при ответе.(второй человек)

4 группа

Работа со словом

1 Определить значение слов «громоздкий» и написать на листочке синоним.Определить значение слова гравий,патент.(первый человек)

2Найти в тексте, как называли раньше велосипеда и объяснить почему.Использовать фото , провести ассоциации.

Объяснить слово «костотряс» - почему это слово в русском языке называется сложным.(второй человек)

5 группа

Работа по тексту.

1 Кем работал Джон Данлоп?Как отец хотел порадовать сына?Какие чувства он испытывает, чтобы решить ситуацию?Написать на листочках большими буквами.(первый человек)

2 Что свидетельствует о том, что грохот от велосипеда был ужасный.Найти предложение в тексте.

Какими качествами должен был обладать человек, чтобы взобраться на велосипед.Найти в тексте предложение.(второй человек)

6группа

Рассказать, какие свойства воздуха пригодились Джону Данлопу ,чтобы изготовить шины.Найти в тексте.Сравнить со свойствами воды.(первый человек)

Найти в интернете или источниках, в каких технических вещах используется воздух .Показать картинки.

(второй человек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...