Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России". 2022
рабочая программа по чтению (3 класс)

Костинец Галина Алексеевна

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России". 2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu._3_klass.docx58.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

муниципального образования города Братска

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол №_______

от  _______________

Руководитель ШМО

Большешапова В.В.

__________________

РЕКОМЕНДОВАНО:

на заседании МС

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол № _______

от  _______________

Зам. директора по УМР

 Волохова Н.Н.

 ___________________

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора

 по УВР

МБОУ «СОШ № 46»

Лола В.А.

_________________

УТВЕРЖДАЮ:

 

Приказ № ________

от _______________

Директор

МБОУ «СОШ № 46»

Побойко А.В.

_________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Литературное чтение»

для обучающихся 3б класса

на 2021-2022 учебный год

Образовательная область: русский язык и литературное чтение

Составитель:

Костинец Г.А.                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                     высшей квалификационной                                                                                                   категории

Братск

2021 г.

На изучение литературного чтения  в 3 классе выделяется 102 часа (по 3 часа в неделю, 34 учебных недели)

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

 «Литературное  чтение». Учебник для 3 класса. В 2 частях. Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий др.- М.:  «Просвещение», 2021 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение обучающимися 3 класса  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?),  связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях добро и злокрасиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Содержание учебного предмета

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. Первопечатник Иван Федоров. Урок – путешествие в прошлое.

Устное народное творчество

Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Сивка – бурка». Художники - иллюстраторы В. Васнецов и И.Билибин. КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 1  

Проект «Как научиться читать стихи». Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Ф. Тютчев «Листья». А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». И. Никитин «Встреча зимы». И. Суриков «Детство». И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Путешествие в Литературную страну.

Великие русские писатели

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». А. Пушкин. Лирические стихотворения. А. Пушкин «Зимнее утро». А. Пушкин «Зимний вечер». А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. И. Крылов «Мартышка и Очки». И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». И. Крылов «Ворона и Лисица». М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». М. Лермонтов «Утёс», «Осень». Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Л. Толстой «Акула». Л. Толстой «Прыжок». Л. Толстой «Лев и собачка». Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.  Литературный праздник.

Поэтическая тетрадь 2  

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К. Бальмонт «Золотое слово». И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).

Литературные сказки  

Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка). Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В. Гаршин «Лягушка- путешественница. В. Одоевский «Мороз Иванович». КВН (обобщающий урок).

Были-небылицы  

М. Горький «Случай с Евсейкой». К. Паустовский «Растрепанный воробей». А. Куприн «Слон». Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».

Поэтическая тетрадь 1

С.Черный «Что ты тискаешь утенка?» С. Черный «Воробей», «Слон». А. Блок «Ветхая избушка». А. Блок «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черемуха». Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Люби живое  

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В. Белов «Малька провинилась». В. Белов «Еще раз про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б. Житков «Про обезьянку». В. Дуров «Наша Жучка». В. Астафьев «Капалуха». В. Драгунский «Он живой и светится…». Урок-конференция «Земля – наш дом родной».

Поэтическая тетрадь 2  

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». А.Барто «Разлука». А. Барто «В театре». С. Михалков «Если», «Рисунок». Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». «Крестики-нолики» (обобщающий урок).

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения. А. Платонов «Цветок на земле». А. Платонов «Еще мама». М. Зощенко «Золотые слова». М. Зощенко «Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача». Н. Носов «Телефон». В.Драгунский «Друг детства». Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

По страницам детских журналов

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. Ермолаев «Проговорился». Ю. Ермолаев «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы». Г. Остер «Как получаются легенды». Р.Сеф «Веселые стихи». Читательская конференция «По страницам детских журналов».

Зарубежная литература

Мифы Древней Греции. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн – ринг» (обобщающий урок).

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество уроков

Дата

Устное народное творчество (13 ч)

1

Введение в тему. Рубрика «Что уже знаем и умеем»: определение учебных задач темы. Понятие «волшебная сказка».

1

2

Рубрика «В мире книг»: как найти книгу в библиотеке. Устная беседа на тему, какую книгу советуем прочитать.

1

3

Особенности языка русских народных песен. Русские народные песни.

1

4

Докучные сказки. Устное сообщение на тему. Развитие речи: сочинение докучных сказок.

1

5

Герои сказки. Рассказываем о героях русской народной сказки. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

6

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

7

Особенности построения русской волшебной сказки. Сказка «Иван-царевич и Серый волк».

1

8

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

1

9

Рубрика «Как хорошо уметь читать»: оценка чтения и понимания текста. Сказка «Сивка-бурка».

1

10

Сказка «Сивка-Бурка».

1

11

Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. Качества характера героя волшебной сказки.

1

12

Рубрика «Наши проекты»: сочиняем волшебную сказку.

1

13

Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы.

1

Поэтическая тетрадь  (7 ч)

14

Введение в тему: поэтическая тетрадь. Рубрика «Что уже знаем и умеем». Определение учебных задач по теме. Понятие «средства художественной выразительности».

1

15

Рубрика «В мире книг»: сборники произведений о природе. Учимся составлять список книг.

1

16

Использование средств художественной выразительности. Ф. Тютчев «Листья». А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».

1

17

Слово как средство создания образа. И. Никитин «Встреча зимы».

1

18

Учимся находить слова, с помощью которых поэт описывает и оживляет природу. И. Суриков «Детство», «Зима».

1

19

Учимся наблюдать за словами, с помощью которых автор создает картину зимы. Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…».

1

20

Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы.

1

Великие русские писатели (20 ч)

21

Введение в тему: Великие русские писатели. Рубрика «Что уже знаем и умеем»: определение учебных задач раздела. Работаем с учебным текстом: как подготовить рассказ о герое.

1

22

Рубрика «В мире книг»: вспоминаем художников-иллюстраторов.

1

23

Учимся находить информацию о поэте. А. С. Пушкин. Устное сообщение на тему.

1

24

Учимся определять особенности творчества поэта. А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», «Опрятней модного паркета…», «В тот год осенняя погода стояла…».

1

25

Учимся определять особенности творчества поэта. А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», «Опрятней модного паркета…», «В тот год осенняя погода стояла…».

1

26

Описание картины зимнего утра. Средства художественной выразительности. А. С. Пушкин «Зимнее утро».

1

27

Сравнение стихотворений по настроению. А. С. Пушкин «Зимний вечер».

1

28

Составляем план сказки. Рассказываем о героях сказки. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1

29

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1

30

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1

31

Устное сочинение. И. А. Крылов – великий баснописец.

1

32

Что такое юмор. И. А. Крылов. Басня «Мартышка и Очки».

1

33

Роль крылатых выражений в художественном тексте. И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

1

34

Подготовка сообщения о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт.

1

35

Использование художественных приёмов для создания настроения. М. Ю. Лермонтов «Утес», «Горные вершины…», «На севере диком…».

1

36

Подготовка устного сообщения о Л. Н. Толстом. Л. Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л. Н. Толстого.

1

37

Знакомимся с текстами – описанием и рассуждением. Структура текстов. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве?», «Куда девается вода из моря?».

1

38

Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. Л. Н. Толстой «Акула». Устное сообщение: как я поступаю в ответственной ситуации.

1

39

Рубрика «Как хорошо уметь читать»: оценка чтения и понимания текста. Л. Н. Толстой «Прыжок».

1

40

Рубрика «Проверим себя». Проведение контрольной работы.

1

Литературные сказки (10 ч)

41

Введение в тему: литературные сказки. Рубрика «Что уже знаем и умеем». Определение учебных задач по теме. Понятие «аннотация».

1

42

Рубрика «В мире книг»: классификация книг по теме. Пишем аннотацию к книге.

1

43

Герои сказки. Характер героя. Отношение автора к герою. Д. МаминСибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

44-45

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые         Глаза,         Короткий Хвост».

2

46

Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. Работа работе рознь. В. Одоевский «Мороз Иванович».

1

47

В. Ф.         Одоевский.         «Мороз Иванович».

1

48

Рубрика «Как хорошо уметь читать»: оценка чтения и понимания текста. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

49-50

Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы.

2

Были-небылицы (7 ч)

51

Введение в тему. Рубрика «Что уже знаем и умеем»: определение учебных задач раздела. Работа с учебным текстом: как составить план.

1

52

Рубрика «В мире книг»: составляем отзыв на книгу.

1

53

Выборочный пересказ. Рассказ о герое. М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

54

Творческий пересказ. Пересказ от лица героя. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

55

Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. Притча «Что побеждает?».

1

56

Рубрика «Как хорошо уметь читать»: оценка чтения и понимания текста. А. Куприн «Слон».

1

57

Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы.

1

Поэтическая тетрадь  (7 ч)

1

58

Введение в тему: поэтическая тетрадь. Рубрика «Что уже знаем и умеем»: определение учебных задач раздела. Работа с учебным текстом: как выучить стихотворение наизусть.  

1

59

Рубрика «В мире книг»: работа с оглавлением (содержанием) книги. Поиск книг в библиотеке.

1

60

Учимся находить слова, с помощью которых автор описывает героя и выражает отношение к нему. С. Чёрный «Воробей», «Слон», «Что ты тискаешь утенка…».

1

61

Слово как средство создания картины происходящего. А. Блок «Сны», «Ворона».

1

62

Рубрика «Поговорим о самом главном»: М. Пришвин «Моя Родина». Беседа на нравственную тему.

1

63

Рубрика «Как хорошо уметь читать»: С. Есенин «Черемуха». Самостоятельное чтение. Оценка чтения и понимания текста

1

64

Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы.

1

Люби живое (9 ч)

65

Введение в тему. Рубрика «Что уже знаем и умеем». Определение учебных задач урока. Работа с учебным текстом «рассказ».

1

66

Рубрика «В мире книг»: работа с выставкой. Подготовка аннотации на книгу В. Бианки «Лесная газета».

1

67

Составляем рассказ о главном герое. И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

68

Герой рассказа. Отношение автора к герою произведения. В. Белов «Про Мальку», «Еще раз про Мальку».

1

69

Поступок героя. Учимся высказывать свое мнение о поступке. В. Драгунский «Он живой и светится…».

1

70

Рубрика «Поговорим о самом главном»: В. Астафьев «Капалуха». Беседа на нравственную тему.

1

71

Рубрика «Поговорим о самом главном»: В. Астафьев «Капалуха». Беседа на нравственную тему.

1

72

Рубрика «Как хорошо уметь читать»: самостоятельное чтение. Оценка чтения и понимания текста. Б. Житков «Про обезьянку».

1

73

Рубрика «Проверим себя». Проведение контрольной работы.

1

Поэтическая тетрадь  (8 ч)

74

Введение в тему: Поэтическая тетрадь. Рубрика «Что уже знаем и умеем»: определение учебных задач раздела. Работа с учебным текстом; как сочинить стихотворение.

1

75

Рубрика «В мире книг»: работа с выставкой. Составление сборника «Любимые стихи детства».

1

76

Художественные приемы создания стихотворения. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».

1

77

Отношение автора к герою. Учимся высказывать свое отношение к герою. А. Барто «Разлука», «В театре».

1

78

Что такое фантазия и воображение? Как они помогают создать стихотворение? С. Михалков «Если».

1

79

Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. М. Дружинина «Мамочка – мамуля…». В. Бокова «Родина – слово большоебольшое…».

1

80

Рубрика «Как хорошо уметь читать»: самостоятельное чтение. Оценка чтения и понимания текста. Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

81

Рубрика «Наши проекты»: составляем сборник стихотворений. Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы.

1

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (13 ч)

82

Введение в тему. Рубрика «Что уже знаем и умеем»: определение учебных задач раздела. Работа с учебным текстом: «тема», «главная мысль».

1

83

Рубрика «В мире книг»: работа с выставкой. Создание сборника книг на тему.

1

84

Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

1

85

Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»

1

86

Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники».

1

87

Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники».

1

88

Создание комических ситуаций. Н. Носов «Федина задача».

1

89

Создание комических ситуаций. Н. Носов «Федина задача».

1

90

Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. А. Платонов «Цветок на земле».

1

91

Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. А. Платонов «Цветок на земле».

1

92

Рубрика «Как хорошо уметь читать»: самостоятельное чтение. Оценка чтения и понимания текста. Н. Носов «Телефон».

1

93

Рубрика «Как хорошо уметь читать»: самостоятельное чтение. Оценка чтения и понимания текста. Н. Носов «Телефон».

1

94

Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы.

1

Зарубежная литература (8 ч)

95

Введение в тему: зарубежная литература. Рубрика «Что уже знаем и умеем»: определение учебных задач раздела. Что такое переводная литература?

1

96

Рубрика «В мире книг»: работа в библиотеке. Создание читательского дневника.

1

97

Составление отзыва ни книгу. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

98-99

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

2

100

Рубрика «Проверим себя». Обобщение по курсу литературного чтения.

1

101

Проведение итоговой контрольной работы по литературному чтению.

1

102

Анализ работы. Постановка учебных задач на следующий учебный год.

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....