урок литературного чтения В гости к Ямалу
методическая разработка по чтению (3 класс)
Формирование смыслового чтения, умение понимать и анализировать прочитанное. Познакомить с бытом народов севера и особенностями жизни региона Ямал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по литературному чтению | 40.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов: Ветошкина Т.П.
Класс – 3
Предмет – литература.
Урок – урок открытия нового знания.
Тема урока: В гости к Ямалу.
Тип урока – комбинированный урок
Цели: закрепление работы с текстом по развитию смыслового чтения, умения понимать и анализировать прочитанное. Формирование интереса к изучению быта народов севера и особенностями жизни региона Ямал.
Образовательные: обобщить знания о тексте, понимать содержание прочитанного, формировать умение пересказать текст и отвечать на вопросы по тексту, отстаивать свою точку зрения, умение выделять тему и главной мысли произведения, различать типы текстов.
Развивающие:
- расширить кругозор чтения учащихся, развить познавательный интерес;
- развить умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;
- формировать связную устную речь учеников;
- способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности, логического мышления, воображения;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитать у учащихся умения работать парами, слушать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: листы с заданиями, интерактивная доска, тетради для работы с текстом.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Познавательные УУД:
Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, изученного ранее материала; обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа информации делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слушать, понимать других и дополнять ответ в случае необходимости; оформлять свои мысли в речевое высказывание, при необходимости доказывать, обосновывать свою точку зрения. Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, коллективизма, самостоятельности и дисциплины.
Регулятивные УУД:
Формирование умения ставить цели, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, определять методы достижения цели, оценивать процесс и результат деятельности.
Личностные УУД:
Формирование мотивационной основы учебной деятельности, развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, воображения, внимания, обобщить жизненный опыт учеников.
Ход урока.
- Орг. Момент (2 минуты)
Учитель
Добрый день, дорогие ребята!
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок!
Слушайте внимательно,
Трудитесь старательно.
Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели!
Вы подарили друг другу улыбку, а с хорошим настроением даже самая тяжёлая работа делается легко и просто.
- Актуализация знаний. (5-7 минут)
Учитель - Прочитайте текст на доске и определитесь о чём мы будем говорить на уроке. Вставьте пропущенные буквы. В первом предложении найдите грамматическую основу. Ученики знакомятся с текстом.
На Ямале дуют снежные в..тра.
На Ямале день к..роткий, ночь дл..нна.
Ханты, русский, ненец и селькуп –
На Ямале люди гордые ж..вут.
Ловят рыбу и п..сут ст..да,
Добывают газ и нефть и строят г..рода.
(К. Алеменкова)
Ученики примерный ответ: о жизни северных народов, о их быте.
- Мотивация и открытие темы урока.(5-7 минут)
У. – прежде, чем вы возьмёте листы с заданиями давайте вспомним, что такое текст. Работа в квизлет на соотношение понятий.
https://quizlet.com/671237942/match
И какие типы текстов бывают. Работа в квизлет на соотношение понятий.
У. – а теперь возьмите на партах синие листы с заданиями и прочитайте две записи. Определитесь где текст. Ответ обоснуйте.
Первая запись:
Газовые месторождения Ямала отличаются большей глубиной залегания по сравнению с другими. Морошка — как хамелеон, три раза меняет цвет. Созревает морошка как бы «наоборот» — сначала краснеет, а потом желтеет. Оленеводы обнаружили воронки в земле. Брендами Ямала по праву считают оленину и рыбу.
Вторая запись:
На языке коренного населения Ямал означает «конец земли» – от соединения слов «Я» (земля) и «мал» (конец). Полуостров, расположен близ Северного Полярного круга. Коренные жители сегодня, как и века назад, продолжают кочевать по тундре со стадами оленей. Это животное считается здесь священным, для коренного населения. Олени – это дом, пища, тепло и транспорт.
Ученики читают и делают вывод, что вторая запись является текстом, потому что все предложения объединены общей темой и связаны между собой по смыслу.
У. – сформулируйте тему урока.
Уч. – работа с текстом, изучение теста о жизни северных народов.
- Основная часть. (10 – 15 минут)
У. – возьмите белые листы с заданиями и прочитайте текст. Ученики читают текст вслух – 2-3 ученика.
Послышался шум, будто налетел ураган. А заснеженные кедры оставались неподвижными. И тут из-за холма на лёд реки выкатилось оленье стадо. Стоял гул копыт. Потрескивали рога, ударялись о рога соседа.
Позади стада понеслись пастухи на своих лёгких нартах, не давая оленям разбежаться в стороны. Никогда я не мог бы подумать, что на санках можно перелетать через кусты, камни и поваленные деревья.
Через два месяца мы научились ездить на оленях. Но ездили гораздо хуже наших хозяев. Научились чум разбирать и ставить. И ещё научились покрикивать. Но не было в моём крике удали. Но мой друг, пятилетний Лёнька, сказал:
- Ничего. Поживёшь ещё, научишься.
А. Старостин
У. – о чём этот текст? Что нового узнали? Определите тему текста.
Уч. – примерный ответ о кочевой жизни северных народов. Узнали новое, что они пасут оленье стадо на нартах, живут в переносных и разборных домах. Тема текста – это о ком или о чём говорится в тексте. Тема текста – пастухи.
У. – мы уже вспомнили, какие типы текстов бывают, давайте ещё раз напомним признаки каждого типа текста.
Уч. – повествование – рассказ о чём-либо или смена последовательных событий, можно сделать несколько кадров. Вопрос к тексту: что случилось, что произошло?
Описание – описание какого-либо предмета. Много прилагательных. Вопрос: какой, какие, какая? Как выглядит? В чём особенность?
Рассуждение – в тексте есть вопрос или утверждение. В основной части делается доказательство. Завершается текст выводом. Вопрос: Почему? Что из этого следует?
Тренируемся в определении типов текстов.
Уч. – как можно озаглавить текст? Что отражается в заглавии?
Уч. – в заглавии отражается либо тема текста, либо его главная мысль. Примерные варианты заголовков: пастухи, оленье стадо, жизнь оленеводов, жизнь кочевников, кочевые народы и т.д.
У. - Подбери к данным словам антонимы и синонимы. Прежде чем мы начнём выполнять задание давайте дадим определение антонимов и синонимов.
Уч. – антонимы – слова противоположные по значения. Например, большой – маленький; синонимы – слова близкие по значению – друг – товарищ.
Антонимы:
Лёгкие - тяжёлые
Поставить чум – убрать, разобрать
Разбить - собрать
Кричать - молчать
Синонимы:
Ураган – ветер
Холм – гора
Нарты – санки
Чум – дом
У. – восстановите последовательность пунктов плана. На сколько частей можно разделить текст?
Уч. – на три. Вступление, Основная часть и Заключительная часть или Концовка.
Мы кое-чему научились.
Олени разбежаться не смогут.
Появление оленьего стада.
Уч. - 3,2,1.
У. – Объясните, как вы понимаете выражения:
Выкатилось оленье стадо - _________________________
Научились чум разбирать и ставить - ____________________
Уч. – примерный ответ для первого предложения – появилось оленье стадо, для второго предложения – разбирать и собирать переносной дом кочевников.
5. Разминка.
У. – какие вы молодцы предлагаю отдохнуть и провести разминку.
6. Закрепление и проверка усвоения знания.
У. – Вот мы и отдохнули, давайте проверим, насколько вы внимательно читали текст и ответим на тестовые вопросы:
Ученики выполняют тестирование. Приложение презентация к уроку.
6.Подведение итогов урока.
Что нового узнали для себя? Что показалось самым интересным? Что было сложно?
7.Рефлексия.
Возьмите из конверта руку и покажите класс, если у вас всё получилось, и вам понравился урок. Если вам было сложно на уроке, и вы ничего не поняли, опускаем ручку вниз.
Первая запись:
Газовые месторождения Ямала отличаются большей глубиной залегания по сравнению с другими. Морошка — как хамелеон, три раза меняет цвет. Созревает морошка как бы «наоборот» — сначала краснеет, а потом желтеет. Оленеводы обнаружили воронки в земле. Брендами Ямала по праву считают оленину и рыбу.
Вторая запись:
На языке коренного населения Ямал означает «конец земли» – от соединения слов «Я» (земля) и «мал» (конец). Полуостров, расположен близ Северного Полярного круга. Коренные жители сегодня, как и века назад, продолжают кочевать по тундре со стадами оленей. Это животное считается здесь священным, для коренного населения. Олени – это дом, пища, тепло и транспорт.
Первая запись:
Газовые месторождения Ямала отличаются большей глубиной залегания по сравнению с другими. Морошка — как хамелеон, три раза меняет цвет. Созревает морошка как бы «наоборот» — сначала краснеет, а потом желтеет. Оленеводы обнаружили воронки в земле. Брендами Ямала по праву считают оленину и рыбу.
Вторая запись:
На языке коренного населения Ямал означает «конец земли» – от соединения слов «Я» (земля) и «мал» (конец). Полуостров, расположен близ Северного Полярного круга. Коренные жители сегодня, как и века назад, продолжают кочевать по тундре со стадами оленей. Это животное считается здесь священным, для коренного населения. Олени – это дом, пища, тепло и транспорт.
Послышался шум, будто налетел ураган. А заснеженные кедры оставались неподвижными. И тут из-за холма на лёд реки выкатилось оленье стадо. Стоял гул копыт. Потрескивали рога, ударялись о рога соседа.
Позади стада понеслись пастухи на своих лёгких нартах, не давая оленям разбежаться в стороны. Никогда я не мог бы подумать, что на санках можно перелетать через кусты, камни и поваленные деревья.
Через два месяца мы научились ездить на оленях. Но ездили гораздо хуже наших хозяев. Научились чум разбирать и ставить. И ещё научились покрикивать. Но не было в моём крике удали. Но мой друг, пятилетний Лёнька, сказал:
- Ничего. Поживёшь ещё, научишься.
А. Старостин
Послышался шум, будто налетел ураган. А заснеженные кедры оставались неподвижными. И тут из-за холма на лёд реки выкатилось оленье стадо. Стоял гул копыт. Потрескивали рога, ударялись о рога соседа.
Позади стада понеслись пастухи на своих лёгких нартах, не давая оленям разбежаться в стороны. Никогда я не мог бы подумать, что на санках можно перелетать через кусты, камни и поваленные деревья.
Через два месяца мы научились ездить на оленях. Но ездили гораздо хуже наших хозяев. Научились чум разбирать и ставить. И ещё научились покрикивать. Но не было в моём крике удали. Но мой друг, пятилетний Лёнька, сказал:
- Ничего. Поживёшь ещё, научишься.
А. Старостин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"
Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова». Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...
Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс
конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок литературного чтения . 4 класс . В гостях у сказки.
За что мы так любим сказки? Почему их читают люди разного возраста ? На какие вопросы могут дать ответы сказки?...
Проект урока литературного чтения "В гостях у сказки" (+ презентация)
Данный материал был использован мною для открытого урока во 2 классе...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....
Презентация к уроку литературное чтение «В гостях у сказки»
«В гостях у сказки»Цель:- знакомство с особенностями сказок....
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....