Проект урока литературного чтения "В гостях у сказки" (+ презентация)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Смирнова Елена Юрьевна

Данный материал был использован мною для открытого урока во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.77 КБ
Файл v_gostyah_u_skazki.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Проект урока литературного чтения во 2 классе с использованием интерактивного оборудования

1. Общая часть

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомить с литературоведческим понятием «бытовая сказка», выделять особенности бытовой сказки, повторить виды сказок (литературные и народные: бытовые, волшебные, о животных),

сравнить сказки (бытовую и волшебную), назвать отличительные признаки, заполнить таблицу, уметь составлять модель к данной сказке, определить структуру текста,

П. Формировать умения ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Р. Развивать навыки целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Развитие навыков: публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Проявление интереса к жанру сказки.

Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев сказки.

Формирование творческого отношения к процессу выбора и выполнения задания.

Осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребенка норм поведения, категорий добра и зла.

Цель урока

Формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра с выраженной спецификой художественного видения ее народом.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, индивидуальные нетбуки, документ-камера.

Учебное оборудование

1) Литературное чтение: 2класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях/ Л.А.Ефросинина. – 6-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

2) Литературное чтение: 2класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях /Л.А.Ефросинина. . – 5-е изд., дораб.– М.: Вентана – Граф, 2012.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

1. Русская народная сказка «У страха глаза велики»

2. Музыкальное произведение (отрывок): «В гостях у сказки»

3. Иллюстрации учебника (увеличенные через документ-камеру).

4. Презентация с использованием иллюстраций обложек различных видов сказок.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группах.

Технология изучения темы

  1. Организационный момент.

  Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, чтобы весь урок  у вас было хорошее настроение и тихо садитесь.

  1.  Самоопределение к деятельности.

Ситуативные задания

Задание 1 (читает учитель под тихую музыку).

О чём-то скрипит половица

И спице опять не спится,

Присев на кроватки, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица

По комнате бродит сказка….

Как вы уже догадались, мы начинаем новый большой раздел…

Какой? Подскажите мне (мир сказок).

Правильно.  А теперь давайте вспомним всё, что вы знаете о сказках.

Задание 2 (презентация).

Вопросы к уроку и по презентации

  • Что такое сказка?
  • На какие две группы делятся все сказки?  Заполните пропуски в схеме.
  • А какими бывают и литературные и народные сказки? Заполните пропуски в схеме.
  • Чем отличаются литературные сказки от народных сказок?
  • Чем похожи народные сказки с литературными сказками?
  • А теперь проведём  викторину по сказкам и посмотрим, как вы знаете и умеете различать принадлежность к их видам.

  1. Изучение нового содержания.

Учебные задания и методы работы с информацией

Ребята, а много ли сказок не свете? (ответы детей).

Правильно. Попробуйте сосчитать звёзды на небе, или капли в море, или деревья в лесах…

Вот сколько сказок на свете!

Задание 1 (работа с пословицей-заголовком).

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики»

Каким жанром фольклора является заголовок этой сказки? А что такое пословица?

Как вы её понимаете?

А теперь посмотрите на иллюстрацию и попробуйте угадать героев этой сказки. Перечислите их. (Через документ-камеру учитель показывает картинку из учебника).

Задание 2 (чтение сказки).

А сейчас прочитаем, используя комбинированное чтение. Следим по тексту с простым карандашом в руках. Слушая, думаем  к какому виду: волшебная, бытовая, о животных относится русская народная сказка «У страха глаза велики»

Какая же это сказка: волшебная, бытовая, о животных? Вам понравилась? А было ли вам страшно? А какое чувство или состояние вас сопровождало? Отчего вам было смешно?

Задание 3 (словарная работа: слайды из презентации + объяснение непонятных слов).

Задание 4.

Прочитайте начало сказки.

  • Угадали ли вы героев сказки?
  • Как звали бабушку?
  • Как звали внучку? …Мышку?...Курочку?
  • Чем они занимались?
  • Что с  ними произошло?
  • Найдите и зачитайте отрывок, который описывает, что каждому из водоносов привиделось, что каждый увидел?

- бабушка

- внучка

- курочка

- мышка

  • Что увидел зайчик? Что ему привиделось?
  • Ребята, а почему каждый увидел что-то своё? (не знали, не поняли, не разобрались)
  • Действительно всё было так страшно?

Так и в жизни бывает страшно, когда в чем-то не разобрался. А что бы не было так страшно, надо всегда постараться выяснить причину страха.

ФИЗМИНУТКА (Винокур «Танцуем сидя»).

  1. Диагностика качества освоение темы

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задание 1 (работа на нетбуках – с/р.; работа с моделями).

А сейчас самостоятельная работа. Используя компьютеры и, работая в парах, составьте модель обложки к сказке «У страха Глаза велики».

Напоминаю: 1 вариант включает компьютер, 2 вариант выбирает программу paint, а далее, сообща распределите кто, что будет указывать на моделях. (У учителя модель изображена на интерактивной доске.) 

- Я посмотрела Ваши модели. Теперь Вы посмотрите на мою. Посигнальте зеленым светофором у кого точная модель…

Давайте докажем свой выбор. О чем говорит выбранная фигура - круг? Почему синий цвет? Молодцы. Верно.

Задание 2 (чтение по ролям).

Эту сказку можно прочитать по ролям. Когда мы читаем по ролям, что должны показать и передать  читающие? (интонацию, настроение, характер героев). Прочитаем 2 часть.

Задание 3 (работа с пословицами).

Ребята, на доске пословицы. Прочитайте их молча и подумав, скажите: Какие из них можно отнести к нашей сказке? Ребята, сказка всегда чему-то учит. Недаром говорят: сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок. А эта сказка чему Вас научила?

Задание 4 (работа в группах).

Разбиваемся на привычный состав групп по  7  чел. Задача каждой группы заполнить таблицу. Таблица имеет 4 колонки, каждую из которых вы должны заполнить, а затем, подумав,  доказать, почему каждый из героев испугался именно то, что описывается  в сказке. После выполнения работы учитель спрашивает: «Какой атрибут был у бабушки - то есть то, с чем она ходила за водой? Откуда она брала воду? Её объект страха? Почему у бабушки большой объект страха?» (и так о каждом герое).

  1. Рефлексивная деятельность

Самоанализ и самооценка учеников.

А сейчас попробуем реально оценить свою работу на уроке и свои добытые знания.

Кому на уроке было интересно и все понятно, кто доволен собой, посигнальте зеленым светофором. Не все понятно и не очень интересно – желтым. Кому было сложно, есть ещё над чем поразмыслить, многое непонятно – красным.

  1. Домашнее задание (на выбор – дифференцированно)
  1. Сочинить свою бытовую сказку.
  2. Найти другую бытовую сказку, прочитать ее и нарисовать к ней иллюстрацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Литературное чтение

Слайд 2

2 Сказка – жанр повествовательной литературы с фантастическим вымыслом; произведение в прозе или в стихах. Что такое сказка?

Слайд 3

Сказки

Слайд 4

Чем литературные сказки отличаются от народных? 4 Народные сказки создаются народом . Литературные сказки сочиняют авторы .

Слайд 5

Чем литературные сказки похожи на народные? бытовые сказки Животные изображаются по-особому Чудеса Смелые, трудолюбивые герои. Необычные, часто смешные ситуации.

Слайд 6

ВИКТОРИНА

Слайд 7

Какие сказки являются русскими народными ? «Лиса и заяц» «Елена Премудрая» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» « Цветик-семицветик » «Две пословицы» «Гадкий утенок»

Слайд 8

Какие сказки являются авторскими ? «Кто лучше?» «Две лягушки» «Снежная королева» «По щучьему веленью» « Айога » «Кот, петух и лиса»

Слайд 9

Колода – это бревно с выдолбленной серединой, используемое как корыто.

Слайд 10

Колодец – это укрепленная срубом узкая, глубокая яма для получения воды.

Слайд 11

Наперсток – это колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения пальцев от уколов иголкой.

Слайд 12

Русская народная сказка У страха глаза велики

Слайд 14

Молодцы! Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Презентация к уроку литературное чтение «В гостях у сказки»

«В гостях у сказки»Цель:- знакомство с особенностями сказок....

Урок-путешествие по литературному чтению "В гостях у сказки" (1 класс)

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ(конспект внеклассного занятия по литературному чтению в 1 классе) Цели: -прививать интерес к сказкам и литературе в целом; - развивать познавательную активность детей,...

Проект урока литературного чтения в 3 классе "Сказка о часах" Л.Петрушевской

Тема: "Понимание авторского замысла и идей,характеристика персонажей в сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах". Основной задачей урока является раскрытие авторского замысла на примере главных героев пр...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Разработка урока викторины по литературному чтению "В гостях у сказки"

Данный урок разработан для учащихся 2 классов....

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....