Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)
С.Михалков стихотворения "Мой секрет","Сила воли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mihalkov.docx | 37.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Копанищенская средняя общеобразовательная школа"
Технологическая карта урока
литературного чтения
Тема: С. Михалков "Мой секрет"
2 класс
Учитель: Пешкова Елена Александровна
Предмет: литературное чтение
Класс:2
Тема урока: С. И. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
Цели деятельности учителя: расширять читательский кругозор детей. Познакомить учащихся со стихотворениями С.В. Михалкова «Мой секрет» «Сила воли»; развивать умение подтверждать свое мнение выдержками из текста; развивать ассоциативное мышление и творческие возможности детей.
Планируемые результаты:
- Личностные: воспитывать интерес к чтению, внутреннему миру человека, чувства дружбы, товарищества; развивать критическое мышление, внимание, память, речь, умение формулировать проблему.
- Предметные: познакомиться с биографией писателя С. И. Михалкова; учиться различным видам работы с текстом, анализировать прочитанное.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч), учебная презентация, карточки для оформления доски, иллюстрации к стихотворению С. Михалкова "Дядя Стёпа", карта, карточки для работы в группах, книги для выставки.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. А урок у нас сегодня необычный. Проведу его я. Зовут меня Пешкова Е.А. | ||
II. Актуализация необходимых знаний. Постановка проблемы. III. Мотивация познавательной деятельности. Постановка темы урока. | -Ребята, а вам нравится разгадывать ребусы, отгадывать загадки? Тогда посмотрите, пожалуйста, на этот коллаж и попытайтесь определить, с именем какого человека связаны все эти фрагменты? - Расшифровать имя этого человека нам поможет следующая загадка ЙЕГРЕС ЧИВОРИМИДАЛВ ВОКЛАХИМ - Это Сергей Владимирович Михалков (портрет) (Возвращаемся к коллажу, выясняем что детям известно и знакомо) Нам известны некоторые стихи этого поэта. (какие?) В настоящий момент мы смогли расшифровать не все загадки этого коллажа, но мы вернемся к нему еще раз в конце нашего урока. И сможем ответить оставшиеся вопросы. Так необычно (с загадок, секретов) начался наш урок. А есть ли у вас ваши собственные секреты? И стихотворение С.В. Михалкова, с которым мы сейчас познакомимся, тоже называется «Мой секрет» - Что означает слово «секрет»? (Что-то, что никому не рассказывают, не показывают; тайна – синоним) - Сделайте предположение, о чём это стихотворение? (О секрете, который хочет рассказать автор). - Попробуем сформулировать учебную задачу нашего урока, какое открытие нам предстоит сделать? (Открыть секрет С. Михалкова) -Какие цели мы перед собой поставим? - (Поговорим о секрете великого поэта С.Михалкова, будем учиться анализировать текст стихотворения) | Помогает сформулировать учебную задачу. | Высказывания учащихся Высказывания учащихся |
IV.Организация познавательной деятельности. | - Давайте, прослушаем аудиозапись стихотворения и попытаемся открыть секрет С. Михалкова.
- Поделитесь своими впечатлениями. - Что удивило? Что поразило? Что показалось интересным? - Кто является героем произведения? Повторное чтение - Прочитайте самостоятельно стихотворение про себя и найдите ответ на вопрос: «В какую страну приглашает нас автор?».
Страна Фантазий, Страна Проказ, Страна Затей, Держава Детства). Словарная работа - Что означает слово «держава»? (Могущественная страна, государство) - Попробуйте найти державу Детства на нашей карте мира. - На карте этой страны нет, а где тогда она находится? (В мыслях, в душе человека). | Организует работу в парах Организует беседу-рассуждение по содержанию, выборочное чтение. | Прогнозируют содержание произведения Постановка учебной задачи Слайд слова (карта мира) |
Физкульминутка | « | Выполнение действий | |
1.Выборочное чтение 2. Работа над выразительным чтением. Работа в группах. | Выборочное чтение - Каждый ли может попасть в эту страну, как об этом говорит поэт, зачитайте (2 строфа). - А что происходит с жителями этой страны, зачитайте (3 строфа). - Почему они «простились навсегда» со страной Детства? - А удалось ли С. Михалкову остаться в этой стране? Почему? Зачитайте (5 строфа) - Как вы понимаете, где это «тут» и «там»? - Как Михалкову удаётся попасть в страну Детства? Может он волшебник? - Как об этом говорит сам автор? (6 строфа). - Как помогает ему странный багаж: ручка, карандаш и бумага? (Его страна детства – в его душе. Поэт, став взрослым, не разучился удивляться, фантазировать, он любит озорные затеи и проказы. В душе он остался ребёнком, ему близок мир детей, поэтому он пишет стихи для детей и о детях) - Ребята, а каждый взрослый может попасть в страну Детства? Почему? - А сейчас поработаем в парах и выясним, какие чувства переживает автор в этом стихотворении. Перед вами словарь настроений подберите к каждому четверостишию нужное настроение и интонацию для чтения. Экспресс- конкурс чтецов. Чтение в наушниках. | Организует беседу-рассуждение по содержанию, выборочное чтение. Организует работу в парах. Организует отчёт групп (пар) | Читают, находят ответ на вопрос, высказывают своё мнение. Участвуют в беседе, высказывают своё мнение и выборочно зачитывают отрывки из текста. Учащиеся, используя словарь настроений (радость, грусть, тоска, гордость, восторг, счастье, сожаление и др), подбирают нужные отрывки. Представляют результаты работы: высказывают своё мнение, зачитывают отрывки из текста. |
.Организация познавательной деятельности. | А сейчас мы познакомимся с ещё одним стихотворением С. Михалкова. - Что такое воля? Сила воли в вашем понимании? Сергей Михалков неустанно работал над собой. Он посвящал вам, дети, все свое творчество и мечтал, чтобы и вы поступали также. - Нас ждет его откровенное признание Сл. работа: откровенно - Что значит откровенное признание? Чтение стихотворения С. Михалкова «Сила воли» учителем. Я откровенно признаюсь, Что в темноте я спать боюсь. Мне так и хочется вскочить И поскорее свет включить, Когда вокруг меня темно И занавешено окно.
Я чувства этого боюсь, Но силой воли с ним борюсь – Я говорю себе: «Лежи! Глаза закрытыми держи!» - Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему? И я лежу, лежу, лежу, Глаза закрытыми держу И засыпаю наконец. Ну, разве я не молодец! - Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться? А можно было бы начать С того, чтоб свет не выключать И, чтобы не было темно, Не занавешивать окно, И до утра при свете спать… Но так же можно трусом стать! - Почему автор решил не выключать свет, а побороть свой страх силой воли? - А как вы боретесь со своими страхами? Работа с иллюстрацией. - Что изобразил художник? - Какое выражение лица у героя? Почему? | ||
Первичное закрепление | Ребята,, обратите внимание. Это стихотворение можно разбить на 3 смысловые части (выразительное) чтение в соответствии с планом. Найдите и прочитайте отрывок, где герой: - начинает испытывать страх; - борется со страхом; - поборол страх. Используем прием «Живая картинка» 1 ученик читает, остальные мимикой изображают чувства героя. - Какова главная мысль этого стихотворения? Прочитайте и выберите верное утверждение:
Чтение вслух утверждения. Сила воли препятствует тому, что лень, трусость могут встать рядом с человеком. | слайд | |
Рефлексия. | Продолжите предложения: -Стихотворения Михалкова меня научили….. Сила воли – это …… -Человеческие недостатки – это…… Читая Михалкова, удивляюсь, Какой он многогранный человек. В его стихах и музыка, и радость, Вкус жизни, энергетика и свет. Он посмеяться может, не обидев, А только подмечает, что не так. И каждому себя поможет видеть Со стороны, а это не пустяк…. | ||
Осмысление . | Ребята, мы прочитали и проанализировали два стихотворения С.В. Михалкова. Что можно сказать о человеке (о его характере), который написал их? Сделайте свои предположения? Ответы детей (предположения) А хотите узнать об этом удивительном человеке подробнее? Узнать оправдаются ли наши предположения? Работа в группах Биографический материал. Ознакомление с фактами из жизни Сергея Михалкова
Уже в раннем детстве с 9 лет писал собственные стихи. Михалков писал стихи для детей, сказки, сочинял басни. Самое знаменитое произведение - "Дядя Степа". Этот герой сразу полюбился и детям и взрослым. Работает Михалков и для взрослых, он известен как сценарист, переводчик, автор слов к Гимну России. Суммарный тираж всех изданных книг под именем С. Михалкова превысил 300 миллионов экземпляров. Обратить внимание на доску (выставка книг)
Всем известен памятник «Могила Неизвестному солдату» в Москве на Красной площади, но мало кто знает, что слова на его постаменте «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» принадлежат С.В. Михалкову.
Но самой дорогой наградой он считал для себя – Орден Улыбки. Эта награда уникальна тем, что ею награждаются люди, прославившиеся свои талантом, добротой и любовью к детям. Да, и инициатива о присуждении ордена также должна была исходить от детей. Впрочем, при получении Ордена необходимо было пройти одно испытание… выпить стакан лимонного сока, что Михалков с честью и улыбкой выдержал и при этом экспромтом выдал четверостишие: Нет, вы не сделали ошибки, Что присудили Орден мне. Я буду с Орденом Улыбки Трудиться для детей вдвойне Сергей Михалков работал для детского и для взрослого театра. Всего им написано 36 пьес, по его пьесам снято 29 мультфильмов и 16 кинолент. В Москве, напротив дома, где он жил установлен памятник писателю. Посмотрите, как необычен он. Задумчивый писатель. Игрушки у лавки, на которой сидит Михалков,. А напротив него бронзовая девочка, которая несет цветы. Все это напоминает о том, что он - один из самых известных и любимых детских писателей. | Выступает 1 представитель от группы (находится соответствующая картинка на коллаже) | |
Рефлексия VI. Домашнее задание | - Ребята, вспомните, что мы хотели узнать о С. Михалкове? (Секрет С. Михалкова) - Как вы думаете, нам удалось раскрыть его секрет? - Что нужно С. Михалкову, чтобы попасть в удивительную страну Фантазий, Проказ и Затей? - А вам? (Вам ничего не нужно, вы живёте в ней. Вам нужно только работать над собой. Бороться с плохими и вредными привычками. Только веселые, добрые люди могут стать жителями этой страны ) Вот какой секрет нам открыл С.В. Михалков Научиться читать стихотворения выразительно. Нарисовать свою страну Фантазий и Проказ и озорных Затей, не забудьте изобразить тех, кто живёт вместе с детьми в этой стране. О Михалкове можно долго говорить, Но невозможно все о нем сказать. Как можно Михалкова не любить, Как можно Михалкова не читать. Пройдут года, но детства чудный миг, Нам невозможно будет повторить. Но с нами будет Михалков всегда В своих стихах по-детски говорить. Спасибо всем за работу | Организует беседу. проводят самооценку своей деятельности | Участвуют в беседе, высказывают своё мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....