Творческий проект
проект по чтению
По результатам мониторинга, по наблюдениям в ходе проведения занятий выявилось, что речь второклассников характеризуется лаконичностью, является сухой, односложной, лишенной образности и яркости, недостаточно богат словарный запас. Поэтому была поставлена задача развивать речь детей. Поскольку в работе с детьми необходимо максимально использовать все известные приемы и методы, в том числе и современные методы обучения, было решено в содержание занятий внести инновационный прием - составление синквейна. Преимущество синквейна в том, что его можно включать в содержание работы, не нарушая при этом основной структуры занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx | 42.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Составление синквейна в работе с учащимися второго класса»
«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой,
из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».
В. Шаталов
Актуальность
По результатам мониторинга, по наблюдениям в ходе проведения занятий выявилось, что речь второклассников характеризуется лаконичностью, является сухой, односложной, лишенной образности и яркости, недостаточно богат словарный запас. Поэтому была поставлена задача развивать речь детей. Поскольку в работе с детьми необходимо максимально использовать все известные приемы и методы, в том числе и современные методы обучения, было решено в содержание занятий внести инновационный прием - составление синквейна. Преимущество синквейна в том, что его можно включать в содержание работы, не нарушая при этом основной структуры занятия.
Гипотеза:
Если научить детей составлению синквейна и регулярно использовать этот прием, то речь детей станет более богатой, содержательной, насыщенной, образной и яркой, обогатится словарный запас.
Цель проекта:
Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.
Задачи проекта:
• Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.
• Развивать способность резюмировать информацию; умение излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.
• Обогащать словарный запас слов.
• Учить выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
• Развивать умение анализировать.
Тип проекта по времени: долгосрочный (5 месяцев)
Участники проекта:
Первоклассники.
Методы и формы:
1. Дидактические игры и упражнения:
2. Использование готовых наглядных графических моделей («Елочка», «Девочка и лесенка», «Пирамида»).
3. Рисование детьми графических моделей синквейна.
4. Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов».
5. Составление синквейнов по группам на заданную тему.
6. Привлечение воспитателей к составлению синквейнов в семье.
7. Памятки для воспитателей по составлению синквейна.
8. Переходящая почетная медаль и корона «Король (королева) синквейна».
9. Использование ИКТ технологии.
10. Изготовление папки-передвижки для воспитателей «Синквейн-что это такое».
11. Изготовление лэпбука «Как составить синквейн».
12. Рисование иллюстраций к синквейнам.
Ожидаемые результаты
Дети научатся самостоятельно составлять синквейны и выразительно рассказывать их. Обогатится словарный запас, дети научатся анализировать, выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Дата Работа с детьми Моя работа / Работа с воспитателями Результат
Январь 2019 г.
Мониторинг уровня развития речи детей.
Изучение и анализ методической литературы.
Создание банка необходимой методической литературы по теме проекта.
Разработка памятки для воспитателей.
Подбор диагностического материала.
Подготовка диагностического материала.
2 этап. Основной. Февраль 2019г. – май 2019г.
1. Дидактические игры и упражнения:
- «Кто больше подберет слов к существительному (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа)»,
- «Подбери слово» (синоним,
- «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных, признаки, действия,
- «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с действиями предмета,
- «Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета,
- «Закончи предложение»,
- «Магазин» (чтобы купить предмет, надо его описать,
- «Допиши синквейн» (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части и совершенствование готового синквейна,
- «Исправь ошибку», «Поправь меня» (коррекция готового синквейна,
- «Определи тему готового синквейна».
Привлечение воспитателей к составлению синквейнов в семье посредством лэпбука. Обучение детей составлению синквейна и умению выразительно рассказывать.
Составление сборника дидактических игр и упражнений.
Составление банка методов и приемов стимулирования мыслительной деятельности детей.
Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов».
Изготовление папки-передвижки «Синквейн-что это такое»
КВН -Составление синквейнов по группам на заданную тему.
Составление памятки для воспитателей по составлению синквейна.
Рисование детьми графических моделей синквейна.
Работа с лэпбуком.
Рисование иллюстраций к синквейнам.
3 этап. Заключительный. май 2019г.
Проведение итогового мониторинга
Обработка и анализ результатов мониторинга
Подведение итогов.
Изготовление творческого продукта –сборника синквейнов, иллюстрированного детьми.
Творческий вечер с родителями.
Составление сборника синквейнов.
Мониторинг.
Обследование речи по Стребелевой (Ушаковой, Струниной).
Возраст (6-7 л.)
Методика № 1 «Подбор синонимов».
Цель: выявить уровень подбора синонимов.
Оборудование: словесный материал.
Инструкция:
Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.
Результаты:
Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.
Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.
Методика № 2 «Подбор определений».
Цель: выявить уровень подбора определений.
Оборудование: словесный материал.
Инструкция:
Проводится в форме игры слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса (платье- какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»).
Результаты:
Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.
Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.
Методика № 3 «Составь рассказ по картинке».
Цель: выявить умение описывать по картине, словарный запас.
Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
Задание 3 Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Ушаковой О. С., Струниной Е. М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень – высокий
Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
III уровень – низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
Методическое обеспечение
1. Бородич А. М. Методика развития речи. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ, 2005.
3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985.
5. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968.
6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр и доп. М.: АРКТИ, 2011
Приложение 1.
Памятка «Синквейн, что это такое и как его использовать»
Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Синквейн, как и хокку, несет определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.
Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.
Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Развивающая работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.
Дети знакомятся с понятиями «слово»:
• «слова-предметы»
• «слова-предметы неживые»
• «слова-предметы живые»
• «слова-признаки»
• «слова-действия»
Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Работа строится по определенной схеме:
1. Называние слов-предметов живых.
2. Называние слов-предметов неживых.
3. Постановка вопросов к каждому слову:
Кто это?
Что это?
Какой? Какая? Какие?
Что делает?
Что делал (а?)
4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)
5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)
6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое, светит) после того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.
7. Коррекция и совершенствование готового синквейна;
8. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).
Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
Правила составления синквейна:
• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).
• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
Приложение 2.
Дидактические игры и упражнения.
1. «Подбери слово» (подбор синонимов).
Цель: способствовать пониманию разных значений многозначного слова, приучать вдумываться в смысл употребляемых слов, помочь употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».
Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)
2. «Узнай предмет по описанию»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры: Взрослый называет признаки предмета - Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? Дети отгадывают: Береза.
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…
3. Игровое упражнение «Кто как ест?»
Цель: акцентировать внимание детей на действия живых существ, на действия с предметами.
Ход игры: взрослый спрашивает: как ест кошка? собака? корова? Курица и т. д. (Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т. д.)
Вариант: «Какие звуки издают разные птицы?»,
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-
Рыба, листья, самолет, бабочка и т. д.
4. «Придумай загадку»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры:
Вначале загадывает предмет педагог, дает образец, а затем дети.
5. «Магазин»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры:
Дети «покупают» игрушки, картинки, оплачивая описанием предмета (назвать несколько признаков, различные действия с предметом).
6. «Слова – друзья»
Цель: упражнять в подборе слов – синонимов
Ход игры: Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
7. Игровое упражнение «На что похоже?»
Цель: развивать образное мышление.
Ход игры: взрослый предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на
8. Игровое упражнение «Новые слова»
Цель: учить детей подбирать определения к словам – существительным.
Зимой холодно, значит зима какая? Зимой много снега, значит, как можно сказать какая зима? У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги - длинноногий
9. «Что бывает легким» (холодным, тяжелым, блестящим и пр.)
Цель: активизировать словарный запас.
Дети по памяти называют легкие, холодные, тяжелые, блестящие, металлические, бумажные, пластмассовые и т. д. предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.
Сборник «Сочиняем синквейн»
Звонок
Громкий, голосистый
Звонит, зовет, оповещает
Звонок – это конец уроку
Школа
Утюг
Горячий, большой
Двигается, гладит, расправляет
Утюг – это полезная вещь
электрический прибор
Собака
Большая, злая
Бегает, лает, кусает
Собака – это друг человека
Охранник
Гусь
Белый, лапчатый
Летает, гогочет, шипит
Гусь – это красивая птица
домашняя птица
Юла
Разноцветная, юркая
Вертится, кружится, звенит
Я люблю играть с ней
Игрушка
Самолет
Большой, серебристый
Летит, гудит, везет
Мне нравится большой самолет
Транспорт
Мяч
Резиновый, круглый
Катится, прыгает, летает
Я люблю играть с мячом
Спорт
Платье
Нарядное, красивое
Гладится, надевается, кружится
Это моё любимое платье
Праздник
Сапоги
Теплые, меховые
Надеваю, застегиваю, хожу
Это мои новые сапоги
Зима
Диван
Красивый, мягкий
Стоит, раздвигается, пружинит
Я люблю сидеть на диване
Мебель
Лимон
Желтый, кислый
Растет, наливается, созревает
Лимоны очень полезные фрукты
Витамины
Нюша
Круглая, розовая
Смеется, хрюкает, любопытничает
Она любит играть с барашем
Смешарики!
Солнышко
Теплое, желтое
Греет, светит, всходит
После дождя вышло из-за туч
Звезда!
Бабушка
Ласковая, заботливая
Вяжет, играет, печет
Любит гулять с внуками
Доброта!
Млекопитающее
Умный, гладкий
Ныряет, спасает, играет
Люди любят умных дельфинов
Море!
Девочка
Маленькая, послушная
Играет, поет, помогает
Ходит в детский сад
Ребенок
Двор
Большой, чистый
Цветет, привлекает, шумит
Дети любят играть во дворе
Бабушки.
Зеркало
Гладкое, стеклянное
Отражает, отсвечивает, показывает
Маленький мальчик строит рожицы
Мимика
Клоун
Веселый, озорной
Прыгает, кувыркается, смешит
Приносит радость детям и взрослым
Цирк!
Колобок
Круглый, печеный
Убежал, ушел, укатился
Встретил хитрую, рыжую плутовку
Сказка
Облако
Белое, пушистое
Плывет, превращается, исчезает
Пушистое облако уплывает вдаль
Небо!
Паровозик
Маленький, быстрый
Везет, гудит, стоит
Все любят ездить на поезде
Транспорт!
Пчелка
Меленькая, полосатая
Трудится, летает, жужжит
Она собирает душистый нектар
Мед!
Старушка
Коварная, хитрая
Хулиганит, мешает, вредить
Носит шляпу, в сумке крысу
Мультфильм
Мяч
Круглый, маленький
Прыгает, летает, скачет
Веселый мяч мчится вскачь
Игрушка!
Синквейн-загадки по сказкам
1.
?
2. Добрый, трудолюбивый
3. Заботится, учит, воспитывает
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки
2.
?
2. Маленькая, красивая
3. Поет, танцует, плавает в скорлупке от орешка
4. Спасла ласточку
5. Девочка-эльф
3.
?
2. Добрая, умная
3. Воспитывает, помогает, заботится
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка с голубыми волосами
4.
?
2. Маленький, заботливый
3. Скачет, помогает Ивану
4. Благодаря ему, Иван женился на царевне
5. Маленькая лошадка горбун
5.
?
2. Добрый, отзывчивый.
3. Помогает, спасает, исцеляет.
4. Всегда придет на помощь.
5. Доктор
6.
?
2. Грязные, разбитые.
3. Побрякивают, бегут, спасаются.
4. Испугались грязи, затем простили и вернулись.
5. Чистота-залог здоровья.
7.
?
2. Бессовестный, зубастый.
3. Проглотил, испугался, лежит в большой реке.
4. Злой невежда, которого наказали.
5. Добро побеждает зло.
8.
?
2. Страшный, усатый.
3. Рычит, кричит, усами шевелит.
4. Испугал всю звериную семью.
5. Жидконогая букашечка.
9.
?
Добрая, гостеприимная.
Приглашает, угощает, пугается.
Выходит замуж за спасителя.
Именинница.
10.
?
Бесхвостый, глупый.
Лечится, важничает, хвастается.
Шагал павлином, попался охотникам.
Зависть-это плохо.
Опыт работы «Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи школьников»
«Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».
Жан Жак Руссо
Условия возникновения опыта: Опыт формировался в условиях образовательного бюджетного учреждения «Цакирская СОШИХЭН» во втором классе.
Опыт базируется:
На разработке американской поэтессы Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка.
В практике американской школы как один из элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, но и сейчас остаётся актуальной, востребованной, потому что в ней синтезированы идеи и методы нескольких технологий: коллективного обучения, развивающего обучения, а также сотрудничества.
Сущность опыта: Сущность опыта заключается в развитии
новых творческих интеллектуальных возможностей;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом;
В конечном итоге стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность учащихся, запускаются механизмы самообразования и самоорганизации.
Новизна опыта:
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Адресная направленность:
Накопленный методический опыт рекомендован учителям начальных классов, воспитателям школы, родителям, бабушкам и дедушкам, для которых одной из задач является полноценное развитие школьников.
Актуальность:
В условиях введения ФГОС перед педагогами начального образования встаёт много вопросов:
Как сделать современного школьника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?
Как научить детей активно использовать словарный запас в речи, научить «правильно и красиво» говорить, привлечь детское внимание к занятиям словотворчеством?
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Что же такое синквейн?
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.
Существуют определенные правила написания синквейна. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
(Приложение 1)
Что пишется в каждой строке?
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Свою работу строили поэтапно.
I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь).
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому свою работу начинали с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря первоклассников словами-понятиями: «слово – предмет», «слово – определение», «слово – действие», «слово – ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым подготовила основу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогали детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета (кошка (какая) – мягкая, пушистая, ласковая и т. д., мы учили первоклассников составлять распространенное предложение (У Ромы есть ласковая и пушистая кошка.). Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомили детей со словами – ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).
На данном этапе была составлена картотека для воспитателей и родителей: «Игры и упражнений для развития связной речи». (Приложение № 2) и конспекты непосредственно –образовательной деятельности с детьми. (Приложение № 3)
II этап – основной (ноябрь- декабрь).
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Первоклассники не умеют писать, поэтому разрабатывали схемы, алгоритмы, подбирали наглядный дидактический материал. Разработали специальный алгоритм синквейна для нечитающих детей. Детям разрешалось необязательное правило соблюдения синквейна: в четвертой строке синквейна предложение могло состоять не из четырех слов, а из трех; в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
В конце каждой недели дети составляли синквейн.
Начинали с простых понятий, знакомой темы. (Приложение № 4)
Например, «Игрушки»:
1. Машинка.
2. Красная, быстрая.
3. Едет, гудит, везет.
4. Я люблю играть машинками.
5. Игрушка.
Свои работы (синквейны) дети оформляли как в форме графических рисунков, которые помогают школьникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Сначала в такой работе участвовала и я, позже, когда детям понятна схема работы, дети заполняли синквейн самостоятельно.
Большое значение в этом этапе отводится работе с родителями и воспитателями.
После проведения мастер – класса для родителей и педагогов школы «Учимся составлять синквейн» - им предлагается написать «Сочинения — синквейн» на любую тему.
III этап практический (январь - февраль).
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Далее мы продолжили работу по обогащению и активизации словаря; составлению предложений из нескольких слов, показывающих отношение к теме, выражающих личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. Зная особенности речевого развитиядетей данного возраста, усложняла предварительную работу перед занятиями, придумывала различные формы активизации мыслительной деятельности у детей: важно было научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой.
При составлении синквейна использовали такие варианты работы как:
• составление короткого рассказа по готовому синквейну
(с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
• составление синквейна по прослушанному рассказу
(Эти методы развивают у детей память, слуховое восприятие, логическое мышление и творческое воображение.При использовании более усложненной схемы, у детей обогащается словарный запас, умения строить правильно предложения, формируется и развивается связная речь, способствует успешному составлению описательных рассказов).
•анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части Например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить.
(Этот способ учит сообразительности и развитию мышления. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия Дети, умеющие читать и писать, начинают создавать синквейн — записывают его печатными буквами на листе бумаги. Здесь важно дифференцированно подходить к умению детей, проявлению интересов и особенностей возраста. Для этого с каждым из детей индивидуально прорабатывались лексические темы, рассматривались иллюстрации, мультфильмы – старалась обогатить словарь за счет знаний детей об окружающих их предметах и явлениях.
Заключение.
Активно используя технологию «синквейна» в нашей работе, можем сказать, что дети имеют в результате такой работы значительные успехи в развитии речи, в творческом развитии, дети учатся анализировать, делать выводы; придумывать интересные и «красивые» слова, стихотворения. Синквейны используются практически на любом этапе работы по развитию речи – поиск решения проблем, развитие логического мышления, введение в тему занятия, заключительное задание по пройденному материалу, проведение рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Все зависит от учителя – какую цель он преследует, используя технологию «синквейнов»в работе с школьниками. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности, вершиной их словесного труда – они поэты и писатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Творческие проекты (примеры простейших детских проектов из опыта работы Семиковой Надежды Леонидовны
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.Метод про...
Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."
В проект «Унылая пора, очей очарованья…» раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...
Творческий проект учащихся по курсу ОРКСЭ. Защита проектов "Мой дом. Моя семья", Наша малая родина"
Итоговый оценочный урок по ОРКСЭ предусматривает презентацию творческих проектов на основе изученного материала. На презентацию проектов прилашаются учителя, родители....
Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»
Представление творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской». Проект посвящён 700-летию преподобного Сергия Радонежского в рамках школьного курса по духовно-н...
Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"
Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей...