Соколов - Микитов И.С. «Листопадничек» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolov_4_kl.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

                     Информационная карта урока в соответствии с ФГОС

 

 1

Тип урока

урок «открытия новых знаний»

2

Класс

3

3

Тема

И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек».

4

Образовательная программа, автор

УМК «Школа России» , Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение 3 класс»

 5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

 Раздел «Люби живое»

6

Цели урока

Содержательная: содействовать знакомству с творчеством И.С. Соколова-Микитова и его рассказом «Листопадничек»

Деятельностная: анализировать рассказ, размышлять о героях рассказа, делать выводы об идее произведения

7

Планируемые результаты

Личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;  использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения,читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.

Метапредметные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью; работать с литературным текстом с точки зрения эстетической и познавательной сущности; овладение смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникаций составления текстов в устной форме.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основные дидактические  методы: словесный, наглядный, практический.

Частные методы и приемы: выборочное чтение, анализ развития действия, анализ действующих лиц, стилистический анализ

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

использование технологий: информационно-коммуникационной; здоровьесберегающей технологии; технологии развивающего обучения.

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

Оценка учителя, самооценка, взаимооценка.

11

Средства

Презентация, компьютер,  учебник.

                                                                                         

                                                                                           Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

1.  Этап мотивации(самоопределения)к учебной деятельности.

.

Здравствуйте, ребята!

А чтобы урок пошёл каждому впрок -

Активно включайся в работу дружок!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Сообщают о готовности к уроку.

Определение самоготовности ( настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи.

3 мин

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

1.Речевая разминка

Бобры храбры идут в боры,  Слайд №1

Бобры для бобрят добры.

- Прочитайте с интонацией:

•        утвердительной,

•        вопросительной,

•        с ускорением,

•        очень быстро.

2.Актуализация знаний

 -Какой раздел мы начали изучать? Как вы понимаете его смысл?

-На прошлом уроке какой рассказ вы прочитали? О чем он?

Слайд № 2

- Тест по рассказу «Моя Родина»

3.Пробное действие

-Отгадайте загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? 

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они  готовятся к зиме?  

Игра  «Кто как готовится к зиме?»    слайд №4

1. Белка, бобр, мыши;                            

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

Догадайтесь, о каком животном идёт речь?

- Ответ находится в загадке.

Слайд №5

 У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Пробное действие

1. -Откроем учебник с.60

-С чего начнём работу над новым произведением?

 2. Выберите пословицу, которая больше подходит к теме урока

•        Много спать – дела не знать.

•        Дома и стены помогают.

•        Всякий кулик своё болото хвалит.

•        Чужая сторона – дремучий бор.

•        В гостях хорошо, а дома лучше!

•        Друзья познаются в беде.

3.

 

-Люби живое. Человек- часть природы, не может прожить без растительного и животного мира, и т.д.

(Дети высказывают свои варианты)

Выполняют тест.

- Осень.

- листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают  на юг; звери готовятся к зиме.

- листопад

- линяют; запасают корм; рождаются детёныши.

I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку.

- зайцы

- Читаем фамилию, вспомним о ком или о чём он пишет, читаем заголовок, рассматриваем иллюстрацию, делаем предположение содержания произведения.

- листопаднички

7- 10 мин

3. Этап выявления места и причины затруднения.

-Можем ли мы сразу определить?

- Почему?

- нет

- не сможем определить, т.к.мы не читали рассказ.

2 мин

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Слайд

- Какие цели перед собой поставите? 

Слайд

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей? Слайд

-  Цели урока: познакомиться с биографией писателя и с его произведением «Листопаднички»

- познакомиться с писателем  И.С. Соколов - Микитов, прочитать рассказ «Листопаднички», ответить на вопросы, проанализировать  рассказ, выполнить самостоятельную работу, оценить свою работу на уроке.

 3 мин

                 

               

5. Этап реализации построенного проекта

1. Словарная работа

2. Комбинированное чтение

3. Проверка первичного восприятия

- Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения рассказа?

- Что вам запомнилось больше всего?

10  мин

ФИЗМИНУТКА

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал.

(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Анализ произведения

-Назовите основных героев произведения (мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

-Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? Прочитайте, как об этом сказано в произведении?

-Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

-Каких страхов натерпелся Листопадничек?

-Как зайчонок попал на болото? Что стали  с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

- Так к какому литературному жанру мы отнесём это произведение?

-Докажите? (животные разговаривают).

.

10 мин

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

На слайде у нас небольшой тест по пройденному рассказу.

1. У старой зайчихи на болоте родились:

   А) три маленьких зайчонка      

   Б) два маленьких зайчонка        

   В) четыре маленьких зайчонка

2.как называют охотники осенних зайчат:

  • Беляками
  • Русаками
  • Листпадничками

3.убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок…

  • Собираться к отлёту в тёплые страны
  • Искать журавлиные тёплые страны
  • Ходить по плотине

4.бобровое кушанье – это…

  • Репка
  • Рыбина
  • Ивовая и осиновая кора

5.какой зверь делает много зла, портит и разоряет плотины

  • Жадная росомаха
  • разбойница- выдра

Выполняют тест.

3 мин

8.Этап включения  в систему знаний и повторения.

.

Дайте характеристику зайчику и бобрам.

Работа в паре.

Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике на стр.61, 62.

 

- Сможете ли определить идею  (главную мысль рассказа)?

Слово об авторе.

Обо всем пережитом Иван Сергеевич Соколов-Микитов писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться авторским чувством увлеченности миром живой природы.

 В творчестве писателя Соколова-Микитова нашли свое отражение романтика морских путешествий и любовь к тихим уголкам русской глубинки.

15 мин

9.Этап  рефлексии УД на уроке.

.

- вспомним, какова была наша цель? Достигли ли мы её?

–Закончите предложения:

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Спасибо! Молодцы!

Подводят итоги урока.

Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

2  мин

10. Д/з.

Прочитайте произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

Определяются с объемом домашнего задания.

. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения. 3 класс.Тема: И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек".

Урок по программе "Школа России". Учебник в 2 частях. Часть 2.  Составитель Л.Ф.Климанова....

Иван Сергеевич Соколов-Микитов Листопадничек для 3 класса

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса....

Тест по литературному чтению.3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Данный материал помогает учителю проверить знание текста....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме И. Соколов-Микитов «Листопадничек» второй урок.

На данном уроке дети защищают проектные работы, созданию которых  способствовал рассказ И. Соколова- Микитова "Листопадничек". Содержание урока способствует воспитанию льбьви и интереса к ж...

И. С. Соколов-Микитов " Листопадничек" ( отрывок), бинарный урок (литературное чтение, музыка), 3 класс, программа" Школа России", соответствует ФГОС

И. С. Соколов- Микитов " Листопадничек" (отрывок). Бинарный урок (Литературное чтение, музыка).  3 класс.Программа " Школа России", соответствует ФГОС,Урок проведен с учащимися с ограниченными во...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по теме:И.Соколов-Микитов "Листопадничек"(2 урок) с использованием технологии РКМЧП...