Соколов - Микитов И.С. «Листопадничек» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока в соответствии с ФГОС
1 | Тип урока | урок «открытия новых знаний» |
2 | Класс | 3 |
3 | Тема | И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек». |
4 | Образовательная программа, автор | УМК «Школа России» , Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение 3 класс» |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Раздел «Люби живое» |
6 | Цели урока | Содержательная: содействовать знакомству с творчеством И.С. Соколова-Микитова и его рассказом «Листопадничек» Деятельностная: анализировать рассказ, размышлять о героях рассказа, делать выводы об идее произведения |
7 | Планируемые результаты | Личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное; Предметные: умения прогнозировать содержание произведения,читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение. Метапредметные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью; работать с литературным текстом с точки зрения эстетической и познавательной сущности; овладение смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникаций составления текстов в устной форме. |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Основные дидактические методы: словесный, наглядный, практический. Частные методы и приемы: выборочное чтение, анализ развития действия, анализ действующих лиц, стилистический анализ |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | использование технологий: информационно-коммуникационной; здоровьесберегающей технологии; технологии развивающего обучения. |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | Оценка учителя, самооценка, взаимооценка. |
11 | Средства | Презентация, компьютер, учебник. |
Ход урока | ||||
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание, время этапа | |
1. Этап мотивации(самоопределения)к учебной деятельности. . | Здравствуйте, ребята! А чтобы урок пошёл каждому впрок - Активно включайся в работу дружок! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говорите четко, внятно Чтобы все было понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку. | Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности ( настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи. | 3 мин | |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | 1.Речевая разминка Бобры храбры идут в боры, Слайд №1 Бобры для бобрят добры. - Прочитайте с интонацией: • утвердительной, • вопросительной, • с ускорением, • очень быстро. 2.Актуализация знаний -Какой раздел мы начали изучать? Как вы понимаете его смысл? -На прошлом уроке какой рассказ вы прочитали? О чем он? Слайд № 2 - Тест по рассказу «Моя Родина» 3.Пробное действие -Отгадайте загадку. Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. - Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? - Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? Игра «Кто как готовится к зиме?» слайд №4 1. Белка, бобр, мыши; 2. Медведь, ёж, барсук; 3. Лиса, волк, заяц. Догадайтесь, о каком животном идёт речь? - Ответ находится в загадке. Слайд №5 У косого нет берлоги Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. Пробное действие 1. -Откроем учебник с.60 -С чего начнём работу над новым произведением? 2. Выберите пословицу, которая больше подходит к теме урока • Много спать – дела не знать. • Дома и стены помогают. • Всякий кулик своё болото хвалит. • Чужая сторона – дремучий бор. • В гостях хорошо, а дома лучше! • Друзья познаются в беде. 3.
| -Люби живое. Человек- часть природы, не может прожить без растительного и животного мира, и т.д. (Дети высказывают свои варианты) Выполняют тест. - Осень. - листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме. - листопад - линяют; запасают корм; рождаются детёныши. I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм; II группа: животные ложатся в спячку; III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку. - зайцы - Читаем фамилию, вспомним о ком или о чём он пишет, читаем заголовок, рассматриваем иллюстрацию, делаем предположение содержания произведения. - листопаднички | 7- 10 мин | |
3. Этап выявления места и причины затруднения. | -Можем ли мы сразу определить? - Почему? | - нет - не сможем определить, т.к.мы не читали рассказ. | 2 мин | |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | Слайд - Какие цели перед собой поставите? Слайд - Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей? Слайд | - Цели урока: познакомиться с биографией писателя и с его произведением «Листопаднички» - познакомиться с писателем И.С. Соколов - Микитов, прочитать рассказ «Листопаднички», ответить на вопросы, проанализировать рассказ, выполнить самостоятельную работу, оценить свою работу на уроке. | 3 мин
|
5. Этап реализации построенного проекта | 1. Словарная работа 2. Комбинированное чтение 3. Проверка первичного восприятия - Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения рассказа? - Что вам запомнилось больше всего? | 10 мин | ||
ФИЗМИНУТКА Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте) Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево) Кто-то зайку испугал, Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз) | ||||
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Анализ произведения -Назовите основных героев произведения (мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли) -Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? Прочитайте, как об этом сказано в произведении? -Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался? -Каких страхов натерпелся Листопадничек? -Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке? - Так к какому литературному жанру мы отнесём это произведение? -Докажите? (животные разговаривают). | . | 10 мин | |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | На слайде у нас небольшой тест по пройденному рассказу. 1. У старой зайчихи на болоте родились: А) три маленьких зайчонка Б) два маленьких зайчонка В) четыре маленьких зайчонка 2.как называют охотники осенних зайчат:
3.убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок…
4.бобровое кушанье – это…
5.какой зверь делает много зла, портит и разоряет плотины
| Выполняют тест. | 3 мин | |
8.Этап включения в систему знаний и повторения. . | Дайте характеристику зайчику и бобрам. Работа в паре. Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике на стр.61, 62.
- Сможете ли определить идею (главную мысль рассказа)? Слово об авторе. Обо всем пережитом Иван Сергеевич Соколов-Микитов писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться авторским чувством увлеченности миром живой природы. В творчестве писателя Соколова-Микитова нашли свое отражение романтика морских путешествий и любовь к тихим уголкам русской глубинки. | 15 мин | ||
9.Этап рефлексии УД на уроке. . | - вспомним, какова была наша цель? Достигли ли мы её? –Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… Спасибо! Молодцы! | Подводят итоги урока. Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. | 2 мин | |
10. Д/з. | Прочитайте произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Проиллюстрируйте понравившийся эпизод. | Определяются с объемом домашнего задания. | . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения. 3 класс.Тема: И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек".
Урок по программе "Школа России". Учебник в 2 частях. Часть 2. Составитель Л.Ф.Климанова....
Иван Сергеевич Соколов-Микитов Листопадничек для 3 класса
Данный урок предназначен для учащихся 3 класса....
Тест по литературному чтению.3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Данный материал помогает учителю проверить знание текста....
Урок литературного чтения в 3 классе по теме И. Соколов-Микитов «Листопадничек» второй урок.
На данном уроке дети защищают проектные работы, созданию которых способствовал рассказ И. Соколова- Микитова "Листопадничек". Содержание урока способствует воспитанию льбьви и интереса к ж...
Презентация к уроку чтения Соколов -Микитов "Листопадничек" 3 класс
Дополнение к уроку литературного чтения...
И. С. Соколов-Микитов " Листопадничек" ( отрывок), бинарный урок (литературное чтение, музыка), 3 класс, программа" Школа России", соответствует ФГОС
И. С. Соколов- Микитов " Листопадничек" (отрывок). Бинарный урок (Литературное чтение, музыка). 3 класс.Программа " Школа России", соответствует ФГОС,Урок проведен с учащимися с ограниченными во...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.Соколов-Микитов "Листопадничек"
Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по теме:И.Соколов-Микитов "Листопадничек"(2 урок) с использованием технологии РКМЧП...