Урок литературного чтения в 3 классе по теме И. Соколов-Микитов «Листопадничек» второй урок.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
На данном уроке дети защищают проектные работы, созданию которых способствовал рассказ И. Соколова- Микитова "Листопадничек". Содержание урока способствует воспитанию льбьви и интереса к животному миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listopadnichek.doc | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Лицей с. Верхний Мамон» Верхнемамонского района
Воронежской области
План-конспект урока чтения в 3 классе.
Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» второй урок.
Урок разработала и провела
учитель высшей квалификационной категории
Лыкова Надежда Николаевна
ЦЕЛЬ:
- Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.
- Развивать устную речь, расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, любовь к природе, родному дому.
ОБОРУДОВАНИЕ:
проектные работы детей, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, фотографии животных, карта, материал для оформления доски, музыкальные произведения.
I ОРГМОМЕНТ.
II РАБОТА ПО ТЕМЕ.
1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
- Ребята, сегодня мы продолжаем работу по сюжету произведения И. Сколова-Микитова «Листопадничек».
На улице зима, а мы возвращаемся в осень. Придать осеннее настроение нашему уроку поможет музыкальное произведение итальянского композитора Джакомо Пуччини, ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки».
Послушайте музыку и скажите: «Какие картины осени возникают перед вашими глазами?». Чтобы что-то увидеть, представить, музыку нужно слушать в абсолютной тишине. (Слушание музыки).
- Ребята, что вы представили, слушая эту музыку?
- Что общего у сказки «Листопадничек» и данного музыкального произведения?
2. РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ
- Чтобы построить дальнейшую работу по сказке, мы выполним ее содержание и попробуем рассказать в лицах. А помогут мне Шамедько Настя, Селин Игорь, Казанова Таня, Скрылева Юля.
- Почему автор дал такое название произведению? (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками).
- Дети, давайте уточним, это рассказ или сказка? Почему? (Это сказка о животных. Там животные разговаривают, путешествуют).
- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую, т.е. составим план. (Дети высказывают свое мнение).
- Сюжет данного произведения положил созданию проектных, творческих работ. Ребята нашего класса сегодня представят свои проектные работы, будут их защищать.
- Несколько человек выполнили групповую работу, составили план в картинках. Юля сейчас расскажет, как работали и что у них получилось, вы увидите.
3. ЗАЩИТА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.
- Прежде чем составить иллюстрированный план, мы составили план сказки и стали собирать материал для иллюстрирования рисунки, фотографии, составляли сюжеты, сделали фотографии и оформили работу. Вот что у нас получилось.
На экране появляется план в картинках:
- Рождение зайчонка.
- Мечта Листопадничка.
- Подготовка животных к зиме.
- Зайчонок в хатке бобров.
- За долгую зиму натерпелся большого страху.
- Наконец-то дома!
- Как вы думаете, удачный ли получился план?
- Свою дальнейшую работу мы будем строить по этому плану.
- Ребята, какая была мечта у зайчонка?
- А почему ему захотелось отправиться в теплые страны?
- Дети, очень трудно каждому из нас пронаблюдать, как животные готовятся к зиме, я хочу вашему вниманию предложить фильм на эту тему.
4. ПРОСМОТР ФИЛЬМА.
- Какое настроение вызывает этот фильм? (Скучная, унылая пора).
- Конечно, хочется тепла, уюта, радости этому маленькому существу, поэтому он и отправляется в свое путешествие.
- А путешествовать мы начнем с физкультминутки под мелодию песни «Листья желтые» на музыку Р. Паулса, слова Я. Петерса.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Фантазии человека нет границ, он способен создавать что-то новое, прекрасное и радовать других.
- Ребята, Цеско Женя отправился по следам Листопадничка, давайте послушаем, а что увидел он?
6. ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЦЕСКО ЖЕНИ.
ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ЖУРАВЛЯМИ.
Читая рассказ о зайчике, мне тоже захотелось отправиться в путешествие за журавлями.
Осенью затянут небо густые осенние тучи, повиснут над полями холодные частые дожди. «Курлы-курлы-курлы» - не очень громко раздается за березовой рощей. Это начинает разговор одна птица. «Курлы-курлы-курлы» - отвечает ей другая , потом третья. И вот над полем показался клин журавлиной стаи. Птицы летят медленно, будто стараясь запомнить те места, которые покидают. Журавлиная стая летит на зимовку на юг. И я иду за ними.
Также как и Листопадничек я попаду в гости к бобрам. Бобры – очень интересные звери. Только они умеют строить на речках и ручьях настоящие плотины, прокладывать в лесу настоящие каналы и , как заправские лесорубы, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья.
Прочная, зацементированная речным илом, бобровая плотина не боится даже бурного половодья. Но вот плотина построена, вода в ручье поднялась, образовался большой лесной пруд – посреди пруда вырос бобровый дом – хатка. Уровень воды в пруду бобры поддерживают так, чтобы вход в хатку был все время под водой, тогда никто чужой не сможет заглянуть в бобровую квартиру. Внутри хатки тепло и просторно. Там звери отдыхают днем, а вечером отправляются на «лесозаготовки».
Вот бобер нашел осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Дерево наконец падает – и от него остается острый пенек. По такому пеньку сразу можно узнать работу бобров.
Упавшее дерево бобры тщательно разделывают: отделяют ветки, перегрызают на несколько частей ствол и складывают рядом с хаткой. Так бобры устраивают себе на зиму продовольственные запасы. Замерзнет пруд, а бобры будут сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки осины, ивы, березы, тополя, которые они очень любят.
Перезимуют бобры в своей хатке, а к весне появятся у них маленькие бобрята. К осени зверки подрастут, и вся трудолюбивая семья вместе подправляет свою плотину, ремонтирует хатку и устраивает новые запасы веток.
Мех бобра очень ценен, он теплый, прочный и не боится воды. Поэтому бобров почти всех истребили. В настоящее время людям пришлось спасать этих редких зверей. Там, где бобры уцелели. Были устроены заповедники, запрещена охота на них.
- Ребята, как вы думаете, что нового узнал он из своего путешествия? (Он узнал больше о жизни бобров).
- Давайте посмотрим фильм об их работе.
7. ФИЛЬМ О ЖИЗНИ БОБРОВ.
- Этот фильм дополнит ваши представления. Находясь в хатке бобров, зайчик натерпелся страху.
- С какими животными он встретился?
- Что о них вы знаете?
Росомаха – хищный зверь. В поисках добычи легко передвигается по снегу, прекрасно лазает по деревьям. Росомаха уничтожает неполноценных животных и их трупы.
Выдра – хищный зверь, питается рыбой, может есть лягушек, легких грызунов, водоплавающих птиц.
Рысь – вид хищного зверя рода кошек. Она отлично плавает и лазает по деревьям и скалам. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев. Питается птицами и другими некрупными животными.
8. ЗАЩИТА ТРОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
- Ребята, замечательную, научно-познавательную сказку придумала Ефимьева Юля вместе своей мамой. Послушайте, пожалуйста.
ЛИСТОПАДНИЧЕК И ЖУРАВЛИ.
| Пришла осень, стало в лесу скучно и холодно. Птицы стали готовиться к отлету в теплые страны. Только одни зайчата никуда не собираются. Им зимовать здесь, в родном лесу. Каждое утро листопаднички любовались большими, длинноногими птицами. Смотрели как они разгуливают по зеленому болоту, как учат летать своих долговязых птенцов. -Вот бы и нам стать птицами. Парили высоко бы в небе, посмотрели весь мир. Вот так и решили зайчата познакомиться с этими красивыми птицами. И не просто познакомиться. А научиться летать. Однажды, утром зайчонок увидел на болоте стайку этих загадочных птиц. Он набрался храбрости, подошел и тихонечко спросил: -Извините, можно с вами познакомиться? Я зайчонок-листопадничек, а вы кто? -А мы журавли, - ответил самый старший из стаи. - Журавли- какое красивое имя. Расскажите мне о себе, пожалуйста. - Пожалуйста. Мы, журавли, живем на болотах, лугах, в степях. Питаемся молодыми побегами, корневищами, плодами. - А где вы строите свои норы? - Малыш, мы строим не норы, а гнезда. Свои гнезда мы делаем на земле. Наши самки откладывают туда свои яйца и высиживают. Как только птенцы вылупятся и обсохнут, они ходят с нами и питаются самостоятельно. - Так эти смешные долговязые птенцы ваши дети? - Да, это наши журавлята, сейчас мы их готовим к полету, ведь нам скоро улетать в теплые страны. - Научите и меня летать. Я тоже хочу полететь в теплые страны. - Не смеши меня листопадничек. Ты не сможешь лететь с нами, потому что у тебя нет крыльев. И добежать ты не сможешь, потому что это очень далеко. В хорошую погоду за один день мы можем пролететь 450 километров. И если на нашем пути встречаются горы, мы поднимаемся в небо до 5000 метров. -А как же полетят ваши дети? Ведь они летят в первый раз. - Молодые журавли полетят с родителями и со своей стаей. Стая летит клином. Впереди вожак, затем самцы. Самки и молодые птицы. Мы летим днем и ночью, останавливаясь только отдохнуть и набраться и сил. - Ну все зайчонок, пришла пора прощаться, нам пора улетать. Не скучай, весной мы снова встретимся, говорил журавль поднимаясь высоко над болотом. А зайчонок еще долго смотрел вслед удаляющемуся журавлиному клину.
|
- Поднимите руки, кому понравилась эта работа?
- Ребята, а Артем Куркин побывал в теплых странах, там, где зимуют птицы и сейчас он поделится с вами тем, о чем узнал.
9. ЗАЩИТА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ КУРКИНА АРТЕМА.
Наступила осень. Дни становились все холоднее, и птицы стали готовиться к отлету в теплые страны. Они собирались стаями, чтобы поскорее отправиться на зимовку. Если бы я полететь с перелетными птицами. То увидел много интересного. Узнал больше об их жизни и, что их ждет в далеких жарких странах.
С заболоченных берегов озера с осенними холодами собираются в далекий путь серые цапли, серые журавли, белые лебеди и утки-кряквы. Путь им предстоит долгий и нелегкий, ведь нужно преодолеть сотни километров прежде, чем они долетят до своих мест зимовок.
Вот в небе показались силуэты летящих на юг крупных птиц с широкими крыльями и длинными ногами.
Кто же это летит: аисты или цапли? Шеи сложены S- образно на спине – значит летят цапли. Они спешат на юг, в Африку и Индию. Если бы я отправился вместе с ними, то узнал, что в Африке этих птиц ждут с нетерпением. Местные жители благодарны цаплям за то. Что они поедают вредителей полей и мелких грызунов. Даже крыс иногда ловит цапля. В южных краях она истребляет полчища саранчяи, которая губит урожай.
А вот в осеннем небе ровным клином и с громким курлыканьем летят на большой высоте изящные птицы. Это серые журавли покинули лесные болота и озера. Полетев вместе с ними можно оказаться в Северной Африке, в Средиземноморье, в Азии и в Индии. Пролетев сотни километров, журавли селятся по лесным болотам и озерам, в затопленных пойменных лугах, на степных озерах. Одна и та же пара из года в год прилетает на то же место и находит старое гнездо. Гнезда у журавлей простенькие – углубление в почве, которое выстлано сухой травой. Стая журавлей расселяется очень широко. Одно гнездо располагается от другого на 5-6 километров. Очень редко птицы располагаются теснее, даже там, где журавлей много. В камышовых зарослях они добывают корм – сочные части растений, ягоды, семена, насекомых, улиток, змей и лягушек.
С наступлением первых холодом отлетают на юг лебеди.
В нашей средней полосе, по берегам глухих лесных озер встречаются снежно-белые кликуны и шипуны.
Летят они на зиму в Средиземноморье, в южные части Азии и на Каспий.
Там, в теплых странах молодые лебеди знакомятся со своими избранницами и заключают брачные союзы. Тут народная молва прва – лебединая верность на всю жизнь. Супруги крыло к крылу прилетают на гнездовья, где каждая пара занимает свой1 участок на берегу водоема. Располагаются лебеди не кучно. А на значительном расстоянии друг от друга – супруги и близко не подпустят другие семьи к своему участку.
Сколько песен, сказок, поговорок сложил народ про лебедей – это не доказательство любви к прекрасной птице? Но, увы эти птицы не только красивы, но и вкусны. Варварская охота погубила многих лебедей, и поэтому их численность уменьшилась.
Наши хорошие знакомые утки-кряквы тоже покидают свои водоемы. Кряквы – самый многочисленный вид уток, потому что они легко приспосабливаются к любому месту обитания и неприхотливы в пище. Они едят листья и луковицы многих водных растений, семена хлебных злаков, водных насекомых, улиток, мелких рачков.
И именно этих уток кому-то из нас случалось кормить хлебными крошками где-нибудь в городском пруду. На зимовку кряквы улетают на Средиземноморье, в Южную Азию, Каспий, туда, где много пищи и тепла.
«И вот – их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне –
Далеко, далеко, далеко…
О, если бы крылья и мне!»
А.Н. Майков.
- А как вы думаете, а что узнал Артём из своего путешествия?
- И так, ребята, наконец-то зайчик дома?
- Обрадовался ли Листопадничек встрече с мамой? Почему?
- Дети, я хочу, чтобы у каждого из вас в будущем была хорошая, дружная семья, в которой царит внимание друг к другу, взаимопонимание. Однажды на классном часе вы рисовали сердце и писали на нем ответ на вопрос: «Что у меня на сердце?». Многие из вас ответили, что у вас легко на сердце, потому что вы живете в хорошей семье, у вас заботливые родители. И был ответ: «У меня на сердце тяжело, потому что уехал папа и я переживаю за него». Это говорит о том, что для вас уже с детства семья является самым главным.
Дом, в котором мы живем,
Самый лучший в мире дом.
Память добрую о нем
Мы всю жизнь в сердцах несем.
Пусть тепло и добрый свет
Будут в нем на тысячу лет!
III ИТОГ УРОКА.
- И так, дети, наш урок подошел к концу. Я благодарна вам за работу. И хочу в знак благодарности поставить вам отличные отметки.
- Ребята, какие моменты урока вам запомнились больше?
- А домашнее задание будет творческого характера, вы придумаете продолжение сказки. Всего вам доброго, удачи!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Полная энциклопедия «Птицы». Составитель Школьник Юлия Константиновна. ООО Издательство «Эксмо», Москва, 2007г.
- Что такое. Кто такой. Издательство «Педагогика», Москва, 1975г.
- Воронежский заповедник. Издательство «Советская Россия», Москва, 1981г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературному чтению.3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Данный материал помогает учителю проверить знание текста....
Урок литературного чтения, 3 класс, и.в.соколов-Микитов "Листопадничек"
Урок предназначен для учащихся 3 класса. Программа "Школа России"...
Урок литературного чтения, 3 класс, И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
Урок предназначен для учащихся 3 класса по программе "Школа России"...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "И. С. Соколов-Микитов. Листопадничек 2 урока" 3 класс.
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: Соколов-Микитов "Листопадничек"
Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С. Соколова-Микитова; развивать навыки выразительного, беглого чтения, внимание, память, воображение. ...
Конспект урока литературного чтения 2 класс И.С. Соколов-Микитов "Узоры на снегу"
Технологическая карта урока литературного чтения УМК: «Начальная школа ХХI века»Класс: 2 Тема:И. С. Соколов - Микитов «Узоры на снегу»Тип: Урок открытия нового знания...
Технологическая карта урока Литературного чтения ""Март в лесу» И. Соколов-Микитов, А. Майков "Весна"" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказами и стихами о природе; ознакомление учащихся с творчеством И. Соколова - Мик...