Урок литературного чтения в 3 классе по теме И. Соколов-Микитов «Листопадничек» второй урок.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Лыкова Надежда Николаевна

 На данном уроке дети защищают проектные работы, созданию которых  способствовал рассказ И. Соколова- Микитова "Листопадничек". Содержание урока способствует воспитанию льбьви и интереса к животному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listopadnichek.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Лицей с. Верхний Мамон»  Верхнемамонского района

Воронежской области

План-конспект урока чтения в 3 классе.

Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» второй урок.

Урок разработала и провела

учитель высшей квалификационной категории

Лыкова Надежда Николаевна

ЦЕЛЬ: 

  1. Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.
  2. Развивать устную речь, расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, любовь к природе, родному дому.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

проектные работы детей, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, фотографии животных, карта, материал для оформления доски, музыкальные произведения.

I   ОРГМОМЕНТ.

II РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

- Ребята, сегодня мы продолжаем работу по сюжету произведения И. Сколова-Микитова «Листопадничек».

   На улице зима, а мы возвращаемся в осень. Придать осеннее настроение нашему уроку поможет музыкальное произведение итальянского композитора Джакомо Пуччини, ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки».

  Послушайте музыку и скажите: «Какие картины осени возникают перед вашими глазами?». Чтобы что-то увидеть, представить, музыку нужно слушать в абсолютной тишине. (Слушание музыки).

- Ребята, что вы представили, слушая эту музыку?

- Что общего у сказки «Листопадничек» и данного музыкального произведения?

2. РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ

- Чтобы построить дальнейшую работу по сказке, мы выполним ее содержание и попробуем рассказать в лицах. А помогут мне Шамедько Настя, Селин Игорь, Казанова Таня, Скрылева Юля.

- Почему автор дал такое название произведению? (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками).

- Дети, давайте уточним, это рассказ или сказка? Почему? (Это сказка о животных. Там животные разговаривают, путешествуют).

- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую, т.е. составим план. (Дети высказывают свое мнение).

- Сюжет данного произведения положил созданию проектных, творческих работ. Ребята нашего класса сегодня представят свои проектные работы, будут их защищать.

- Несколько человек выполнили групповую работу, составили план в картинках. Юля сейчас расскажет, как работали и что у них получилось, вы увидите.

3. ЗАЩИТА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.

- Прежде чем составить иллюстрированный план, мы составили план сказки и стали собирать материал для иллюстрирования рисунки, фотографии, составляли сюжеты, сделали фотографии и оформили работу. Вот что у нас получилось.

  На экране появляется план в картинках:

  1. Рождение зайчонка.
  2. Мечта Листопадничка.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Зайчонок в хатке бобров.
  5. За долгую зиму натерпелся большого страху.
  6. Наконец-то дома!

- Как вы думаете, удачный ли получился план?

- Свою дальнейшую работу мы будем строить по этому плану.

- Ребята, какая была мечта у зайчонка?

- А почему ему захотелось отправиться в теплые страны?

- Дети, очень трудно каждому из нас пронаблюдать, как животные готовятся к зиме, я хочу вашему вниманию предложить фильм на эту тему.

4. ПРОСМОТР ФИЛЬМА.

- Какое настроение вызывает этот фильм? (Скучная, унылая пора).

- Конечно, хочется тепла, уюта, радости этому маленькому существу, поэтому он и отправляется в свое путешествие.

- А путешествовать мы начнем с физкультминутки под мелодию песни «Листья желтые» на музыку Р. Паулса, слова Я. Петерса.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Фантазии человека нет границ, он способен создавать что-то новое, прекрасное и радовать других.

- Ребята, Цеско Женя отправился по следам Листопадничка, давайте послушаем, а что увидел он?

6. ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЦЕСКО ЖЕНИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ЖУРАВЛЯМИ.

Читая рассказ о зайчике, мне тоже захотелось отправиться в путешествие за журавлями.

Осенью затянут небо густые осенние тучи, повиснут над полями холодные частые дожди. «Курлы-курлы-курлы» - не очень громко раздается за березовой рощей. Это начинает разговор одна птица. «Курлы-курлы-курлы» - отвечает ей другая , потом третья. И вот над полем показался клин журавлиной стаи. Птицы летят медленно, будто стараясь запомнить те места, которые покидают. Журавлиная стая летит на зимовку на юг. И я иду за ними.

Также как и Листопадничек я попаду в гости к бобрам. Бобры – очень интересные звери. Только они умеют строить на речках и ручьях настоящие плотины, прокладывать в лесу настоящие каналы и , как заправские лесорубы, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья.

Прочная, зацементированная речным илом, бобровая плотина не боится даже бурного половодья. Но вот плотина построена, вода в ручье поднялась, образовался большой лесной пруд – посреди пруда вырос бобровый дом – хатка. Уровень воды в пруду бобры поддерживают так, чтобы вход в хатку был все время под водой, тогда никто чужой не сможет заглянуть в бобровую квартиру. Внутри хатки тепло и просторно. Там звери отдыхают днем, а вечером отправляются на «лесозаготовки».

Вот бобер нашел осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Дерево наконец падает – и от него остается острый пенек. По такому пеньку сразу можно узнать работу бобров.

Упавшее дерево бобры тщательно разделывают: отделяют ветки, перегрызают на несколько частей ствол и складывают рядом с хаткой. Так бобры устраивают себе на зиму продовольственные запасы. Замерзнет пруд, а бобры будут сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки осины, ивы, березы, тополя, которые они очень любят.

Перезимуют бобры в своей хатке, а к весне появятся у них маленькие бобрята. К осени зверки подрастут, и вся трудолюбивая семья вместе подправляет свою плотину, ремонтирует хатку и устраивает новые запасы веток.

Мех бобра очень ценен, он теплый, прочный и не боится воды. Поэтому бобров почти всех истребили. В настоящее время людям пришлось спасать этих редких зверей. Там, где бобры уцелели. Были устроены заповедники, запрещена охота на них.

- Ребята, как вы думаете, что нового узнал он из своего путешествия? (Он узнал больше о жизни бобров).

- Давайте посмотрим фильм об их работе.

7. ФИЛЬМ О ЖИЗНИ БОБРОВ.

- Этот фильм дополнит ваши представления. Находясь в хатке бобров, зайчик натерпелся страху.

- С какими животными он встретился?

- Что о них вы знаете?

  Росомаха – хищный зверь. В поисках добычи легко передвигается по снегу, прекрасно лазает по деревьям. Росомаха уничтожает неполноценных животных и их трупы.

  Выдра – хищный зверь, питается рыбой, может есть лягушек, легких грызунов, водоплавающих птиц.

  Рысь – вид хищного зверя рода кошек. Она отлично плавает и лазает по деревьям и скалам. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев. Питается птицами и другими некрупными животными.

8. ЗАЩИТА ТРОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

- Ребята, замечательную, научно-познавательную сказку придумала Ефимьева Юля вместе своей мамой. Послушайте, пожалуйста.

ЛИСТОПАДНИЧЕК И ЖУРАВЛИ.

        

      Пришла осень, стало в лесу скучно и холодно. Птицы стали готовиться к отлету в теплые страны. Только одни зайчата никуда не собираются. Им зимовать здесь, в родном лесу.

      Каждое утро листопаднички любовались большими, длинноногими птицами. Смотрели как они разгуливают по зеленому болоту, как учат летать своих долговязых птенцов.

        -Вот бы и нам стать птицами. Парили высоко бы в небе, посмотрели весь мир.

    Вот так и решили зайчата познакомиться с этими красивыми птицами. И не просто познакомиться. А научиться летать.

      Однажды, утром зайчонок увидел на болоте стайку этих загадочных птиц. Он набрался храбрости, подошел и тихонечко спросил:

     -Извините, можно с вами познакомиться? Я зайчонок-листопадничек, а вы кто?

      -А мы журавли, - ответил самый старший из стаи.

      - Журавли- какое красивое имя. Расскажите мне о себе, пожалуйста.

       - Пожалуйста. Мы, журавли, живем на болотах, лугах, в степях. Питаемся молодыми побегами, корневищами, плодами.

      - А где вы строите свои норы?

      - Малыш, мы строим не норы, а гнезда. Свои гнезда мы делаем на земле. Наши самки откладывают туда свои яйца и высиживают. Как только птенцы вылупятся и обсохнут, они ходят с нами и питаются самостоятельно.

     - Так эти смешные долговязые птенцы ваши дети?

     - Да, это наши журавлята, сейчас мы их готовим к полету, ведь нам скоро улетать в теплые страны.

    - Научите и меня летать. Я тоже хочу полететь в теплые страны.

    - Не смеши меня листопадничек. Ты не сможешь лететь с нами, потому что у тебя нет крыльев. И добежать ты не сможешь, потому что это очень далеко. В хорошую погоду за один день мы можем пролететь 450 километров. И если на нашем пути встречаются горы, мы поднимаемся в небо до 5000 метров.

   -А как же полетят ваши дети? Ведь они летят в первый раз.

    - Молодые журавли полетят с родителями и со своей стаей. Стая летит клином. Впереди вожак, затем самцы. Самки и молодые птицы. Мы летим днем и ночью, останавливаясь только отдохнуть и набраться и сил.

   - Ну все зайчонок, пришла пора прощаться, нам пора улетать. Не скучай, весной мы снова встретимся, говорил журавль поднимаясь высоко над болотом.

   А зайчонок еще долго смотрел вслед удаляющемуся журавлиному клину.

   

- Поднимите руки, кому понравилась эта работа?

- Ребята, а Артем Куркин побывал в теплых странах, там, где зимуют птицы и сейчас он поделится с вами тем, о чем узнал.

9. ЗАЩИТА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ КУРКИНА АРТЕМА.

Наступила осень. Дни становились все холоднее, и птицы стали готовиться к отлету в теплые страны. Они собирались стаями, чтобы поскорее отправиться на зимовку. Если бы я полететь с перелетными птицами. То увидел много интересного. Узнал больше об их жизни и,  что их ждет в далеких жарких странах.

С заболоченных берегов озера с осенними холодами собираются в далекий путь серые цапли, серые журавли, белые лебеди и утки-кряквы. Путь им предстоит долгий и нелегкий, ведь нужно преодолеть сотни километров прежде, чем они долетят до своих мест зимовок.

Вот в небе показались силуэты летящих на юг крупных птиц с широкими крыльями и длинными ногами.

Кто же это летит: аисты или цапли? Шеи сложены S- образно на спине – значит летят цапли. Они спешат на юг, в Африку и Индию. Если бы я отправился вместе с ними, то узнал, что в Африке этих птиц ждут с нетерпением. Местные жители благодарны цаплям за то. Что они поедают вредителей полей и мелких грызунов. Даже крыс иногда ловит цапля. В южных краях она истребляет полчища саранчяи, которая губит урожай.

А вот в осеннем небе ровным клином и с громким курлыканьем летят на большой высоте изящные птицы. Это серые журавли покинули лесные болота и озера. Полетев вместе с ними можно оказаться в Северной Африке, в Средиземноморье, в Азии и в Индии. Пролетев сотни километров, журавли селятся по лесным болотам и озерам, в затопленных пойменных лугах, на степных озерах. Одна и та же пара из года в год прилетает на то же место и находит старое гнездо. Гнезда у журавлей простенькие – углубление в почве, которое выстлано сухой травой. Стая журавлей расселяется очень широко. Одно гнездо располагается от другого на 5-6 километров. Очень редко птицы располагаются теснее, даже там, где журавлей много. В камышовых зарослях они добывают корм – сочные части растений, ягоды, семена, насекомых, улиток, змей и лягушек.

С наступлением первых холодом отлетают на юг лебеди.

В нашей средней полосе, по берегам глухих лесных озер встречаются снежно-белые кликуны и шипуны.

Летят они на зиму в Средиземноморье, в южные части Азии и на Каспий.

Там, в теплых странах молодые лебеди знакомятся со своими избранницами и заключают брачные союзы. Тут народная молва прва – лебединая верность на всю жизнь. Супруги крыло к крылу прилетают на гнездовья, где каждая пара занимает свой1 участок на берегу водоема. Располагаются лебеди не кучно. А на значительном расстоянии друг от друга – супруги и близко не подпустят другие семьи к своему участку.

Сколько песен, сказок, поговорок сложил народ про лебедей – это не доказательство любви к прекрасной птице? Но, увы эти птицы не только красивы, но и вкусны. Варварская охота погубила многих лебедей, и поэтому их численность уменьшилась.

Наши хорошие знакомые утки-кряквы тоже покидают свои водоемы. Кряквы – самый многочисленный вид уток, потому что они легко приспосабливаются к любому месту обитания и неприхотливы в пище. Они едят листья и луковицы многих водных растений, семена хлебных злаков, водных насекомых, улиток, мелких рачков.

И именно этих уток кому-то из нас случалось кормить хлебными крошками где-нибудь в городском пруду. На зимовку кряквы улетают на Средиземноморье, в Южную Азию, Каспий, туда, где много пищи и тепла.

«И вот – их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне –

Далеко, далеко, далеко…

О, если бы крылья и мне!»

А.Н. Майков.

- А как вы думаете, а что узнал Артём из своего путешествия?

- И так, ребята, наконец-то зайчик дома?

- Обрадовался ли Листопадничек встрече с мамой? Почему?

- Дети,  я хочу, чтобы у каждого из вас в будущем была хорошая, дружная семья, в которой царит внимание друг к другу, взаимопонимание. Однажды на классном часе вы рисовали сердце и писали на нем ответ на вопрос: «Что у меня на сердце?». Многие из вас ответили, что у вас легко на сердце, потому что вы живете в хорошей семье, у вас заботливые родители. И был ответ: «У меня на сердце тяжело, потому что уехал папа и я переживаю за него». Это говорит о том, что для вас уже с детства семья является самым главным.

                        Дом, в котором мы живем,

                        Самый лучший в мире дом.

                        Память добрую о нем

                        Мы всю жизнь в сердцах несем.

                        Пусть тепло и добрый свет

                        Будут в нем на тысячу лет!

  III ИТОГ УРОКА.

- И так, дети, наш урок подошел к концу. Я благодарна вам за работу. И хочу в знак благодарности поставить вам отличные отметки.

- Ребята, какие моменты урока вам запомнились больше?

- А домашнее задание будет творческого характера, вы придумаете продолжение сказки. Всего вам доброго, удачи!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Полная энциклопедия «Птицы». Составитель Школьник Юлия Константиновна. ООО Издательство «Эксмо», Москва, 2007г.
  2. Что такое. Кто такой. Издательство «Педагогика», Москва, 1975г.
  3. Воронежский заповедник. Издательство «Советская Россия», Москва, 1981г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению.3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Данный материал помогает учителю проверить знание текста....

Урок литературного чтения, 3 класс, и.в.соколов-Микитов "Листопадничек"

Урок предназначен для учащихся 3 класса. Программа "Школа России"...

Урок литературного чтения, 3 класс, И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Урок предназначен для учащихся 3 класса по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: Соколов-Микитов "Листопадничек"

Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С. Соколова-Микитова; развивать навыки выразительного, беглого чтения, внимание, память, воображение.                ...

Конспект урока литературного чтения 2 класс И.С. Соколов-Микитов "Узоры на снегу"

Технологическая карта урока литературного чтения УМК: «Начальная школа ХХI века»Класс: 2 Тема:И. С. Соколов - Микитов «Узоры на снегу»Тип: Урок открытия нового знания...

Технологическая карта урока Литературного чтения ""Март в лесу» И. Соколов-Микитов, А. Майков "Весна"" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказами и стихами о природе; ознакомление учащихся с творчеством И. Соколова - Мик...