Конспект урока «Т. Пономарева «Автобус»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кильдюшова Светлана Михайловна

ПНШ, 3 класс, литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пнш, 3 класс18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Т. Пономарева «Автобус»

Цели: учить видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя-рассказчика; обсудить особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, чем они различаются по своей цели и построению.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

Сегодня очередное занятие клуба «Ключ и заря». Мы продолжаем изучать начатую нами на прошлых уроках тему.

  • Кто помнит, как она называется?

(Учитель читает текст в учебнике на с. 113.)

  • Определите тему нашего урока. (Прочитать историю из книги Татьяны Пономаревой «Укротитель макарон».)

(Учитель выставляет портрет писательницы и книгу «Укротитель макарон».)

Материал для учителя

Татьяна Дмитриевна Пономарева родилась 9 ноября 1977 г. в Москве у Покровских Ворот. Училась в маленькой сельской школе в подмосковном поселке Клязьма, потом в любимой 720-й московской школе, потом в медицинском училище. Закончила Литературный институт им. Горького. Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем, редактором... «Думаю — все эти мои работы были по призванию, обо всех вспоминаю с благодарностью».

В детстве хотела стать балериной, любила читать сказки. На вопрос: «Почему Вам нравится быть писателем?» — она отвечает: «Не знаю. Наверное, потому, что уже поздно становиться балериной».

  • Откройте содержание учебника и найдите, какие истории из этой книги нам предлагают почитать.

Сегодня мы познакомимся с одной из них.

III.    Работа по теме урока

  • Откройте учебник на с. 114 и прочитайте произведение Татьяны Пономаревой «Автобус».
  • Сколько героев (действующих лиц) в этой истории? Миша говорит, что двое, а Маша — что их не меньше трех. А как думаете вы?
  • Поведение автобуса напоминает вам чье-то поведение? Чье именно?
  • Объявление в газете подтверждает вашу догадку?

(Дети ищут подтверждение своих ответов в тексте.)

  • Симпатичный ли человек бабушка? Перечитайте произведение и выберите слова и выражения, которые помогут вам составить характеристику бабушки.
  • Что вы можете сказать о ней? (Это добрый, заботливый человек, она пожалела автобус, отмыла его и отремонтировала, ночью беспокоилась, все смотрела в окно, а утром нашла хозяина.)
  • Она похожа на вашу бабушку? Чем? Поймать сбежавшего из зоопарка льва, укротить макароны, успокоить грустное привидение и приютить бездомный автобус не так уж и просто. Но отважная и добрая бабушка легко справляется с этими трудными делами.
  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

(Учитель читает текст на с. 115—116.)

  • Как вы думаете, это рассказ, сказка или небылица? Найдите отрывки из текста, подтверждающие ваше мнение.

(Учитель продолжает читать текст на с. 116—117.)

  • Чем же похожи небылица, рассказ и сказка? (Это все литературные жанры. И в небылице, и в сказке, и в рассказе все события могут быть выдуманными.)
  • А чем отличаются? (Цели разные.)

Познакомимся с содержанием на плакате Летучей Мыши на с. 116 и узнаем цели этих жанров.

  • Теперь вы сможете ответить на вопрос: прав ли Костя? Этот текст — действительно небылица?
  • Еще раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Как вы считаете, «Автобус» — это сказка или рассказ?

Прочитайте, как ответил на этот вопрос Михаил Потапович. (По смыслу это сказка-рассказ.)

  • Как вы думаете, что хотел сказать Михаил Потапович о построении сказки? Вы согласны с ним?
  • Прочитаем информацию на плакате Летучей Мыши на с. 117. (В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.)

(Учитель читает диалог Анишит Йокоповны и Кости Погодина на с. 117.)

  • Замените слово «автобус» словом «пес» и проверьте, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нем необыкновенные.
  • Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодушевленные предметы как живые? Как называется такой прием? (Олицетворение.)
  1. Рефлексия

Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все получалось, то поднимите зеленый флажок. Если все удавалось не сразу, были затруднения, то поднимите красный флажок.

VII.     Подведение итогов урока

  • Понравилось ли вам произведение Татьяны Пономаревой? Чем?
  • Что вы можете сказать об авторе? (Татьяна Пономарева обладает фантазией и развитым воображением, и под ее взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.)
  1. Домашнее задание
  1. Найти и прочитать рассказы Т. Пономаревой.
  2. Тетрадь для самостоятельной работы: № 13 (с. 30).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературного чтения "Автобус" Т. Пономаревой

Это урок- мозговой штурм с использованием новый УУД. Знакомство сновым текстом. Пересаживаясь из группы в группу, выполняя задания, к концу урока весь класс прочитает текст 2 раза и перескажетю ...

Конспект урока по литературному чтению Т.Пономарева " Прогноз погоды"

Конспект урока по литературному чтению Т.Пономарева " Прогноз погоды"...

Конспект урока по литературному чтению Корней Чуковский «от двух до пяти». Григорий Остер «Вредные советы». Татьяна Дмитриевна Пономарева «Помощь» 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: Корней Чуковский «от двух до пяти». Григорий Остер «Вредные советы». Татьяна Дмитриевна  Пономарева «Помощь»Цель урока: Учить выделять черты детс...

Конспект урока литературного чтения: Григорий Остер «Вредные советы», Татьяна Пономарева «Помощь». (УМК «перспективная начальная школа» 3 класс О.В. Малаховская)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Г.Остера и Т.Пономаревой; ознакомление с художественными произведениями «Вредные советы» и «Помощь»; совершен...

Конспект урока по математике " Работа с информацией: извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов) "

Данный конспект урока по предмету математика в 3 классе, представляет собой разбор и анализ таблиц с данными, также проведение работы с учебником, решение задач , сложения и вычитания столбиком....