Конспект урока по литературному чтению Корней Чуковский «от двух до пяти». Григорий Остер «Вредные советы». Татьяна Дмитриевна Пономарева «Помощь» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-2

Тема урока: Корней Чуковский «от двух до пяти». Григорий Остер «Вредные советы». Татьяна Дмитриевна  Пономарева «Помощь»

Цель урока: Учить выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях

Планируемые результаты:

ü Предметные: совершенствовать умения находить строки, которые вызывают смех, анализировать причину смешного; совершенствовать умения объяснять название произведения, определять, с чьей точки зрения автор дает советы, определять жанр произведения

ü Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе

Тип урока: получение новых знаний и закрепление

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 2 часть, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chukovskiy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-2

Тема урока: Корней Чуковский «от двух до пяти». Григорий Остер «Вредные советы». Татьяна Дмитриевна  Пономарева «Помощь»

Цель урока: Учить выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях

Планируемые результаты:

  • Предметные: совершенствовать умения находить строки, которые вызывают смех, анализировать причину смешного; совершенствовать умения объяснять название произведения, определять, с чьей точки зрения автор дает советы, определять жанр произведения
  • Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе

Тип урока: получение новых знаний и закрепление

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 2 часть, презентация

Этапы урока. Методы и приёмы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

словесный, наглядный.

0,5 мин

Здравствуйте, ребята! Встали ровно подравнялись.  Садитесь

Настаиваться на урок.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

3

Мотивационный.

Слов.:ответы на вопросы

5 мин

Отгадаем и проговорим чистоговорки.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша-
Спеленали (малыша)

Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Нет в кармане ни (гроша)

Молодцы, продолжаем дальше.

Говорить чистоговорку

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

4

Постановка и решение учебных задач:

Слов.:ответы на вопросы

4 мин

Мы продолжим разгадывать секреты смешного.
Сегодня познакомимся с 3 авторами, прочитаем их рассказы.

Откройте содержание учебника и догадайтесь тему сегодняшнего урока.
(К. Ч. «От двух до пяти». Г.Остер «Вредные советы». Т. Д. Пономарева «Помощь»)

Какие цели мы ставим перед собой?

Узнать биографию новых авторов
Познакомиться с произведениями Открыть секреты смешного в произведениях

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы

Определять тему, цели и пути их достижения.

Р.:Ставят учебные задачи.

Прогназируют.

5

Решение учебных задач

Пракчический

30 мин

Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков(1882-1969)- писатель, поэт, переводчик, критик. Родился 31 марта 1882  года в Санкт- Петербурге. Под псевдонимном Корней Чуковский писатель работал с начала литературной деятельности. Позже добавил ненастоящее отчество Иванович. В 1901 году Чуковский начал заниматься журналистикой, а спустя два года стал лондонским корреспондентом. Вернулся на родину Чуковский в 1905 г.
Корней Чуковский постепенно становится все более известным и влиятельным. Должное внимание Корней Чуковский уделял детским произведением. Его первая сказка вышла в 1916 за ней последовали «Мойдодыр»,  «Тараканище». Также Чуковский занимался переводами, пересказал Библию для детей.

На стр 69-70 прочитаем разговор Миши, Кости, Тани.
Анишит Йокоповна предлагает прочитать короткие истории, рассказанные Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти»

Давайте вместе по цепочке прочитаем его истории из книги от двух до пяти на стр 70 первая история.
Понравилась ли вам история?
Какая фраза делает историю про девочку Наташу смешной? (Последняя фраза. Это фраза, построенная на противоречии. С одной стороны, Наташа запрещает своему приятелю выбить злую змею, нарисованную на картинке и мы думаем, что дальше она объяснит, почему этого не надо делать: ведь змея нарисованная, а не настоящая. Но продолжение этой фразы звучит неожиданно: оказывается, Наташа «уже побила ее дома». Именно последняя фраза и делает эту маленькую историю смешной.)
Давайте прочитаем еще несколько его историй на стр 70-71 и подумаем в чем секрет смешного в них?
Что вам кажется смешным в истории про девочку Ирочку Ковалеву?(смешно само сочинение слов «звериный джаз», которое придумала девочка, детские высказывания посвящены впечатлениям от посещения зоопарка).
Нравится ли вам детская наблюдательность?
Какое высказывание более точное? Какое остроумное? Вам удалось улыбнуться? (Детские высказывания, посвященные впечатлениям детей в зоопарке, показывают, что маленькие дети наблюдательны и остроумны)
А что вам показалось смешно в истории про маленькую Лену?(как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка.)
Теперь познакомимся с Григорием Бенционовичем Остер - современный советский русский детский писатель, сценарист и заслуженный деятель Российской Федерации.
Родился 27 ноября 1947 года. Начальное и среднее образование получил в Ялте, где провел детство и юность.  В 1970 году поступает в Московский Литературный институт имени А.М. Горького, который оканчивает в 1982 году.
В то же самое время  пытается во многих направлениях, однако самыми удачными и сделавшие его популярным, являются рассказы, стихи и сценарии для детей. Из – под его пера выходят сюжеты  к мультфильмам  и театральным постановкам, с древних пор уже считающиеся классическими. Кроме этого, он является основоположником жанра «вредных советов» и создателем уникального в  своём роде произведения «Сказка с подробностями». Неоднократно был удостоен различных премий. В настоящее время живет и трудится в Москве.
Читаем выразительно  про вредные советы.
О чем произведение?
Когда вы читаете слова, выделенные цветом, вам уже смешно или нет?
Эти слова могли бы иметь другое продолжение(если бы , например, мальчик  вел себя прекрасно)? Какое же именно?(Слова, выделенные цветом, могли бы иметь другое продолжение, если бы ребенок вел себя прекрасно и начальник решил бы его похвалить продолжение могла бы звучать например так: «У вас очень умный ребенок, спокойный и воспитанный мальчик…»)
Из каких строчек становится понятно, какое впечатление ребенок произвел на маминого начальника?(видно из 4 последних строчек стихотворения)
Вы понимаете, почему этот совет помещен в книжке «Вредные советы», а не в книжке «Полезные советы»?
А вы разгадали секрет этого вредного  совета?(автор дает его с точки зрения самого мальчика, которому не хочется, чтобы мама уходила на работу.)
С чьей точки зрения автор дает такой совет? Подумайте, кому хочется, чтобы мама не уходила на работу?

С Татьяной Понамаревой вы знакомились уде в 1 четверти, но давайте вспомним ее еще раз. Посмотрите на нее. Вспомнили ли вы ее?
Пономарёва Татьяна Дмитриевна- родилась в Москве 9 октября 1947 года. Закончила Литературный институт им. Горького. Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем, редактором… Думаю — все эти мои работы были по призванию, обо всех вспоминаю с благодарностью. (говорила она).
В  детстве  хотела  стать  балериной, любила  читать  сказки.


Прочитаем каждый про себя произведение на стр 73 .
Вот вы все прочитали произведение , ответе на вопрос  это произведение- сказка, рассказ, небылица? (рассказ) Почему вы так считаете? (рассказ отличается от небылицы и сказки по цели повествования. Сказка отличается от рассказа по постарению. Значит это произведение- рассказ).
Почему это произведение помещено рядом с произведением, посвященными самым маленьким ведь в нем как будто рассказывается совсем о другом?
Какие строчки показались вам смешными? Почему?(3 последние строчки рассказа: в них бабушка говорит о том, что льва поймать гораздо проще, чем уследить за ее внуками. Из этих строчек понятно, почему этот рассказ помещен рядом с произведениями, посвященными самым маленьким).
Вспомним все произведения, которые читали за 2 урока.
Начнем с авторов 1) Корней Чуковский его произведение» От двух до пяти»

2) Григорий Остер – «Вредные советы»
3) Татьяна Пономарева – «Помощь»
Какие выводы вы для себя сделали по этим произведениям?

Слушать слово об авторе К.И. Чуковском

Читать разговор Миши Кости Тани

Читать  истории Чуковского

Отвечать на вопросы

Продолжать читать истории

Думать и отвечать на вопросы в истории про Ирочку

Думать и отвечать на вопросы про Лену

Слушать слово об авторе Г.Б. Остер

Читать выразительно произведение

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы делать выводы

Слушать слово об авторе Т.Д. Пономаревой


Читать произведение «Помощь» самостоятельно

Отвечать на вопросы

Вспоминать рассказ и делать свои выводы

Вспоминать 3 последних произведения анализировать их и делать свои выводы.

Регулятивные:самоконтроль.

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Личностные:учебно – познавательный интерес к новому материалу.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; оценка жизненных ситуаций и поступков героев;

К: сотрудничать со сверстниками в выполнении общих учебных задач;

П: анализировать и сравнивать полученную информацию, уметь опираться на свой жизненный опыт;

К: участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи; участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

самовыражение: монологические высказывания разного типа;

6

Итог урока

4 мин

С каким произведениями вы познакомились?
Что их объединяет?
Что больше всего запомнилось?
Вспомните, были ли в вашей жизни подобные смешные ситуации. Можете их рассказать?

Какое произведение больше всего понравилось?

Отвечать на вопрос

Делать вывод

Отвечать на вопросы

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи;

7

Рефлексия

0,5  мин

Что нового вы узнали?

Какие цели ставили?

Какие выводы вы для себя сделали?

Понравился ли вам урок?

Всем спасибо, урок закончен.

Отвечать на вопросы

Вспоминать цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению М. Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол». 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: М. Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».Цель урока: учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических...

Конспект урока на тему: К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные советы» (УМК "ПНШ" 3 класс)

Учиться находить секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; находить строчки в тексте, которые вызывают смех...

К.Чуковский «От двух до пяти» Г.Остер «Вредные советы» Т. Пономарева «Помощь»

Урок литературного чтения по ФГОС 3 класса  по программе «Перспективная начальная школа». УМК Н.А. Чураковой. Раздел  «Продолжаем разгадывать секреты смешного»...

Конспект урока литературного чтения: Григорий Остер «Вредные советы», Татьяна Пономарева «Помощь». (УМК «перспективная начальная школа» 3 класс О.В. Малаховская)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Г.Остера и Т.Пономаревой; ознакомление с художественными произведениями «Вредные советы» и «Помощь»; совершен...

Конспект урока по литературному чтению "К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет»", УМК "Школа России" (1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями К. Чуковского «Федотка» и О. Дриз «Привет»; совершенствование навыков выразительно чтение; развитие умени...

Конспект урока по литературному чтению "К. Чуковский «Телефон»", УМК "Школа России" (1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворением К. Чуковского «Телефон», совершенствование навыков выразительно чтение; развитие умения находить фрагменты текста стих...