Конспект урока по литературному чтению Е. Благинина "Посидим в тишине"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Елена Ивановна Чекмезова
  1. Чекмезова Елена Ивановна
  2. Класс: 2 А
  3. Дата: 02.03.2022 
  4. Предмет: Литературное чтение
  5. Тема урока:  Е.Благинина «Посидим в тишине»
  6. Тип урока: «открытие» нового знания
  7. Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий – М.: Просвещение, 2020, презентация.
  8. Цели урока: знакомство  учащихся с биографией Е. Благининой,  ее стихотворением о маме; развитие навыка выразительного чтения, воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №40

г. Чита

Сценарий урока

литературного чтения во  2 классе

(автор-составитель учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В.)

 

 

Тема урока: Е Благинина «Посидим в тишине»

УМК «Школа России»

                                                                                                                   Выполнила:

 учитель начальных классов

                                                               Чекмезова Елена Ивановна

                                                               

  1. Чекмезова Елена Ивановна
  2. Класс: 2 А
  3. Дата: 02.03.2022
  4. Предмет: Литературное чтение
  5. Тема урока:  Е.Благинина «Посидим в тишине»
  6. Тип урока: «открытие» нового знания
  7. Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий – М.: Просвещение, 2020, презентация.
  8. Цели урока: знакомство  учащихся с биографией Е. Благининой,  ее стихотворением о маме; развитие навыка выразительного чтения, воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким.
  9. Задачи
  • Образовательные : познакомить учащихся с автобиографией поэтессы Е, А. Благининой, с ее стихотворением «Посидим в тишине».
  • Развивающие: совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения; создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи;
  • Воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса к предмету, воспитанию уважительного отношения к ближним, чувства ответственности за свои поступки.

    10. Планируемые  результаты:

  • Предметные:

-ознакомление с творчеством Елены Александровны Благининой;

-отрабатывать навык выразительного чтения

- умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.

  • Метапредметные результаты:

- воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту;

-формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности;

  • Личностные результаты:

-развитие доброжелательности;

-проявление уважения к близким и родным людям;

-проводить самооценку своих действий, поступков;

                      -устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Этапы урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД[1]

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

II. Актуализация знаний и мотивация

5

Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

П. Башмаков

Наглядный: презентация

Словесный:

учебный диалог

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П:  анализ

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: аргументирование своего мнения

 Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

- Прочитайте выразительно.

- О чём рассказал нам автор в стихотворении?

отчётливо произнести звуки.

Читаю медленно стихотворение

Читаю стихотворение с разной интонацией

Читаю выразительно

Отвечают на поставленные вопросы

III Постановка целей урока. Формулирование целей урока детьми.

5

Мама! Самое прекрасное слово на земле- мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое – в нем не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет –пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Наглядный

презентация

Словесный: учебный диалог

П: подведение под понятие

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: целеполагание

Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня читать, на какую тему?

- Сегодня мы с вами продолжим читать о маме.

Отвечают на вопросы учителя.

IV Открытие нового знания

10

Откройте учебник на с 119, прочитайте имя автора стихотворения «Посидим в тишине».

Елена Александровна Благинина (1903 – 1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника. Члены её семьи хорошо знали и любили литературу, народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни – петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Благинина рассказывала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».

Половичок линючий –речка,[2]

А печка-пышный царский дом…

От страха мрет в груди сердечко,

Пылает голова огнем.

Меня затягивает илом, А ты зовешь таким унылым,

Срывающимся голоском:

-Сестрица моя, Аленушка!

Палач коварный ведьмой нанят,

Костры трещат на берегу.

- Ой, братец ой Иванушка!

Мы продолжать не в силах действа

И плачем громко -в три ручья-

От вероломства, от злодейства,

От горькой сказки бытия.

Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка». Именно для домашнего театра она начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых… восемь лет!

Стихотворение «Посидим в тишине».

- Послушайте это стихотворение. Следите по тексту, обращая внимание на непонятные слова.

Прослушивание аудиозаписи.

Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение

 

 Словарная работа                                                                                                    

Волчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.

Крадётся - перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным

Метнулся - резким движением броситься куда-нибудь

Скользнул - быстро и незаметно пройти, промелькнуть- Что хотелось девочке?

- Прочитайте стихотворение теперь вы.

- Что девочка сказала лучу?

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? –

Девочке трудно сидеть в тишине?

- Почему

- Ребята, а какие звуки передают тишину?

- Как вы думаете, это сказка? А что это?

 - Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты?

- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

 - Отгадайте, какая она будет?

- Она должна быть похожа на колыбельную?

Словесный:

вступительное слово об авторе

Практический:

 чтение стихотворения

Практический:

работа с текстом

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

К.: построение речевого высказывания, аргументация своего мнения

К.: участие в учебном диалоге

П.:смысловое чтение

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознание познавательной задачи

П: извлекать необходимую информацию из текстов

К: аргументировать свое мнение

Что вы знаете о Е. А. Благининой.

Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

 - О ком это произведение?

Откройте учебники на странице 119. Прочитайте это стихотворение в полголоса.

- Найдите слова, которые вам непонятны, отметьте их точкой.

- Понравилось ли вам стихотворение?

 - Что больше

всего понравилось?

– Почему девочка не играет в игрушки?

Слушают учителя        

Дети читают.

Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму

Я тоже двигаться хочу

-девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама.

-да

- Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

-[с], [ш], [ч])

- смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил.

-Плавная, медленная

V Динамическая пауза

3

Дружно маме помогаем

Дружно маме помогаем —

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту.)

Р.: саморегуляция

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

7

Чтобы прочитать стихотворение выразительно , надо читать его с разной громкостью, темпом, интонацией.

-Подумайте, как будем читать стихотворение?  (Тихо, медленно, с чувством понимания, нежности, с сочувствием.)

-Где будем делать паузы? (Где стоят знаки препинания)

Чтение «цепочкой»

– Найдите в стихотворении предмет, который стал живым, одушевленным.  

 - Найдите красочное слово, которое можно отнести к лучу.

- В каком значении употреблено слово золотой?

- Изменится ли стихотворение без этого слова?

-  А что изменится?

 -  Чему учит стихотворение?  

 - Давайте еще раз прочитаем стихотворение, передадим голосом любовь, внимательное и заботливое отношение к маме.

-В своих стихотворениях Благинина учит детей любить, уважать, ценить, беречь и трепетно относиться к самому главному для них человеку- маме.

Словесный: слово учителя

Практический

Выразительное чтение.

Луч.

Золотой.

«Ласковый, светлый, теплый, нежный». Это переносное значение слова.

Да.

В нем не будет теплоты, нежности.

К маме нужно относиться с любовью и заботой.

VII

Рефлексия

6

В первой строчке напишем существительно

Во второй строчке опишем это слово с помощью двух прилагательных.

На третьей укажем глаголы, обычно в количестве трёх.

На четвёртой - смысловую фразу к существительному.

На последней, пятой - одно слово ассоциируемое, с первым.

Синквейн к слову МАМА

(работа в группе)

1 Вариант

-Мама

-Добрая, родная

-Терпит, учит, приласкает

-Всегда придёт на помощь

-Жизнь.

2 вариант

-Мама

-Дорогая, единственная

-Понимает, советует, жалеет

-Никто тебя не заменит

-Мамуля.

Итог урока.

3

Мама – самый близкий человек, самый родной.

- Подумайте, какое слово вы бы сказали маме, чтобы она улыбнулась.

А теперь прочитайте слова Зои Воскресенской.

Самое прекрасное слово на земле – мама...

- Понравился ли вам урок?

- Что вы узнали на уроке?

- За что можете похвалить себя?

 Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная.

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Посидим в тишине».


[1] ФОУД-форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф-фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая)

[2]  Е. А. Благинина Сказка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Е.Благинина-Посидим в тишине.Я маму свою обидел"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Е.Благинина "Посидим в тишине", "Я маму свою обидел"Цели урока: продолжить знакомство уч-ся с произведениями о маме;развивать навыки выразительного чтени...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант». Учитель: Тишина О.М.

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»Учитель: Тишина О.М.Форма урока: урок изучения нового материала.Тема: В.В. Бианки ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Е.А. Благинина "Посидим в тишине", 2 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Е. Благиной, её стихотворением «Посидим в тишине», работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознаннос...

Конспект урока по литературному чтению Е.Благинина «Посидим в тишине» Э.Мошковская «Я маму свою обидел…». 2 класс

Конспект урока по литературному чтению Е.Благинина «Посидим в тишине» Э.Мошковская «Я маму свою обидел…». 2 класс...