Конспект урока по литературному чтению на тему: Е.А. Благинина "Посидим в тишине", 2 класс, УМК "Школа России" + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Е. Благиной, её стихотворением «Посидим в тишине», работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра;
- уметь: работать с лирическим стихотворением, анализировать произведение, читать выразительно.
- Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: "открытие" нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidim_v_tishine_2_klass.doc | 96 КБ |
posidim_v_tishine_2_klass.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Литературного чтения
Выполнила студентка 45 гр.
Уржанакова Валерия
Проверил: уч. нач. школы
Уржанакова Валерия
Отметка: _______________________
Дата: __________________________
Челябинск, 2020
Дата: 06.04.20 | ФИО учителя: Сагадеева А.Ю. | |
Школа: МОУ «Гимназия им. Карла Орфа» | ФИО студента: Уржанакова В. | |
Класс: 2 | ФИО методиста: Кошкарова Л.С. | |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Е.А. Благинина "Посидим в тишине"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Е. Благиной, её стихотворением «Посидим в тишине», работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра;
- уметь: работать с лирическим стихотворением, анализировать произведение, читать выразительно.
- Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: «открытие нового знания»
Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий – М.: Просвещение, 2012., презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1-2 мин | - Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Л: самоопределение к деятельности | ||
II. Актуализация знаний и мотивация Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | 4-5 мин | Речевая разминка. - Прочитайте стихотворение медленно. В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. П. Башмаков - Прочитайте стихотворение с разной интонацией. - Прочитайте выразительно. - О чём рассказал нам автор в стихотворении? - Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко! Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка! Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка! Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка! Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка! Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка! Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка! Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка! Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка! Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка! - Правильно – это наши мамы. | Читаю медленно стихотворение Читаю стихотворение с разной интонацией Читаю выразительно Отвечают на поставленные вопросы Играют в игру | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: анализ П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К: аргументирование своего мнения | ||
III. Постановка учебной задачи Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | 4-5 мин | - Как вы помогаете маме? Что вы делаете для того, чтобы она меньше уставала? - Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня читать, на какую тему? - Сегодня мы с вами продолжим читать о маме. | Отвечают на вопросы учителя. | П: подведение под понятие К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р: целеполагание | ||
IV. Открытие нового знания Словесный: вступительное слово об авторе Практический: чтение стихотворения Практический: работа с текстом Словесный: слово учителя Наглядный: презентация | 7-8 мин | - Ребята, а вот какое стихотворение, посвященное мамам написала Елена Александровна Благинина, оно называется «Посидим в тишине». (портрет на доске) Елена Александровна Благинина (1903 – 1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника. Члены её семьи хорошо знали и любили литературу, народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни – петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Благинина рассказывала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника». Именно для домашнего театра она начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых… восемь лет! Стихотворение «Посидим в тишине». - Послушайте это стихотворение. Следите по тексту, обращая внимание на непонятные слова. Чтение стихотворения учителем - Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? - О ком это произведение? Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение Откройте учебники на странице 119. Прочитайте это стихотворение в полголоса. - Найдите слова, которые вам непонятны, отметьте их точкой. Словарная работа Волчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает. Крадётся - перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным Метнулся - резким движением броситься куда-нибудь Скользнул - быстро и незаметно пройти, промелькнуть- Что хотелось девочке? - Понравилось ли вам стихотворение? - Что больше всего понравилось? – Почему девочка не играет в игрушки? - Прочитайте стихотворение теперь вы. Дети читают. - Что девочка сказала лучу? - Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? – Девочке трудно сидеть в тишине? - Почему - Ребята, а какие звуки передают тишину? - Как вы думаете, это сказка? А что это? - Что бы вы сделали на месте девочки? - Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? - Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению. - Отгадайте, какая она будет? - Она должна быть похожа на колыбельную? |
Слушают учителя (Проверка первичного восприятия текста) Читают стихотворение Отвечают на вопросы Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму -Я тоже двигаться хочу -девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама. -да - Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть) -[с], [ш], [ч]) - смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил. -Плавная, медленная . | К.: построение речевого высказывания, аргументация своего мнения К.: участие в учебном диалоге П.:смысловое чтение К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: осознание познавательной задачи П: извлекать необходимую информацию из текстов К: аргументировать свое мнение | ||
Динамическая пауза | 1 мин | - А сейчас пришло время отдохнуть…(Звучит мелодия к песне «Песенка мамонтёнка», дети выполняют движения под музыку)……. | Повторяют движения | Р.: саморегуляция | ||
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: Ответы на вопросы Практический: работа с текстом | 4-5 мин | - На с. 119 рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? - Почему девочка не стала играть? - С кем она разговаривала в комнате? - Что она сказала лучу? - Какой была реакция луча? Задайте свои вопросы по стихотворению (работа в парах.) - Прочитайте стихотворение выразительно. | Отвечают на вопросы. | Р: выполнение пробного учебного действия К: согласованно выполнять совместную деятельность. | ||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: работа с карточками | 4-5 мин | - Выполним задание на карточках самостоятельно. (Загадки Екатерины Савельевой учитель раздаёт на карточках. Дети работают в парах, затем читают их всему классу.)
Вы померить не хотите ль? На любые ваши вкусы В маминой шкатулке … (бусы).
Цветом радуги играют. Серебрятся капли-крошки Украшения … (серёжки).
Верх украшен весь цветками. Головной убор-загадка – Есть у нашей мамы … (шляпка).
Речка прицепилась к кругу. Блин испечь ей – ерунда, Это же … (сковорода).
Забурлила от тепла. Как разгневанный начальник, Быстро закипает … (чайник).
Мама варит на обед. И половник тут как тут – Разольёт в тарелки … (суп).
Чистоту для нас наводит. Длинный шланг, как хобот-нос, Коврик чистит … (пылесос).
Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг – Называется … (утюг).
Разделяет свет и мрак. По краям его ажур – Это дивный … (абажур).
Блюдце выпросит сметаны. И, поев её немножко, Замурлычет наша … (кошка). | Работают с карточками | Р: выполнение пробного учебного действия К: согласованно выполнять совместную деятельность. П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы | ||
VII. Включение в систему знаний Практический: играют. | 7-8 мин | Игра «Волшебный цветок..» - А сейчас, закройте глазки, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова… ( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная) Как звучит слово МАМА на других языках народов (Историческая справка). - Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках. (карточки) Бенгальский – майера; Каталонский – мааре; Чешский – маминка; Датский – моа; Персидский - маман, аннэ; Нидерланды – мА; Литва – мамитэ; Турция - ана Болгария - мамо, майка; Швеция –мур; Украинский – мати, мамо; Греческий – митэра, мана.
| Игрют | К: согласованно выполнять совместную деятельность. | ||
VIII. Рефлексия по продукту деятельности Домашнее задание Словесный: учебный диалог | 2-3 мин | - Дома вы готовите выразительное чтение стихотворения, по желанию можете выучить его наизусть. - Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось? - Какое произведение мы читали на уроке? - Что вы узнали об авторе? - Молодцы! Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы и анализируют работу на уроке. . | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л: самооценка Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ТЕМА УРОКА: Е. БЛАГИНИНА «ПОСИДИМ В ТИШИНЕ».
Цели урока: Мы познакомимся с … Мы узнаем… Мы будем учиться…
Елена Александровна Благинина (1903-1989) - русский поэт, переводчик. Над рожью, дождиком примятой, Стоит денёк почти сквозной. Орловский ветер пахнет мятой, Полынью, мёдом, тишиной... Автор этих строк, уроженка орловской деревни Елена Благинина, не сразу поняла, что родилась поэтом.
Е.А.Благинина прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, дразнилки, считалки, скороговорки, песенки, сказки.
Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка», «Улетают - улетели», «Гори-гори ясно!» .
Мама – главное слово в жизни любого человека. А Елена Благинина в своих стихах учила детей любить, ценить, уважать, бережно и заботливо относиться к родному человеку.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Е.И. Чарушин. "Кабан". 4 класс, УМК "Школ России"
....
Конспект урока по литературному чтению на тему "Г. Остер «Будем знакомы»" , 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Г. Остера; совершенствование навыка выразительного чтения; формирование умения определять главную мысль, выбирать слова для подтвержде...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Носов "Федина задача" 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жизни и творчестве Н.Носова и о его рассказе «Федина задача»Планируемые результаты:Предметные:- знать биографию и инт...
Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...
Конспект урока по литературному чтению по теме ««Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием научно-фантастической литературы, с биографией Е.С.Велистова, с произведением «Приключение Электроника»Планируемые результаты:Предметные:зн...
Конспект урока по литературному чтению по теме ««Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе работы учащихся над стихотворением стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...» А.В.Жигулина.Планируемые резу...