Загадки – дело серьезное
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Ланг Каролина Вячеславовна

Задача научить детей определять, выделять, ставить вопросы, находить в тексте слова-признаки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik_i_fragment_uroka_russkogo_yazyka.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки – дело серьезное

Выполнила: Ланг Каролина Вчеславовна

Предмет: литература

Тема: Загадки – дело серьёзное

Класс: 1

Тип урока: подготовительный этап

Цель:

 1. познакомить учащихся с новым литературным жанром – загадками;

        2. тренировать учащихся в правильном и выразительном чтении;

        3. прививать любовь к чтению.

Задачи:

1)Предметные: научить детей определять, выделять, ставить вопросы, находить в тексте слова-признаки.

2) Метапредметные:

- Познавательные

  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Структурирование знаний;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

- Регулятивные

  • Целеполагание- как постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  • Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

- Коммуникативные

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Личностные: смыслообразование, т.е установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него ответить.

Оборудование: (Скороговорка, упражнения, иллюстрации и детские рисунки зимней природы, кроссворд, карточки с заданиями для кроссворда, изображение Сфинкса.)

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа над скороговоркой.
  4. Вступительная беседа.
  5. Упражнения в правильном чтении.
  6. Жужжащее чтение.
  7.  Физкультминутка.
  8. Знакомство с загадками (чтение учителем, детьми).
  9. Кроссворд.
  10. Итог урока.
  11. Домашнее задание.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Ребята, произведения на какую тему мы с вами читали на последних уроках?

- Произведения каких жанров мы с вами уже читали?

Устное народное творчество

Сказки

Проверка Домашнего задания

Чтение и пересказ текста. (р. н. ск. «Два мороза»).

- Почему Никола-мороз не сумел заморозить мужика?

Слушают и отвечают на вопросы учителя

Работа над скороговоркой

- Чтобы не замёрзнуть на морозе, надо больше двигаться, прыгать, бегать. Ведь не зря говорят: В зимний холод – всякий молод.

Читают с учителем скороговорку, для развития речи

Вступительная беседа

- Мы с вами уже познакомились с народными сказками, анекдотами, скороговорками. А сегодня познакомимся с ещё одним жанром народного творчества – загадками.

- Как вы думаете, что такое загадка?

(Учитель выслушивает ответы детей и делает вывод: Загадка – это краткое образное и замысловатое описание какого-либо предмета или явления.)

- Сейчас загадывают загадки детям, а раньше это было занятием взрослых. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного отгадывания.

Известна древнегреческая легенда о Сфинксе – чудовище с телом льва и головой женщины.

У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же:

«Что ходит утром на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх?»

Люди не могли ответить чудовищу, и оно пожирало их. Только один герой Эней сумел догадаться, что речь шла о человеке: в детстве ребёнок ползает, в зрелом возрасте человек свободно ходит, а в старости опирается на палку.

А также известно, что в древности юношу посвящали в мужчину. Сначала смотрели, как он выдержит тяжёлые испытания, чтобы доказать свою силу, мужественность. А ум проверяли загадками.

- А какие вы знаете загадки? (Выслушиваются ответы 2-3 учеников)

Отвечают на поставленные вопросы учителя

Упражнения в правильном чтении.

Отгадайте загадку: «Лежал, лежал, а весной в реку побежал». (Снег).

- Как догадались, что это снег?

Прочитайте плавно, без ошибок.

СНЕГ – СНЕЖОК – СНЕЖИНКИ – СНЕГОВИК – СНЕГИРЬ – СНЕЖНЫЙ – СНЕГУРОЧКА – ПОДСНЕЖНИК

«Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне».

МОРОЗ – МОРОЗЕЦ – ЗАМОРОЗКИ – МОРОЖЕНОЕ – МОРОЗИТЬ – МОРОЗНЫЙ – МОРОЗИЛЬНИК

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

Тряхнёт перинки, над миром пушинки?»

ЗИМА – ЗИМУШКА – ЗИМНИЙ – ЗИМОВАТЬ – ЗИМОВЬЕ – ЗИМУЮЩИЙ – ОЗИМЫЙ

Отгадывают загадки, упражняются в правильном чтении

Жужжащее чтение.

Физминутка

Жужжащее чтение загадок из учебника.

- Кто сможет прочитать без ошибок, выразительно, как артист?

(Ответы сопровождаются показом иллюстраций.)

Чтение загадок вслух, разгадывание.

Знакомство с загадками

Чтение загадок учителем и учениками. (Работа с книжками - коллективками).

Читают загадки вместе с учителем

Кроссворд

Загадки для кроссворда дети читают по карточкам.

По горизонтали:

  1. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.  (Снег.)

1

с

н

е

г

н

5

2

ф

е

в

р

а

л

ь

ж

ы

3

з

и

м

а

ж

к

4

и

н

е

й

  1. Снег мешками валит с неба;

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так, что за месяц это?  (Февраль.)

  1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

  1. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней.)

По вертикали:

  1. Покружились звёздочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке. (Снежинки.)

  1. Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (Лыжи.)

- Кто запомнил слова-отгадки?

(Назвать по памяти. Спросить 2-3 человека.)

Разгадывают загадки для  кроссворда

Итог урока

- Для чего нужны загадки?

Загадка побуждает человека к рассуждению, сопоставлению признаков предметов и явлений. Загадки развивают сообразительность.

Домашнее задание

- Дома надо выучить 2-3 загадки наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему « Как помочь ребенку быть внимательным. Игра дело серьезное.»

Что такое внимание? Свойства внимания. Игры и игровые упражнения....

Практическое занятие "игра - дело серьезное"

Тема урока: “Nos amis, les animaux!”Тип урока: урок-игра.Цель: активизация лексических и грамматических единиц по теме.Задачи:Практическая: формирование лексических и грамматических навыков.Восп...

Правовой час " Конфликт - дело серьезное?"

внеклассное занятие по проблеме конфликтного общения подростков...

Первый класс - дело серьезное!

Памятка для родителей первоклассников....

"Смех - дело серьезное"

О смехе всерьез...

Проект "Детство - дело серьезное"

Проект направлен на нравственное воспитание младших школьников, на профилактику девиантного поведения...

Проект "Выбор профессии - дело серьезное""

Проект "Выбор проефессии - дело серьезное". Разработан родительским советом 3Б класса МБОУ СОШ №4 г.Сургута...