Проект "Выбор профессии - дело серьезное""
проект (3 класс) на тему

Ивашура Елена Витальевна

Проект "Выбор проефессии - дело серьезное". Разработан родительским советом 3Б класса МБОУ СОШ №4 г.Сургута

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vybor_professii_-_delo_sereznoe.docx25.96 КБ
Файл analiticheskie_materialy.docx735.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Выбор профессии – дело серьезное»  

(проектная линия «Учим думать о будущем»)

Авторы проекта: родительский совет 3Б класса МБОУ СОШ №4

Актуальность проекта

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим родительский совет пришел к выводу, что профориентационную работу следует начинать еще в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – так появляются рабочие династии. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых.

Направление деятельности: профессиональное самоопределение

Цель: Организация информационного пространства, позволяющего обучающимся получить максимум сведений о мире профессий; формирующего представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку.

Задачи:

  1. Формировать у младших школьников ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе
  2.  Развивать интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
  3. Способствовать приобретению обучающимися первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики через выполнение учащимися профессиональных проб, позволяющих соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Участники проекта: классный руководитель, родители, ученики 3Б класса.

Вид, тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный

Проект рассчитан на 6 месяцев. Реализация проходит в три этапа: организационный, основной и заключительный.

1этап. Организационный

Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Проведение родительского собрания и ознакомление с проектом «Компетентные родители»

Классный руководитель

Создание родительского совета

Классный руководитель

Выбор темы проекта

Родительский совет

Определение задач и целей с учетом установленных требований проекта «Компетентные родители», а так же с учетом пожеланий родителей всего класса

Родительский совет

Разработка мероприятий

-выявление возможностей родителей

- назначение ответственных за фотосъемку, видеосъемку, предоставление транспорта, сопровождение на экскурсиях

- составление плана посещения производственных предприятий

- разработка итогового тренинга

Родительский совет

2этап. Основной

Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Ноябрь

Экскурсия в пожарную часть № 118 г.Сургута.

Родительский совет

Ноябрь

Экскурсия ОАО «Аэропорт Сургут» по маршруту «Аэровокзал-Аэродром-Воздушное судно»

Родительский совет

Декабрь

Экскурсия в типографию «Винчера»  

Родительский совет

Декабрь

Экскурсия в минизоопарк станции юных натуралистов

Родительский совет

Январь

Экскурсия в ООО «Вега Норд» и магазин «Золотой ключик»  

Родительский совет

Январь

Экскурсия в Сургутскую городскую клиническую станции скорой медицинской помощи  

Родительский совет

Февраль

Проведение тренинга «Выбор профессии – дело серьезное!»  

Родительский совет

По окончанию экскурсии

Написание сочинений  

Классный руководитель

3 этап. Заключительный

Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Проведение презентации проекта на школьном собрании.

- создание презентации в формате PowerPoint ;

- создание итогового видеоролика

- проведение презентации

Родительский совет

 

Круглый стол для родителей по результатам проделанной работы за время проведения проекта.

-анкетирование детей

-анкетирование родителей

Родительский совет

 

Создание итогового альбома.

Родительский совет

Ожидаемые результаты.

При реализации проекта «Выбор профессии – дело серьезное» ожидались следующие результаты:

  • Привлечь родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
  • Заинтересовать детей в своем саморазвитии для дальнейшего достижения успеха в жизни;
  • Сформировать у учащихся активное  и ответственное отношение к жизни;
  • Повысить успеваемость в классе;
  • Донести до детей, что все они талантливы и могут реализовать себя в жизни путём правильного выбора профессии.


Предварительный просмотр:

«Выбор профессии – дело серьезное»  

(проектная линия «Учим думать о будущем»)

Реализация проекта «Компетентные родители»

родительским советом 3Б класса МБОУ СОШ №4

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»

                                   К. Д. Ушинский

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим родительский совет пришел к выводу, что профориентационную работу следует начинать еще в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – так появляются рабочие династии. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых.

Исходя из вышесказанного, была поставлена цель: «Организация информационного пространства, позволяющего обучающимся получить максимум сведений о мире профессий; формирующего представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку» 

Реализация данной цели осуществлялась через решение следующих задач:

  1. Формировать у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе
  2.  Развивать интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
  3. Способствовать приобретению обучающимися первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики через выполнение учащимися профессиональных проб, позволяющих соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Данные задачи были успешно реализованы и способствовали стимулированию младших школьников к трудовой деятельности. При достижении поставленной цели учитывались индивидуальные особенности детей, было исключено принуждение в работе, поощрялись результаты труда детей.

В проект были вовлечены 100% учащихся класса и 100% родителей – из них 45% принимали участие в его реализации опосредованно (оказывая помощь в написании сочинений, подготовке сообщений о профессиях и т. п.). 55% родителей являлись активными участниками, согласно ранее распределенным обязанностям:

  • Организация экскурсий на место работы  (Тихонова И. А., Корлеутова М. С., Черемушкин С. В., Крашенинина Л. А., Суслова Е. Б.)
  • Организация транспортных перевозок и сопровождения во время экскурсий (Алешина А. Ф., Гудимов А. С., Никифоров Р. С., Субхангулов Р. Я., Николенко А.Р., Хазиев Г. Р., Черемнов Д. А.)
  • Фото- и видеосъемка, создание итогового видеоролика (Хазиева О. В., Черемушкин С. В.)
  • Проведение итогового тренинга «Выбор профессии – дело серьезное» (Никифорова Е. О.)
  • Создание фотоальбома  (Корлеутова М. С.)

При проведении экскурсий помощь оказывали специалисты посещенных предприятий:

  • Кондитеры ООО «Вега Норд»
  • Специалисты типографии «Винчера»
  • Пожарные ПЧ №118 г. Сургута
  • Специалист по связям с общественностью ОАО «Аэропорт Сургут»
  • Педагоги МОУ ДОД «Станция юных натуралистов»
  • Медицинские работники Сургутской городской клинической станции скорой медицинской помощи

Все проведенные мероприятия были продуманы с учетом индивидуальных особенностей детей и тщательно подготовлены. Взрослые пытались создать трудовую атмосферу для подражания. В каждом виде коллективной деятельности детей создавались «ситуации успеха». Оказывалась активная помощь со стороны взрослых.

В ходе проведения экскурсий использовался деятельностный подход – дети были не пассивными зрителями и слушателями, а становились активными участниками рабочего процесса. Так, например, при посещении кондитерского цеха они прошли все этапы изготовления торта, начиная от создания эскиза до его воплощения. В типографии они сами печатали фото, ламинировали их, обрезали.

Эффективность реализации проекта была оценена во время итогового тренинга при помощи адаптированной диагностики профориентационной компетенции П. С. Лернера. У 76% обучающихся был выявлен высокий уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду, наличие знаний о мире профессий, принадлежащих к разным типам (человек – человек, человек – техника, человек – природа, человек – знаковая система, человек – художественный образ); понимание значения труда в жизни человека; знание профессионально-важных качеств, необходимых человеку той или иной профессии; наличие самостоятельного и активного стремления изучать мир профессий; желание иметь в будущем социально-значимую профессию. У 24% обучающихся выявлен средний уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду, который характеризуется наличием знаний о профессиях ближайшего окружения; некоторыми затруднениями при объяснении значения труда в жизни человека; знанием отдельных профессионально-значимых качеств той или иной профессии; эпизодическим стремлением изучать мир профессий; желанием иметь престижную профессию; проявлением стремления к социально-ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях.

Проект помог детям не только в пропедевтике профессиональной ориентации, но и в других жизненных аспектах, а именно:

  • Взаимоотношения ребенок-ребенок (улучшился микроклимат в классе, дети стали более дружелюбными, открытыми по отношению друг к другу)
  • Взаимоотношения ребенок-родитель (отношения во многих семьях стали более близкими и доверительными – из опроса родителей выявлено, что проводится больше времени вместе с детьми)
  • Взаимоотношения родитель-родитель (родители класса так же стали сплоченным коллективом, была создана общая страница в социальных сетях, на которой они активно общаются, решая проблемы воспитания детей)

Основной проблемой, связанной с привлечением родительской общественности к активному участию в учебно-воспитательном процессе, является высокая занятость родителей, тем не менее, все участники проекта получили удовольствие от совместной деятельности. В дальнейшем планируется расширить круг профессий, с которыми будут знакомиться обучающиеся, а так же продолжить работу в направлении развития воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.


Приложение 1

C:\Users\Лена\Desktop\компетентные родители\Винчера\PC090014.JPG



C:\Users\Лена\Desktop\компетентные родители\Винчера\PC090012.JPGC:\Users\Лена\Desktop\компетентные родители\Винчера\IMG_5234.JPG

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему « Как помочь ребенку быть внимательным. Игра дело серьезное.»

Что такое внимание? Свойства внимания. Игры и игровые упражнения....

Практическое занятие "игра - дело серьезное"

Тема урока: “Nos amis, les animaux!”Тип урока: урок-игра.Цель: активизация лексических и грамматических единиц по теме.Задачи:Практическая: формирование лексических и грамматических навыков.Восп...

Правовой час " Конфликт - дело серьезное?"

внеклассное занятие по проблеме конфликтного общения подростков...

Первый класс - дело серьезное!

Памятка для родителей первоклассников....

"Смех - дело серьезное"

О смехе всерьез...

Проект "Детство - дело серьезное"

Проект направлен на нравственное воспитание младших школьников, на профилактику девиантного поведения...

Презентация "Выбор профессии-дело серьезное".

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором самоопределения. Целью данной работы является определение будущих профессий воспитанниками 5-7 классов и поможет им оп...