"Речевая практика"
рабочая программа по чтению (1 класс)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Название рабочей программы: Рабочая программа по предмету «Речевая практика»
- Место предмета в структуре основной образовательной программы:
Программа разработана на основании нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г № 1599).
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
III. Рабочая программа разработана на 2019 – 2020 год
IV. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа в соответствии с ФГОС и учебным планом МАОУ СОШ №1 рассчитана в1классе – 34 учебные недели (2 часа в неделю) 68 часов;
V. Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
VI. Краткое содержание учебного предмета, курса:
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_rechevaya_praktika_1_klass.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Покачи Ханты–Мансийского автономного округа–Югры
Рекомендовано: Предметной комиссией протокол от _________ №1 __________ _____________ Подпись ФИО | Согласовано: Заместитель директора по УР
______________________ дата _________ _____________ Подпись ФИО
| Утверждено: Приказ от ________№___–О Директор МАОУ СОШ №1 _________ Н.А.Квасова Подпись ФИО |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Речевая практика» в 1 классе
на 2020-2021 учебный год
Всего часов на учебный год: 68 часов
Количество часов в неделю: 2
Составители рабочей программы: Селиванец Ю. С.
|
город Покачи
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Название рабочей программы: Рабочая программа по предмету «Речевая практика»
- Место предмета в структуре основной образовательной программы:
Программа разработана на основании нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г № 1599).
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
III. Рабочая программа разработана на 2019 – 2020 год
IV. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа в соответствии с ФГОС и учебным планом МАОУ СОШ №1 рассчитана в1классе – 34 учебные недели (2 часа в неделю) 68 часов;
V. Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
VI. Краткое содержание учебного предмета, курса:
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Средства обучения:
1. Наглядные пособия:
- Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте».
- Комплект наглядных пособий
2. Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Телевизор.
2.Рекомендуемая учебно-методическая литература
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В Воронкова. – М., Просвещение, 2013.
- Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса - М. : Просвещение, 2014.
Дополнительная литература
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
- Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Изучение предмета «Речевая практика» направленно на получение следующих личностных результатов:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;
12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи;
3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;
4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения».
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Содержание учебного предмета
Разделы и темы програмного | Всего часов | Теория | Практика |
материала | |||
1. Давайте познакомимся. | 9 | 5 | 4 |
2. Школьные принадлежности и игрушки. | 5 | 3 | 2 |
3. Играем в сказку. | 7 | 4 | 3 |
4. Я и мои друзья. | 12 | 8 | 4 |
5. Я верю в чудеса. | 9 | 6 | 3 |
6. Перед сном. | 7 | 4 | 3 |
7. Утро вечера мудренее. | 3 | 2 | 1 |
8. Помощники. | 7 | 4 | 3 |
9. Зима. | 9 | 6 | 3 |
Итого: | 68 | 42 | 26 |
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителях. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений, обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса по теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Часы |
1 | Давайте познакомимся. Игра «Наши имена». | 1 |
2 | Давайте познакомимся. Игра «Приветствие». | 1 |
3 | Давайте познакомимся. Участие в диалоге. | 2 |
4 | Знакомство во дворе. Конструирование реплик. | 2 |
5 | Знакомство во дворе. Игра «Дополни предложение» | 1 |
6 | Знакомство во дворе. Моделирование ситуаций. | 2 |
7-8 | Русская народная сказка «Теремок». Чтение по ролям. | 2 |
9 | Сказка «Теремок». Инсценировка. | 2 |
10 | Знакомство в гостях. Моделирование диалогов. | 1 |
11 | Знакомство в гостях. Правила этикета при знакомстве со взрослыми. | 1 |
12 | Знакомство в гостях. Составление рассказов из личного опыта. | 1 |
13 | Покупка школьных принадлежностей. Моделирование ситуации. | 1 |
14 | Покупка школьных принадлежностей. Подбор прилагательных, составление словосочетаний. | 1 |
15 | Покупка школьных принадлежностей. Экскурсия в магазин. | 2 |
16 | В магазине игрушек | 1 |
17 | В магазине игрушек. Экскурсия в магазин. | 2 |
1 | Я и мои товарищи. Употребление различных форм приветствия и прощания. | 1 |
2 | Что такое дружба. | 2 |
3 | Права и обязанности современного школьника. | 1 |
4 | "Волшебные слова". Моделирование ситуаций. | 2 |
5 | Составление рассказа «Как я ходил в гости к другу». | 1 |
6 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Прослушивание в аудиозаписи. | 1 |
7 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Инсценировка. | 1 |
8 | Приглашение гостей на праздник. | 1 |
9 | Готовимся к празднику «Новый год». Разучивание стихов. | 1 |
10 | Новогодние традиции. Диалоги при вручении подарков. | |
11 | В Новом году я обещаю... Ролевая игра. | 1 |
12 | Ёлочные игрушки. Изготовление фонарика из бумаги. | 1 |
13 | Украшаем ёлку. Практическая работа. | 1 |
14 | Новогодние поздравления и подарки. | 2 |
15 | Новый год в странах мира. | |
1 | Составление рассказа «Как я встретил Новый год». | 1 |
2 | Зимняя погода. | 1 |
3 | Зимняя одежда. | 1 |
4 | Зимняя обувь. | 1 |
5 | Зимняя прогулка. Проигрывание ситуаций. | 2 |
6 | Зимняя прогулка. Работа по картине. Моделирование возможных диалогов. | 1 |
7 | Зимняя прогулка. Составление рассказа с опорой на картинный план. | 1 |
8 | Зимние виды спорта. | 1 |
9 | Зимние развлечения. | 1 |
10-11 | Составление рассказа "За что я люблю зиму". | 2 |
12 | Как вежливо просить о помощи. | 1 |
13 | Домашние дела. Конструирование предложений. | 1 |
14 | Помощники. Конструирование высказываний – просьб. | 1 |
15 | Помощники. Анализ ситуации по вопросам учителя. | 1 |
16 | Стихотворение А.Барто «Помощница». Рисование живой картины. | 1 |
17 | Викторина "Помощники". | 1 |
18 | Составление рассказа « Как я помогаю дома». | 1 |
19 | Колыбельные песни. | 1 |
20 | Перед сном. Стихотворение С.Я Маршака «Сказка о глупом мышонке». | 1 |
21 | Постельные принадлежности. | 1 |
22 | Спокойной ночи. Составление предложений-пожеланий. | 1 |
23 | Викторина "Сонное царство". | 1 |
24-25 | Гигиена перед сном. | 2 |
26 | Составление рассказа «Как я ложусь спать». | 1 |
27 | Утро вечера мудренее. | 1 |
28 | Доброе утро! Интонация и сила голоса. | 1 |
29-30 | Режим дня школьника. | 2 |
31-32 | Приветствие друзей. Конструирование реплик. | 2 |
33 | Поделись улыбкою своей. Составление рассказов из личного опыта. | 1 |
34-35 | Сказка «Заячья избушка». Чтение по ролям. Инсценировка. | 2 |
36 | Урок-игра «Живые загадки». | 1 |
37 | Летние каникулы. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок речевой практики по рассказу Л.Н. Толстого "Филипок"
Второй урок по теме. Проводится совместно с логопедом. Разрабатывался также совместно с учителем логопедом Куденковой Марией Николаевной. При необходимости возможно проводить и по одиночке. Включает в...
Статья "Знакомство с фразеологизмами в начальной школе и их актуализация в речевой практике младших школьников"
В фрагментах уроков, которые будут представлены, сделана попытка показать на практике, каким образом можно проводить данную работу, направленную на осознание фразеологизмов и актуализацию их в...
Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живой звук" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (речевая практика)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой звук" речевой практики разработана в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся 1 класса с ОВЗ, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)....
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 класс
Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для ос...
Мастер - класс на тему Особенности планирования и проведения уроков "Речевая практика" 1 класс
В докладе представлен материал по проведению уроков "Речевая практика" в 1 классе в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью...
Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования об...