"Речевая практика"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Селиванец Юлия Сергеевна
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Название рабочей программы:  Рабочая программа по предмету «Речевая практика»
  2. Место предмета в структуре основной образовательной программы:

Программа разработана на основании нормативных документов: 

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

 -  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г № 1599).

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

III.      Рабочая программа разработана на 2019 – 2020 год

IV. Описание места учебного предмета в учебном плане

      Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа в соответствии с ФГОС и учебным планом МАОУ СОШ №1 рассчитана в1классе – 34 учебные недели (2 часа в неделю) 68 часов;

V. Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

 VI. Краткое содержание учебного предмета, курса:

    Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

     Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_programma_rechevaya_praktika_1_klass.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты–Мансийского автономного округа–Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией

протокол от _________ №1

__________  _____________

     Подпись                             ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

   

______________________

дата

 _________   _____________

              Подпись                    ФИО

       

Утверждено:

Приказ от ________№___–О

Директор МАОУ СОШ №1

_________   Н.А.Квасова

          Подпись                    ФИО

        

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Речевая практика» в 1 классе

на 2020-2021 учебный год

Всего часов на учебный год: 68 часов

Количество часов в неделю:  2

Составители  рабочей программы:

Селиванец Ю. С.

                                                                 

                                                               город Покачи

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Название рабочей программы:  Рабочая программа по предмету «Речевая практика»
  2. Место предмета в структуре основной образовательной программы:

Программа разработана на основании нормативных документов:  

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

 -  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г № 1599).

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

III.        Рабочая программа разработана на 2019 – 2020 год

IV. Описание места учебного предмета в учебном плане

      Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа в соответствии с ФГОС и учебным планом МАОУ СОШ №1 рассчитана в1классе – 34 учебные недели (2 часа в неделю) 68 часов;

V. Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

 VI. Краткое содержание учебного предмета, курса:

    Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

     Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 образовательного процесса

Средства обучения:

1Наглядные пособия:

  1. Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте».
  2. Комплект  наглядных  пособий

2. Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Телевизор.

2.Рекомендуемая учебно-методическая литература

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В Воронкова. – М., Просвещение, 2013.
  2. Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса  - М. : Просвещение, 2014.

Дополнительная литература

  1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Изучение предмета «Речевая практика» направленно на получение следующих личностных результатов: 

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;

12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи;

3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;

4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения».

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Содержание учебного предмета

Разделы и темы програмного

Всего часов

Теория

Практика

материала

1.  Давайте познакомимся.

9

5

4

2.  Школьные принадлежности и игрушки.

5

3

2

3.  Играем в сказку.

7

4

3

4.  Я и мои друзья.

12

8

4

5. Я верю в чудеса.

9

6

3

6. Перед сном.

7

4

3

7. Утро вечера мудренее.

3

2

1

8. Помощники.

7

4

3

9. Зима.

9

6

3

Итого:

68

42

26

  На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

        Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителях. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.  

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

          Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

             Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. 

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

         Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.  

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.  

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.  Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».  Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»  

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)  

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений, обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».  

         Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса по теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.  

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.  

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Часы

1

Давайте познакомимся. Игра «Наши имена».

1

2

Давайте познакомимся. Игра «Приветствие».

1

3

Давайте познакомимся. Участие в диалоге.

2

4

Знакомство во дворе. Конструирование реплик.

2

5

Знакомство во дворе. Игра «Дополни предложение»

1

6

Знакомство во дворе. Моделирование ситуаций.

2

7-8

Русская народная сказка «Теремок». Чтение по ролям.

2

9

Сказка «Теремок». Инсценировка.

2

10

Знакомство в гостях. Моделирование диалогов.

1

11

Знакомство в гостях. Правила этикета при знакомстве со взрослыми.

1

12

Знакомство в гостях. Составление рассказов из личного опыта.

1

13

Покупка школьных принадлежностей. Моделирование ситуации.

1

14

Покупка школьных принадлежностей. Подбор прилагательных, составление словосочетаний.

1

15

Покупка школьных принадлежностей. Экскурсия в магазин.

2

16

В магазине игрушек

1

17

В магазине игрушек. Экскурсия в магазин.

2

1

Я и мои товарищи. Употребление различных форм приветствия и прощания.

1

2

Что такое дружба.

2

3

Права и обязанности современного школьника.

1

4

"Волшебные слова". Моделирование ситуаций.

2

5

Составление рассказа «Как я ходил в гости к другу».

1

6

Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Прослушивание в аудиозаписи.

1

7

Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Инсценировка.

1

8

Приглашение гостей на праздник.

1

9

Готовимся к празднику «Новый год». Разучивание стихов.

1

10

Новогодние традиции.  Диалоги при вручении подарков.

11

В Новом году я обещаю...

Ролевая игра.

1

12

Ёлочные игрушки. Изготовление фонарика из бумаги.

1

13

Украшаем ёлку. Практическая работа.

1

14

Новогодние поздравления и подарки.

2

15

Новый год в странах мира.

1

Составление рассказа «Как я встретил Новый год».

1

2

Зимняя погода.

1

3

Зимняя одежда.

1

4

Зимняя обувь.

1

5

Зимняя прогулка. Проигрывание ситуаций.

2

6

Зимняя прогулка. Работа по картине. Моделирование возможных диалогов.

1

7

Зимняя прогулка. Составление рассказа с опорой на картинный план.

1

8

Зимние виды спорта.

1

9

Зимние развлечения.

1

10-11

Составление рассказа "За что я люблю зиму".

2

12

Как вежливо просить о помощи.

1

13

Домашние дела. Конструирование предложений.

1

14

Помощники. Конструирование высказываний – просьб.

1

15

Помощники. Анализ ситуации по вопросам учителя.

1

16

Стихотворение А.Барто  «Помощница». Рисование живой картины.

1

17

Викторина "Помощники".

1

18

Составление рассказа « Как я помогаю дома».

1

19

Колыбельные песни.

1

20

Перед сном. Стихотворение С.Я Маршака «Сказка о глупом мышонке».

1

21

Постельные принадлежности.

1

22

Спокойной ночи. Составление предложений-пожеланий.

1

23

Викторина "Сонное царство".

1

24-25

Гигиена перед сном.

2

26

Составление рассказа «Как я ложусь спать».

1

27

Утро вечера мудренее.

1

28

Доброе утро! Интонация и сила голоса.

1

29-30

Режим дня школьника.

2

31-32

Приветствие друзей. Конструирование реплик.

2

33

Поделись улыбкою своей. Составление рассказов из личного опыта.      

1

34-35

Сказка «Заячья избушка». Чтение по ролям. Инсценировка.

2

36

Урок-игра «Живые загадки».

1

37

Летние каникулы.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок речевой практики по рассказу Л.Н. Толстого "Филипок"

Второй урок по теме. Проводится совместно с логопедом. Разрабатывался также совместно с учителем логопедом Куденковой Марией Николаевной. При необходимости возможно проводить и по одиночке. Включает в...

Статья "Знакомство с фразеологизмами в начальной школе и их актуализация в речевой практике младших школьников"

В фрагментах уроков, которые будут представлены, сделана попытка показать на практике, каким образом можно проводить дан­ную работу, направленную на осознание фразеологизмов и актуализа­цию их в...

Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живой звук" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (речевая практика)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой звук" речевой практики разработана в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся 1 класса с ОВЗ, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)....

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 класс

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для ос...

Мастер - класс на тему Особенности планирования и проведения уроков "Речевая практика" 1 класс

В докладе представлен материал по  проведению уроков "Речевая практика" в 1 классе в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью...

Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования об...