Конспект нестандартного урока в 4 классе. Педагогическая мастерская по теме «Русалочка» Г.Х.Андерсена
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Кондукторова Светлана Анатольевна

Мастерская построения новых знаний.
(по Степановой Г.В)
                                                                                                               
Время на творческую мастерскую отводится 1,5-2 урока)
Цель урока:
-определение  своей собственной позиции, личного мнения, приложения креативных способностей
Задачи:
-научить работать с текстом, уметь видеть свою интерпретацию текста.
-развить творческие способности учащихся, научить  выбирать главные ключевые слова в тексте,  
-уметь работать в группе, слушать товарища, вести диалог, создать условия не только высказать мысль, но и к ней отнести.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nestandartnogo_uroka_v_4_klasse._rusalochka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нестандартного урока в 4 классе.
Педагогическая мастерская  по теме «Русалочка» Г.Х.Андерсена.

Мастерская построения новых знаний.     (по Степановой Г.В)
                                                                                                               
Время на творческую мастерскую отводится 1,5-2 урока)
Цель урока:определение  своей собственной позиции, личного мнения, приложения креативных способностей
Задачи:
-научить работать с текстом, уметь видеть свою интерпретацию текста.
-развить творческие способности учащихся, научить  выбирать главные ключевые слова в тексте,  
-уметь работать в группе, слушать товарища, вести диалог, создать условия не только высказать мысль, но и к ней отнести.

Ход урока:

«Ты хочешь идти со всеми? Или
 впереди? Иди идти сам по
 себе?
Нужно знать чего ты хочешь, и
знать что ты этого хочешь…»
Ф. Ницше.
На доске написаны слова:

(учитель начинает  читать  эпиграф)

-А поможет нам ответить на этот вопрос Г.Х.Андерсен в своём произведении «Русалочка».  
-Как вы познакомились с этим  произведением? Как это произошло?  (посмотрели фильм, прочитали книгу)
- Сегодня мы будем с вами рассуждать, слушать друг друга, каждый найдёт  свой ответ   на этот вопрос. Скажите, кто такая русалочка?
Проверим свои предположения в словарях. Прочитайте ( по карточке на столе у групп)
1.Работа со словарями.
Обращение к словарю Ожегова, Ефремовой и энциклопедическому словарю.
По Ефремовой:

Русалка - живущее в воде сказочное – по древним народным поверьям – существо в образе прекрасной обнаженной женщины с длинными распущенными волосами.
По Ожегову:

русалка, -и, ж. В славянской мифологии, а также в народных поверьях,
сказках:существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными
волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
В энциклопедическом:  русалка -мифический образ у восточных славян, особенно у украинцев июжных русских. В образе русалки сочетались черты духов воды (речныерусалки), плодородия (полевые русалки), ""нечистых"" покойников (утопленниц)и пр.
2 Индуктор.Включается грамзапись   «Звуки морских просторов». Закройте глаза. Под звуки  музыки учитель начинает говорить: «Вам  нужно представить  океан и русалочку  «со дна морского».  Какой она явилась в вашем воображении?»
-Откройте глаза. Зарисуйте  её и расскажите о ней всем. (на задание минут 3-5).
Тому, кто не может нарисовать,  даю шаблон русалочки, дети охотно берут, особенно мальчишки.

2. Чтение  учителем сказки     Г.Х.Андерсена «Русалочка» (3 абзаца учитель, потом самостоятельно  пробегают глазками  1 часть.
    Задание: Вслушайтесь в сказку, почувствуйте её героев. Поделитесь своими
чувствами и мыслями.
Во время работы с текстом мы составим картину жизни русалочки на дне морском.
-Как могла прожить свою жизнь русалочка?  На листочках  вы нарисуете   сюжетные линии  жизни русалочки.
3.Работа с текстом. Вопросы учителя по содержанию сказки, важно обратить внимание на слова...
(коралловый  дворец морского царя,  из раковин, вдовец, хозяйством  заправляла старуха мать,  женщина умная, гордая своим родом, на хвосте  дюжина (это сколько?) морских устриц, шесть сестёр, младшая русалочка, рыбий хвост…)

-Расскажите, чем занималась русалочка? Что  любила? (большой  сад, цветы, у каждой свой  уголок,  странное  дитя  (почему?) любила   яркие,  как солнце  цветы,  да прекрасного белого   мраморного  мальчика, упавшего на дно моря  с какого-то погибшего корабля,
любила слушать бабушкины рассказы о городах и кораблях, о людях и животных)
-Только ли в воде жили русалочки? До какого возраста? (до 15-ти лет, самую младшую, тихую и задумчивую тянуло больше всех на поверхность моря)
- Почему русалочку тянуло на поверхность воды? Что она видела там?
        Задание: перечитайте 1-ю часть сказки и нарисуйте на Линии Жизни русалочки на дне морском самые Главные события. Представьте, какая это линия: волнистая, ломаная , веселая, печальная, главная. Дайте название этой Линии Жизни.
4.Работа в группах .
      Задание: сделать от группы общую картину  линии Жизни русалочки на дне морском.
Составить словесный портрет главной героини
5.Афиширование работы, их представление от групп:
      - портрет – описание
      - комментарии к главным событиям
      - чтение отрывков и т.д.
Тихое  задумчивое дитя, любила слушать рассказы о большом городе, поднялась к земному миру, словно пузырек воздуха…

6.Работа в группах.
      Нарисовать «Мост перехода» русалочки в земной мир и описать словами главные детали. Подобрать краски и прорисовать главные детали.
7. Индивидуальная работа.
       Задание: прочитать вторую часть сказки, восстановить цепь приключений и переживаний в земном мире.
Придумать название цепочке:
Первая встреча с принцем. Танец прекрасной русалочки. Путешествие в горе. «Милое дитя».Женитьба. Тоска о доме. Бал. Прощание. Вознесение.
8.Работа в группах.
      Задание: составить от группы рассказ «Любовь русалки».
Придумать символ (знак) её любви.
9.Работа в группах
     Задание: в чем смысл жизни, любви, смерти русалочки? Подобрать самые точные эпизоды.

Любовь?                          Жизнь?                     Смерть?                                                                                            (300 лет под водой)                                 (пена)
КАКАЯ?

 «Лишь одну ночь осталось ей дышать одним воздухом с ним, видеть синее море и звездное небо»
«Убей принца и вернись к нам!  Поспеши….»
«Скоро взойдет солнце, и ты умрешь» и др.

Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Сделайте вывод.
10. Индивидуальная работа и переход  к групповой.
        Задание: составить версию описывающую, почему русалочка не стала мертвенно – холодной морской пеной, как предрекала ей ведьма, а ушла к дочерям воздуха под возвышенную музыку.
«Жизнь русалочки в вечности»
«Душа русалочки в вечности»
 «Мир вечности русалочки» и др.
11.Индивидуальная работа.
Озвучить, описать, услышать музыку    души русалочки.  Какая это музыка?
 -Что бы вы хотели изменить в сказке? Пофантазируйте….
-Почему у русалочки на глазах появились слёзы? (плачет, как человек, переживает)
12.Рефлексия.
          - Что восхитило в сказке? (Чтобы пройти в другой  мир нужно пройти через трудности или чтобы добиться своей мечты)
         -  Что взволновало? (Легко ли было решиться, пойти против своей семьи?)
          - У кого возникло желание перечитать эту книгу снова?
-Кто хочет выйти к доске и показать что получилось на своём листке? Спасибо.


 В ходе  работы мастерской появляется  на листках примерно  картина:
«Жизнь русалочки на дне морском»
( на доске учитель прикрепляет   заранее  сделанные карточки)
Наверху обязательно солнце ( которое очень любила русалочка)

Линия моря
А на дне моря то, что дети запомнят
  из содержания сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока 3 класс. (литературное чтение, музыка) . Тема: Письма с фронта.

Цель урока:Изучение новых страниц истории Великой Отечественной войны, показывающих величие победы народа над фашизмом. Задачи урока:УУД:Познавательные: анализировать услышанные и прочитанные письма, ...

Педагогическая мастерская на тему: "Природа"

Педагогическая мастерская на тему «Природа» для учеников 2-го класса...

Технологическая карта для педагогической мастерской на тему "Вербное воскресенье"

Технологическая карта педагогическая мастерскаяТема внеурочного занятия «Вербное воскресенье»Вход Господень в ИерусалимЦель: создать условия для- актуализации жизненного опыта учащихся;- з...

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»....

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...