Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Педагогическая мастерская на тему:
« Создание ситуации успеха
в учебной деятельности
младших школьников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_masterskaya_3.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская на тему:
« Создание ситуации успеха
в учебной деятельности
младших школьников».
Выполнила: учитель начальных классов 1 категории
Куликова А.А.
октябрь 2019 г
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предоставляется педагогическая мастерская на тему:
« Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».
Своё выступление я начну с педагогического эксперимента.
Суть будет заключаться в следующем. Сейчас один человек из вас выйдет за двери аудитории, все участники загадывают задание для него и когда он войдет в класс, то должен будет это задание выполнить. Его приближение к цели будем обозначать аплодисментами, а неверные действия – молчанием.
Задание: например, взять в руки один из предметов, который лежит на парте.
Как вы думаете, что помогло участнику успешно выполнить задание?
(услышал аплодисменты, поддержка окружающих и заинтересованность в успехе)
Верно.
Успех в жизни важен для каждого человека, а особенно для ребенка.
Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти не только в школу, но выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этой надежды – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к обучению? Виноваты ли в этом методы обучения? Какую роль играет при этом педагог? Может ли педагог сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.
Ушинский Константин Дмитриевич считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Сухомлинский Василий Александрович утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Доктор педагогических наук Белкин Август Соломонович убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.
Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
- Что же такое успех?
( Ответы аудитории………………………………………………………..)
радость УСПЕХ удовлетворение
поддержка окружающих
вера в себя
признание в обществе победа
достижение целей положительный результат удача в задуманном деле
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,
удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
Рассмотрим типы ситуаций успеха, которые были включены в методику, предложенные Августом Соломоновичем Белкиным (1991):
- Неожиданная радость.
- Общая радость.
- Радость познания.
Приёмов для каждого типа много. Вот, на мой взгляд, несколько интересных путей к ребёнку.
НЕОЖИДАННАЯ РАДОСТЬ – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает Август Соломонович Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов.
На уроках можно применять следующие приемы “неожиданной” радости:
- прием «Эмоциональное поглаживание» (комплимент, похвала, и т. д.)
Например, «Молодец!», «Умница» и т.д..
Уважаемые коллеги, какие вы применяете фразы, слова, подходящие к приему «Эмоциональное поглаживание» на уроках? (ответы коллег)
- прием “Лестница”. Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих;
Приведу пример на одном из этапов урока русского языка. 2 класс, тема: «Родственные слова».
Ребята, послушайте текст.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша родственница - гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живет
вместе, одна семья, имеет одну фамилию,}
Родственники — это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?
-Ребята, в русском языке есть слова «родственники».
- Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня должны ответить? Что мы должны узнать?
-Кто попробует сформулировать тему урока?
Этот прием можно использовать в разных случаях. Я вам привела пример на одном из этапов урока.
Можно этот прием использовать на протяжении всего урока. Ставим цель, и вместе с учениками выстраиваем по ступенькам алгоритм, который приведет к поставленной цели.
Так же на уроке обучения грамоте можно применить этот прием, например, когда сначала ребенка учим читать слоги разной сложности, затем переходим к словам, тоже разной сложности, к предложениям, к текстам. В результате мы приходим к беглому, выразительному чтению.
- прием «Успешный человек». Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность раскрыть для самого себя, что каждый человек может быть успешен.
Уважаемые коллеги!
-Каких успешных людей вы знаете?
В этой шкатулке находится изображение успешного, особенного человека, единственного на земле.
А желаете узнать кто это?
Я вам предлагаю заглянуть в шкатулку и посмотреть кто это, но увидев его, вы не должны ничего произносить вслух, а просто написать его на маркерных дощечках. Поднимите, пожалуйста, все свои дощечки. Так кто это успешный человек? (ответы).
Данный прием позволяет ребенку повысить самооценку, дает понять, что каждый человек может быть успешен.
- «Даю шанс» - подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получается возможность неожиданно раскрыть для себя собственные возможности.
Например, когда д\з было выучить стихотворение, а ученик не выучил, то учитель дает ему шанс. Предлагает выбрать стихотворение самостоятельно на ту тему (например, осень), по которой проходили и выучить. Возможно, предложить ребенку выучить стихотворение на данную тему, но Уральских поэтов.
Следующий тип ситуации успеха это ОБЩАЯ РАДОСТЬ.
Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.
- прием “Следуй за нами”. Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Например, на урок литературного чтения пригласить учеников обучающихся в среднем звене с исполнением стихотворения наизусть или с инсценировкой басни.
- прием “Обмен ролями”. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся.
Например, урок математика, математический диктант, взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями, проверяют ответы у своего одноклассника с помощью ответов на доске, т.е. дети «находятся» в роли учителя.
- прием “Заражение” “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Например, 1 класс, уроки обучения грамоте и письма, составление азбуки превращений. Каждый ребенок на листке а4 , на заданную букву пишет четверостишие и рисует букву в роли кого-либо или чего-то. Далее создается альбом, папка, книга.
Ученики видят, что их работа перерастает в общий успех , а осознание этого успеха вызовет радость ни только одного ученика, но и всего класса . Этот прием мы можем часто видеть, использовать в проектной деятельности, в работе в группах.
-приём "Телеграмма."
Например, урок математика, тема: «Периметр многоугольника». Ученикам предлагается в конце урока кратко написать телеграмму родителям, что нового узнал он на уроке математика сегодня и ее «отправить». Учитель может прикрепить телеграмму в дневник.
В результате окружающие (родители) видят результат, что ребенок узнал нового на уроке, оказывают поддержку (хвалят), и ребенок понимает, что его успех приводит к общей радости.
Можно «отправить» телеграмму соседу по парте, что нового узнал на работе и написать пожелание.
Последним типом ситуации успеха является РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ.
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте.
Ее главное условие – общение.
Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
- успех открытия надо готовить;
- внушать ребёнку, что он может достичь недоступного;
- убеждать, что успехом он обязан, прежде всего, себе.
- прием “Эврика”.Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
-Этот приём хорошо можно увидеть, когда мы даём задание детям самим подготовить доклад, или презентацию. Ведь во время подготовки ребёнок не только учится сам искать информацию, но и отбирать ту которая станет интересной для его одноклассников .Ведь в первую очередь он увидит их реакцию на свой рассказ, и тут правильно чтобы дети тоже принимали участие в оценивании работы своего одноклассника.
Например, дается задание ученику подготовить сообщение на тему о тиграх. Ребенок, ищет информацию в книгах, интернете, что раскрывает для себя ранее неизвестное, выступает перед классом. + Ученик может попросить, своего одноклассник помочь с подготовкой к выступлению (подготовить загадки, стихи о тиграх), что ставит перед ним более сложную задачу.
Мы рассмотрели с вами типы и приемы ситуаций успеха.
Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?
- внушает ребёнку уверенность в собственных силах;
- появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;
- создаёт ощущение внутреннего благополучия;
- происходит переоценка своих возможностей.
Свой мастер-класс мне хочется закончить одной истории:(видеоролик «Бабочки»)
Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:
-Ты, не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса.
Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:
-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу, как ты даришь людям радость.
Эти слова приободрили его .Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.
Успех-значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы. Успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.
Предлагаю рецепт приготовления хорошего занятия, который приведет к успеху.. Перечислите мне, по вашему мнению, самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия.
(Педагоги предлагают свои варианты, затем появляются на слайде готовые ответы)
А я вам предлагаю свой рецепт приготовления - Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день. Добавьте в каждое занятие по одной порции:
(коллеги достается записку из коробочки и зачитывают)
• мудрости;
• терпения;
• храбрости;
• работоспособности;
• оптимизма;
• преданности своему делу;
• вольнодумия и свободомыслия;
• доброты;
• отдыха и заботы о здоровье;
• доброго юмора;
• такта;
• веры в каждого ребёнка.
Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.
Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
Приятного аппетита, уважаемые коллеги!
Аппетита к педагогическому труду и творчеству!
А ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СВОЕГО РЕЦЕПТА ПРИГОТОЛЕНИЯ ХОРОШЕГО УРОКА,Я ДАРЮ ВАМ, ЭТИ БЛОКНОТЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника.
Для учителя очень важно выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, чтобы помочь и сильным, и слабым учащимся овладеть необходимыми знаниями. умениями и навыками, чтобы каждый из детей пове...
Создание ситуации успеха у младших школьников.
Выступление, которое я хочу вам представить рассчитано на классных руководителей начальных классов, стремящихся освоить современные подходы к успешному воспитанию школьников....
Методический семинар по теме: "Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке"
Методический семинар...
Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".
Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...
Доклад на тему: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...
Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"
Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника" с презентацией...
Доклад на тему: «Создание ситуации успеха в учебной деятельности».
laquo;Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности» Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образоват...