И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «ЛИСТОПАДНИЧЕК». ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями о природе; расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; развивать наблюдательность, внимание, речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listopadnichek.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ИВАН СЕРГЕЕВИЧ СОКОЛОВ-МИКИТОВ. «ЛИСТОПАДНИЧЕК». ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ.
Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями о природе; расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; развивать наблюдательность, внимание, речь детей.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»; научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план
Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о Родине; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к своей Родине.
Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания
Оборудование: портрет И. С. Соколова-Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Долгожданный дан звонок.
Сели ровно,
Улыбнулись и в работу окунулись.
II. Проверка домашнего задания.
1) На доску вывешиваются рисунки детей с изображением их любимого уголка природы.
– Глядя на ваши рисунки, так и хочется насладиться ароматом цветущего луга, окунуться в быструю прозрачную речку, побродить по лесу, послушать пение птиц. Все ваши работы выполнены с большой любовью. Расскажите нам о своем любимом уголке, о своей родине так, чтобы мы поняли, за что вы любите это место, чтобы нам захотелось увидеть его воочию, побывать в нем.
2).Учащиеся зачитывают сочинения «Моя родина» или рассказывают о своем любимом уголке природы.
Физкультминутка
III. Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, кто такой листопадничек?
Высказывания детей.
– Хотелось бы вам поскорее узнать, кто из вас прав?
– Тогда слушайте внимательно.
IV. Изучение нового материала.
1). Учитель и учащиеся читают сказку И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
2). Работа над содержанием.
- Так кто же такой листопадничек? (зайчонок)
-А почему зайчат называют листопадничками? (родились осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист).
- Верно, так называют охотники зайчат, родившихся осенью.
- Какой оттенок носит слово листопадничек? (уменьшительно-ласкательный)
- Какая часть слова вносит уменьшительно-ласкательный оттенок? (суффик –чек)
- Можно ли по названию определить о ком пойдёт речь в произведении? (о зайчике, т.к. листопадничками называют только зайчат.)
- А можно ли по заголовку определить настроение произведения? (доброе, т.к. название доброе)
- Определите к какому жанру литературы ( рассказ, сказка, басня, повесть, небылица, роман, стихи..) относится это произведение: рассказ или сказка. ДОКАЖИТЕ…
- Сказка авторская или народная?
- Какая мечта была у зайчонка? ( научиться летать)
- Почему, на ваш взгляд, она появилась? (зайчонок был маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям)
- В какое время года происходит основное действие сказки? (зимой)
3.) Давайте поработаем над словарём. (весь класс)
Долговязые-
Бобры –
Плотина –
Запрудили –
Хатка –
Штукатур –
Ходко –
Выдра –
Росомаха –
Волей-неволей –
Зябнуть –
Робеть-
3). Характеристика главных героев.
- Назовите героев сказки.(Мать-зайчиха, листопадничек, зайчата, бобры, журавли, выдра, росомаха)
V.Закрепление пройденного.
1. Работа в группах.
1 группа. Дать характеристику листопадничку, каким он был в начале сказки, каким стал в конце, используя опорные слова и доказательно.
-мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края)
- непослушный ( убежал из дома, не послушал маму)
-любознательный (задавал много вопросов бобрам)
-терпеливый ( всю зиму прожил в хатке у бобров)
-добрый, заботливый ( помогал нянчить бобрят, кормил бобрят)
-смелый (научился плавать)
-любящий (скучал вспоминал своё тёплое гнездо, маму-зайчиху и братьев)
2группа Составить план сказки, опираясь на предложенные пункты, расставив их в нужном порядке.
1. Мечта Листопадничка. (1)
2. Зайчонок в хатке бобров.(3)
3. За долгую зиму страху натерпелся.(5)
4.Подготовка обитателей леса к зиме. (2)
5.Пришлось остаться на зиму. (4)
6. Возвращение домой. (6)
3 группа Сделать вывод по уроку
Определить главную мысль произведения, для чего автор написал это произведение, какую истину вы для себя открыли. ( Одиноким чувствует себя тот, кто оказался вдали от дома, от родных. Надо дорожить своей Родиной, любовью близких, слушать родителей, они главная опора и поддержка в жизни.
VI. Рефлексия «Паутинка.
- Комфорт на уроке
- Интерес к изучаемой теме
3. Активность на уроке
4. Умение работать с учебником
5. Сложность заданий
Дом. Задание:
1. Перечитать сказку
2. Придумать продолжение истории, какие приключения ещё могли произойти с зайчонком.
3. Узнать, как называют зайчат, появившихся на свет летом и весной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения. 3 класс.Тема: И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек".
Урок по программе "Школа России". Учебник в 2 частях. Часть 2. Составитель Л.Ф.Климанова....
Иван Сергеевич Соколов-Микитов Листопадничек для 3 класса
Данный урок предназначен для учащихся 3 класса....
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Литературное чтение.
Цели: Познакомить учащихся с творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек».Учить, видеть и понимать окружающую природу.Развивать речь, мышление, творческую активность.В...
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения; Самовыражение чувств, мыслей учащихся, понимание ими авторской и своей позиции по д...
Тест по литературному чтению.3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Данный материал помогает учителю проверить знание текста....
Урок литературного чтения в 3 классе по теме И. Соколов-Микитов «Листопадничек» второй урок.
На данном уроке дети защищают проектные работы, созданию которых способствовал рассказ И. Соколова- Микитова "Листопадничек". Содержание урока способствует воспитанию льбьви и интереса к ж...
Особенности жизни героев в разные времена года.И.С.Соколов- Микитов "Листопадничек"
Конспект открытого урока...