И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Черемных Наталия Владимировна

Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения; Самовыражение чувств, мыслей учащихся, понимание ими авторской и своей позиции по данной теме; совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся; прививать любовь, интерес ко всему живому, воспитывать чувство уважения, понимания к жизни братьев наших меньших; развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности; пополнять и активизировать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit_chteniya_cheremnykhnv.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Цели: 1. Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения      вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения.

2. Самовыражение чувств, мыслей учащихся, понимание ими авторской и своей позиции по данной теме.

3. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.

4. Прививать любовь, интерес ко всему живому, воспитывать чувство уважения, понимания к жизни братьев наших меньших.

5. Развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности.

6. Пополнять и активизировать словарный запас.

Оборудование:

- презентация, выставка книг Соколова-Микитова;

- иллюстрации бобра, зайца;

                              Ход урока.

  1. Организация класса.

         

                         Начинается урок,

                         Он пойдёт ребятам впрок,

                          Постарайтесь всё понять,

                          Интересное узнать.

Сегодня мне хотелось бы видеть в вас внимательных и вдумчивых читателей.

  1. Речевая разминка.

Не засоряйте речь дурным словом. Будем учиться говорить красиво, выразительно, бегло. Начнём с речевой разминки.

- Чтобы язык и голос работали хорошо, проведём дыхательную гимнастику:

а) вдох через рот, выдох через нос;

б) краткий глубокий вдох, замедленный выдох;

- Артикуляционная гимнастика.

а) водим языком во рту по кругу;

б) собери губы в хоботок, а потом растяни рот в улыбке;

- Работа по таблице гласных.

а) беззвучно (глазами)

б) шёпотом

в) громко

г) произнесём согласные вместе с гласными: би, бе, ба, бо….

- Заставим работать язык и губы. Поможет скороговорка.

                     Бобры храбры идут в боры;

                     Бобры для бобрят добры.

- О ком данная скороговорка?

- Что такое бор? (хвойный лес)

Прочитайте глазами.

Найдите однокоренные слова, продолжите цепочку однокоренных слов.

Подготовьтесь читать скороговорку:

- 1 ряд: с вопросительной интонацией.

- 2 ряд: весело.

- 3 ряд: быстро.

  1. Подготовка к восприятию.

- Ребята, прочитайте тему урока (И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»)-1 слайд

- Посмотрите внимательно на портрет писателя (2 слайд- знакомство с биографией).

- Какие произведения этого автора вы читали? (3 слайд)

- Как называется произведение, с которым будем знакомиться сегодня?

- От каких слов образовано его название?  (лист, падать)

- Когда это бывает? (осенью)

- Произнесём вместе это слово.

- Как хочется его произнести? (ласково, уменьшительно-ласкательный суффикс –чек)

- Как вы думаете, о чём может пойти речь в произведении с таким названием?

- Можно ли по заголовку определить, какое настроение у произведения?

(это доброе произведение, т.к. название у него доброе).

- Чему мы будем учиться, работая над произведением? (надо понять о ком или о чём произведение. Выяснить, как автор относится к героям, к их поступкам).

-Мы будем учиться понимать тему и основную мысль произведения. Учиться выражать своё отношение к происходящему.

  1. Работа над произведением.

- Откройте учебник на с. 147.

- Я читаю , а вы следите за чтением только глазами. Во время моего чтения определите к какому жанру оно относится. С помощью текста объясните следующие выражения (на доске карточки с выражениями)

- Ответьте на вопрос, который был задан до чтения.

- Почему так считаете? Эта сказка авторская или народная?

- Подумайте, почему Соколов-Микитов начинает сказку с  указания времени рождения Листопадничка? (автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев)

- Почему зайчат называют листопадничками?

- Кто их так называет? (охотники)

- Где живут зайцы? (в лесу)

-Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу? (карточки)

- Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?

- Почему, на ваш взгляд, зайчонок побежал за журавлями в тёплые края? (он маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям).

- Какие ещё птицы улетают на юг? Почему?

- О жизни каких других животных осенью мы узнали из этой части сказки? (медведи, ежи, змеи

- Живут ли эти животные в нашей местности?

Зарядка для глаз: посмотри в окно далеко, далеко; поводим пальчиками вокруг глаз; пощиплем ушки.

2 часть (чтение до первой ошибки)

- Прочитай, как описал автор побег зайчонка?

- Как автор относится к этому поступку героя? (он его осуждает)

- А вы? (жаль зайчонка, он не знал и не понимал, как трудно жить вдали от дома, он ещё маленький, наивный).

- Просмотрите 2 часть, подготовьте 2 вопроса по данной части произведения. Хорошо, если эти вопросы заставят вас не только вспомнить содержание произведения, но и рассуждать, выражать личное отношение к поступкам героев (вопросы записать в тетрадь по чтению).

- После самостоятельной работы дети задают одноклассникам некоторые подготовленные вопросы (по 1 вопросу от каждого ряда).

- О каком новом животном вы узнали?

- Почему Листопадничек попросился в хатку бобра? (бобры сказали, что зимой у них в хатке тепло, безопасно).

- Как бобры строили свою плотину?

- Чем питались бобры?

- Чему зайчонку следовало поучиться у бобров?

- Что не понравилось Листопадничку у бобров? (у них в хатке темно и сыро).

-Почему сырой и тёмный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был самым лучшим? (надёжен. Вода-среда их обитания) - Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? (боялся холодной воды, не умел плавать и нырять).

Характеристика Листопадничка.

- Давайте попробуем дать характеристику нашему герою. Каким он был?

- Я предлагаю вам опорные слова (слайд 4)

Любопытный, любознательный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный, наивный, глупый.

- Сейчас составим план сказки. Посмотрите, какой план предлагаю я.

- Если не согласны, исправьте ошибки (слайд 5)

1. Мечта Листопадничка.

2. Зайчонок в хатке бобров.

3. За долгую зиму страху натерпелся.

4. Подготовка животных к зиме.

5. Пришлось остаться на зиму.

Слайд 6 (правильный вариант плана)

Словесное рисование.

- Какие иллюстрации вы бы нарисовали к данному произведению?

- Найдите отрывки из сказки, которые подходят к данным иллюстрациям, прочитайте (слайд 7)

  1. Итог урока.

- А сейчас подведём итог нашей работы.

- Какова тема произведения?

- Главная мысль? (одиночество, кто оказался вдали от своего дома, близких).

     - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? (надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни)

« В гостях хорошо, а дома лучше» ; « Жить вдали от близких-трудно».

(карточки с пословицами)

- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?

- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? Попробуйте придумать свой вариант.

          Оцени себя.

1. На уроке мы читали сказку….

2. Я обратил(а) внимание на….

3. Что я взял(а) для себя ценного из прочитанного?

-Спасибо за работу на уроке, за стремление каждого из вас чётко, открыто выражать свои чувства, мысли по обсуждаемой теме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения. 3 класс.Тема: И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек".

Урок по программе "Школа России". Учебник в 2 частях. Часть 2.  Составитель Л.Ф.Климанова....

Иван Сергеевич Соколов-Микитов Листопадничек для 3 класса

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса....

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Литературное чтение.

Цели: Познакомить учащихся с творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек».Учить, видеть и понимать окружающую природу.Развивать речь, мышление, творческую активность.В...

Тест по литературному чтению.3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Данный материал помогает учителю проверить знание текста....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме И. Соколов-Микитов «Листопадничек» второй урок.

На данном уроке дети защищают проектные работы, созданию которых  способствовал рассказ И. Соколова- Микитова "Листопадничек". Содержание урока способствует воспитанию льбьви и интереса к ж...

Соколов-Микитов "Листопадничек"

Презентация к произведению Соколова-Микитова "Листопадничек"....

Методическая разработка урока по литературному чтению И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Урок по литературному чтению И. Соколов-Микитов «Листопадничек».Цели:совершенствовать навык по развитию беглого и выразительного чтения, учить умению высказывать свои мысли; развивать память, творческ...