Открытый интегрированный урок по литературному чтению "Наш Есенин"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
На основе стихотворений С.Есенина подвести учеников к осознанию воздействия великой силы лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_esenin.docx | 170.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Наш Есенин. Обобщение». 3 класс. «Начальная школа 21 века»
Учебные задачи:
-формировать понятие о содержании стихотворения (мысли и чувства поэта)
-учить сравнивать темы стихов, их интонационные рисунки, чувства поэта
-учить видеть в тексте произведений эпитеты, сравнения, олицетворения
-учить передавать свои чувства через чтение
Учебные умения:
-называть стихи С. Есенина, вошедшие в круг чтения, определенного программой
-передавать содержание стихотворения (какие мысли и чувства высказывает поэт)
Планируемые результаты:
предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, выполнение анализа;
личностные УУД: самоопределение; нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности;
регулятивные УУД: целеполагание, формирование учебной проблемы, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивание результатов деятельности (рефлексирование);
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, развитие навыков совместной деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент. 1 слайд | - Здравствуйте! Язык наш прекрасный | Дети слушают учителя и музыку П.И.Чайковского: «Времена года». |
2. Актуализация знаний. 2 слайд | - Я рада всех приветствовать на уроке литературного чтения. Сегодня все мы – участники урока, мы будем слушателями, художниками, исследователями. Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. - Как вы думаете, кто написал эти строки? В этом имени слово «есень», - Правильно. Почему Вы догадались? | Дети высказывают предположения. - Сергей Александрович Есенин. Есенин часто писал о России, называя её Русь. На уроках литературного чтения мы познакомились с его стихотворениями. |
3 слайд и книги на столе! | - Перед вами книги с великолепными стихами С.Есенина. Как вы думаете, о чем эти книги? | |
3. Тема и цель урока. 5 слайд | - Предлагаю назвать урок «Наш Есенин». - Давайте поставим цели нашей работы на уроке. - Итак, поговорим о творчестве замечательного русского поэта, с произведениями которого мы имели удовольствие работать на предыдущих уроках, вспомним изученные нами стихи Есенина, выделим некоторые темы его поэзии, будем совершенствовать выразительность чтения, поработаем с такими литературоведческими терминами, как рифма, строфа, строка, олицетворение, эпитет, сравнение. | 4 слайд Дети высказывают предположения. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. 6 слайд 7 слайд 8 слайд | - Есенин написал более 400 стихотворений. Какие темы его стихов вы можете назвать? Сергей Есенин немало произведений написал о Родине, это одна из главных тем в лирике поэта.. “ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”, - говорил сам поэт.
Назовите, с какими произведениями о Родине мы с вами познакомились? Прочитайте их (дети читают наизусть или в учебнике, в Хр). Что значит для Есенина Родина? О каких чувствах поэта мы с вами узнаем, читая эти произведения? Читая Есенина, убеждаешься вновь и вновь, что каждая строчка его стихов – это признание в любви родным полям, березам, перелескам. Отними у Есенина все это – и поэт погибнет, ведь Есенин живет и дышит родиной. С. Есенин – единственный русский поэт, в творчестве которого невозможно выделить в особый раздел стихи о Родине, о России, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины». Тема родины и тема природы в лирике Есенина неразделимы. Он был достойным певцом и гражданином своей страны. Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта. - Можно ли сказать, что мы познакомились со стихами Есенина о родной природе в каждое время года? - Попробуем доказать это. Приведите, пожалуйста, пример стихотворения Есенина, посвящённого зиме. - О весне… - О лете… - Об осени… - Поэт очень любил свою Родину и восхищался красотой родной природы в любое время года. - К какому образу особенно часто обращается поэт? – К березе – к олицетворению всей природы. В стихах с березкой он ведет разговор, как с близким другом. Берёза – символ России, наверное, поэтому поэт так горячо любил это дерево и посвятил русской берёзе много стихов. Одно из них вы сейчас вспомнили. Вспомним другие стихи о берёзе. С каким чувством говорит автор о берёзе? Есенин одушевил березу и саму природу – чудесницу, создательницу красоты. Он придает березе человеческие качества, наделяя ее характером, делая ее нежной и доброй. | 6 слайд все щелчки - О Родине, о природе.- 6 щелчков!!!! Гой ты, Русь моя родная; Я покинул родимый дом… - Да, можем. 6 слайд щелчок - «Берёза». - «Сыплет черёмуха снегом…» - «Топи, да болота…» - «Нивы сжаты, рощи голы…» дети читают наизусть или в книге Дети читают наизусть или с книги . |
5. Закрепление знаний и способов действий. 9 слайд | У вас лежат карточки с отрывками из произведений С. Есенина. Вспомните это произведение и закончите модель. На уроках литературного чтения вы познакомились с такими литературоведческими понятиями, как сравнение, олицетворение, эпитет. Вспомните определения этих понятий. Предлагаю проверить, как вы усвоили эти понятия и выполнить небольшой тест с помощью оперативной системы контроля. https://www.testwizard.ru/test.php?id=73320 Тест начинается. Тест 1. Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 2. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 3. Словно белою косынкой Повязалася сосна. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 4. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку… 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 5. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 6. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 7. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. Самооценка учащихся | Самостоятельная работа Анализ - Автор – Есенин. - Заголовок – Я покинул родимый дом… - Стихотворение. Значит, рисуем треугольник. - О Родине. О природе. - Половину в красный, половину – в зелёный. Каждая строфа содержит 4 строки, такая строфа называется четверостишием. - Автор – Есенин. - Заголовок – Нивы сжаты, рощи голы… - Стихотворение. Значит, рисуем треугольник. - О природе. Значит, зелёный цвет. Каждая строфа содержит 4 строки, такая строфа называется четверостишием. Олицетворение – это наделение предмета или явления природы признаками и свойствами живого существа. Эпитет – это образное художественное определение предмета или явления. Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной. Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Учащиеся выполняют тест онлайн по теме «Средства художественной выразительности в лирическом стихотворении» |
- Предлагаю послушать ещё несколько стихотворений Есенина в исполнении гостей и насладиться певучестью стихов поэта. «Отговорила роща золотая….». Стихи Есенина благодаря очень точной рифме и многообразию средств художественной выразительности, которые использует поэт, полны звуков, запахов, красок. Они такие красивые, яркие, очень мелодичны – после прочтения представляется описываемая картина, такие музыкальные – многие из них композиторы положили на музыку и сейчас они звучат как песни и романсы. - Ребята, а кто знает из вас, что такое романс? - Это детская песенка или уже более взрослое, серьезное произведение? - Послушайте, пожалуйста, романс «Отговорила роща золотая….». Концертное исполнение романса Опишите музыку словами. Какие картины предстали перед вами при прослушивании данного романса? Какие чувства он вызвал у вас? Анализ мелодии романса. | ||
6. Обобщение изученного материала. | – Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своих стихотворениях? Каковы его главные мысли? Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. | (Любовь к природе, восторг от красоты цветущей черёмухи, радость от встречи с природой). (Любовь к родному краю, к природе.) (Еще ее надо беречь и охранять.)
(Поэт использует разные художественные средства; часто употребляет олицетворение, это выразительное средство оживляет мир природы, показывает неповторимость каждой поры года.) |
Много нового вы узнали сегодня, много сил приложили к тому, чтобы получить эти знания. Спасибо вам за это! Я уверена, что вы почувствовали живительную силу стихов С. Есенина. Природа полна прелести, трогает и волнует каждого.
У писателя К. Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: “В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”. | ||
Рефлексия.
Самооценка. Оценивание своей работы. - Если вы узнали много интересного, нового и многое запомнили, если вам понравился урок, если у вас хорошее настроение и вы рады приближающейся весне пусть на фоне голубого неба появятся ваши цветы черемухи. - . Откройте дневник. Нарисуйте подходящий кружок соответствия сегодняшней работы. - исследователь – синий кружок; Мне было очень приятно сегодня работать с вами. - Спасибо за урок. Вас ждёт небольшой подарок – картинка для раскрашивания. И напоследок, предлагаю Вам отправиться на заочную экскурсию в село Константиново Рязанской области – на родину поэта. Это дом Есенина. Сейчас это музей поэта. Обстановка в доме такая же, как была при его жизни. На стене висят семейные фото Есениных. А это вид из окна. Действительно, под окном – берёза. А это – памятник поэту на родине. Вот какая природа в селе Константиново. | дети выходят с полученными цветочками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО: "С.Есенин "Береза". Рисование березы по памяти"
интегрированный урок...
Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»
Цель:Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.Задачи:...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"
Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...
Открытый интегрированный урок по литературному чтению во 2 классе
Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза» Провели: учитель начальных классов С. В. Корниенко,...
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....
Открытый интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку во 2 классе
Тема урока: А.А.Прокофьев " Люблю природу русскую" Цель: введение в новую тему по литературному чтению, общение знаний об имени существительном....
Открытый интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку во 2 классе
Тема урока: А.А.Прокофьев "Люблю природу русскую" Цель: введение в новую тему по литературному чтению, обобщение знаний об имени существительном...