Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Зикункова Ольга Дмитриевна

Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenieizo.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению и изобразительному искусству.

Тема: «Творчество С.А.Есенина. Стихотворение «Береза»

Цели: познакомить учащихся с краткой биографией С.А.Есенина;

продолжить знакомство с его творчеством на примере стихотворения "Береза";

научиться видеть образы и переносить их на бумагу;

развивать умения чувствовать и понимать образный язык поэтической речи С.Есенина, высказывать свои оценочные суждения, навыки выразительного чтения как результат понимания текста;

развивать навыки выполнения творческой работы, мышление, воображение, художественный вкус;

воспитывать любовь к поэзии, природе, трудолюбие, терпение.

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: индивидуально-групповая, коллективная.

Оборудование: ноутбук, телевизор, мультимедийная презентация, интерактивное задание, синий лист бумаги, кисти, гуашь.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Слайд.

Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнемся друг другу, ведь мы с вами знаем, что улыбки располагают к приятному общению.

  1. Актуализация знаний учащихся. (подводящий диалог)

Кто изображён на этом портрете?

(Это С.А.Есенин.) Слайд.

Как вы думаете, что будет происходить сегодня на уроке?

(Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией поэта, продолжим знакомство с его творчеством.)

Для чего нам это нужно?

(Чтобы лучше понять то, о чём писал автор и как.)

  1. Повторение пройденного.
  1. Чтение биографии поэта. (чтение с пометками)

Прочитайте сведения  из биографии поэта. При чтении ставьте на полях карандашом отметки: V- уже знал; + - узнал новое; ? – хочу узнать.

(У каждого ученика печатные листы с биографией, при чтении они ставят отметки, в завершении этой работы делается проверка).

Делаем вывод: еще много мы не знаем, надо продолжить изучение творчества писателя).

  1. Работа над новым материалом.
  1. Чтобы узнать, о чем будет стихотворение С.А.Есенина, отгадайте загадку:

Стоит красавица: косы зелёные,

Платье белое, а в ней четыре угодья:

Первое угодье – мир освещать,

Второе угодье – лес исцелять,

Третье угодье – боль утешать,

Четвёртое угодье – белый свет украшать.

Если затрудняются, другая загадка:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Дети отгадывают – береза). Слайд.

  1. Давайте поработаем в группах, каждая группа составит небольшой текст из 3-4 предложений, а помогут вам справиться с этим заданием карточки-помогайки.

(прием «Ключевые слова»)

(Каждой группе даются карточки со словосочетаниями, по ним дети составляют предложения, выбирается наиболее красивый, выразительный текст. Возникает потребность прочитать стихотворение.)

  1. Первичное ознакомление со стихотворением.

Слайд. (Стихотворение читает учитель)

Какие слова показались вам непонятными?

(Кайма – отличающаяся по цвету и рисунку полоса по краю ткани. Дети высказывают предположения.

Слайд.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь со свивающимися нитями. Предположения.

Слайд.)

  1. Чтение стихотворения учащимися. (прием «Чтение с остановками») Слайд.

Давайте прочитаем стихотворение и после каждой строфы будем делать остановку.

Прочитайте первую строфу

Где находится береза? (Под моим окном).

С чем здесь сравнивает поэт снег? (с серебром).

Почему поэт говорит, принакрылась? (имеет в виду не закрылась совсем, только чуть-чуть).

Прочитайте вторую строфу.

С чем сравнивает Есенин, распустившиеся кисти березовых веток? (с белой бахромой)

Какой прием использует поэт? (сравнение)

Итак, в 1 строфе поэт сравнивает снег с серебром, во 2 – с белой бахромой.

Прочитайте третью строфу.

Что говорит поэт о снежинках? (снежинки горят в золотом огне?)

В каком значении употреблено слово горят, в прямом или переносном? Почему? (конечно в переносном, это слово часто употребляется в переносном значении).

А откуда взялся “золотой огонь”, что поэт так называет? (свет зари)

Что такое “заря”? (Яркое освещение горизонта, перед восходом или заходом солнца. Зимой солнце озаряет не так ярко как летом).

В какой тишине стоит береза? (сонной тишине)

Как долго береза стоит в сонной тишине? (от утренней зари до вечерней)

Прочитайте 4 строфу.

Как понимаете слова “обходя кругом”? (сначала заря была на востоке потом на западе).

Почему поэт считает зимнюю зарю ленивой?

(Зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится стать пораньше).

Есть ли здесь сравнение? (Сравнение есть, но оно как бы скрыто)

Говорит ли поэт, чем обсыпает ветки? (Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром, он сразу называет снег серебром).

Такое сравнение – скрытое, называется метафорой 

Какие приемы использует автор в своем стихотворении?

(Сравнение, олицетворение)

Подчеркните олицетворения в тексте карандашом.

Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения.

Как будем читать стихотворение, быстро или неторопливо?

Громко или не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую березу?

(Будем читать неторопливо, не очень громко, но так чтобы все могли услышать и постараемся передать чувства автора, его любование березой).

  1. А сейчас мы проведем конкурс «Диктор» и узнаем, кто лучше сможет передать настроение стихотворения, кто прочитает его более выразительно. (2-3 человека читают с выражением стихотворение).
  2. Физминутка.
  3. Изобразительное искусство.
  1. Мы выразили чувства при помощи слов, использовали различные приемы. Так делают поэты и писатели. А как выражают свои чувства художники?

(При помощи цвета, тени, композиции)

Давайте вспомним основные жанры в изобразительном искусстве.

Слайд с примерами пейзажа, портрета, натюрморта.

  1. Первичное закрепление.

Разделите изображения на экране на группы.

Слайд.

  1. Давайте изобразим образ березы, созданный С.А.Есениным на бумаге. Как вы думаете, почему на бумаге синий фон?

(На синем фоне лучше виден снег)

Расположите лист вертикально.

Ствол рисуйте белой краской снизу вверх, постепенно ослабляя нажим. От ствола – ветки также с небольшим нажимом к концу ветви, не забудьте нарисовать бахрому на конце ветви. Черным цветом наносим на ствол мазки.

  1. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение С.А. Есенина.
  2. Рефлексия.

Что запомнилось из урока?

Какие из рисунков наиболее точно передают настроение стихотворения «Береза»?

  1. Итог.

На уроке мы анализировали, читали выразительно, проверяли себя.

Слайд Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»

Цель:Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.Задачи:...

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительной деятельности «Художник и зрелище».

Предмет «Изобразительное искусство и Литературное чтение»Класс: 4 классЦель: творческий отчет по литературному чтению и изобразительной деятельности, показать сказку-пьесу, используя...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс

Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотво­рение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Н.Н.Носов "Живая шляпа". Домашнее животное-кошка" во 2 классе

Интегрированный урок для 2 класса по литературному чтению и изобразительному искусству. Изучение нового материала. Урок с презентацией...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 2 класс

Групповая работ а на уроке помогает распределять обязанности между детьми и соблюдать критерии работы группы. Работая таким методом, у ребенка возникает чувство ответственности за всю команду....