Открытый интегрированный урок по литературному чтению во 2 классе
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Филатова Алла Владимировна

   Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза»

   Провели: учитель начальных классов С. В. Корниенко,

                     учитель – логопед  А. В. Филатова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx509.53 КБ
Office presentation icon prezent_2_m.id_391.ppt1.99 МБ

Предварительный просмотр:

                             МБОУ «Петровская школа № 1»              

            Красногвардейского района Республики Крым

                               ОТКРЫТЫЙ УРОК

  Предмет: литературное чтение

   Форма: интегрированный урок

   Класс: 2 – А

   Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза»

   Провели: учитель начальных классов С. В. Корниенко,

                     учитель – логопед  А. В. Филатова

 

                 

                                              3 февраля 2015 г.

Тема: Русская народная сказка «Два Мороза»

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать память, мышление, внимание, речь; учить грамотно излагать свои мысли.

Цель учителя-логопеда: развитие связной речи.

Задачи учителя-логопеда:

Образовательные:

  • активизация и актуализация словаря по темам: «Зима», «Русские народные сказки»;
  • дальнейшее обогащение экспрессивный речи словами-антонимами;
  • совершенствование грамматического строя речи

Коррекционно-развивающие:

  • закрепить правильное произношение чистоговорок;
  • развивать моторику и подвижность артикуляционного аппарата, координацию речи с движением;
  • развивать слухоречевое восприятие, логическое мышление, внимание, память;  
  • развивать творческое воображение.

Воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества на уроке, активности, инициативности.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

- обучающиеся научаться наблюдать за «жизнью слов» в художественном произведении;

- получат возможность научится понимать особенности сказочного текста, сравнивать и характеризовать слова-антонимы.

2. Познавательные:

- осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме.

3. Регулятивные:

- вырабатывают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Коммуникативные:

- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Личностные УУД:

- развивают умение сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: сборники русских сказок, толковый словарь, визуальные материалы по теме, аудиозапись сказки, ноутбук, карточки с заданиями.

                                             Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и эмоционально настраивает на учебную деятельность.

      Долгожданный дан звонок,

      Начинается урок.

       - Рады слышать мы звонок!

      Начинается урок!

      Интересно нам читать,

      Думать, спорить, размышлять!

- Сегодня у нас открытый урок по литературному чтению. Поприветствуем наших гостей.

II.Актуализация знаний.

1.Речевая разминка.

Учитель-логопед: «Какое сейчас время года? Верно и речевая разминка  сегодня у нас про зиму. Сели красиво. Начинаем».

Артикуляционная гимнастика «Зима» (слайды 1-6)

- Мы подготовили наш артикуляционный аппарат к работе, повторим  «правило речи»:

                      Говорим всегда красиво

               Четко и неторопливо.

               Кто хочет разговаривать,

               Тот должен выговаривать

              Всё правильно и внятно,

              Чтоб всем было  понятно.

- Молодцы, давайте четко и красиво проговорим чистоговорки о зиме (слайд 7)

          Ма-ма-ма – за окном зима.

          Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

         Оз-оз-оз – щиплет щёки нам мороз.

         Ме-ме-ме – много сказок о зиме.

III. Постановка цели урока.

Учитель: «А какая зима без сказки?» (слайд 8)

   Р 

  А

  О

  6

 3

 7

   Д

  О

  В

 1

 5

 2

   А

  М

   В

 9

 4

 8

- Узнайте, как называется наша сказка?

IV.Ознакомление со сказкой.

1. Слушание записи  сказки «Два Мороза» (слайд  9).

Звучит аудио запись сказки.

2. Чтение сказки.

- Слушайте внимательно, потому что будете продолжать чтение.

3. Словарная работа (слайд 11).

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек - человек, рубящий дрова.

Барин – богатый человек, владелец лавки или магазина.

Крестьянин – бедный человек, живёт в деревне, занимается обработкой земли.

V. Работа по теме изученного.

1.Ответы на вопросы.

Учитель-логопед:

- Понравилась вам сказка?

- Назовите героев.

- Какой момент сказки самый интересный?

- Кто из героев больше понравился? Почему?

- Почему сказка названа “Два Мороза”?

2.Выборочное чтение.

Учитель: (слайд 12)

-Найдите и прочитайте, как решили позабавиться два Мороза?

- Что они услышали? Прочитайте.

- О чем договорились?

-Узнайте по описанию, кому принадлежат эти вещи?

Слайды 8-9.  

Медвежья шуба

Шапка лисья

Сапоги волчьи

Полушубок старый

Шапка худая

Рукавицы дырявые

 

- Чем занимается дровосек?

VI.Физминутка «Дровосек».

Раз – два, дерева –

Рубим на зиму дрова.

Раз – два, раз – два.

Будут на зиму дрова.

Раз – два, раз – два,

Аж вспотела голова.

А купец вот так сидел,

Бегать точно не хотел.

Нам же так сидеть нельзя,

Пробежаться нам пора.

VII. Закрепление изученного.

1.Чтение сказки по ролям (с. 200 учебника).

Учитель:

- А к вечеру Морозы опять встретились в чистом поле. Давайте найдём этот эпизод.

Роли:

  • Автор
  • Мороз Синий нос
  • Мороз Красный нос

- Поменяем чтецов.

2.Работа в группах.

Ребята делятся на 2 команды (команда Синего носа и команда Красного носа), за каждый правильный ответ получают снежинку.

Учитель-логопед:

- А теперь посмотрим, справитесь ли вы с нашими заданиями.

Задание 1. Развитие логического мышления.

Угадайка, седая хозяйка                                            Какой это мастер

Тряхнёт перинки -                                                      На стёкла нанёс

Над миром пушинки (зима).                                    И листья, и травы

                                                                                         И заросли роз? (мороз)

Задание 2. Развитие слухового восприятия.

Слушают звучание колокольчика, бубенчиков, маракасов.

- Что прозвучало?

Задание 3. Блиц-опрос (слайд 13).

- Два Мороза были родными братьями?

- Синий нос – это старший брат?

- Младший брат – Красный нос – погнался за барином?

- Купец не замёрз, его спасла шуба?

- Дровосек бежал за санями, чтобы согреться?

- Красный нос заморозил дровосека?

Задание 4.

Учитель:

- Какие вещи из сказок встречаются в нашей сказке?

Топор

Горшок каши

Варежки

Валенки

Рукавички дырявые

Задание 5. «Спор» между купцом и крестьянином (слайд 14).

Учитель:

- Посмотрите на эти картинки «бедняк» и «купец», как одет купец? Тепло ему?

- Помогла купцу спастись от холода его тёплая шуба? Почему?

Учитель-логопед:

- А как одет крестьянин? Хорошо ли он одет для зимы? Какой у него полушубок?

- Ребята, я думаю, он должен был замёрзнуть. В старом полушубке, в рваных рукавицах  и лаптях будет очень холодно на морозе…  Почему же он не замёрз?  

- Как он грелся?

- Мороз Синий нос справился с купцом, его забава удалась. Мороз Красный нос – проучен за свою торопливость, неопытность – его дровосек поколотил поленом.

- Подводим итог соревнований (подсчёт снежинок).

Учитель: «Мы закончили работу над сказкой. Но всё ли мы выяснили, не оставили чего-то без объяснения? Выяснить нам поможет зашифрованная пословица. Расшифруйте и прочтите её.

                 ТОЯПRОР  ЛУWЧШDЕ  ШУUБBЫ  ГРЬЕЕZТ

-Как вы понимаете смысл пословицы? (слайд 15)

- Чему нас учит сказка?

VIII. Рефлексия (слайд 16).

  • Я сегодня познакомился…
  • Я научился…
  • Мне было…
  • На этом уроке я похвалил бы себя…
  • Сегодня я сумел…

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока.

Оценивание ребят.

X. Домашнее задание.

Прочитать сказку. Выполнить задание № 5 с.202 (слайд 17)

    Презентация прилагается на диске.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Чистоговорки Ма-ма-ма – за окном зима Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз Ме-ме-ме – много сказок о зиме

Слайд 9

Русская народная сказка «ДВА МОРОЗА»

Слайд 10

КУПЕЦ – богатый человек, живущий в городе. КРЕСТЬЯНИН – человек, который занимается обработкой земли, беден, живёт в деревне. ДРОВОСЕК – человек, который рубит дрова.

Слайд 11

Трудные слова ПРО-ЕЗ-ЖА-Я ДО-РО-ГА СВИСТ-НУ-ЛИ КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК БУ-БЕН-ЧИК ВЫ-КО-ЛА-ЧИ-ВАТЬ ПО-ЗА-БА-ВИТЬ-СЯ

Слайд 12

Найди и прочитай… Как хотели позабавиться два Мороза? Что они услышали? Куда ехал купец? А крестьянин? О чём договорились два Мороза?

Слайд 13

Блиц - опрос Два Мороза были родными братьями? Синий нос – это старший брат? Красный нос – погнался за барином? Купец не замёрз, его спасла шуба? Дровосек бежал за санями, чтобы согреться? Красный нос заморозил дровосека?

Слайд 14

КУПЕЦ ДРОВОСЕК Лежит Кутается Бежит Рубит Машет Бьёт Колотит

Слайд 15

Как вы понимаете последнюю строчку сказки? ТОПОР ЛУЧШЕ ШУБЫ ГРЕЕТ

Слайд 17

БОЛЬШОЕ СПАСИБО! УРОК ЗАКОНЧЕН!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению 2 класс

учить анализировать лирическое произведение...

Открытый интегрированный урок - занятие Внеклассное чтение и охрана зрения.

Основной задачей учебного занятия является создание условий для проявления познавательной активности  уча-ся, обобщение знаний по произведениям С.Я. Маршака и о правилах охраны  зрения...

Открытый интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку во 2 классе

Тема урока: А.А.Прокофьев " Люблю природу русскую" Цель: введение в новую тему по литературному чтению, общение знаний об имени существительном....

Открытый интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку во 2 классе

Тема урока: А.А.Прокофьев "Люблю природу русскую" Цель: введение в новую тему по литературному чтению, обобщение знаний об имени существительном...

Конспект открытого интегрированного урока-путешествия по чтению и английскому языку в 3Б-м классе "С.В. Михалков. Мы едем-едем-едем"

Обобщить знания детей о творчестве С.В.Михалкова, расширить круг читаемых произведений....

Открытый интегрированный урок по литературному чтению "Наш Есенин"

На основе  стихотворений С.Есенина  подвести учеников  к осознанию воздействия великой силы  лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека....