Конспект урока чтения в 1 классе. М.Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока чтения в 1 классе. М.Бородицкая. «Разговор с пчелой»,  И. Гамазкова. «Кто как кричит?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Русакова Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов,

                          МБОУ «Обозерская  школа №1»

Плесецкий район,

Архангельской области

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

 М.Бородицкая. «Разговор с пчелой»,

И. Гамазкова. «Кто как кричит?»

Тип урока: изучение нового материала.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные:  знать, что такое рифма в стихотворном произведении, замечать юмор в литературном произведении, понимать, почему автор с иронией описывает те или иные события в произведении; находить в тексте литературного произведения звукоподражательные слова, понимать их роль; читать выразительно, с нужной интонацией, без ошибок, целыми словами, читать по ролям, верно передавая с помощью интонации характер героев произведения.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока совместно с учителем, удерживать её в процессе работы над произведением, планировать работу на уроке вместе с учителем, оценивать свои достижения и результаты работы одноклассников с помощью разноцветных фишек;

познавательные: достраивать незаконченные строки в произведении, домысливать их в соответствии с рифмой;

коммуникативные: договариваться в парах об очерёдности чтения, без конфликтов распределять роли для чтения, соблюдать очередность чтения при работе в паре (при чтении диалогов), слушать, как читает партнёр, вовремя включаться в процесс чтения в момент необходимости озвучивания своей роли.

Личностные: эмоционально реагировать на авторскую иронию по отношению к героям литературного произведения, получать удовольствие от чтения весёлых диалогов героев, самоопределяться при выборе роли, понимать и объяснять, какая роль литературного героя наиболее близка и почему.

Оборудование к уроку: учебник «литературное чтение» (1 класс) часть 1, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные – работа выполнена очень хорошо, на высоко уровне; зеленые – есть небольшие недочеты в работе; фиолетовые – надо подтянуться).

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

І этап

Прогнозирование, формулирование задач урока с помощью шмуцтитула

- Ребята, рассмотрите  материал к сегодняшнему уроку на с. 16-21.

- Какие произведения включены в урок, какие рубрики?

- Как вы думаете, над чем вы сегодня будете работать, чему учиться?

- Вспомните, что на с. 3 учебника перечислены цели изучения темы.

- Они помогут определить задачи сегодняшнего урока.

- Также попробуйте сформулировать учебную задачу каждый лично для себя, в чём бы вам хотелось совершенствоваться.

Учащиеся открывают учебники, последовательно рассматривают с.16-21.

- Стихотворение М.Бородицкой «Разговор с пчелой» и И. Гамазковой. «Кто как кричит?», а также рубрика «Как хорошо уметь читать» со стихотворениями И.Гамазковой, Е.Григорьевой «Живая азбука» и С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»

- Читать выразительно, с нужной интонацией, без ошибок, целыми словами, читать по ролям, верно передавая с помощью интонации характер героев произведения,  слушать, как читает партнёр и т.д.

Учащиеся перечитывают цели изучения темы на с. 3;

формулируют цели урока с опорой на прочитанное;

обдумывают и озвучивают приоритетную задачу для себя.

II Этап

Стихотворение М. Бородицкой:

выразительное чтение учителем в диалоге с учеником, проблемный анализ

Учитель дает задание хорошо читающему ученику, который бы мог подготовить выразительное чтение своей роли.

Учитель совместно с учеником воспроизводят подготовленный диалог при первичном восприятии текста на уроке.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- А хотелось бы вам его прочитать ещё раз?

- Давайте попробуем это сделать.

- Как вы думаете, можно ли это стихотворение назвать юмористическим? В каких строчках заключается юмор? Прочтите.

- Кто участвует в диалоге?

- Из-за чего у них произошла ссора?

- Как в стихотворении передано возмущение пчелы?

В чём смысл использования в стихотворении слов с повторяющимся звуком [ж]: уж-жасно, нуж-жен, уж-жин, ужалила?

Дети слушают стихотворение;

определяют свое отношение  к услышанному;

открывают учебники на с 16, находят стихотворение, читают его про себя;

определяют настроение от услышанного содержания, причины этого настроения;

находят в тексте звукоподражательные слова, осознают их роль. 

- Малыш и пчела.

- Из-за цветка.

- Интонационно.

- Чтобы передать, как жужжит пчела, и то, что она сердится.

III этап

Подготовка к выразительному чтению

- Какие чувства испытывает малыш в момент, когда его ужалила пчела? С какой интонацией почитаете его слова?

- Прочитайте. У кого и ребят получилось удачнее всего передать переживания мальчика?

- А как отреагировала пчела на возмущение малыша?

- С какой интонацией будете читать слова пчелы?

- Прочитайте. У кого и ребят получилось удачнее всего передать переживания мальчика?

- Подумайте, почему пчела всё же рассердилась на мальчика. Как можно было по-другому организовать диалог, чтобы интонации были более мягкими?

- С возмущением, болью.

Дети читают, стараясь верно передать с помощью интонации характер героя; определяют у кого из одноклассников получилось лучше.

- Она тоже рассердилась.

- Возмущённо, рассерженно.

Дети читают, стараясь верно передать с помощью интонации характер героя; определяют у кого из одноклассников получилось лучше.

Ученики высказывают свои представления о нравственных отношениях человека и природы.

IV этап

Выразительное чтение стихотворения по ролям в парах

Учитель дает несколько минут на подготовку чтения в паре.

- Оценим работу пары и каждого ученика в отдельности с помощью фишек.

Дети готовятся в парах;

читают для всего класса выразительно  с соблюдением знаков препинания, целыми словами, соблюдают при чтении особенности  приёма звукописи (аллитерации);

разноцветными фишками оценивают результат деятельности (красные – работа выполнена очень хорошо, на высоко уровне; зеленые – есть небольшие недочеты в работе; фиолетовые – надо подтянуться)

V этап

Физкультминутка

Ребята, Пчёлка предлагает нам немного отдохнуть.

Пчёлка утречком проснулась.

Потянулась 1,2,3, улыбнулась1,2,3.

Раз- росой умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- качнулась и присела,

На четыре- полетела,

И на стул тихонько села

Дети повторяют слова имитируя движения.

 

VI этап

Стихотворение-загадка

И. Гамазковой «Кто как кричит?»: подготовка к восприятию и чтению

- Прочитайте фамилию автора и название стихотворения.

-Как вы думаете, почему в названии стихотворения стоит вопросительный знак?

- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

- Кто на них изображён?

- Вспомните, как кричит петушок, как разговаривают гусь, цыплёнок, пчёлы.

- А как мычит корова, блеет овечка, лает собака?

- Знание того, кто как кричит, поможет нам прочитать стихотворение И. Гамазковой.

Дети читают фамилию автора и название стихотворения на с. 17;

высказывают свои предположения  о содержании текста;

называют персонажей стихотворения,  имитируют,  кто какие звуки издает.

VII этап

Чтение стихотворения учителем.

Проблемная ситуация

Учитель читает стихотворение и просит детей досказать строчки так, чтобы они были созвучны последнему слову предыдущей строки.

- Ребята, а почему у вас получилось так, что все издавали разные звуки?

- На что должны ориентироваться при досказывании строчек стихотворения?

- Правильно, попробуйте ещё раз.

Ученики внимательно слушают и дополняют стихотворение на основе рифмы

- Трудно понять, чьим голосом кричат герои произведения.

- На последнее слово предыдущей строки.

VIII этап

Перечитывание стихотворения самими школьниками.

- Прочитайте так, чтобы слова «на суку», «заря», «почему», «ко мне», «напугав» сочетались со звуками, передающими крики животных.

- Как вы думаете, можно назвать это стихотворение юмористическим? Почему?

Дети читают;

(На суку – ку-ку, заря – кря-кря, почему – му, ко мне – ме-е, напугав – гав).

замечают юмор в литературном произведении, объясняют, почему автор с иронией описывает события  произведения.

IX этап

Знакомство с понятием «рифма»

- Ребята, созвучие последних слов в строчках стихотворения в науке имеет своё название. Прочитайте на с. 17 учебника, как это явление называется.

- А теперь скажите, почему вам трудно было сразу подобрать рифму

Поиск созвучий Понятие «рифма».

Учащиеся читают, запоминают новый термин

- Ворон не может кричать «ку-ку» и т.д. В стихотворении И. Гамазковой рифма подсказывает неверный по смыслу ответ

X этап

Чтение стихотворения в группах по четыре человека

- Предлагаю объединиться в группы по четыре человека и разделиться внутри каждой группы на пары. Одна пара учащихся читает другой паре, потом наоборот. И оценить работу с помощью фишек.

Дети читают в группах, обращая внимание, было ли прочитано выразительно, с нужной ли интонацией, без ошибок, целыми словами, верно ли передан с помощью интонации характер героев произведения; оценивают результат деятельности с помощью фишек.

XI этап

Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.

- Вспомните задачи урока. В чем сегодня заключался ваш успех?

- Получили ли вы удовольствие от чтения юмористических произведений? Какие произведения относятся к юмористическим? Почему?

- Запомнили ли вы, что такое рифма? Приведите примеры рифмы.

- Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующую фишку.

Учащиеся называют наиболее запомнившиеся им моменты деятельности на уроке, свои успехи;

вспоминают прочитанные произведения, их авторов, говорят об испытанных эмоциях и чувствах;

повторяют новый термин; приводят примеры;

подводят итог: были ли достигнуты поставленные задачи;

оценивают свою деятельность с помощью фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г.Сапгир. «Про медведя» М.Бородицкая. «Разговор с пчелой» И.Гамазкова. «Кто как кричит?»

.Способствовать формированию основного способа чтения - целыми словами. Развивать речевые умения и познавательные интересы...Тренировать выразительно  читать произведения, передавая при чтении ра...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?" 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока: «Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит»

Тип урока: открытее нового знанияЦели урока: знакомство учащихся с произведением Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,И. Гамазкова «Кто как кричит», развивать творческие способно...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Разработка урока по литературному чтению в 1 классе Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая "Разговор с пчелой", И. Гамазкова "Кто как кричит?"

Урок открытия новых знаний с использованием современных технологий: системно- деятельностного подхода, дифференцированного обучения. ИКТ. С целью развития мыслительных способностей учащихся использова...

Конспект урока по литературному чтению "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»Цели: знакомство с произведениями М. Бородицкой «Разговор с п...

Технологическая карта по чтению на тему М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»

Технологическая карта по чтению на тему  М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»...