Урок литературного чтения. 2 класс. "К.И. Чуковский "Федорино горе"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока литературного чтения для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_dlya_otzyva.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 92

Учитель: Тимонова Ирина Вячеславовна

Урок литературного чтения во 2 классе (Программа «Школа России»)

Тема урока: «Произведение К.И.Чуковского

«Федорино горе»».

Цель: знакомство с произведением К. Чуковского «Федорино горе».

Задачи:

дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения;

развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;

развивать образное мышление и творческое воображение учащихся;

обогащать словарный запас;

воспитывать интерес к чтению, чувство любви, добра и радости общения на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.

выразительно читать.

Познавательные УУД

Ученик будет учиться:

- читать текст, понимать фактическое содержание текста;

- обобщать и классифицировать учебный материал;

- формулировать несложные выводы;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

- ориентироваться в содержании учебника.

 

  Коммуникативные УУД

Ученик будет учиться:

- строить монологическое высказывание;

- пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками;

- принимать   мнение и позицию других;

- формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

Регулятивные УУД

Ученик будет учиться:

- определять цели урока;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

- осуществлять самооценку своей деятельности

Тип урока - комбинированный.

Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, в парах, работа в группах.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; оценивать авторское отношение к изображаемому, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Ход урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). 

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.

II. Проверка домашнего задания.

- Д/з было по выбору: выучить отрывок из “Путаницы”. (Несколько человек читают наизусть отрывки).

III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

 В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.

- Назовите имя этого человека?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского.

(Учитель открывает доску. На ней написано Корней Иванович Чуковский. Портрет автора).

Учитель: - Сейчас мы проведём небольшую викторину.

1. Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, -

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче (Муха-Цокотуха)

Именинница!

2.И прибежала зайчиха

И закричала: "Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! (Айболит)

3.Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили. (Путаница)

4.У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон. (Телефон)

5.Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист. (Мойдодыр)

- Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.

- Какие виды жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)

- Чему учат книги К.И.Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости общения друг с другом)

- С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках?

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомство с творчеством К.И. Чуковского и познакомимся с новым произведением этого автора.

СЛАЙД – Картинки с посудой (сито, сковорода, тарелка, чашка, вилка, ложка)

Учитель: Выскажите своё предположение, о чём пойдёт речь в этом произведении.

Предположение: - О посуде.

Учитель: Верно. А кто главный герой этого произведения вы узнаете немного позже.

   Работа в парах.

Учитель: - Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока.

Возьмите конвертыРазложите карточки в нужном порядке.

План урока

1. Прослушать сказку

2. Поработать над содержанием сказки

3. Поработать над выразительным чтением

4. Оценить свою работу на уроке

(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок при помощи карточек с надписями, читают получившийся план).

Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: если вы не ошиблись, нарисуйте зеленый кружочек, допустили 1-2 ошибки- желтый. Если вы не смогли составить план урока, поставьте красный кружок.

 Учитель: - Немного отдохнём.

Физминутка 

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

IV. Работа над сказкой. 

– Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной бабушкой, о которой поведал нам К.И.Чуковский. А как называется это произведение, вы узнаете сами (на доске написаны согласные буквы, вам нужно вставить гласные, чтобы узнать название произведения).

ФДРН ГР

 еоио ое («Федорино горе»).

Целеполагание: - Что нового вы бы хотели узнать и чему научиться на уроке?

(Познакомиться со сказкой, узнать, что произошло с героями произведения, научиться читать сказку выразительно, узнать новые слова)

Учитель: А вам интересно, как возникло это произведение?

Послушайте.

Однажды Корней Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича.

Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".

VI. Работа с учебником.

Учитель: Следующий пункт нашего планазнакомство с новым произведением.

Текст вы услышите в аудиозаписи. Но ваша задача не только внимательно слушать, но и внимательно следить по учебнику. Возьмите в руки простой карандаш, чтобы подчеркнуть непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!

Вопросы по тексту:

Учитель: Вы прослушали произведение «Федорино горе».

Первичная проверка понимания. 

– Какое горе произошло у Федоры? (От Федоры сбежала посуда и другие вещи.)

– Почему это произошло? (Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

– На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? (На сказку.) 

- Как вы определили? (Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят.)

– Почему автор оживил посуду? (Чтобы проучить Федору, чтобы она не была больше грязнулей; так интереснее…)

– Для кого была написана эта сказка? (Для детей и взрослых)

– Для чего она была написана, как вы думаете? (Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду)

Словарная работа. Работа в группах

 Цель: развивать и обогащать речь учащихся.

Учитель: - А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые вам встретились?

Каждая группа получает конверты с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений.

Выбрать вариант ответа, соединив стрелочкой.

  • Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
  • Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
  • Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
  • Ушат - небольшая кадка с ушами.
  • Прусак – рыжий таракан
  • Сито – предмет домашней утвари для просеивания муки

Группа, которая раньше выполнит задание, будет зачитывать ответ, а остальные проверять и показывать какой-то сигнал, что они согласны с ответом. Так эффективнее и быстрее.

Проверка: СЛАЙД С РИСУНКАМИ

Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: без ошибок-зеленый кружочек, 1-2 ошибки- желтый, 3 и более – красный

VI. Выборочное чтение.

 А сейчас представьте, что вы что-то рассыпали.

- Найдите, что в сказке сыплется. (Топоры.)

- Прочитайте теперь, передавая движение голосом.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы. (2-3 ученика)

Опыт: стучу блюдцами. 

- С каким звуком стучат о друг дружку, например, блюдца? (Звонко, как колокольчики.)

- Чуковский этот звук заменил словом, найдите их?

Прочитайте, стараясь передать этот звук.

Дзынь- ля - ля! Дзынь- ля - ля!

(2-3 ученика)

А теперь покажите голосом и интонацией как убегают ножи, кастрюля, чайник.

– Оцените свое чтение. (Все удалось– и т.д.)

V. Закрепление нового материала.

-Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово». 

Я начну, а вы продолжите. (можно отвечать хором)

на слайде

1. И сказала скалка:

«Мне… Федору жалко» 

2. И сказала чашка:

«Ах, … она бедняжка»

3. И сказали блюдца:

«Надо бы…вернуться»

4.И сказали утюги:

«Мы… Федоре не враги»

VI. Итог урока.

– С какой сказкой К.И.Чуковского мы познакомились на уроке? («Федорино горе»)

– Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока?

- Достигли поставленных целей? (познакомились с новым произведением, научились передавать голосом интонацию, выразительно читать)

Посмотрите на план урока, составленный вами.

- Все пункты мы выполнили?

- Посмотрите в свои оценочные листы. Поднимите руку, у кого все зеленые кружочки – поставьте 5, у кого 2 желтых кружочка – 4.

- Что получилось?

- Какие были трудности?

- Кому еще надо постараться? Над чем?

VΙ. Дом. задание. 

Выразительное чтение сказки.

В тетрадь выписать слова и названия посуды, которые вам непонятны, попробовать их объяснить.

- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.

Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Урок литературного чтения по сказке Чуковского "Федорино горе"

План-конспект урока литературного чтения по сказке К.Чуковского "Федорино горе"(Школа России)....

Презентация к уроку литературного чтения по сказке Чуковского "Федорино горе"

Презентация к уроку литературного чтения по сказке К.Чуковского "Федорино горе"...

Урок литературного чтения: К. И. Чуковский «Федорино горе» .

Урок литературного чтения: К. И. Чуковский «Федорино горе» ....

Конспект урока литературного чтения К.И.Чуковский «Федорино горе» (УМК Школа России 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении, развитие речи и мышления.Планируемые результаты:Предметные: Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе»Уметь...