Урок литературного чтения. 2 класс. "К.И. Чуковский "Федорино горе"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока литературного чтения для 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_dlya_otzyva.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 92
Учитель: Тимонова Ирина Вячеславовна
Урок литературного чтения во 2 классе (Программа «Школа России»)
Тема урока: «Произведение К.И.Чуковского
«Федорино горе»».
Цель: знакомство с произведением К. Чуковского «Федорино горе».
Задачи:
дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения;
развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
развивать образное мышление и творческое воображение учащихся;
обогащать словарный запас;
воспитывать интерес к чтению, чувство любви, добра и радости общения на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.
выразительно читать.
Познавательные УУД
Ученик будет учиться:
- читать текст, понимать фактическое содержание текста;
- обобщать и классифицировать учебный материал;
- формулировать несложные выводы;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
- ориентироваться в содержании учебника.
Коммуникативные УУД
Ученик будет учиться:
- строить монологическое высказывание;
- пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками;
- принимать мнение и позицию других;
- формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации.
Регулятивные УУД
Ученик будет учиться:
- определять цели урока;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами
- осуществлять самооценку своей деятельности
Тип урока - комбинированный.
Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, в парах, работа в группах.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; оценивать авторское отношение к изображаемому, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.
II. Проверка домашнего задания.
- Д/з было по выбору: выучить отрывок из “Путаницы”. (Несколько человек читают наизусть отрывки).
III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.
- Назовите имя этого человека?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского.
(Учитель открывает доску. На ней написано Корней Иванович Чуковский. Портрет автора).
Учитель: - Сейчас мы проведём небольшую викторину.
1. Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче (Муха-Цокотуха)
Именинница!
2.И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай! (Айболит)
3.Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (Путаница)
4.У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон. (Телефон)
5.Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист. (Мойдодыр)
- Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.
- Какие виды жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)
- Чему учат книги К.И.Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости общения друг с другом)
- С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках?
Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомство с творчеством К.И. Чуковского и познакомимся с новым произведением этого автора.
СЛАЙД – Картинки с посудой (сито, сковорода, тарелка, чашка, вилка, ложка)
Учитель: Выскажите своё предположение, о чём пойдёт речь в этом произведении.
Предположение: - О посуде.
Учитель: Верно. А кто главный герой этого произведения вы узнаете немного позже.
Работа в парах.
Учитель: - Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока.
Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
План урока
1. Прослушать сказку
2. Поработать над содержанием сказки
3. Поработать над выразительным чтением
4. Оценить свою работу на уроке
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок при помощи карточек с надписями, читают получившийся план).
Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: если вы не ошиблись, нарисуйте зеленый кружочек, допустили 1-2 ошибки- желтый. Если вы не смогли составить план урока, поставьте красный кружок.
Учитель: - Немного отдохнём.
Физминутка
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят.
IV. Работа над сказкой.
– Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной бабушкой, о которой поведал нам К.И.Чуковский. А как называется это произведение, вы узнаете сами (на доске написаны согласные буквы, вам нужно вставить гласные, чтобы узнать название произведения).
ФДРН ГР
еоио ое («Федорино горе»).
Целеполагание: - Что нового вы бы хотели узнать и чему научиться на уроке?
(Познакомиться со сказкой, узнать, что произошло с героями произведения, научиться читать сказку выразительно, узнать новые слова)
Учитель: А вам интересно, как возникло это произведение?
- Послушайте.
Однажды Корней Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича.
Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".
VI. Работа с учебником.
Учитель: Следующий пункт нашего плана: знакомство с новым произведением.
Текст вы услышите в аудиозаписи. Но ваша задача не только внимательно слушать, но и внимательно следить по учебнику. Возьмите в руки простой карандаш, чтобы подчеркнуть непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!
Вопросы по тексту:
Учитель: Вы прослушали произведение «Федорино горе».
Первичная проверка понимания.
– Какое горе произошло у Федоры? (От Федоры сбежала посуда и другие вещи.)
– Почему это произошло? (Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)
– На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? (На сказку.)
- Как вы определили? (Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят.)
– Почему автор оживил посуду? (Чтобы проучить Федору, чтобы она не была больше грязнулей; так интереснее…)
– Для кого была написана эта сказка? (Для детей и взрослых)
– Для чего она была написана, как вы думаете? (Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду)
Словарная работа. Работа в группах
Цель: развивать и обогащать речь учащихся.
Учитель: - А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые вам встретились?
- Каждая группа получает конверты с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений.
Выбрать вариант ответа, соединив стрелочкой.
- Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
- Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
- Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
- Ушат - небольшая кадка с ушами.
- Прусак – рыжий таракан
- Сито – предмет домашней утвари для просеивания муки
Группа, которая раньше выполнит задание, будет зачитывать ответ, а остальные проверять и показывать какой-то сигнал, что они согласны с ответом. Так эффективнее и быстрее.
Проверка: СЛАЙД С РИСУНКАМИ
Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: без ошибок-зеленый кружочек, 1-2 ошибки- желтый, 3 и более – красный
VI. Выборочное чтение.
А сейчас представьте, что вы что-то рассыпали.
- Найдите, что в сказке сыплется. (Топоры.)
- Прочитайте теперь, передавая движение голосом.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы. (2-3 ученика)
Опыт: стучу блюдцами.
- С каким звуком стучат о друг дружку, например, блюдца? (Звонко, как колокольчики.)
- Чуковский этот звук заменил словом, найдите их?
Прочитайте, стараясь передать этот звук.
Дзынь- ля - ля! Дзынь- ля - ля!
(2-3 ученика)
А теперь покажите голосом и интонацией как убегают ножи, кастрюля, чайник.
– Оцените свое чтение. (Все удалось– и т.д.)
V. Закрепление нового материала.
-Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово».
Я начну, а вы продолжите. (можно отвечать хором)
на слайде
1. И сказала скалка:
«Мне… Федору жалко»
2. И сказала чашка:
«Ах, … она бедняжка»
3. И сказали блюдца:
«Надо бы…вернуться»
4.И сказали утюги:
«Мы… Федоре не враги»
VI. Итог урока.
– С какой сказкой К.И.Чуковского мы познакомились на уроке? («Федорино горе»)
– Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока?
- Достигли поставленных целей? (познакомились с новым произведением, научились передавать голосом интонацию, выразительно читать)
- Посмотрите на план урока, составленный вами.
- Все пункты мы выполнили?
- Посмотрите в свои оценочные листы. Поднимите руку, у кого все зеленые кружочки – поставьте 5, у кого 2 желтых кружочка – 4.
- Что получилось?
- Какие были трудности?
- Кому еще надо постараться? Над чем?
VΙ. Дом. задание.
Выразительное чтение сказки.
В тетрадь выписать слова и названия посуды, которые вам непонятны, попробовать их объяснить.
- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.
Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Урок литературного чтения по сказке Чуковского "Федорино горе"
План-конспект урока литературного чтения по сказке К.Чуковского "Федорино горе"(Школа России)....
Презентация к уроку литературного чтения по сказке Чуковского "Федорино горе"
Презентация к уроку литературного чтения по сказке К.Чуковского "Федорино горе"...
Урок литературного чтения: К. И. Чуковский «Федорино горе» .
Урок литературного чтения: К. И. Чуковский «Федорино горе» ....
Конспект урока литературного чтения К.И.Чуковский «Федорино горе» (УМК Школа России 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении, развитие речи и мышления.Планируемые результаты:Предметные: Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе»Уметь...