Урок литературного чтения: К. И. Чуковский «Федорино горе» .
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения: К. И. Чуковский «Федорино горе» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorino_gore.docx | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе» (2 урок)
Цель: продолжить знакомство детей с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе», развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность.
Задачи образовательные. Закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении.
Задачи развивающие. Развивать способность анализировать текст произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения. Стимулировать учащихся к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.
Задачи воспитательные. Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей. Содействовать воспитанию способности к самоконтролю и самооценке и овладению умением участвовать в коллективной работе.
Познавательные УУД
Ученик будет учиться:
- читать текст, понимать фактическое содержание текста;
- обобщать и классифицировать учебный материал;
- формулировать несложные выводы;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
- ориентироваться в содержании учебника.
Коммуникативные УУД
Ученик будет учиться:
- строить монологическое высказывание;
- пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками;
- принимать мнение и позицию других;
- формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации.
Регулятивные УУД
Ученик будет учиться:
- определять цели урока;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами
- осуществлять самооценку своей деятельности
Тип урока - комбинированный.
Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, работа в группе, в парах.
Ход урока
- Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
- Ребята, чтобы найти в произведении писателя или поэта что-то необычное, интересное, каким должен быть читатель?
- Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.
- Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Учитель: Сейчас внимательно послушайте отрывки из произведений, вспомните названия и найдите лишний отрывок.
Отрывки из произведений Чуковского. Седьмой отрывок из басни Крылова
1. Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче (Муха-Цокотуха)
Именинница!
2.И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай! (Айболит)
3.Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (Путаница)
4.У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон. (Телефон)
5.Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист. (Мойдодыр)
6.То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград. (Радость)
7. Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!" (Стрекоза и муравей)
Учитель: Какое стихотворение было лишним? Почему? (Ответы детей. Потому что этот отрывок из басни Крылова, а остальные Чуковского).
III. Определение темы урока.
1)Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? О каком авторе пойдет речь?
СЛАЙД – портрет Чуковского
(Учитель открывает доску. На ней написано Корней Иванович Чуковский. Портрет автора).
Запись числа в тетрадь, фамилию писателя.
Учитель: Верно, сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомство с творчеством К.И. Чуковского.
– Какие факты из биографии К.И. Чуковского вы помните?
2)Какие виды жанров встречаются в произведениях Чуковского?
3)Речевая разминка
Прочитайте загадку Чуковского жужжащим чтением?
Что это?
Вот идет пароход —
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Не морщинки не видать.
А) Девочки читают с радостью.
Б) Мальчики читают с вопросительной интонацией
Утюг – это герой какой сказки Чуковского?
Сегодня мы продолжим работать со сказкой К. И. Чуковского «Федорино горе». Запись названия.
Поставим задачи на урок. Какую работу со сказкой вы предложите? (составить план, дать оценку героям, ответить на вопросы, выразительно читать, определить идею произведения)
- Работа над сказкой.
1)Сначала проверим, какие вы внимательные читатели. Ответьте на вопросы теста (самостоятельно).
1.Как звали главную героиню сказки?
А) Мария Николаевна;
Б) Федора Егоровна;
В) Елизавета Васильевна.
2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А) корова;
Б) свинья;
В) коза.
3.Как скакали тарелки?
А) как зайцы;
Б) как белки;
В) как кенгуру.
4.Кто остался в доме у Федоры?
А) тараканы;
Б) кошки;
В) попугай.
5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А) читала стихи;
Б) пела тихую песню.
6.На чем стоял самовар в конце сказки?
А) на столе с белой скатертью;
Б) на подоконнике;
В) на белой табуреточке да на вышитой салфеточке.
Давайте проверим, как вы справились с заданием. (Ответы на слайде) Взаимопроверка. Оцените работу товарища.
Всё правильно – жёлтый шарик; 1-2 ошибки – зелёный шарик; больше двух ошибок – красный. Просигнализируйте, какие шарики поставили.
2) Урок наш продолжаем
Трудиться не кончаем
Слово в тексте будем искать,
Работу в паре выполнять.
Вставить вместо точек пропущенные слова (можно записать, а можно и устно)
За лопатою …
Вдоль по улице пошла
Но, как чёрная
… …
Побежала, поскакала кочерга.
Оттого-то мы от бабы
Убежали как от …
Чашки да ложки
Скачут …
А на нём, а на нём
Как на лошади верхом,
… сидит
И товарищам кричит.
И сказала кочерга:
«Я Федоре … »
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете …
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ….
Проверка – учитель читает, а ребята добавляют слово.
Встаньте те пары, которые не допустили ошибки.
3) Физминутка.
С героями этой сказки отдохнём.(музыкальная физминутка)
4) Деление на части и составление плана.
Эта сказка делится на 5 частей.
Назовите действующих лиц (Федора, посуда, коза, курица, коты, мебель)
Почему вся посуда пришла в движение, ожила и обратилась в бегство?
Кто ей встретился на пути? (коза, курица)
Чтение 1 части
О чём говорится? (описывается бегство посуды)
Чего испугалась коза? (посуда бежит)
Прочитайте, как она удивилась.
Как писатель изображает бегство посуды? (быстро, стремительно)
Чтобы это показать, что использует автор? (повторы)
Озаглавьте (Бегство посуды)
Чтение 2 части
О чём говорится? (Федора зовёт посуду домой, а она не хочет)
Какой вы представляете кухню, где жила посуда? (грязно, всё в паутине, много тараканов, мух).
Озаглавьте (Отказ идти домой)
Чтение 3 части
О чём рассказала посуда курице?
Озаглавьте (Причина ухода)
Чтение 4 части.
Что произошло с посудой в пути?
Что пообещала Федора?
Озаглавьте (Желание вернуться)
Чтение 5 части.
Чем закончилась сказка?
Озаглавьте (Посуда дома)
Пофантазируйте, придумайте продолжение.
5) Образ Федоры
В сказке описывается внешний вид Федоры?
Какой вы её представили? Во что одета?
Давайте охарактеризуем её.
- Какой Федора была в начале сказки?
Из группы слов выберите нужные (заботливая, неряшливая, ленивая, аккуратная, беззаботная, хозяйственная).
- Какой она стала в конце сказки?
Выберите слова.
Какая Федора вам нравится больше?
6) Выразительное чтение
Сейчас мы прочитаем отрывок из этой сказки по ролям, откройте страницу У нас будет 6 героев: Федора, корыто, кочерга, блюдца, два кота, тарелка.
-С какой интонацией нужно читать слова Федоры? (грустно, виновато)
Корыта? Кочерги? Блюдца? Котов? Тарелки? (рассерженно, сердито).
7)Работа по группам
Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами).
А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 2 минуты. Вам нужно определиться: кто командир, кто будет отвечать в группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению.
1 группа
Выберите пословицу, которая подходит к сказке Чуковского «Федорино горе». Объясните, почему.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги
Всякий дом хозяйкой хорош.
Учиться всегда пригодится.
2 группа
Выберите пословицу, которая подходит к сказке Чуковского «Федорино горе». Объясните, почему.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Слезами горю не поможешь.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
3 группа
Выберите пословицу, которая подходит к сказке Чуковского «Федорино горе». Объясните, почему.
Сердце матери лучше солнца греет.
Порядок – душа всякого дела.
Добрый человек добру и учит.
4 группа
Выберите пословицу, которая подходит к сказке Чуковского «Федорино горе». Объясните, почему.
Кто аккуратен, тот и людям приятен.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
5 группа
Выберите пословицу, которая подходит к сказке Чуковского «Федорино горе». Объясните, почему.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Видно птицу по полёту – человека по делам.
6 группа
Выберите пословицу, которая подходит к сказке Чуковского «Федорино горе». Объясните, почему.
Где труд, там и счастье.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Что общего между пословицами?
- Итог
К. И. Чуковский рассказал удивительную историю.
Что побудило его написать эту сказку? (случай из жизни)
Когда к Федоре пришла радость? (когда стала трудиться)
Труд принёс ей радость.
Как нужно относиться к своим вещам?
Кто хочет быть похожими на Федору?
А Федор у нас ещё встречается много, как среди взрослых. так и среди детей.
Чему вас сказка научила?
- Дом. задание. Отрывок из сказки наизусть, по желанию нарисовать обложку к сказке.
- Рефлексия.
-Поднимите руки, кому урок понравился?
-Оцените свою работу на уроке.
Продолжите предложения (слайд)
у з н а л
у д и в и л с я
я з а д у м а л с я
п о в т о р и л
н а у ч и л с я
з а п о м н и л
За что можете похвалить своих одноклассников?
Оценки
Карточка № 1
Вставить вместо точек пропущенные слова
За лопатою …
Вдоль по улице пошла
Но, как чёрная
… …
Побежала, поскакала кочерга.
Оттого-то мы от бабы
Убежали как от …
Чашки да ложки
Скачут …
А на нём, а на нём
Как на лошади верхом,
… сидит
И товарищам кричит.
И сказала кочерга:
«Я Федоре … »
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете …
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения 2класс. К.Чуковский "Федорино горе" Шафранская Ирина Исааковна
Заключительный урок-викторина по произведению К.И.Чуковского "Федорино горе"...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Федорино горе" "Школа России"
Открытый урок на школьном конкурсе "Учитель года - 2015"...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...
Урок литературного чтения по сказке Чуковского "Федорино горе"
План-конспект урока литературного чтения по сказке К.Чуковского "Федорино горе"(Школа России)....
Презентация к уроку литературного чтения по сказке Чуковского "Федорино горе"
Презентация к уроку литературного чтения по сказке К.Чуковского "Федорино горе"...
Конспект урока по литературному чтению,2 класс,тема "Федорино горе, К.И.Чуковский"
Разработка урока по литературному чтению,с подробными этапами урока....
Конспект урока литературного чтения К.И.Чуковский «Федорино горе» (УМК Школа России 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении, развитие речи и мышления.Планируемые результаты:Предметные: Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе»Уметь...