Проект урока К.Г. Паустовский «Стальное колечко» (литературное чтение)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Машанова Ольга Борисвна

Тема урока:

К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока К.Г. Паустовский «Стальное колечко» 

(литературное чтение)

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ школа №7 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода

Машанова Ольга Борисовна

Квалификационная категория высшая

Стаж работы учителем начальных классов 28 лет

Контакты 89051922707, myxak@mail.ru

Нижний Новгород

2016

1.Общие сведения о проекте:

3 класс

Тема урока:

К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом Константина Григорьевича Паустовского.

Регулятивные: целепологание, планирование.

Личностные: учебная мотивация

2. Подготовка к восприятию.

Что вы уже знаете о Константине Григорьевиче Паустовском?

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Первой классической Киевской гимназии. Много читал, писал стихи.

Ещё в последнем классе гимназии был напечатан его первый рассказ. После этого он решил стать писателем.  Паустовский был вожатым на московском трамвае, работал в санитарном поезде,  он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга..

 Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Дмитриевич Паустовский известен многим читателям.

 В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

Что вы уже читали из творчества К.Г. Паустовского?

Посмотрите, какое произведение мы с вами будем сегодня читать?

Как вы думаете, о чём этот рассказ?

Константин Григорьевич Паустовский писал рассказы и стихи.

«Заячьи лапы», «Кот – ворюга», «Корзина с еловыми шишками».

«Стальное колечко».

О колечке, которое творило волшебство.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

- речевая деятельность.

Регулятивные:

- прогнозирование

3. Решение учебной задачи:

- первичное восприятие текста;

- проверка восприятия;

- анализ текста (поиск).

Я начну читать, а вы следите глазами, потом я попрошу, кого – нибудь  продолжить.

(В перерывах между чтением отрывков поясняются незнакомые слова).

Суровая (погода) - холодная, неблагоприятная для жизни

Тесовые крыши -  сделанные из тонких досок.

Тёс – тонкие доски.

Талая вода – это растаявшая вода после заморозки.

Махорка – вид травянистых растений, табак 

Затянуться – закурить.

Ситцевый (мешочек)  - из лёгкой хлопчатобумажной ткани.

Лязг – производимый ударом металлом о металл или  камень.

Шесток - площадка перед устьем русской печи.

Скорый  (поезд) - совершающий быстрое движение в короткий промежуток времени.

Большая охота - сильное желание

Добрая (горсть) – большая

Шинель – форменное солдатское или офицерское пальто со складкой на спине и хлястиком.

Белый свет - посмотреть мир

Завалинка - закрепленная с боков невысокая земляная насыпь, примыкающая снаружи к стенам избы.

Колун – топор

Лещина - Лесной кустарник, дающий орехи со съедобным ядром, орешник. 

Стреха – нижний, свисающий край крыши, избы, деревянного дома.

Сапёр – военнослужащий который обезвреживает мины.

Боец - участник боя, сражения; воин, солдат.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Чем понравилось?

- Кто главный герой произведения?

- Почему именно Варюша, а не Варя или Варенька?

- Как вы думаете, сколько ей лет?

- Посмотрите на доску, выберете те качества, которыми обладает Варенька.

(На доске таблички со словами, обозначающие качества человека)

- Почему люди носят кольца?

 На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.

- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами.

- Причитаем по ролям, кто нам нужен?

-  Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?

-Почему солдат подарил девочке колечко?

-Называем палец и соответствующее чудо.

- Про какой палец забыл сказать боец?

 - Как отнесся дед Кузьма к горю Вари? Найдите в тексте.

- Почему дед Кузьма так равнодушно отнесся к горю Вари?

- Кого дед Кузьма посоветовал взять в помощники?

Найдите описание воробья в книге.

- Смог ли он помочь Варе?

-Как вы думаете, колечко ли вылечило деда?

- Нашла ли Варюша колечко? Как это было? Найдите в тексте.

Возьмите конверты, которые у вас на столах и достаньте от туда таблички, поставьте их в нужном порядке, что бы получился план рассказа.

Кто желает выполнить задание на доске?

Проверяем.

Варюша.

Ласковое звучание имени.

6 – 7

Обычные кольца для красоты, а обручальные в знак брака.

На платформе сидели два бойца…

Автор, Варюша, боец.

За доброту, за бескорыстие, за душевную щедрость

Средний – здоровье.

Безымянный - большущая радость.

Указательный - увидишь весь мир.

Мизинец

Дед Кузьма обрадовался махорке …

Он не знал, для чего предназначалось колечко?

Воробья Сидора

Старый воробей Сидор…

Нет. Но Сидор скосил глаза…

Дедушка поправился оттого, что Варюша всю зиму заботилась о нём, выхаживала его.

Варюша нашла в лесу старую…

План.

- Варюша отправилась в путь.

- Встреча с бойцом.

- Потеря стального колечка.

- Неудачные поиски колечка.

- Стальное колечко найдено.

- Большая радость.

Познавательные:

- смысловое чтение

- анализ объектов

- поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:

- учёт разных мнений обосновать собственное

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли.

Логические:

- построение логической цепи рассуждения.

4. Вторичный синтез (обобщение).

Так какое произведение перед нами? Рассказ или сказка? Объясните, посоветуйтесь друг с другом.

Какая героиня ещё есть в рассказе?

Найдите в тексте, прочитайте.

Паустовский умел увидеть в обыкновенном необычное, его произведения всегда событийны, и любое происшествие кажется необычным, выходящим из привычного ряда вещей. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Сказки Паустовского отличает какое-то особое изящество, они написаны простым и емким языком.

Сейчас  поиграем в игру на внимательность, я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на листочке Да или Нет.

1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.

2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.

3. На платформе девочка встретила двух бойцов.

4. Боец попросил подарить ему махорки.

5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки.

6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.  

Проверка теста. Результат.

Где в рассказе главная мысль? Найдите в тексте.

В том, что нужно успевать делать добро.

Ведь если бы Варенька не ухаживала за дедом, то выздоровел бы он?

Это рассказ – сказка.

Весна.

1. Нет

2. Нет

3. Да

4. Нет

5. Да

6.Нет (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)

Нет

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации.

Логические:

- построение логической цепи рассуждения.

Личностные:

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

5. Итог.

«Стальное колечко» - это рассказ-сказка о чудесном колечке, которое помогло главной героине Варюше понять простую и мудрую истину: «… что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!.. »

Кто верит в чудеса, наденьте на указательный палец красное колечко, а кто не верит, синее.

 Волшебство реальное – оно в красоте природы. Оно помогло Варюше увидеть чудеса. Была надежда и желание. Доброта девочки и её чуткость Волшебство каждому доступно. Но надо это развивать в себе. Так Паустовский подарил нам всем чудо. И не надо завидовать сказочным героям. Надо верить в чудеса.

 На этом наш урок закончен.

Домашнее задание: ещё раз прочитать текст, сделать к нему иллюстрацию.

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

- самооценка;

- осознанность учения;

- адекватное реагирование на трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....

Технологическая карта урока литературномого чтения 3 класс, произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко». УМК "Начальная школа XXI века".

1. Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»( 1 урок).2.Литературное чтение.3. 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»4.Использованная литература:1) Литературное чтение: 3 класс: учебник ...

Проект урока по теме: «Буква е. Упражнения в чтении. Звуки буквы е.»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТАПроект урока по теме: «Буква е. Упражнения в чтении. Звуки буквы е.»...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко» ________________________________________

Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренни...

Урок литературного чтения в 3 классе К. Паустовский "Стальное колечко"

Урок литературного чтения в 3 классе К.Г. Паустовский "Стальное колечко". Второй урок по плану. Работаем над содержанием произведения, над средствами художественной выразительности,  де...

Конспект урока литературного чтения Тема: «А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»)» «К. Паустовский «Стальное колечко» 3 класс, УМК "Гармония"

Цели деятельности учителя: ·      Формирование читательской компетентности обучающихся;·      Формирование умения анализировать и вырази...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Стальное колечко” (1 урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко» и определен...