Урок литературного чтения в 3 классе К. Паустовский "Стальное колечко"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фомина Ирина Владимировна

Урок литературного чтения в 3 классе К.Г. Паустовский "Стальное колечко". Второй урок по плану. Работаем над содержанием произведения, над средствами художественной выразительности,  делим его на части, озаглавливаем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения

Тема: К.Г.Паустовский  «Стальное колечко»

Учитель: Фомина И.В., 3 «Б» класс

Цели урока:

- формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.

Формирование УУД:

Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание  им.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.

Методы обучения:

  • создание проблемной ситуации;
  • поисковый;
  • словесный.

Средства обучения:

  • учебник
  • мультимедиа проектор
  • наглядные пособия

Формы организации учебной деятельности:

  1. Фронтальная.
  2. Индивидуальная.
  3. Групповая.

Оборудование для урока: учебник Л. Ефросининой «Литературное чтение» для 3 класса, текст произведения, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Массаж 1. Точка на лбу  между бровями

2. парные точки по краям крыльев носа.

3. парные точки в височных ямках.

  1. Организационный момент. ( Эмоциональный настрой на работу).

Ребята, сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости. Давайте –поздороваемся с ними.  Я рада, что у вас хорошее настроение  и, думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам.

  1. Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах, поэтому прошу вас выбрать командиров. А командиров попрошу вспомнить с ребятами правила коллективной работы. У вас на столах лежат памятки-помощницы.

Начинаем наш урок с литературного диктанта.

  • 1 группа Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

2 группа –кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения, после которого сюжет произведения движется к завершению.

3 группа – олицетворение -наделение животных, предметов или явлений признаками и свойствами живого существа или человеческими качествами..

1 группа – Паустовский -писатель, перу которого принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать. Своё первое произведение он написал в последнем классе гимназии.каждая его поездка – это книга.  Он сменил много профессий,  был вожатым и кондуктором московского трамвая,санитаром в армии во время Первой мировой войны, преподавателем русской литературы, военным журналистом во время 2 мировой войны.

2 группа –вступление -начало любого произведения.

3 группа –сравнение –слово или выражение, указывающее на сходство предметов или явлений природы.

1 группа –кольцо - В давние времена этот предмет был не просто украшением. Он представлялся людям источником особой силы, служил талисманом. Он  мог рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

2 группа –заключение -конец произведения.

3 группа –эпитет – образное художественное определение предмета или явления.

Прочитайте слова и определите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.слайд

Эпиграфом нашего урока я сегодня выбрала слова “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Древнегреческий ученый Платон.

  1. Работа над темой урока

Дома вы делили текст на смысловые части и озаглавливали их. Даю вам несколько минут для корректировки ваших планов.

Сравниваем количество частей и названий. Находим несоответствие. Что делать?

-Будем корректировать сообща или воспользуемся эталоном? Что быстрее?

Открываю перепутанный план.

Давайте выстроим сюжетную линию.

Игра «Ты мне, я тебе»

1 группа составляет три вопроса к 1-3 частям

 -Найдите эпизод, в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда? (любознательная)

-Найдите эпизод, в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? (она добрая, щедрая, отзывчивая)

-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая).

Физминутка  «мозговая гимнастика»    

 Качания головой. (стимулирует мыслительные процессы) Расслабьте плечи, дышите глубоко, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

«ленивые восьмерки»( активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

«шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь)   «наденьте шапку» т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

2 группа составляет три вопроса к 4-6 частям

Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?

Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?

-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится, что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была? (сообразительная)

- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?

Как наступает  Весна?

3 группа составляет три вопроса к7-10 частям

Как Варюше удалось найти стальное колечко,»

На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его? Почему?

-Обдумывала ли она этот поступок?

-Как это характеризует Варюшу?

-Что она увидела, когда прибежала домой?

-Как вы думаете, почему выздоровел дед Кузьма?

- Для себя Варюша, что выбрала: большую радость или повидать свет?

- От чего она испытала большую радость?

- А почему она не захотела повидать белый свет?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему, о любви к окружающему миру - к природе).

Какие средства художественной выразительности использует автор в своем произведении? Найдите в тексте

1 группа олицетворение

С кем сравнивает весну автор?

2 группа –сравнение

Зачитайте о том, как её называет боец. ("Цветок - лепесток в валенках", "Анютины глазки с косичками")

- Что за художественный приём использован в этих прозвищах? (Это сравнение.Метафора)

Можно ли по этим словам определить, как автор относится к Варюше?

(Да, он с любовью и нежностью относится к героине)

3 группа- эпитеты

Предлагаю 1 группе составить синквейн для слова «колечко»

2 группа –характеристика Варюши

3 группа –обложка книги.

IV. Итог урока.

– подведем итог.

– Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова ученого Платона?

Почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа?

Для чего вообще мы сегодня работали на уроке?

Кто уже догадался, какое д/з будет у вас?

Рефлексия:

Я предлагаю вам сейчас сделать такое колечко волшебное, но пока не надевать его. Командиров групп прошу оценить работу вашей группы.

 Изготовление кольца из фольги.

Пока изготавливаете кольцо, прошу командиров  оценить работу своей группы.

Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке: шевелить мозгами –средний палец,  краем уха –безымянный палец, хлопать ушами –указательный палец. (Значение фразеологизмов)

– Ребята, любите своих близких и родных. И помните всегда о своей малой родине. Знайте, в нашей жизни всегда есть место чуду, только нужно уметь замечать чудеса, которые происходят вокруг нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....

Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко» ________________________________________

Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренни...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Стальное колечко». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство с произведением К. Паустовского «Стальное колечко» и определение жанровойпринадлежности текста.Планируемые результатыПредметные: знать, как характериз...

Конспект к уроку литературное чтение 3 класс К. Паустовский "Растрепанный воробей"

Здравствуйте! Размещаю конспект урока по литературному чтению 3 класс К. Паустовский "Растепанный воробей....