Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Орг. момент | Звучит песня «День Победы» -песня композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова. -Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке чтения. Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение! |
Приветствуют. Садятся за парты. | Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.
|
2.Мотивация к учебной деятельности (речевая разминка) | (На интерактивной доске) Что за праздник? Н. Иванова В небе праздничный салют, Фейерверки там и тут. Поздравляет вся страна Славных ветеранов.
А цветущая весна Дарит им тюльпаны, Дарит белую сирень. Что за славный майский день? -Перед вами текст. Прочитайте про себя. Прочитайте хором вслух, сначала по слогам, потом целыми словами. Прочитайте выразительно.
-К какому литературному жанру он относится?
-О каком дне говорится в стихотворении? А в песне, которая играла в начале урока? - О какой Победе идёт речь?
|
Читают.
-Это стихотворение, потому что есть рифма.
-О Дне Победы.
-О Победе Советского Союза над фашистами во время ВОВ. | Личностные УУД: формируется гражданская идентичность; этических чувств.
Познавательные УУД: различать литературные жанры. |
3. Актуализация знаний | -Кто знает, сколько лет прошло со Дня Великой Победы? -В каком году началась ВОВ? В каком закончилась? -Как вы думаете, какая тема будет отслеживаться на протяжении всего урока? | -75лет.
-1941-1945г.г.
-Тема о ВОВ, о Великой Победе.
| Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии задачи. |
4.Постановка цели и задач | -А что вы знаете об этой войне? («Корзина идей» приложение 1) Все названия знакомы для учащихся, они связаны с военным прошлым нашего города.
-Какие названия на карточках остались для вас неизвестными? -Какую цель можно поставить сегодня на уроке? | Учащиеся складывают карточки с названиями в корзину. Комментируют.
-Константин Симонов, поэма «Сын артиллериста». -Узнать кто такой К.Симонов, какое отношение он имеет к событиям ВОВ. Познакомиться с новым литературным произведением. | Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено). |
5.Изучение нового материала | -Откройте учебник на с.214 -Прочитайте полностью фамилию, имя, отчества, годы жизни. Запишите в тетрадь. (Просмотр видео о биографии писателя) -Давайте вернёмся к нашей цели. -Какую её часть мы можем считать выполненной? Обобщите полным ответом.
-Чтобы раскрыть цель до конца, вам необходимо поработать в парах. Для каждой пары подготовлен свой кроссворд. Выполните его. -Какое слово получилось по горизонтали? -Кто знает что такое «Поэма»? -Где мы можем посмотреть значение слова? (одному ученику выдаётся толковый словарь школьника, находит, читает)
-Откройте с 215 учебника, прочитайте название произведения. -Кто такие «артиллеристы»? (можно дать подсказку ответа в кроссворде, который дети выполняли ранее) -Посмотрите видео с полным содержанием поэмы. (просмотр видео). | Открывают.
Читают, записывают.
Смотрят видео.
Читают цель урока. - К.Симонов – писатель, все произведения его основаны на реальных событиях. Сам был на фронте, получил награды. Всю жизнь и после окончания войны К.Симонов помнил войну и писал о ней, о тех тяготах, которые она принесла людям.
В парах разгадывают кроссворд (приложение 2)
-Поэма.
-В толковом словаре.
-Поэма-крупное или среднее по объёму стихотворное произведение лиро-эпического (личные переживания, связанные с пережитыми событиями) характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. -«Сын артиллериста»
-Артиллерист – это военный, который относится к артиллерии.
| Познавательные УУД: решение проблемы способом творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД: планирование необходимых действий в сотрудничестве с одноклассниками; работать с книгой.
Познавательные УУД: слушать и извлекать нужную информацию. |
6.Обсуждение и решение проблем | -Какие чувства испытали во время просмотра? -Какой эпизод больше всего запомнился? -Какие слова постоянно повторял майор Деев Лёньке? Объясните их.
-Давайте еще раз перечитаем отрывки поэмы по учебнику. -Какова тема этого стихотворения? Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".
| -Восхищения, гордости, переживания. (Обучающиеся перечисляют понравившиеся эпизоды) -Учись, брат, барьеры брать! Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла! Это значит что впереди у мальчика ещё много трудностей и препятствий, которые нужно уметь преодолевать в жизни. (Обучающиеся читают по цепочке) -Война. (шёл в скалах тяжёлый бой, вести огонь батарей, с ревом первые залпы ударили по горам, скорее давайте огня и др.) | Личностные УУД: определять основные ценности взаимоотношений между родными людьми (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка); Коммуникативные УУД: будет развиваться умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Познавательные УУД: смысловое чтение. |
7.Физминутка | 1.упражнения для улучшения кровообращения головного мозга.
2.упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
(все упражнения можно выполнять под музыку)
| 1.Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
| Личностные УУД: стремление и готовность поддерживать состояние своего здоровья. Регулятивные УУД: следование инструкции. |
8.Решение учебной задачи | -Разделите текст на смысловые части. Сформулируйте основную мысль каждой части с помощью вопроса.
-Попробуйте пересказать содержание стихотворения К.М.Симонова от лица Лёньки с опорой на вопросный план. | Примерный план. 1.Что общего было у друзей, что их сроднило? 2.Кто воспитывал Лёньку? 3.Чему учил Лёньку майор? 4.Что случилось с отцом Лёньки? 5.Кого Деев послал на самое опасное задание? Почему? 6.Остался ли Лёнька живой? 7.Какие слова сказал Лёнька майору? (Желающие пробуют составить пересказ по предложенному вопросному плану с помощью учителя) | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
9.Контроль знаний, обратная связь | -Заполните таблицу. Карточку прикрепите в тетрадь. Отзыв Название произведения. Литературный жанр. | Поэма «Сын артиллериста» | Автор | Константин Михайлович Симонов | Главные герои | Майор Деев, Лёнька | Место | На Севере, в полярной глуши | Основная мысль | Автор рассказывает о ВОВ, чтобы люди всей Земли помнили какой была эта война, о мере подвига нашего народа и какой ценой нам досталась Великая Победа. |
-Сравните с образцом. | Заполняют самостоятельно, потом сравнивают с образцом на доске. | Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. |
10. Самооценка | -Оцените свою работу на этом уроке (приём «Светофор») ![]()
«Я всё понял, могу идти дальше!»
![]()
«Внимание!» (учащиеся показывают его, если сомневаются, не могут сказать, всё ли хорошо они поняли) ![]()
«Стоп!» (материал не понят, идти дальше нельзя)
(учётом самооценки дифференцируется домашнее задание)
| Выбирают сигнал, рисуют напротив таблички на полях. | Регулятивные УУД: оценивать свои действия на уроке. Познавательные УУД: использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. |
10.Итог урока | -Какая была цель урока? Достигли мы её? -Скажите сколько лет прошло со времени окончания Великой Отечественной Войны? -Почему К.Симонов, обращаясь к народам всей Земли, просит помнить уроки войны? | -Да
- 75лет
-Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить героев, чтобы учиться у них любить родную землю. | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
11.Рефлексия | Составление синквейна тема «Лёнька». (Учитель выдаёт опорные карточки) Карточка первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное; вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме. |
|
-Лёнька. Молодой, смелый. Вырос, воевал, не умер. Вызвал огонь на себя. Герой. | Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Личностные УУД: формирование эмпатии к главному герою поэмы, к героям войны.
|
12.Домашнее задание | По группам 1.Подготовить безошибочное чтение поэмы с215-222, прочитать статью в учебнике о жизни и творчестве К.М.Симонова с214-215 2.Прочитать по ролям с 218-222, подготовить устный ответ на вопрос 7 с223 3.Выучить отрывок поэмы наизусть с215-216 | Делают по группам | Коммуникативные УУД: контролировать и оценивать свои действия по результату и по способу действия; способность ставить новые цели и учебные задачи. Познавательные УУД: положительный мотив к выполнению домашнего задания. |