Конструкт урока по литературе для специальных коррекционных классовVIIIвида
план-конспект урока по чтению

Летанина Марина Николаевна

Конструкт урока

по чтению и развитию речи для специальных  коррекционных классовVIIIвида. Тема : К.М.Симонов «Сын артиллериста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.m.simonov.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

            Конструкт урока

по литературе для специальных  коррекционных классовVIIIвида

составитель Летанина Марина Николаевна, учитель.

Класс: 7

Предмет: Чтение и развитие речи.

Учебник: Чтение. Учебник для 7класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель А.К.Аксёнова.

Тема:  К.М.Симонов «Сын артиллериста».

Тип урока: открытие новых знаний.

Триединая цель:

Воспитательная: воспитание патриотизма, приобщение к истории родной страны – России, её достопримечательностям; пробуждать чувство гордости к своей стране. Показать обучающимся на жизненном примере героический подвиг. Развивать самостоятельность в процессе творческой деятельности.

Развивающая: развивать регулятивные УУД (саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; целеполагание, как постановка учебной задачи; контроль результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и слушать других);

познавательные УУД (структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

Образовательная: формировать патриотизм и гражданскую солидарность посредством биографии и творчества К.М.Симонова.

Планируемый результат:

Личностный: проявляют уважительное отношение к героям ВОВ; осознают себя  гражданином России; будет формироваться чувство гордости за свою Родину.

Предметный: будут  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев.

План

1.Орг. момент

2.Мотивация к учебной деятельности (речевая разминка)

3. Актуализация знаний

4. Постановка цели и задач

5.Изучение нового материала

6.Обсуждение и решение проблем

7.Физминутка

8.Решение учебной задачи

9.Контроль знаний, обратная связь

10.Итог урока

11.Рефлексия

12.Домашнее задание

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Орг. момент

Звучит песня «День Победы» -песня композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова.

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке чтения.

Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

Приветствуют. Садятся за парты.

Регулятивные УУД:  обучающиеся осуществляют самоконтроль.

2.Мотивация к учебной деятельности (речевая разминка)

(На интерактивной доске)

Что за праздник?

Н. Иванова

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день?

-Перед вами текст. Прочитайте про себя. Прочитайте хором вслух, сначала по слогам, потом целыми словами. Прочитайте выразительно.

-К какому литературному жанру он относится?

-О каком дне говорится в стихотворении? А в песне, которая играла в начале урока?

- О какой Победе идёт речь?

Читают.

-Это стихотворение, потому что есть рифма.

-О Дне Победы.

-О Победе  Советского Союза над фашистами во время ВОВ.

Личностные УУД: формируется гражданская идентичность; этических чувств.

Познавательные УУД: различать литературные жанры.

3. Актуализация знаний

-Кто знает, сколько лет прошло со Дня Великой Победы?

-В каком году началась ВОВ? В каком закончилась?

-Как вы думаете, какая тема будет отслеживаться на протяжении всего урока?

-75лет.

-1941-1945г.г.

-Тема о ВОВ, о Великой Победе.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли в соответствии задачи.

4.Постановка цели и задач

-А что вы знаете об этой войне? («Корзина идей» приложение 1)

Все названия знакомы для учащихся, они связаны с военным прошлым нашего города.

-Какие названия на карточках остались для вас неизвестными?

-Какую цель можно поставить сегодня на уроке?

Учащиеся складывают карточки с названиями в корзину. Комментируют.

-Константин Симонов, поэма «Сын артиллериста».

-Узнать кто такой К.Симонов, какое отношение он имеет к событиям  ВОВ. Познакомиться с новым литературным произведением.

Регулятивные УУД:

целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено).

5.Изучение нового материала

-Откройте учебник на с.214

-Прочитайте полностью фамилию, имя, отчества, годы жизни. Запишите в тетрадь.

(Просмотр видео о биографии писателя)

-Давайте вернёмся к нашей цели.

-Какую её часть мы можем считать выполненной? Обобщите полным ответом.

-Чтобы раскрыть цель до конца, вам необходимо поработать в парах. Для каждой пары подготовлен свой кроссворд. Выполните его.

-Какое слово получилось по горизонтали?

-Кто знает что такое «Поэма»?

-Где мы можем посмотреть значение слова?

(одному ученику выдаётся толковый словарь школьника, находит, читает)

-Откройте с 215 учебника, прочитайте название произведения.

-Кто такие «артиллеристы»? (можно дать подсказку ответа в кроссворде, который дети выполняли ранее)

-Посмотрите видео с полным содержанием поэмы.

(просмотр видео).

Открывают.

Читают, записывают.

Смотрят видео.

Читают цель урока.

- К.Симонов – писатель, все произведения его основаны на реальных событиях. Сам был на фронте, получил награды. Всю жизнь и после окончания войны К.Симонов помнил войну и писал о ней, о тех тяготах, которые она принесла людям.

В парах разгадывают кроссворд (приложение 2)

-Поэма.

-В толковом словаре.

-Поэма-крупное или среднее по объёму стихотворное произведение лиро-эпического (личные переживания, связанные с пережитыми событиями) характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму.

-«Сын артиллериста»

-Артиллерист – это военный, который относится к артиллерии.

Познавательные УУД:

решение проблемы способом творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД: планирование необходимых действий в сотрудничестве с одноклассниками; работать с книгой.

Познавательные УУД: слушать и извлекать нужную информацию.

6.Обсуждение и решение проблем

-Какие чувства испытали во время просмотра?

-Какой эпизод больше всего запомнился?

-Какие слова постоянно повторял майор Деев Лёньке? Объясните их.

-Давайте еще раз перечитаем отрывки поэмы по учебнику.

-Какова тема этого стихотворения?

Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".

-Восхищения, гордости, переживания.

(Обучающиеся перечисляют понравившиеся эпизоды)

-Учись, брат, барьеры брать!

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!

Это значит что впереди у мальчика ещё много трудностей и препятствий, которые нужно уметь преодолевать в жизни.

(Обучающиеся читают по цепочке)

-Война.

(шёл в скалах тяжёлый бой, вести огонь батарей, с ревом первые залпы ударили по горам, скорее давайте огня и др.)

Личностные УУД: определять основные ценности взаимоотношений между родными людьми (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

Коммуникативные УУД:

будет развиваться умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные УУД: смысловое чтение.

7.Физминутка

1.упражнения для улучшения кровообращения головного мозга.

2.упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

(все упражнения можно выполнять под музыку)

1.Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Личностные УУД:

стремление и готовность поддерживать состояние своего здоровья.

Регулятивные УУД: следование инструкции.

8.Решение учебной задачи

-Разделите текст на смысловые части. Сформулируйте основную мысль каждой части с помощью вопроса.

-Попробуйте пересказать содержание стихотворения К.М.Симонова от лица Лёньки с опорой на вопросный план.

Примерный план.

1.Что общего было у друзей, что их сроднило?

2.Кто воспитывал Лёньку?

3.Чему учил Лёньку майор?

4.Что случилось с отцом Лёньки?

5.Кого Деев послал на самое опасное задание? Почему?

6.Остался ли Лёнька живой?

7.Какие слова сказал Лёнька майору?

(Желающие пробуют составить пересказ по предложенному вопросному плану с помощью учителя)

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

9.Контроль знаний, обратная связь

-Заполните таблицу. Карточку прикрепите в тетрадь.

Отзыв

Название произведения.

Литературный жанр.

Поэма

«Сын артиллериста»

Автор

Константин Михайлович Симонов

Главные герои

Майор Деев, Лёнька

Место

На Севере, в полярной глуши

Основная мысль

Автор рассказывает о ВОВ, чтобы люди всей Земли помнили какой была эта война, о мере подвига нашего народа и какой ценой нам досталась Великая Победа.

-Сравните с образцом.

Заполняют самостоятельно, потом сравнивают с образцом на доске.

Регулятивные УУД: контролировать процесс  и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

10. Самооценка

-Оцените свою работу на этом уроке (приём «Светофор»)

«Я всё понял, могу идти дальше!»

«Внимание!» (учащиеся показывают его, если сомневаются, не могут сказать, всё ли хорошо они поняли)

«Стоп!» (материал не понят, идти дальше нельзя)

(учётом самооценки дифференцируется домашнее задание)

Выбирают сигнал, рисуют напротив таблички на полях.

Регулятивные УУД: оценивать свои действия на уроке.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

10.Итог урока

-Какая была цель урока? Достигли мы её?

-Скажите сколько лет прошло со времени окончания Великой Отечественной Войны?

-Почему К.Симонов, обращаясь к народам всей Земли, просит помнить уроки войны?

-Да

- 75лет

-Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить героев, чтобы учиться у них любить родную землю.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

11.Рефлексия

Составление синквейна тема «Лёнька».

(Учитель выдаёт опорные карточки)

Карточка

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное;

вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

-Лёнька.

Молодой, смелый.

Вырос, воевал, не умер.

Вызвал огонь на себя.

Герой.

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Личностные УУД: формирование эмпатии к главному герою поэмы, к героям войны.

12.Домашнее задание

По группам

1.Подготовить безошибочное чтение поэмы с215-222, прочитать статью в учебнике о жизни и творчестве К.М.Симонова с214-215

2.Прочитать по ролям с 218-222, подготовить устный ответ на вопрос 7 с223

3.Выучить отрывок поэмы наизусть с215-216

Делают по группам

Коммуникативные УУД: контролировать и оценивать свои действия по результату и по способу действия; способность ставить новые цели и учебные задачи.

Познавательные УУД: положительный мотив к выполнению домашнего  задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока математики в 1 классе по теме "Измерение отрезков"

Данный урок составлен с учетом требований ФГОС....

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Конструкт урока с использованием ЭОР. Русский язык 3 класс тема "Предложение"

Цель  урока:  систематизировать знания об особенностях предложений, разных  по цели высказывания.УУДПознавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение р...

Конструкт урока математики в 1 классе

Конструкт урока математики в 1 классе по образовательной системе "Школа России". Тема урока "Сложение и вычитание в пределах 10". Тип урока: закрепление полученных знаний....