Урок литературного чтения в 3 классе. Сергей Есенин "Черёмуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Разработка урока литературного чтения предназначена учителю начальных классов. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО, хорошо прописана методика ознакомления с поэтическим произведением, есть справочный материал и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_sergey_esenin_cheryomuha_3_klass_shkola_rossii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс
Тема: Сергей Есенин «Черемуха» …
3 класс. Литературное чтение. Л.Ф. Климанова УМК «Школа России»
Цель: создание условий для эмоционального восприятия поэтического произведения, понимания созданного автором художественного образа черемухи.
Задачи:
- выяснить, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение в поэтическом произведении;
- провести исследование поэтического произведения;
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- логические: анализ поэтического произведения, поиск средств художественной выразительности эпитетов, метафоры, олицетворения, сравнения;
- сопоставление близких явлений и особенностей их изображения в искусстве и в литературе;
Коммуникативные УУД:
- умение высказывать личные впечатления, переживания, связанные с первичным восприятием поэтического произведения;
- умение использовать в речи новые слова и выражения;
- умение взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
- умение отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения автора;
Регулятивные УУД:
- умение принимать учебную задачу, планировать ход её решения;
- умение выполнять самоконтроль и самопроверку
Предметные результаты:
- умение видеть в поэтическом произведении художественные средства, с помощью которых автор передает настроение и чувства;
- умение находить средства художественной выразительности эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;
- интонационная выразительность речи при чтении стихотворения;
- освоение способов выразительного чтения: соблюдение пауз, логического ударения, тембра и темпа речи;
Личные результаты:
- умение восхищаться картинами природы, находить необычное в повседневной жизни;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к поэтическому произведению;
Ход урока:
- Организационный момент.
-Эмоциональный настрой
- Актуализация знаний:
У: Какой раздел мы изучаем?
Д: «Поэтическая тетрадь»
У: Какие собраны произведения в этом разделе?
Д: Стихотворения
У: В чем особенность этого жанра?
Д: Наличие рифмы.
У: Запомните эту важную особенность поэтического произведения. Это нам пригодится на уроке.
- Проверка домашнего задания
У: Какое произведение читали на прошлом уроке?
Д: Рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина»
У: Какова тема этого произведения?
Д: Темы: Родина, любовь к матери, к природе.
У: Напомните, каким было домашнее задание.
Д: Творческое задание к произведению Михаила Михайловича Пришвина «Моя Родина» - составить рассказ о своем наблюдении в природе.
(Ученики читают свои рассказы)
- Ознакомление с темой урока, целеполагание
У: Тема Родины, природы звучит в произведениях многих поэтов. Какое произведение будем сегодня читать?
Д: Сергей Александрович Есенин «Черемуха»
У: Какова цель нашего урока?
Д: Познакомиться с произведением С. Есенина
У: Какие учебные задачи помогут нам достичь цели урока?
Д: - узнать о творчестве поэта;
- исследовать стихотворение, найти средства художественной выразительности;
- постараться понять замысел автора, почувствовать замысел автора;
- О творчестве Сергея Есенина.
У: Кто может показать портрет Сергея Есенина? Знаете ли вы что-либо о его творчестве?
Д: Сообщают, если что-то известно.
(Видеофильм о творчестве поэта для младших школьников)
У: Задайте вопросы друг другу по представленной информации.
Физкультминутка по СанПиН
- Обращение к опыту детей.
У: Приходилось ли вам видеть, как цветет весной черемуха?
Д: Высказывания детей.
У: Черемуха-необычное дерево, весной, во время цветения, словно белым облаком окутана. Много песен сложено о ней, которые вызывают особенные чувства. Предлагаю вам видеозарисовку, которая поможет почувствовать красоту русской природы.
(Видеоролик песни «Под окном черемуха колышется» в исполнении уральского народного хора, первый куплет)
- Работа с поэтическим произведением.
У: Послушайте стихотворение Сергея Есенина в исполнении артиста.
Слушание стихотворения в записи (Электронное приложение к учебнику В.Климановой Л.Ф.)
- Беседа по первичному восприятию стихотворения. Целостное восприятие художественного образа.
У: Я заметила, что вы внимательно слушали стихотворение. Кто желает поделиться впечатлением?
Д: Высказывания детей.
2)Вторичное ознакомление с произведением. Анализ стихотворения.
- У: Давайте прочитаем это стихотворение в учебнике и попробуем понять, как автору удалось создать это веселое, праздничное настроение.
Чтение стихотворение вслух учащимися (дети читают бегло и очень выразительно)
3) Словарная работа
У: Есть ли непонятные вам слова в этом стихотворении?
Д: Объясняют новые слова с использованием толкового словаря в учебнике.
4)Организация исследования стихотворения. Поиск и наблюдение средств выразительности.
У: Для работы нам нужно составить план исследования стихотворения.
1.Автор, название
2.Жанр (Рифма, ритм)
3.Средства художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение
4.Настроение, замысел автора
5)Работа в группах
Каждая группа проводит исследование стихотворения по плану, находит и объясняет заданные средства выразительности.
6)Представление группами результатов исследования.
Эпитеты: душистая черемуха, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, маленький серебряный ручей, зелень золотистая, волной гремучею
Метафоры: роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит
Сравнения: ветки, что кудри
Олицетворения: бежит ручей, вкрадчиво поет
7)Особые приемы создания образа в поэтическом произведении
У: Как автор передает яркость цвета, запах черемухи, весеннее движение в природе, звуки?
Запах: -черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная;
Цвет: -ветки золотистые, зелень сияет в серебре, серебряный ручей, зелень золотистая, на солнышке горит;
Звуки: -бежит, струится маленький ручей, волной гремучею ветки обдает, песенки поёт;
8)Выразительное чтение стихотворения.
У: Учитывая характер произведения, настроение автора и собственные впечатления, кто попробует прочитать это стихотворение выразительно?
У:Что требуется еще для выразительного чтения?
Д: Соблюдение темпа, логического ударения, пауз.
(Дети читают стихотворение вслух индивидуально)
У: Как вы отнесетесь к прочитанному?
Д: Стихотворение прочитано красиво, чувствуется настроение автора.
У: Ребята, мы с вами были внимательными слушателями, исследователями, поэтому смогли раскрыть замысел поэта, почувствовать настроение автора, красоту поэтического слова.
- Итог урока.
У: Какую цель ставили на урок?
Д: Мы читали стихотворение Сергея Есенина «Черемуха»
У: Какие открытия мы сделали на уроке?
Д: Поэт описывает черемуху, использует эпитеты, метафоры, сравнение и мы чувствуем, как автор любуется черемухой.
- Рефлексия
У: Что в уроке вам показалось особенно интересным?
Д: Высказывания детей
У: Что на уроке вызвало у вас наиболее приятные эмоции?
Д:Высказывания детей.
У: Пришлось ли вам испытывать трудность на каком-либо этапе урока?
Д: Нет, все было легко.
У: Встаньте те ребята, кто считает, что он принял активное участие в уроке, успешно провел исследование и заслуживает отметки «5».
(Учитель соглашается или нет с мнениями детей. Если нет – аргументирует почему)
У: Спасибо всем за урок. Домашним заданием будет выразительное чтение стихотворения и творческое задание в ТПО на с.63 (С. Есенин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»
В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...
Урок литературного чтения 4 класс (II вид) Сергей Есенин стихотворение "Пороша"
Данный урок проводился в классе для детей с нарушениями слуха (слабослышащие, имплантированные). На уроке использовались прием моделорования для создания обложки книжки-малышки....
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сергей Михалков "Мой щенок"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сергей Михалков "Мой щенок"...
Презентация к уроку Литературное чтение. Анализ рассказа. Сергей Алексеев. Капитан Гастелло
Презентация к уроку Литературное чтение. Анализ рассказа Сергея Алексеева "Капитан Гастелло"...