Урок литературного чтения 4 класс (II вид) Сергей Есенин стихотворение "Пороша"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Данный урок проводился в классе для детей с нарушениями слуха (слабослышащие, имплантированные). На уроке использовались прием моделорования для создания обложки книжки-малышки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения (4 класс, II вид)
Учитель начальных классов Тютюнова Е.В.
Тема: Сергей Есенин стихотворение «Пороша»
Цель: Познакомить с новым лирическим произведением С.Есенина «Пороша», путем формирования УУД
личностных (воспитание любви к родной природе, интереса к русской поэзии);
коммуникативных (развитие произносительных навыков, связной монологической и диалогической речи воспитанников с нарушенной слуховой функцией, развитие навыков сознательного, выразительного чтения в процессе работы над лирическим произведением);
познавательных (формирование основ читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, соотносить словесный и зрительный образ природы через рассматривание картин, иллюстраций и чтение лирического текста; формирование осознанной читательской деятельности, путем создания модели обложки);
регулятивных (удерживание цели деятельности до получения ее результата; анализ эмоционального состояние, полученного от деятельности; оценка результатов своей деятельности);
Ресурсы: презентация, книжки-малышки с текстом стихотворения С. Есенина «Пороша» по количеству воспитанников, выставка книг С.Есенина, раздаточный материал (геометрические фигуры разных цветов для создания модели обложки), толковый словарь русского языка, снежинки разные по величине, детские рисунки.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность воспитанников | УУД | |||
Мотивационно-ориентировочный этап (4 минут) | |||||
(организационный момент) -Ребята, встаньте, поздоровайтесь. - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Урок литературный, А мы народ культурный. На уроке не лениться, Всем работать, отвечать, Ну, а мы сегодня будем Наши знанья пополнять. (Организация диалога между воспитанниками, работа проводится за экраном) - … , спроси у Гриши, как он слышит? - … , спроси у Владика, какое сегодня число? - … , спроси у Дани, какое сейчас время года? - … , ты любишь зиму? - Почему ты любишь зиму? - … , тебе нравится зима? Почему?
- … , спроси у меня, почему мне нравится зима?
- Я очень люблю снежную зиму. Когда всё вокруг укрыто белым пушистым покрывалом. Когда на улице «мороз и солнце». Снег блестит и переливается. Это очень красиво! (речевая зарядка) - На доске написано предложение, давайте прочитаем его все вместе. (Учитель выделяет длинным магнитом первое слово) Падают с неба снежинки. - А теперь я подчеркнутое слово выделю голосом. Послушайте. - Прочитайте вместе, выделяя голосом первое слово. (Учитель выделяет длинным магнитом второе слово) Падают с неба снежинки. - А теперь сделаем логическое ударение на словах «с неба». Послушайте. - Прочитайте вместе, выделяя голосом «с неба». Затем предложение читается с логическим ударением на третье слово. (Падают с неба снежинки.) | -Здравствуйте, доброе утро. - Гриша, как ты слышишь? - Я слышу хорошо. - Владик, какое сегодня число? - Сегодня … . - Даня, какое сейчас время года? - Сейчас зима. - Да, я люблю зиму. - Я люблю зиму, потому что зимой можно кататься на лыжах, коньках. - Мне нравится зима, потому что зимой новый год. - Елена Валерьевна, почему вам нравится зима? Сопряженное коллективное чтение: - Падают с неба снежинки. Отраженное коллективное чтение: - Падают с неба снежинки. Чтение одним воспитанником с соблюдением логического ударения. (коллективное чтение, чтение одним воспитанником с соблюдением логического ударения) | К П Р | |||
Создание эмоционального настроя (3 минуты) | |||||
(анализ детских рисунков) Выставка детских рисунков. - На уроке искусства мы с вами рисовали зимний пейзаж. - Что ты изобразил на своем рисунке? (описание картины художника) - А теперь посмотрите, как изобразил зиму курский художник. На картине мы видим зимний лес. Солнце садится. Вечер. Все деревья, кусты и дорожки покрыты снегом. Воздух чистый, прозрачный. Тихо и морозно кругом. - Вам нравится эта картина? (сообщение темы урока) - А теперь послушайте сказку. Жила-была волшебница, и звали ее Зима. Любила она все вокруг в белоснежные одежды наряжать. Взмахнула своей волшебной палочкой один раз - побелели поля и пригорки. Взмахнула еще раз - тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. - Что можно сказать о зиме, какая она в этой сказке? - Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение о зиме. - Автор стихотворения – великий русский поэт. (показ портрета) Как его зовут? | - Я нарисовал … - Снежная, морозная, заботливая, добрая, волшебная, сказочная, красивая, радостная. (карточки) - Сергей Есенин. | К П Р Л | |||
Работа над чтением и содержанием стихотворения (23 минут) | |||||
(чтение стихотворения учителем)(2 мин) - Послушайте стихотворение и подумайте, какие картины можно представить? ПОРОША (Эмоциональная пауза) (вопросы эмоционально-оценочного характера) мотивация (2 мин) - Понравилось вам стихотворение? - Какие картины вы представили? - Сейчас мы будем учиться выразительно читать это стихотворение, а тот, кто научится читать стихотворение очень хорошо, будет рассказывать его на новогоднем празднике. (работа над выразительностью, словарная работа) (7 мин) - Как называется стихотворение? - Это новое слово. Давайте посмотрим в словаре, его значение. - Прочитайте первое четверостишие, соблюдая ударение в словах, паузы. - Что значит «слышны звоны под копытом на снегу»? (Звонко стучат копыта на снегу) - Какую картину рисует автор в этом отрывке? - Прочитайте второе четверостишие и подумайте, соблюдая ударение, паузы? - Ребята, что за невидимка заколдовала лес? -Зима, которая как невидимая Снежная королева превратила лес в сказку. - Нам встретилось выражение «дремлет лес»? Дремать – это значит некрепко спать, быть в полусне. - Что может разбудить лес? - Если подует ветер, то лес сразу проснется. - Как поэт описывает сосну, с кем ее сравнивает? - Косынка у сосны из снега, пуховая, зима ее подвязала, чтобы сосна не замерзла. – Прочитайте следующее четверостишие, соблюдая ударение в словах, паузы?
- Как вы думаете, почему сосна наклонилась? - В этом отрывке встретилось слово «клюка». Это палка с изогнутым верхом, которая помогает людям при ходьбе. - Дочитайте стихотворение. Какие картины описаны в последнем четверостишии. При чтении соблюдаем паузы, ударение в словах. - Поэт пишет «валит снег»? Это значит идет сильный снег. - Есенин пишет «стелет шаль». Шаль – это большой платок. О каком платке говорится в стихотворении? (о снеге) - Все вокруг, и поля, и луга покрыты снегом. - С чем сравнивает автор дорогу? (с лентой) -Узкая полоса дороги среди белого снега напоминает ленту. - Я даю вам время. Прочитайте тихо, медленно стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению. И обратите внимание на слова, которые у вас в тексте подчеркнуты, их необходимо выделить при чтении. (дыхательная гимнастика) (2 мин) - Чтобы речь наша была правильной и красивой, давайте выполним дыхательную гимнастику. - Представьте, что снежинка упала вам на ладонь. Вы полюбовались ее красотой и решили, пусть летит дальше. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом. (выразительное чтение стихотворения воспитанниками) (2 мин) - Кто хочет прочитать стихотворение? - Молодец, ты прочитал с ударением, выделяя нужные слова. (работа с текстом стихотворения) (3 мин) - Ребята, сейчас я буду читать вам предложения, а вы найдите похожие предложения в стихотворении Есенина «Пороша»: Стоит сосна вся в белом снегу. Идет сильный снег и застилает все вокруг. Сосна нагнулась под тяжестью снега. Дорога вдалеке кажется узкой. – А сейчас послушайте звуки и подумайте, кто это? (крик ворон) - Найдите в тексте стихотворения строки о воронах. - О каких еще птицах пишет С. Есенин в стихотворении? - Прочитайте. - Посмотрите и послушайте, как дятел стучит по дереву. (видео) (словарная работа) (3 мин) - На последней странице ваших книжечек задание. В одном столбике – новые слова, которые встретились в стихотворении, а в другом – значение этих слов. Вы должны стрелочками соединить слова с правильным значением. Проверка на компьютере (физкультминутка) (2 мин) (Физкультминутку проводит «маленький учитель») Мы на улице гуляли И в снежки с тобой играли. Был мороз, нос замерз. Я потер ладошкой нос. (Чтобы было нам теплей, будем делать все быстрей.) | - Понравилось. - Я представил зимний лес, на деревьях сидят и каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный. - «Пороша». (воспитанник находит в словаре нужное слово) - Пороша – это первый, только что выпавший снег. (читает один воспитанник) Еду. Тихо. Слышны звоны - Зима. Лес. Дорога. На лошади едет человек. Тихо, только каркают вороны Заколдован невидимкой, - Зима. - Ветер. - С женщиной, которая подвязала косынку. Понагнулась, как старушка, - Со старушкой, которая нагнулась. - Очень тяжелая была косынка из снега. Скачет конь, простору много. (чтение воспитанниками стихотворения шепотом) (чтение стихотворения воспитанником) Словно белою косынкой Валит снег и стелет шаль. Понагнулась, как старушка, Бесконечная дорога - Вороны. Только серые вороны - Дятел. А под самою макушкой Физкультминутка проводится три раза, темп с каждым разом возрастает. | Р П Л К | |||
Практический этап урока (7 минут) | |||||
(книжная выставка) - Перед вами книги Сергея Есенина. В них собраны стихи о природе, о дружбе, о любви. Посмотрите, какие у них интересные обложки. А у наших книжечек обложка пустая, на ней ничего нет. Но я думаю, что это не проблема, и мы с вами сегодня составим модель нашей обложки. (моделирование обложки) - Что всегда указано на обложке? - Сегодня мы будем составлять модель обложки. - Как мы обозначаем фамилию автора? - Расположим красный прямоугольник в верхней части нашей обложки. - Как мы обозначаем заголовок? - Расположим синий прямоугольник в нижней части нашей обложки. - Посередине обложки мы указываем жанр и тему произведения. - Какого жанра наше произведение? - Какой фигурой мы обозначаем стихотворение? - Какая тема нашего стихотворения, о чем оно? - Каким цветом мы обозначаем тему природы? - Какая фигура какого цвета будет у нас посередине обложки? - Составьте модель обложки с помощью разноцветных фигур. | - Автор, заголовок. - Красный прямоугольник. - Синий прямоугольник. - Стихотворение. - Треугольник. - О природе. - Зеленым. - Зеленый треугольник. (составление модели обложки с помощью цветных фигур из бумаги на клейкой основе) | П К Р | |||
Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты) | |||||
(за экраном) - Какое стихотворение мы сегодня читали на уроке? - Кто автор стихотворения? - Ребята, вам понравилось стихотворение «Пороша»? - Ребята, оцените свою работу на уроке: у меня на столе лежат снежинки. Они разные по величине. Выберите каждый себе снежинку. Чем снежинка больше, тем лучше вы работали. - Посмотрите, в нашем классе стоит дерево. Оно голое. Давайте украсим его нашими снежинками, как зима украсила все деревья в лесу. - Изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэт Сергей Есенин "нарисовал" картины зимы стихами. - Стихотворение «Пороша» выучите наизусть, а на следующем уроке мы выберем лучшего чтеца, который будет читать стихотворение на новогоднем празднике.
| - Стихотворение «Пороша». - Сергей Есенин. - Понравилось. - Воспитанники выбирают себе снежинки. - Воспитанники украшают снежинками дерево. | Р К Л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Образы березы в стихотворениях Есенина, в живописи и музыке"
Интегрированный урок литературного чтения, музыки, ИЗО в 3 классе ( программа "Школа XXI века"). Урок универсален, может быть адаптирован для любого УМК....
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Житиё Сергия Радонежского" (урок 2) + "Куликовская битва"
Урок построен так, что обсуждая прочитанный дома текст, углубляем зания о жизни Сергие Радонежском и переходим к событиям Куликовской битвы.П. С. Если не откроется или будет плохое изображение пишите ...
Урок литературного чтения по теме " С.А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»" Учебник: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Родная речь», 4 класс
Урок литературного чтения по теме " С.А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»" Учебник: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Родная речь», 4 класс...
Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс
Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс Умк "Начальная школа 21 века"...
Коснпект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Бабушкины сказки" 3 класс
Коснпект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин Бабушкины сказки 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...
Презентацию к уроку литературного чтения на тему "Житие Сергия Ражонежского"
Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-...
Разработка урока литературного чтения по теме: С. А. Есенин «Лебёдушка»
Данный урок литературного чтения является частью раздела «Поэтическая тетрадь».Это урок усвоения новых знаний.Состоит из семи этапов:I. Организационный моментII. Постановка темы и цели уро...