Технологическая карта урока литературного чтения - Н. А. Некрасов "На Волге" (3 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Балакина Ирина Витальевна

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока Н. А. Некрасов «На Волге»

Тип урока: открытие нового знания

 

Цель урока: знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, формирование навыков чтения и работы с поэтическим текстом.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Познакомить с произведением Н. А. Некрасова “На Волге”, особенностями поэтического жанра;
  2. Учить понимать поэтический текст, образы, главную мысль, позицию автора.
  3. Учить выразительно читать поэтический текст.

Развивающие:

  1. Развивать и обогащать речь учащихся через выражение читательской позиции;
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные   навыки в процессе чтения и анализа стихотворения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувства любви к родной природе, умение видеть её красоту.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 16.04.2021

Школа: МАОУ СОШ №95

Класс: 3-1

Урок: 1

Время: 8:00  Кабинет: 316

Студент: Балакина И. В.

Группа: 32

Учитель: Богданова В. П.

Методист: Галиуллина Н. К.

Тема урока Н. А. Некрасов «На Волге»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, формирование навыков чтения и работы с поэтическим текстом.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с произведением Н. А. Некрасова “На Волге”, особенностями поэтического жанра;
  2. Учить понимать поэтический текст, образы, главную мысль, позицию автора.
  3. Учить выразительно читать поэтический текст.

Развивающие:

  1. Развивать и обогащать речь учащихся через выражение читательской позиции;
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные   навыки в процессе чтения и анализа стихотворения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувства любви к родной природе, умение видеть её красоту.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

 Словесный: слово учителя

Учитель вовлекает учащихся в деятельность.

Создает комфортную обстановку.

-Здравствуйте. Меня зовут Ирина Витальевна сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Закройте глаза, представьте что-то хорошее, что вас радует. Откройте глаза, мысленно пожелайте друг другу хорошего дня и успехов. Приступим к работе.

 

 

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

фронтальная работа, групповая работы

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

-Вы любите читать стихи? Почему?

-Поэты- классики… Кто это?

Назовите известных вам русских поэтов классиков.

Проведём разминку «Хорошо ли мы знаем русских поэтов классиков?»

(у каждой из 3-х команд на столах карточки с известными отрывками из произведений и несколько фамилий русских поэтов-классиков: А.С Пушкин.; А.А. Блок; С. А. Есенин)

Ответы учащихся

Выполняют задания в группах

Презентация, раздаточный материал.

Постановка учебной задачи
 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Наглядный: презентация

Словесный:беседа

Практический: выполнение упражнения

-Посмотрите на слайд. Вы знаете чьи это портреты? Кто изображен на левом портрете?

-Что вы можете рассказать о нем, какие произведения он написал?

-Хорошо. А кто же изображен на правом портрете? Что вы можете сказать о нем, когда он жил, чем он мог заниматься?

- Почему я выбрала портрет этого человека?

-На портере изображен Николай Алексеевич Некрасов. Откройте учебник на стр. 130 и прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

-Сформулируйте тему урока.

-Какие цели мы поставим?

-Давайте построим план, с помощью которого мы достигнем поставленных целей.

-На левом портрете изображен А. С. Пушкин.

Ответы учащихся

-Сегодня на уроке мы узнаем кто это и познакомимся с его произведениями. 

- Н. А. Некрасов « На Волге.» (детство Валежникова)

-Н. А Некрасов “На Волге”. 

-Узнать сведенья о жизни и творчестве поэта Н. А. Некрасова, отрывок его произведения “На Волге”.

-Учиться понимать поэтические произведения и выразительно читать.

План:

1.Послушаем сведения о жизни и творчестве Н. А. Некрасова и построим предположение о его стихотворении “На Волге”.

2.Прочитаем стихотворение, выясним его настроение, главную мысль.

3.Проанализируем произведение. Будем учиться читать его выразительно.

4. Подведём итоги.

подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

"Открытие" детьми нового знания
  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

 

Фронтальная работа

Наглядный: презентация

Словесный:беседа

Практический: выполнение упражнения

Слово об авторе

-Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирово, Подольской губернии, на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнёво, где и прошло детство будущего поэта.

Именно из Грешнёво Некрасов-поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию.

В Грешнёво завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину.

Невдалеке от Грешнёво протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Но однажды мальчик был потрясён открывшейся перед ним картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа измождённых бурлаков из последних сил тянула огромную баржу. Некрасов иногда приходил к бурлакам, располагавшимся привалом у реки; внимательно всматривался в их лица, прислушивался к разговорам, которые они вели между собой.

Однажды, рассказывая о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребенком на Волге, и пересказал… Прочитав «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений.»

- Итак, ребята, что интересного вы узнали о жизни Николая Некрасова?

2.Работа с произведением

- Начнем знакомство с отрывком из произведения «На Волге».

-Посмотрите на иллюстрацию, о чем может быть стихотворение? Кто будет его героем?

3. Словарная работа

-Нам встретятся трудные слова, я выписала некоторые из них, посмотрите.

Кулик - небольшая болотная птица с длинными ногами.

Челнок - выдолбленная из дерева лодка.

Круча - крутой спуск, обрыв.

Удаль - лихая смелость.

Леший - человекообразное сказочное существо.

Чёрт - в суеверии: злое рогатое существо.

Рига - большой сарай для сушки и обмолачивании снопов хлеба.

Всезрящий - всевидящий.

-Сейчас мы прослушаем произведение. Слушайте внимательно и следите за текстом, вам нужно будет ответить на вопросы.

-Скажите общее впечатление о стихотворении? Что вы чувствовали при прочтении? Совпало ли содержание стихотворения с вашими предположениями. 

Слушают рассказ учителя.


Высказывания учащихся.

Ответы учащихся.

выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Фронтальная, парная работа

Практический: выполнение упражнения

Словесный: беседа

Наглядный:презентация

-Ребята, мы должны постараться понять, для чего автор написал его произведение, о ком он писал. Что для этого мы должны сделать?

-Начнем читать по цепочке по строчке. Слушайте друг друга внимательно.

-Любит ли мальчик мир природы? Почему? Докажите строчками из стихотворения.

-С кем сравнивает себя герой? Что автор подчёркивает этим сравнением? Подтвердите свои высказывания.  

-Как вы думаете: сколько лет мальчику? Почему вы так решили?

-Какое настроение у стихотворения, как оно меняется?

-Как вы думаете, что переживает герой, как нужно прочитать эти строки?

-Перечитать произведение и проанализировать его.

- Любит: он наблюдательный, видит красоту природы. Восхищается красками природы.


-С играющим зверьком. ловкий, вольный, свободный

- 10-12 лет. Он играет, бросает камешки, прыгает с кручи.

Уметь выделять   определять в тексте подтверждающие мысли  .

Познавательная  инициатива;

Структуриро

вание знаний;

самостоятель

ное создание алгоритмов деятельности;

 

Учет разных мнений, координирова

ние в сотрудничестве разных позиций высказываний

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге Уметь выделять  в тексте подтверждающие мысли

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа

Словесный метод: беседа

Практический метод: самостоятельная работа

 -Сейчас я вам дам время на подготовку выразительного чтения.

-Теперь прочитайте друг другу стихотворение и оцените друг друга, на слайде вам представлены критерии оценивания.

(Темп, ритм, выразительность, громкость)

-Кто желает выйти к доске и всем выразительно прочитать?

Выполняют самостоятельную работу.
Проводят оценивание по критериям.

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: осмысленное чтение худож. текста К: контроль действий партнера

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная и индивидуальная работа

Словесный метод: беседа

Практический метод: выполнение заданий

-Сегодня мы знакомились с поэтическим произведением. В чем его особенности?

-Какие части мы можем выделить в этом отрывке? О чем в них рассказывается?

 

-Какие отрывки из произведение вам больше всего понравились? Прочитайте их

-Рифма, отсутствие сюжета.

 

Формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Учить рефлексии деятельности коммуникативные: Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Учить сотрудничать с учителем и одноклассниками

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

-С каким автором мы сегодня познакомились?

-Что вам больше всего запомнилось из его биографии?

-С каким произведением мы познакомились сегодня?

-Какую цель вы перед собой ставили?

- Удалось ли достичь цели?

-Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.

-Кто не смог? Почему?

-Пожалуйста, приготовьте ваш светофорчик. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите зеленый цвет. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите желтый цвет. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите красный цвет..

-Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? Д/З Выразительное чтение отрывка.

Ответы учащихся

Самооценка учащихся.

Коммуникативные: организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля


Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения Г. Сапгир "Лошарик" 1 класс

Надеюсь этот материал поможет вам в проведении урока...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1аАвтор учебника: Букварь /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева /М.: «Баласс», 2011Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.Тип урока: ...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...