Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_odoevskiy_moroz_ivanovich.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ».
СРАВНЕНИЕ НАРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
(учебник, с. 196–211; рабочая тетрадь, с. 47–49)
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; способствовать развитию читательского умения сравнивать произведения, близкие по жанру, теме; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; содействовать раскрытию нравственного смысла сказки | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского; научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков | Метапредметные: познавательные: осознают сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры; регулятивные: выбирают вместе (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно (в паре) критерии оценивания результатов; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; коммуникативные: готовят небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания; строят диалог в паре или группе, задают вопросы | Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей |
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», портрет и книги В. Одоевского, картинки с изображением Мороза Ивановича, Рукодельницы, Ленивицы, карточки со словами-прилагательными, характеризующими героев сказки (ленивая, добрый, грубая, мудрый, состариться, справедливая, трудолюбивая, руки золотые, добрая) |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | – Здравствуйте, ребята! Просыпается солнышко, оно улыбается вам. Улыбнитесь | Психологически настраиваются на урок. Показывают | Владеют навыками психоло- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
готовность к уроку. Приветствуют учителя | гической подготовки к уроку, вежливого общения | ||
II. Вступительная беседа. 1. Работа с эпиграфом. | – Прочитайте эпиграф: «Нам даром, без труда ничего не даётся, недаром исстари пословица ведётся». – О чём эти слова? – Прочитайте пословицы, записанные на доске: Хочешь есть калачи – не сиди на печи. У ленивой пряхи нет для себя рубахи. – Как вы понимаете эти пословицы? Объясните их смысл. – Эти пословицы сегодня нам помогут. | Читают эпиграф, записанный на доске. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают. | Принимают учебную задачу. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют мнения. Находят ответы на вопросы (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится). Осуществляют логические действия. |
2. Работа с портретом В. Ф. Одоевского. | – Сегодня мы будем читать произведение этого писателя. – Посмотрите на его портрет. Может быть, кто-нибудь знает его имя? – Прочитайте на доске, как его зовут. – Рассмотрите внимательно портрет. Попробуйте на основе своих впечатлений описать, каким вы себе представляете этого человека в жизни? – Вспомните, какие русские народные сказки мы читали. – Почему эти сказки называются народными? – Есть ли у них автор? | – Создает народ. | |
– Какие сказки мы называем авторскими или литературными? – Сегодня на уроке мы увидим, как рождается авторская сказка из народной. Постараемся увидеть, чем они похожи и чем отличаются. | – Сказки, которые создали писатели. | ||
3. Работа над пословицами | – Прочитайте пословицы и поговорки. О чём в них говорится? 1) Два друга – он да вьюга. 2) Он и железо рвёт, и на лету птицу бьёт. 3) Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. На доске открывается название сказки: «Мороз Иванович». – Откройте учебники на с. 196. Что написано перед названием сказки? – Как называется такая сказка? | – Мороз. – Фамилия автора. – Авторская. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
4. Введение в тему | – Какие прочитанные произведения о Морозе вы помните? – Сегодня мы познакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал её Владимир Фёдорович Одоевский (1803–1869). Предлагает послушать рассказ о биографии В. Ф. Одоевского (см. ресурсный материал). Физкультминутка Сказка даст нам отдохнуть, Раз, два, три, четыре, пять Отдохнем – и снова в путь! Повторите-ка опять; Рукодельницы слова: Раз, два, три, четыре, пять – Чтоб была спина пряма, Спинке надо ровной стать! Поднимайтесь на носочки, Дала нам сказка отдохнуть! Словно тянетесь к цветочкам. Отдохнули? Снова в путь! | – Стихотворение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором...», русская на-родная сказка «Морозко». Внимательно слушают. Выполняют физкультминутку | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
III. Изучение новой темы. 1. Первичное чтение сказки. | – Сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Морозко». Какая это сказка? – Сейчас мы ознакомимся со сказкой, которую написал В. Ф. Одоевский, – «Мороз Иванович». | – Народная. У неё нет автора. Учитель и хорошо подготовленные учащиеся читают первую часть до слов «Так прожила Рукодель- ница...». | Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи |
2. Работа над сказкой «Мороз Иванович». | – Есть ли в сказке зачин? – Отличается ли он от народной сказки? – Как звали девочек? | ||
– Почему автор их так назвал? – Говорят ли имена девочек об их делах? Что означают слова «Рукодельница», «Ленивица»? | – Рукодельница и Ленивица. В слове «Рукодельница» два корня: -рук- и -дел-, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Почему Ленивице всегда было скучно? – Какая беда случилась с Рукодельницей? – Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём её попросил? – Как вы думаете, почему Мороз Иванович живёт в колодце? – На каких условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно? – Какая у него была перина? – Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? – Сколько вопросов задала девочка старику? – Какие вопросы Рукодельница задавала старику? – Что он ей отвечал? – Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? – Как он её за это отблагодарил? – Зачем решили отправить Ленивицу к Морозу? – Хотелось ли Ленивице идти на работу к старику? – Что она ответила печке, когда оказалась в колодце? Яблоне? – Как её встретил Мороз? – Чем Мороз наградил Ленивицу за работу? | от слова «лень». – Она пошла за водой к колодцу, а верёвка оборвалась, ведро упало в колодец. – Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоньке попросили их потрясти. – За него она должна была три дня прослужить Морозу Ивановичу. – Руки её окостенели и пальчики побелели. – Три вопроса. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой. | своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. | |
– Одинаково ли автор относится к героиням сказки? Можно ли по их именам определить отношение Одоевского к своим героиням? | – Одоевский даёт своим героиням не обычные имена, а имена-характеристики, похожие на прозвища, сразу |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
настраивая читателя на определённый лад. Перед нами просто дети с разными характерами – Рукодельница и Ленивица. | |||
3. Выборочное чтение. 4. Чтение отрывка в лицах. | – Прочитайте, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу. – Что наказывала нянюшка Ленивице? Предлагает прочитать отрывок со слов: «Вот, по примеру Рукодельницы…» до слов: «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил...». – Отметьте со с. 205–206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их. – В каких словах выражена главная мысль сказки? | Выполняют задания, отвечают на вопросы. – Какова твоя работа, такова и награда. | |
5. Сравнение | – Чем отличаются герои сказок? Сравнивает ответы учащихся и делает вывод. и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы. – Сравните двух героинь сказки. Вам поможет задание в рабочей тетради на с. 47. Проверяет выполненное задание: Рукодельница: трудолюбива, добра, почтительна, скромна. Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, спесива (надменна, высокомерна). Вывод: автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко». | Отвечают на вопрос. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. |
6. Работа с пословицами | – Соберите пословицы: Что посеешь... ...такова и награда. Какова работа... ...то и пожнёшь. | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Осуществляют логические действия, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Мало хотеть… …не жди добра. Что испёк… ...надо уметь. Сделав худо… ... то и кушай. – Как вы понимаете значение этих пословиц? – Какие пословицы подходят к сказке «Мороз Иванович»? – Ради чего Одоевский написал для нас эту сказку? – Что могло послужить поводом для рождения этого произведения? | формулируют ответы на поставленные учителем вопросы | ||
IV. Тестирование | Предлагает выполнить тестовые задания (см. ресурсный материал) | Выполняют тестовые задания | Владеют навыками самостоятельной работы |
V. Домашнее задание | 1. Рабочая тетрадь, с. 48–49 (составить план сказки). 2. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода. 3. Нарисовать дом Мороза Ивановича, таким, каким как он описан в сказке | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимают стижения |
VI. Итог урока. Рефлексия | – К какому жанру относится это произведение? Почему? – К какому виду относится эта сказка? – Чем отличаются герои сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»? – Чем отличается язык сказок? – Как называются сказки, у которых есть автор? – Хотите ли вы ещё читать сказки? – На следующем уроке мы продолжим изучение этого жанра. – Всё в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» держится на противопоставлении: противопоставляются имена и действия героев, их поступки, речь – то есть вся их жизнь. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. – Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость? – Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему? | Делают выводы и обобщения. | Формулируют ответы на вопросы. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– За кого вы больше всего радовались? Переживали? – Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и Рукодельницу? – Справедливо ли была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица? – Что вам помогли открыть в самих себе герои этой сказки? – Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство. – А сейчас выберите и поднимите соответствующий смайлик: – всё понравилось на уроке и всё удалось – всё понравилось, но что-то не удалось – всё удалось, но что-то не понравилось | Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Владеют навыками самоанализа | |
Ресурсный материал к уроку
ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ
Одоевский Владимир Федорович (1803–1869), прозаик. Родился 1 августа в Москве. Отец происходил из древнего княжеского рода, родители матери – крепостные крестьяне.
В 1816–1822 гг. учился в Московском университетском благородном пансионе. Тогда же начал сотрудничать с журналом «Каллиопа» (1820). В это время увлекся философией Ф. Шеллинга, позднее познакомился с ним, удивив его энциклопедичностью своих познаний.
Принимал участие в деятельности «Вольного общества российской словесности», а в 1823–1825 гг. возглавил первый философский кружок в России – «Общество любомудрия». Центральное его произведение «Русские ночи» можно считать основным литературным памятником русского любомудрия.
После 14 декабря 1925 он как мог помогал Одоевскому и Кюхельбекеру, ходатайствуя о смягчении их участи.
В 1826 г. Одоевский переезжает в Петербург, поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В эти годы знакомится с Пушкиным, сотрудничает с «Литературной газетой» и альманахом «Северные цветы». Когда Пушкин начинает издание «Современника», Одоевский становится деятельным его сотрудником и помощником. Здесь публикуется его статья «О вражде к просвещению».
В 1844 вышло его собрание сочинений в трех томах.
С 1846 Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея, в связи с переводом которого в 1862 в Москву возвращается в родной город.
Расцвет творчества приходится на 1830–1840 гг.: сборник «Пестрые сказки» (1833), «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем». Ряд произведений посвящен положению женщины в России: повести «Княжна Мими» (1834), «Княжна Зизи» (1839). «Таинственные повести»: «Сильфида» (1838), «Саламандра» (1841).
Одоевский внес вклад в развитие музыкальной критики, пропагандировал творчество композиторов М. Глинки, А. Алябьева, М. Балакирева и др.
В. Ф. Одоевский был необыкновенным человеком: знал философию, математику, физику и химию. Был музыкантом. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для них. Свои сказки он всегда заканчивал словами «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».
Умер Одоевский 11 марта 1869 г. в Москве.
ТЕСТ. В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ»
1. Почему Рукодельница никогда не скучала?
а) Она много читала;
б) у неё было много друзей;
в) она всё время была занята делом.
2. Какая беда приключилась с Рукодельницей?
а) Она уронила ведро в колодец;
б) она уронила рукавицы в колодец;
в) она потеряла кошелёк с деньгами.
3. Куда спустилась Рукодельница?
а) В пещеру;
б) подвал;
в) колодец.
4. Что предложил Мороз Иванович девочке в обмен на ведёрко?
а) Принести ему блюдо пирожков;
б) остаться у него жить на месяц;
в) три дня послужить ему.
5. Какое первое задание Мороз Иванович дал Рукодельнице?
а) Приготовить обед;
б) приготовить постель;
в) прополоть грядки.
6. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу?
а) Подарил горсть золотых монет;
б) подарил медных монет;
в) подарил горсть серебряных пятачков и брильянтик.
7. Почему Ленивица не выполнила просьбу пирожка и яблок?
а) Побоялась;
б) поленилась;
в) из вредности.
8. Взбила ли Ленивица Морозу Ивановичу перину?
а) Взбила, но плохо;
б) взбила;
в) совсем не взбила.
9. Как обращался Мороз Иванович с Ленивицей?
а) Ругал её;
б) наказывал её;
в) хорошо обращался.
10. Какую награду получила Ленивица?
а) Горсть медных монет;
б) слиток серебра и брильянт, которые растаяли;
в) ведёрко золотых монет, которые превратились в золу.
Ответы: 1в; 2а; 3в; 4в; 5б; 6в; 7б; 8в; 9в; 10б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Поэзия Есенина" с презентацией к уроку
ФГОС. Разработка обобщающего урока по поэзии С.Есенина . Презентация к уроку в соответствии с планом урока....
Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.
1. Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака" Русские народные сказки о зиме "Два Мороза".
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С Михалкова". Русские народные сказки о зиме .«Два мороза» во 2 «Б» классе . Учитель...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...