Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России". Тема "В.Бианки "Первая охота""
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России". Тема "В.Бианки "Первая охота""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
В.В.Бианки «Первая охота»
Цель урока:
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Задачи урока:
1) образовательные: познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим;
2) развивающие: развивать умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия
Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, терпимость.
1. Организационный момент (на слайде тематическая иллюстрация «Лето»)
-За окном морозный зимний день, а я вам сегодня предлагаю отправиться в будущее, в жаркое лето.
2. Актуализация знаний (на слайде фотографии: выпь в камышах, удод в траве, гусеница на ветке, бабочка на ветке.
-Посмотрите на экран. Пофантазируйте, что или кого вы видите на фотографиях?
- Где бы вы могла это увидеть?
- А чтобы понять, правы ли вы в своих предположениях, нам сегодня предстоит познакомиться с новым произведением.
- Как вы думаете, о чем будет это произведение?
(на слайде портрет В.Бианки)
- А произведение, какого автора, догадайтесь сами.
- Кто изображен на экране? Что вы уже знаете о В. Бианки?
- Сегодня мы познакомимся с его произведением, которое называется «Первая охота».
- Как вы думаете, о чем будет это произведение? А по названию можно узнать?
- Что значит «первая охота»?
- Кто мог пойти на охоту?
- А сейчас давайте прослушаем аудиозапись рассказа «Первая охота».
(слушание рассказа)
3. Работа по теме урока
на доске появляется надпись В.Бианки «Первая охота»
- Ребята, какие непонятные слова вам встретились?
- Каким вы себе представляете щенка?
- Какой он? (маленький, глупенький)
на доске появляется иллюстрация щенка
(на слайде «Шмыгнул Щенок в подворотню и побежал по лугу»)
- А что такое «подворОтня»? (щель между воротами и землей)
- Как вы понимаете смысл слова «шмЫгнул»? (пролез незаметно)
(на слайде «Щенок уже бежал к озеру и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде»)
- Ребята, а кто такая выпь? (птица)
- Выпь – это болотная птица с черно-желтым оперением.
на доске появляется иллюстрация выпи
- Что сделала выпь при встрече с щенком? (спряталась в камыше)
- А почему щенок ее не заметил? (она благодаря своему оперению слилась с камышами и стала не заметной)
- Что подумал щенок, когда не нашел выпь? (обманула меня выпь)
на доске появляется надпись рядом с выпью «Обманула»
- Удалось ли щенку поймать первую добычу? (нет)
(на слайде «Выбежал на пригорок Щенок, смотрит - сидит на земле Удод, хохолком играет»)
- А кто такой удод? (тоже птица)
на доске появляется иллюстрация удода
- Поймал ли щенок удода? (нет)
- Почему? (он лег на землю, крылья распластал, хвост раскрыл; не видно его стало)
(на слайде «Удод в траве»)
- Какое чувство возникло у щенка? (щенок удивился)
на доске появляется надпись рядом с удодом «Удивила»
(на слайде «Побежал Щенок к дереву и видит, сидит на ветке маленькая птица Вертишейка»)
на доске появляется иллюстрация вертишейки
- Успел ли поймать ее щенок? (нет)
- Почему? Что случилось? (вертишейка спряталась в дупло)
- И что щенок решил сделать? (поднялся на задние лапки и заглянул в дупло)
- И кто оказался в дупле? (черная змея извивается и страшно шипит)
- Как вы думаете, это на самом деле была змея? (нет, это вертишейка)
- А что значит «вертишейка»?
- Покажите, как вертишейка вертит головой.
- Оказывается, вертишейка еще и умеет шипеть, как змея. Покажите, как шипит змея.
- Какое чувство испытал щенок при встрече с этой птицей? (щенок напугался)
на доске появляется надпись рядом с вертишейкой «Напугала»
(на слайде «Больше не стану на птиц охотиться. Пойду лучше поймаю…»)
- На кого решил щенок дальше поохотиться?
- Давайте узнаем это из учебника. Откройте страницу учебника 98
- Кто сидел на камне и грелся на солнце? (ящерка)
на доске появляется иллюстрация ящерки на камне
(на слайде «Щенок тихонько к ней подкрался…»)
Физминутка
- Давайте изобразим, как щенок подкрадывается к ящерке.
Неуклюже крался щенок
Меж травинок и цветов.
Прыгнул он на правой ножке,
А теперь подскок на левой,
И присев, согнув колени.
Встали, присели, встали.
И прыг….
- Удалось ли щенку поймать ящерицу?
- А что у него от нее осталось в зубах? (хвост)
- Что подумал щенок о ящерице? (вывернулась ящерка от меня)
на доске появляется надпись рядом с ящерицей «Вывернулась»
(на слайде «Щенок, а в зубах хвост от ящерицы»)
- А что значит «вывернулась»? (выдернуться в обратную сторону)
- Ребята, а ящерица так и будет жить без хвоста? (отрастит новый)
(на слайде «Посмотрел кругом Щенок, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, в воздухе бабочки летают. Бросился Щенок ловить их…»)
на доске появляется иллюстрации бабочки, кузнечика, гусеницы
- Удалось ли щенку хоть кого-нибудь поймать?
- Почему? (все от него спрятались)
на доске появляется надпись рядом с животными «Спрятались»
(на слайде «Зеленые кузнечики в траве притаились. Гусеницы на ветках вытянулись и замерли: от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревьях, крылья сложили – не разберешь, где кора, где листья, где бабочки»)
- А кто не прятался от щенка? (жук-бомбардир)
на доске появляется иллюстрации жука-бомбардира
- Какой он был? (крошечный)
- А почему он не спрятался? (он защищается по-другому)
- Что тут случилось с щенком? (жук пальнул в нос щенку едкую струю)
(на слайде «Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бомбардир остановился да как пальнет в него летучей едкой струйкой – прямо в нос попал!»)
-Прогнал щенка жук.
на доске появляется надпись рядом с жуком «Прогнал»
- Куда убежал щенок? (обратно, в свою будку)
(на слайде «Щенок забился в конуру и нос высунуть боится»)
- Посмотрите на доску, какая карта путешествия щенка у нас получилась.
-Что вы на ней видите? Чем она вам может помочь?
- А если на следующем уроке я вас попрошу рассказать о том, кого встретил щенок в лесу, как лесные жители не попались охотнику, вам сможет помочь эта карта?
4.Итог урока
- Удачной ли была первая охота щенка?
- Почему? (все животные от него спрятались, только жук-бомбардир защищался в открытую).
- Что вы можете сказать о поведении животных?
- Каждый маскировался по-своему от щенка.
- Вспомните, каких животных вы знаете, которые тоже умеют маскироваться от хищников в природе?
- А теперь давайте вернемся к тем фотографиям, которые мы рассматривали в начале урока.
(на слайде фотографии: выпь в камышах, удод в траве, гусеница на ветке, бабочка на ветке)
- Сейчас вы можете ответить, кто на них изображен?
- Почитав данное произведение, чему вы научились?
- Что нового вы узнали о животных, которые обитают в нашей природе?
- А вам эти знания могут пригодиться? Где? Когда?
- А если вы увидите жука-бомбардира, возьмете его в руки?
5.Рефлексия
- Вам понравился урок? Чем?
-Что больше всего запомнилось?
-Если урок вам понравился и был полезен, поселите бабочку с раскрытыми крыльями на нашу поляну.
- А если вам что-то осталось непонятно, было скучно – поселите на поляну бабочку с закрытыми крыльями.
- И хочу закончить урок словами Виталия Валентиновича Бианки «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное занятие в мире!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)
Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....
Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)
Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Урок литературного чтения 3 класс Школа России Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды».
Изучение нового материала...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...