Технологическая карта урока чтение «Мы идём в библиотеку» (УМК «Перспектива» 2 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Карпова Ксения Олеговна

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции, представления о назначении библиотеки, заинтересованности в прочтении книг.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить с детскими рассказами;
  2. анализировать художественный текст, выразительно читать.

Развивающие:

  1. способствовать развитию логического мышления при работе с иллюстрациями;
  2. способствовать развитию воображения при работе над образом персонажа;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство сострадания, стремления помочь ближнему, при работе в группах и парах;
  2. Воспитывать чувство заинтересованности в процессе чтения книг.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 24.09.2021

Школа: МАОУ «Академический лицей №95»

Класс: 3-5

Урок: 5

Время: 11:50-12:30

Кабинет: 220

Студент: Карпова Ксения

Группа: 42

Учитель: Пашнина Т.С.

Руководитель практики: Галиуллина Н.К.

Тема урока: Мы идём в библиотеку

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции, представления о назначении библиотеки, заинтересованности в прочтении книг.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить с детскими рассказами;
  2. анализировать художественный текст, выразительно читать.

Развивающие:

  1. способствовать развитию логического мышления при работе с иллюстрациями;
  2. способствовать развитию воображения при работе над образом персонажа;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство сострадания, стремления помочь ближнему, при работе в группах и парах;
  2. Воспитывать чувство заинтересованности в процессе чтения книг.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма

(Ф )

Словесный: слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Сейчас сядут те, у кого хорошее настроение и кто готов со мной продуктивно поработать.

1. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Л: самоопределение

Учебная презентация

Слайд № 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма (Ф,И, П)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: речевая разминка

Практический: упражнение

1.Организует речевую разминку.

  • Прочитайте скороговорку на доске сначала

медленно, четко произнося слова, затем наращивая

темп:

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил ирисом.

  • Почитаем скороговорку по рядам, потом все вместе.

2. Подводит к теме урока.

  • Посмотрите на авторов на слайде, с какими авторами вы уже знакомы? Какие произведения этих авторов вам запомнились?
  • Сейчас я прочту отрывок произведения, а вы должны назвать название произведения и о чем этот отрывок?

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.

Тут Мишка говорит:

— Не дашь самосвал?

— Отвяжись, Мишка.

Тогда Мишка говорит:

— Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

— Сравнил Барбадос с самосвалом…

А Мишка:

— Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

— Он у тебя лопнутый.

А Мишка:

— Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

— А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

— Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.

— Ты открой ее, — сказал Мишка, — тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

  • О чем же это произведение?
  • А где мы с вами сможем узнать, что это за произведение и кто его автор?
  • Верно, именно в библиотеку мы с вами и отправимся сегодня. Посмотрите на нашу выставку книг и скажите, о чем или о ком все они?

  1. Читают скороговорку.

  1. Рассматривают авторов, вспоминают уже знакомые произведения.

  • О детях.
  • Интернет, библиотека.
  • О детях.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство

П: использование знако-символических средств

Р: выполнение пробного учебного действия

Учебная презентация

Слайд № 2

Учебная презентация

Слайд № 3

Учебная презентация

Слайд № 4

Учебная презентация

Слайд № 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма

(Ф )

Словесный: учебный диалог

Моделироание: составление плана

  1. Формулирует тему и цели урока.
  • Предположите, какая тема урока будет у нас?
  • Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.  
  • Какую цель можно поставить на наш урок?
  • Давайте соберем пункты плана в правильном порядке.

План:

  1. Узнаем о библиотеке.
  2. Отправимся в путешествие по полкам детских книг.
  3. Познакомимся с книгами.
  4. Сделаем выводы.

Тема: Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

Цели: Узнать произведения о детях, которые мы сможем найти в библиотеке;  авторов, которые пишут о детях.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: планирование

Л: самоопределение

Л:смыслообразование

 

Учебная презентация

Слайд № 6

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Форма

(Ф,П,И)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

  1. Открывает новое знание
  • Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Но для начала нужно вспомнить, что такое библиотека?
  • Библиотека с греческого «библио» - книга, «тека» - хранилище.
  • А для чего нужна библиотека?
  • Какие книги есть в библиотеке?
  • Только дети ходят в библиотеку?
  • Какие книги читают взрослые?  Могут ли взрослые читать детские книги, а дети читать книги для взрослых?
  1. Начинает путешествие в мир библиотеки.
  • В библиотеке очень много книг, но мы сегодня будем путешествовать в мире детских книг. Посмотрите на нашу выставку
  • А вот и наша первая станция. Тут нас встречает какой-то мальчик. Давайте же откроем поскорее его письмо.

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Дениска, я очень люблю рассказы, отрывок одного из них вы уже читали в начале урока. Думаю вам интересно узнать полную историю, я всегда жду вас в библиотеке и у меня очень много интересных историй для вас!

  • Посмотрите на нашу выставку книг и скажите, из какой книги этот герой, кто автор?  
  • Как вы думаете, какими качествами обладает Дениска?
  • Теперь мы с вами продолжим наше путешествие, На следующей станции нас встречают уже два мальчика. Как вы думаете, кто они друг другу?
  • Чтобы узнать их имена нужно разгадать шифр.
  • https://sun9-14.userapi.com/impg/VhaXUzWyfCJdAk6icwoqJU_s0jDH2AGGZJs7mQ/Y0gSkXXGqj0.jpg?size=600x407&quality=96&sign=1882a03fbda0138598af55acb1f58311&type=album
  • 12 16 13 33    и     14 10 26 1
  • Как же зовут наших героев?
  • Посмотрите на иллюстрацию и скажите, чем они любят заниматься?
  • Они юные изобретатели. А чтобы узнать об их изобретениях, нам с вами нужно узнать, из какой книги они к нам пришли?
  • Отгадаем ребус, чтобы узнать, как называется книга.
  • Как вы отгадывали ребус?
  • Кто же автор этой книги? Обратитесь к книге на выставке. Что же изобретали ребята?
  • Настало время отправляться дальше.
  • Кажется, никакого гостя на новой станции нет.
  • Давайте попробуем посмотреть книги.

(Учитель берет книгу «Девчонкам и мальчишкам, оттуда выпадает записка «сыска, хыхка и фыфка» с картинкой шишки)

  • Что же это?
  • Кажется какие-то ребята называли шишку, неправильно, вот она и выпала из рассказа «Заколдованная буква», как вы думаете, почему мальчишки и девчонки произносили неправильно?
  • Об этом вы узнаете, прочитав рассказ.
  • Нас с вами ждет письмо. Давайте его прочитаем.

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.

Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но тот опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.

Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.

Она сказала папе:

— Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось — он на ножках стоять не может.

  • Кажется это отрывок из рассказа «Глупая история», в парах обсудите, почему же Петя мог падать?
  • Какие предположения?
  • Давайте посмотрим на иллюстрацию и узнаем.
  • Почему же Петя падал?
  • Как вы думаете, из какого сборника этот рассказ и кто автор?
  • Скажите, для чего мы с вами знакомимся с книгами?
  • У кого уже возникло желание прочитать какие-либо из книг?

Работают по новой теме урока

  • Место, где хранятся книги.
  • Чтобы люди могли читать книги, не покупая их.
  • Взрослые могут читать детские, а дети не могут читать взрослые, потому что не так много знают и будет непонятно.

  • Денискины рассказы. В. Драгунского.
  • Озорной, смешной, творческий, выдумщик.

  • Друзья.

  • Коля и Миша
  • Изобретать.

Рассказывают последовательность работы над отгадыванием.

  • Веселая семейка

  • Шишка

Читают письмо.

Работают в парах.

  • Чтобы нам захотелось прочитать, чтобы знать, о чем мы будем читать.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

        

П.:осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П: установление причинно-следственной связи, обобщение, выво

Учебная презентация слайд № 7

Учебная презентация слайд № 8

Учебная презентация слайд № 9

Учебная презентация слайд № 10

Учебная презентация слайд № 11

Учебная презентация слайд № 12

Учебная презентация слайд № 13

Учебная презентация слайд № 14

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод

(Ф , П)

Словесный: слово учителя

Практический: опрос

Организует работу по закреплению материала.

  • Сейчас мы прибываем на станцию «БЛИЦ-ОПРОС»
  • Что же такое библиотека?
  • Какие книги там бывают?
  • Кто может ходить в библиотеку?
  • Как часто вы ходите в библиотеки?
  • Библиотеки появились очень давно, они служили самым точным источником знаний, каким являются и сейчас.

Динамическая пауза

Отвечают на вопросы.

Расшифровывают слово (Библио – книга; тека – хранилище).

Выполняют упражнения.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Учебная презентация слайд № 14

Видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма

(И)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

  • Выдает задание на самостоятельное решение
  • Контролирует процесс выполнения
  • Какого персонажа вы видите на слайде?
  • Это наш новый гость – Незнайка.
  • Персонаж из каких книг выставки?
  • Кто автор?
  • Сейчас ваша задача, самостоятельно написать, какие качества на ваш взгляд присущи этому персонажу.
  • Время выполнения – 3 минуты.

Слушаем мнение нескольких ребят.

  • На самом деле Незнайка является жителем цветочной страны, все его друзья чем-то заняты, а Незнайка бездельничает, более он любит хвастаться и часто не доводит дело до конца. Сможет ли Незнайка измениться в лучшую сторону можно узнать, только прочитав книги Николая Носова.

1.Выполняют самостоятельную работу

Выполняют самостоятельную работу.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: самостоятельное создание способов решения проблем оценка процесса и результатов деятельности.

Учебная презентация слайд № 15

 

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма

(Г)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

1.Вспоминанают правила работы в группе

2.Дает задание в группе

  • Какая книга осталась на выставке, о которой мы еще не говорили?
  • «Смешные рассказы о школе», как вы думаете, о чем она?
  • Сейчас вы будете работать в группах, какие правила работы в группах вы знаете?
  • Я выдам вам иллюстрации разных рассказов из этой книги, а вы в группах предположите, о чем они. Затем мы с вами проверим, совпали ваши догадки с реальностью или нет?
  • Вы придумали очень интересные истории, но я думаю рассказы в книге не менее интересные, а может быть, они  совпадут с вашими историями, приятного чтения!

1.Вспоминают правила работы  в группе

Уважать мнение товарища.

Быть внимательным.

Соблюдать тишину.

Участвовать всем.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К.: работа в команде- умение устанавливать рабочие отношения.

Учебная презентация слайд № 16

Иллюстрации

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

1.  Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

  • Итак, давайте подведем итоги нашей работы на уроке.
  • Над какой темой мы работали?
  • А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?
  • Продолжите фразы данные на слайде.

Я бы похвалил себя за …

Мне было трудно …

Особенно интересно было …

Теперь я хочу прочитать …

-Спасибо большое вам за урок, мне было приятно с вами работать.

Тема: Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

Цели: Узнать какие произведения о детях мы сможем найти в библиотеке; какие авторы пишут о детях.

Л: самооценка на основе критерия успешности

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П:Рефлексия способов и условий действий

Учебная презентация слайд № 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение

Слайд 2

Скороговорка: Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил ирисом.

Слайд 3

Виктор Драгунский Михаил Зощенко Николай Носов

Слайд 4

Литературное чтение

Слайд 5

Тема: Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Цели: Узнать произведения о детях, которые мы сможем найти в библиотеке; Познакомиться с авторами, которые пишут о детях.

Слайд 6

План : Отправимся в путешествие по полкам детских книг; Познакомимся с книгами; Сделаем выводы; Узнаем о библиотеке.

Слайд 7

План : Узнаем о библиотеке; Отправимся в путешествие по полкам детских книг; Познакомимся с книгами; Сделаем выводы .

Слайд 8

Библиотека – это … « Библио » - книга, « т ека » - хранилище.

Слайд 9

Привет! Меня зовут Дениска. У меня для вас есть письмо!

Слайд 10

Здравствуйте , дорогие друзья! Меня зовут Дениска, я очень люблю рассказы, отрывок одного из них вы уже читали в начале урока. Думаю вам интересно узнать полную историю, я всегда жду вас в библиотеке, и у меня очень много интересных историй для вас!

Слайд 12

Коля и Миша 12 16 13 33 и 14 10 26 1

Слайд 13

Коля и Миша

Слайд 14

Весёлая семейка

Слайд 15

Послание в книге .

Слайд 16

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его. Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала, что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но тот опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал .

Слайд 20

Продолжи фразы: Я бы похвалил себя за … Мне было трудно … Особенно интересно было … Теперь я хочу прочитать …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".

В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....

Технологическая карта урока чтения УМК "Перспектива" 1 класс "Песенки народов мира"

laquo;Введение в содержание раздела «Радуга дуга» Песенки разных народов»,...

Технологическая карта урока чтения (урок обучения грамоте). УМК «Перспектива»

Тема: «Обращение Л.Н.Толстого к учащимся Яснополянской школы. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка».Цель:Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Тол...

Технологическая карта урока чтения "Ветхая избушка"(УМК Школа России,3 класс)

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности у учащихся в процессе выразительного чтения и анализа лирического стихотворения «Ветхая избушка...

Технологическая карта урока Чтения «Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»» (4 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художест...