Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Перспектива 2 класс "И.Пивоварова "Сочинение".Составление рассказа на тему "Как я помогаю маме"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока И.Пивоварова «Сочинение». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»
Тип урока: "открытие" нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа И.Пивоваровой «Сочинение».
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить учащихся с произведением И.Пивоваровой «Сочинение»
- учить делить текст на смысловые части.
- учить видеть скрытый смысл произведения.
Развивающие:
- развивать логическое мышление: умение предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над произведением
- способствовать развитию речи через разные виды чтения текста
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся честность, правдивость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата:14.05.2021 Школа: №95 Класс: 2-9 Урок: 2 Время: 08:55-09:35 Кабинет: 318 | Студент: Тиунова Анастасия Группа: 32 Учитель: Мещерякова В.С. Методист: Галиуллина Н.К |
Тема урока И.Пивоварова «Сочинение». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»
Тип урока: "открытие" нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа И.Пивоваровой «Сочинение».
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить учащихся с произведением И.Пивоваровой «Сочинение»
- учить делить текст на смысловые части.
- учить видеть скрытый смысл произведения.
Развивающие:
- развивать логическое мышление: умение предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над произведением
- способствовать развитию речи через разные виды чтения текста
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся честность, правдивость.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические и интерактивные средства | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная, словесный: слово учителя | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Павловна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Прозвенел звонок весёлый | 1. Показывают готовность к уроку. | Л: самоопределение. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Слайд 1 | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: учебный диалог Фронтальная, Практический: викторина Наглядный: демонстрация | 1.Выдает артикуляционную гимнастику Веселая путаница Есть сладкое слово — ракета, Есть быстрое слово — конфета, Есть кислое слово — вагон, Есть слово с окошком — лимон. Есть слово колючее — дождик, Есть слово промокшее — ежик. Есть слово зеленое — цель, Есть слово упрямое — ель, Есть книжное слово — синица, Есть слово лесное — страница. Есть слово пушистое — смех, Есть слово веселое — снег. М. Пляцковский — Понравилось вам стихотворение? Проговорим: 1р. - медленно, 2р. - быстро, 3р. - тихо, 4р - громко. Начнем сегодняшний урок с небольшой викторины. Обратите внимание на экран. Викторина: Жанр устного народного творчества, стихотворение или рассказ о том, чего не может быть, не бывает. (Небылица) Забавная, рифмованная поговорка, вставляемая в речь. (Прибаутка) Образное описание какого-то предмета или явления, по которому надо понять, о каком предмете или явлении говорится. (Загадка) Вид закликательных песен, которые могут отражать определенные желания по разным направлениям. (Закличка) Короткая фраза произносимая как можно быстрее. (Скороговорка) - Что объединяет все отгаданные нами слова? Что это? - Хорошо. - А сейчас откройте страницу 135 в учебнике. Прочтите. Кто автор произведения? | 1.Выполняют артикуляционную гимнастику Отвечают на вопросы викторины. После отгаданного слова, читают пример. Небылица. Прибаутка. Загадка. Закличка. Скороговорка. Жанры. И.Пивоварова | К :умение строить сообщение в устной форме, выбирать адекватные речевые средства в диалоге. Л : уметь выбирать и использовать языковые средства в различных ситуациях общения; П: построение логической цепочки рассуждений. П: поиск и выделение необходимой информации.
Выдвижение гипотез и их обоснование | Слайд 2 | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: демонстрация Практический: составление плана | 1.Организует формулирование темы и цели урока.
Верно. Тему определили, теперь давайте поставим с вами цели на урок по опорным словам - Познакомиться...
- Учиться правильно и … -Проанализировать... -Молодцы!
| 1.С помощью учителя формулируют тему и цель урока. И.Пивоварова и её произведение «Сочинение» -- со сведениями из биографии И.Пивоваровой -выразительно читать её произведение “Сочинение”. -новое произведение. План
| Л:устойчивый познавательные интерес к родному языку. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: планирование П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство | Слайд 3 | |
«Открытие» детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Словесный: учебный диалог Групповая форма работы Практический: выполнение задания Вид чтения: прослушивание | -Знаете ли вы, что-нибудь о писательнице Ирине Михайловне Пивоваровой? -Читали ли вы её произведения? Ирина Михайловна Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 г. в семье врача. Первые детские стихи были опубликованы в журнале «Весёлые картинки» в 1964 г., через год вышла первая книжка. Её стихи, рассказы и повести были невероятно популярны у детей и в 1960-е, и в 1970-80-е годы. В середине 70-х – начале 80-х годов Ириной Пивоваровой написаны повести, ставшие золотым фондом детской юмористики.(слайд 5) Заразительно смешные, эксцентричные, психологически достоверные «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» (1975), повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А» (1977), «Старичок в клетчатых брюках» (1981) и «Однажды Катя с Манечкой» (1986). В рассказах Пивоваровой – насыщенная событиями и размышлениями жизнь школьников. На страницах её книг постоянно присутствуют игра, смех, песни – то, без чего немыслимо детство. Стихи о школе составили поэтический сборник «Школьное окно», проиллюстрированный самим автором. Воспитание без назидания, без поучения – вот одна из задач, которую успешно выполняют книги Ирины Пивоваровой. О своей работе она написала так: «Прозу, как и стихи, я пишу весело. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было незаметно». Более 15 книг написано Пивоваровой для детей. Но они и для взрослых, родителей, педагогов. Ведь читая её повести, рассказы, стихи, мы становимся добрее к детям, терпимее к их оплошностям, понимаем мотивы поступков, учимся уважать малышей. -А теперь давайте выясним, как хорошо вы меня слушали и на сколько были внимательны. Ответьте пожалуйста на мои вопросы. Объединитесь в группы по 4 человека. -Какое настроение старается отображать Пивоварова в своих произведениях? -Для кого она пишет? -Какие произведения запомнили? -Как вы думаете, какой смысл несёт в себе название рассказа «Сочинение»? -Ребята помните, что когда слушаешь и читаешь, то надо думать, представлять ,понимать и запоминать. Включает аудиозапись рассказа Какое значение несет в себе название рассказа «Сочинение»? - О чем говорится в тексте? -Какое настроение вызвало у вас произведение? -Каких слов больше всего в тексте? Динамическая пауза Раз – на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. 2 – нагнулись до земли И не раз, раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора. | Ответы детей. Слушают учителя. Весёлое, жизнерадостное. Для детей, взрослых, родителей и педагогов. «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А», «Старичок в клетчатых брюках» и «Однажды Катя с Манечкой» Сочинение истории какой-либо, написание сочинения. Слушают рассказ. Двоякое, девочка пишет сочинение, и ещё и сочиняет о том, как она помогает своей маме. Грустное, весёлое. Тема помощи. | П: анализ объектов с целью выделения признаков П: смысловое чтение. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Р: контроль в форме сличения способа действия. | Учебник, Слайд 4 | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Метод: Ф Словесный: учебный диалог. | Перечитывание рассказа и деление его на смысловые части Работа с текстом во время чтения -А для того что бы вы лучше поняли текст давайте разберем слова и выражения встречающиеся в нем: - «строчила в тетрадки» - это что значит? - А что такое занавески и скатерть? -Ребята, а какую эмоцию нам передаёт автор через высказывание «я вытаращила глаза»? - А что такое галоши? -А теперь ещё раз прочитаем рассказ и ответим на вопросы, чтобы лучше понять его. Учащиеся читают по частям: 1) чтение и анализ 1 части -Где и когда происходят события? -С чего всё началось? -Как развивается действие? -Какой поступок она совершила? -Как мы назовём первую часть? -Почему она так поступила? 2) чтение и анализ 2 части -Кто является действующими лицами? -Какое событие является главным в этой части? -Как поступила мама узнав о такой помощи дочери, найдите предложение в тексте? -Как назовем эту часть рассказа? -Какую характеристику можно дать нашей рассказчицы сочинения? Какая она? 3)чтение и анализ 3 части -Найдите в тексте как девочка намыливала занавеску, как полоскала её, выжимала и вешала? -Какое чувство вы испытываете к этой девочке? -Как можно озаглавим третью часть рассказа? -Давайте попробуем определить основную мысль рассказа? -Какой вывод мы можем сделать? | Писала. Занавески – шторы, скатерть - атрибут стола. Удивление. Резиновая обувь. Однажды в классе. С того что учитель задала написать сочинение на тему «Я помогаю маме». Девочка начала рассказывать о том, что она подметает полы, моет посуду, а иногда стирает носовые платки…и т.д. Придумала как она помогает маме. Обман в сочинении. Потому что не хотела получить плохую оценку. Девочка-рассказчица, мама, папа. Посещение мамы в школу на родительское собрание. Сегодня же постирай наши занавески. Наказание. Чувство жалости от нагруженной работы. Помощница. Главная мысль рассказа состоит в том, что не надо хвастаться тем, чего не делал. Рассказ учит помогать родителям, а не выдумывать. Учит отвечать за свои слова. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. П: выдвижение гипотез и их обоснование. | слайд 5 | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация | Парная форма работы, Практический: выполнение самостоятельной работы |
Сейчас я предлагаю вам самим составить рассказ в парах «Как я помогаю маме». Напоминаю, что сочинение имеет 3 части: вступление, основная часть, заключение. -Как мы можем начать наш рассказ? -Далее у нас идёт основная часть. Что мы будем писать там? -И в заключении, что мы напишем? -Кто хочет прочитать свой рассказ? | 1.Выполняют самостоятельную работу Начинаем со вступления, это подготовка к тому, о чём пойдёт дальше речь. Однажды… Сам рассказ, как я помогаю маме. Вывод, итог, своё отношение к рассказанному. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Р: контроль в форме сличения способа действия. | Слайд 6 | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная форма работы Словесный: учебный диалог Вид чтения:чтение по ролям |
Не спеши языком, торопись делом Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
| Ответы детей. Читают по ролям. Нужно всегда помогать родителям, и всегда говорить и писать как есть на самом деле. Обсмеять поступок девочки, и показать как не красиво придумывать подобного рода истории. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: анализ объектов с целью выделения признаков | Учебник | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа, Словесный: учебный диалог | 1.Подведение итогов. Давайте подведем итоги. - Какая тема урока? -Какие цели мы ставили? Достигли мы наши цели? -С каким настроением вы завершаете урок? Оцените свою работу на уроке. Используя фразы, закончите ее, оценивая свою работу на уроке. • было трудно… • я научился… • было интересно… • мое настроение.. | 1.Отвечают на вопросы И.Пивоварова «Сочинение». Ответы детей. Оценивают свою работу на уроке. | Р: оценка, контроль Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
| Слайд 5 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть сладкое слово — ракета, Есть быстрое слово — конфета, Есть кислое слово — вагон, Есть слово с окошком — лимон. Есть слово колючее — дождик, Есть слово промокшее — ежик. Есть слово зеленое — цель, Есть слово упрямое — ель, Есть книжное слово — синица, Есть слово лесное — страница. Есть слово пушистое — смех, Есть слово веселое — снег. М. Пляцковский
Жанр устного народного творчества, стихотворение или рассказ о том, чего не может быть, не бывает. Небылица
Забавная, рифмованная поговорка, вставляемая в речь. Прибаутка
Образное описание какого-то предмета или явления, по которому надо понять, о каком предмете или явлении говорится. Загадка
Заяц
Вид закликательных песен, которые могут отражать определенные желания по разным направлениям. Закличка
Короткая фраза произносимая как можно быстрее. Скороговорка
Тема: И.Пивоварова «Сочинение» . Цель: п ознакомиться… учиться правильно и…. п роанализировать… со сведениями из биографии И.Пивоваровой . в ыразительно читать её произведение «Сочинение». н овое произведение.
План урока: 1 ) Прослушаем биографию о писательнице. 2) Прочитаем произведение и проанализируем его. 3) Перечитаем произведение по смысловым частям и определим главную мысль произведения. 4) Сделаем выводы .
«Строчила в тетрадки»- п исала. Занавески- Скатерть- ш торы. а трибут стола. «Я вытаращила глаза»- у дивление. Галоши- р езиновая обувь.
Вступление - это подготовка к тому, о чём пойдёт дальше речь. Однажды … Основная часть - с ам рассказ, как я помогаю маме . Заключение - в ывод , итог, своё отношение к рассказанному.
Тема: И.Пивоварова «Сочинение» . Цель: п ознакомиться… учиться правильно и…. п роанализировать… со сведениями из биографии И.Пивоваровой . в ыразительно читать её произведение «Сочинение». н овое произведение.
Было трудно… Я научился… Было интересно… Моё настроение…
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"
Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"
Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...
Технологическая карта урока литературного чтение на родном (русском) языке по теме "Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина ""Голубь"". 2 класс.УМК "Школа России"
Класс: 2 классТема урока: «Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е. Лебедина «Голубь»»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: формирование образовательных компе...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина "Кабан"" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Евгения Ивановича Чарушина «Кабан»; умение выр...
Технологическая карта урока литературного чтения: "Н. Сладков "Медвежья горка" (рассказ)"
Цель урока: формирование у учащихся представления о произведении Н. Сладкова «Медвежья горка».Задачи урока: 1. дидактические: отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять г...
Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Рассказ Б. А. Емельянова «Мамины руки»», УМК "Перспектива", 4 класс
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения рассказа Б. А. Емельянова «Мамины руки».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1)...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Г.Х. Андерсен "Русалочка". Составление плана произведения"
Данный материал пригодится учителям начальных классов при работе на уроке литературного чтения по теме "Г.Х.Андерсен "Русалочка"....