Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Перспектива 2 класс "И.Пивоварова "Сочинение".Составление рассказа на тему "Как я помогаю маме"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тиунова Анастасия Павловна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока И.Пивоварова «Сочинение». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа И.Пивоваровой «Сочинение».

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить учащихся с произведением И.Пивоваровой «Сочинение»
  • учить делить текст на смысловые части.
  • учить видеть скрытый смысл произведения.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление: умение предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над произведением
  • способствовать развитию речи через разные виды чтения текста

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся честность, правдивость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:14.05.2021

Школа: №95

Класс: 2-9

Урок: 2

Время: 08:55-09:35     Кабинет: 318

                                           Студент: Тиунова Анастасия

                                           Группа: 32

                                           Учитель: Мещерякова В.С.

                                           Методист: Галиуллина Н.К

Тема урока И.Пивоварова «Сочинение». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа И.Пивоваровой «Сочинение».


Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить учащихся с произведением И.Пивоваровой «Сочинение»
  • учить делить текст на смысловые части.
  • учить видеть скрытый смысл произведения.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление: умение предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над произведением
  • способствовать развитию речи через разные виды чтения текста

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся честность, правдивость.


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная, словесный: слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Павловна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

1. Показывают готовность к уроку.

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог

Фронтальная, Практический: викторина

Наглядный: демонстрация

 1.Выдает артикуляционную гимнастику

Веселая путаница

Есть сладкое слово — ракета,

Есть быстрое слово — конфета,

Есть кислое слово — вагон,

Есть слово с окошком — лимон.

Есть слово колючее — дождик,

Есть слово промокшее — ежик.

Есть слово зеленое — цель,

Есть слово упрямое — ель,

Есть книжное слово — синица,

Есть слово лесное — страница.

Есть слово пушистое — смех,

Есть слово веселое — снег.

М. Пляцковский

— Понравилось вам стихотворение?

Проговорим:

1р. - медленно, 2р. - быстро, 3р. - тихо, 4р - громко.

Начнем сегодняшний урок с небольшой викторины. Обратите внимание на экран.

Викторина:

Жанр устного народного творчества, стихотворение или рассказ о том, чего не может быть, не бывает. (Небылица)

Забавная, рифмованная поговорка, вставляемая в речь. (Прибаутка)

Образное описание какого-то предмета или явления, по которому надо понять, о каком предмете или явлении говорится. (Загадка)

Вид закликательных песен, которые могут отражать определенные желания по разным направлениям. (Закличка)

Короткая фраза произносимая как можно быстрее. (Скороговорка)

- Что объединяет все отгаданные нами слова? Что это?

- Хорошо.

- А сейчас откройте страницу 135 в учебнике. Прочтите. Кто автор произведения?

1.Выполняют артикуляционную гимнастику

Отвечают на вопросы викторины.

После отгаданного слова, читают пример.

Небылица.

Прибаутка.

Загадка.

Закличка.

Скороговорка.

Жанры.

И.Пивоварова

К :умение строить сообщение в устной форме, выбирать адекватные речевые средства в диалоге.

Л : уметь выбирать и использовать языковые средства в различных ситуациях общения;

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: поиск и выделение необходимой информации.


П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

Слайд 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: составление плана

1.Организует формулирование темы и цели урока.

  • Предположите, какая тема будет нашего сегодняшнего урока?

Верно. Тему определили, теперь давайте поставим с вами цели на урок по опорным словам

- Познакомиться...

 

- Учиться правильно и …

-Проанализировать... 

-Молодцы!

  • Чтобы достичь этих целей давайте спланируем нашу работу.

1.С помощью учителя формулируют тему и цель урока.

И.Пивоварова и её произведение «Сочинение»

-- со сведениями из биографии И.Пивоваровой

-выразительно читать её произведение “Сочинение”.

-новое произведение.

План

  1. Прослушаем биографию о писательнице.
  2. Прочитаем произведение и проанализируем его.  
  3. Перечитаем произведение по смысловым частям, попробуем определить о чём говорится в рассказе.
  4. Определим главную мысль
  5. Сделаем выводы

Л:устойчивый познавательные интерес к родному языку.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: планирование

П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство

Слайд 3

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Групповая форма работы

Практический: выполнение задания

Вид чтения: прослушивание

-Знаете ли вы, что-нибудь о писательнице Ирине Михайловне Пивоваровой?

-Читали ли вы её произведения?

Ирина Михайловна Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 г. в семье врача. Первые детские стихи были опубликованы в журнале «Весёлые картинки» в 1964 г., через год вышла первая книжка.

Её стихи, рассказы и повести были невероятно популярны у детей и в 1960-е, и в 1970-80-е годы. В середине 70-х – начале 80-х годов Ириной Пивоваровой написаны повести, ставшие золотым фондом детской юмористики.(слайд 5) Заразительно смешные, эксцентричные, психологически достоверные «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» (1975), повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А» (1977), «Старичок в клетчатых брюках» (1981) и «Однажды Катя с Манечкой» (1986). В рассказах Пивоваровой – насыщенная событиями и размышлениями жизнь школьников. На страницах её книг постоянно присутствуют игра, смех, песни – то, без чего немыслимо детство. Стихи о школе составили поэтический сборник «Школьное окно», проиллюстрированный самим автором.

Воспитание без назидания, без поучения – вот одна из задач, которую успешно выполняют книги Ирины Пивоваровой. О своей работе она написала так: «Прозу, как и стихи, я пишу весело. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было незаметно». Более 15 книг написано Пивоваровой для детей. Но они и для взрослых, родителей, педагогов. Ведь читая её повести, рассказы, стихи, мы становимся добрее к детям, терпимее к их оплошностям, понимаем мотивы поступков, учимся уважать малышей.

-А теперь давайте выясним, как хорошо вы меня слушали и на сколько были внимательны. Ответьте пожалуйста на мои вопросы. Объединитесь в группы по 4 человека.

-Какое настроение старается отображать Пивоварова в своих произведениях? 

-Для кого она пишет? 

-Какие произведения запомнили?

-Как вы думаете, какой смысл несёт в себе название рассказа «Сочинение»? 

-Ребята помните, что когда слушаешь и читаешь, то надо думать, представлять ,понимать и запоминать.

Включает аудиозапись рассказа

Какое значение несет в себе название рассказа «Сочинение»?

- О чем говорится в тексте?

-Какое настроение вызвало у вас произведение? 

-Каких слов больше всего в тексте?

Динамическая пауза

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Ответы детей.

Слушают учителя.

Весёлое, жизнерадостное.

Для детей, взрослых, родителей и педагогов.

«Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А», «Старичок в клетчатых брюках» и «Однажды Катя с Манечкой»

Сочинение истории какой-либо, написание сочинения.

Слушают рассказ.

Двоякое, девочка пишет сочинение, и ещё и сочиняет о том, как она помогает своей маме.

Грустное, весёлое.

Тема помощи.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: смысловое чтение.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Р: контроль в форме сличения способа действия.

Учебник,

Слайд 4

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод: Ф Словесный: учебный диалог.

Перечитывание рассказа и деление его на смысловые части

Работа с текстом во время чтения

-А для того что бы вы лучше поняли текст давайте разберем слова и выражения встречающиеся в нем:

- «строчила в тетрадки» - это что значит? 

- А что такое занавески и скатерть? 

-Ребята, а какую эмоцию нам передаёт автор через высказывание «я вытаращила глаза»? 

- А что такое галоши? 

-А теперь ещё раз прочитаем рассказ и ответим на вопросы, чтобы лучше понять его.

Учащиеся читают по частям:

1) чтение и анализ 1 части

-Где и когда происходят события? 

-С чего всё началось? 

-Как развивается действие?

-Какой поступок она совершила? 

-Как мы назовём первую часть? 

-Почему она так поступила? 

2) чтение и анализ 2 части

-Кто является действующими лицами?

-Какое событие является главным в этой части?

-Как поступила мама узнав о такой помощи дочери, найдите предложение в тексте? 

-Как назовем эту часть рассказа? 

-Какую характеристику можно дать нашей рассказчицы сочинения? Какая она?

3)чтение и анализ 3 части

-Найдите в тексте как девочка намыливала занавеску, как полоскала её, выжимала и вешала?

-Какое чувство вы испытываете к этой девочке? 

-Как можно озаглавим третью часть рассказа? 

-Давайте попробуем определить основную мысль рассказа?

-Какой вывод мы можем сделать?

Писала.

Занавески – шторы, скатерть - атрибут стола.

Удивление.

Резиновая обувь.

Однажды в классе.

С того что учитель задала написать сочинение на тему «Я помогаю маме».

Девочка начала рассказывать о том, что она подметает полы, моет посуду, а иногда стирает носовые платки…и т.д.

Придумала как она помогает маме.

Обман в сочинении.

Потому что не хотела получить плохую оценку.

Девочка-рассказчица, мама, папа.

Посещение мамы в школу на родительское собрание.

Сегодня же постирай наши занавески.

Наказание.

Чувство жалости от нагруженной работы.

Помощница.

Главная мысль рассказа состоит в том, что не надо хвастаться тем, чего не делал.

Рассказ учит помогать родителям, а не выдумывать. Учит отвечать за свои слова.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и  письменной форме.

П: выдвижение гипотез и их обоснование.

слайд 5

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация

Парная форма работы, Практический: выполнение самостоятельной работы

  • 1.Выдает задание на самостоятельное выполнение

  • 2.Контролирует процесс выполнения

Сейчас я предлагаю вам самим составить рассказ в парах «Как я помогаю маме».

Напоминаю, что сочинение имеет 3 части: вступление, основная часть, заключение.

-Как мы можем начать наш рассказ?

-Далее у нас идёт основная часть. Что мы будем писать там?

-И в заключении, что мы напишем?

-Кто хочет прочитать свой рассказ?

1.Выполняют самостоятельную работу

Начинаем со вступления, это подготовка к тому, о чём пойдёт дальше речь. Однажды…

Сам рассказ, как я помогаю маме.

Вывод, итог, своё отношение к рассказанному.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Р: контроль в форме сличения способа действия.

Слайд 6

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма работы

Словесный: учебный диалог

Вид чтения:чтение по ролям

  • Ребята, давайте проверим как вы понимаете эти пословицы, и подходят ли они к теме нашего урока?
  • Прочитайте и объясните.

Не спеши языком, торопись делом

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

  • Давайте прочитаем по ролям диалог мамы, папы и дочки после родительского собрания так, чтобы слушатели поняли настроение каждого героя.
  • Над чем этот рассказ заставляет вас задуматься?

  • С какой целью написан этот рассказ?

  • Домашнее задание у вас будет составить свой рассказ «Как я помогаю маме».

Ответы детей.

Читают по ролям.

Нужно всегда помогать родителям, и всегда говорить и писать как есть на самом деле.

Обсмеять поступок девочки, и показать как не красиво придумывать подобного рода истории.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа,

Словесный: учебный диалог

1.Подведение итогов.

Давайте подведем итоги.

- Какая тема урока?

-Какие цели мы ставили? Достигли мы наши цели?

-С каким настроением вы завершаете урок?

Оцените свою работу на уроке.

Используя фразы, закончите ее, оценивая свою работу на уроке.

• было трудно…

• я научился…

• было интересно…

• мое настроение..

1.Отвечают на вопросы

И.Пивоварова «Сочинение».

Ответы детей.

Оценивают свою работу на уроке.

Р: оценка, контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Слайд 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Есть сладкое слово — ракета, Есть быстрое слово — конфета, Есть кислое слово — вагон, Есть слово с окошком — лимон. Есть слово колючее — дождик, Есть слово промокшее — ежик. Есть слово зеленое — цель, Есть слово упрямое — ель, Есть книжное слово — синица, Есть слово лесное — страница. Есть слово пушистое — смех, Есть слово веселое — снег. М. Пляцковский

Слайд 3

Жанр устного народного творчества, стихотворение или рассказ о том, чего не может быть, не бывает. Небылица

Слайд 5

Забавная, рифмованная поговорка, вставляемая в речь. Прибаутка

Слайд 7

Образное описание какого-то предмета или явления, по которому надо понять, о каком предмете или явлении говорится. Загадка

Слайд 8

Заяц

Слайд 9

Вид закликательных песен, которые могут отражать определенные желания по разным направлениям. Закличка

Слайд 11

Короткая фраза произносимая как можно быстрее. Скороговорка

Слайд 13

Тема: И.Пивоварова «Сочинение» . Цель: п ознакомиться… учиться правильно и…. п роанализировать… со сведениями из биографии И.Пивоваровой . в ыразительно читать её произведение «Сочинение». н овое произведение.

Слайд 14

План урока: 1 ) Прослушаем биографию о писательнице. 2) Прочитаем произведение и проанализируем его. 3) Перечитаем произведение по смысловым частям и определим главную мысль произведения. 4) Сделаем выводы .

Слайд 17

«Строчила в тетрадки»- п исала. Занавески- Скатерть- ш торы. а трибут стола. «Я вытаращила глаза»- у дивление. Галоши- р езиновая обувь.

Слайд 18

Вступление - это подготовка к тому, о чём пойдёт дальше речь. Однажды … Основная часть - с ам рассказ, как я помогаю маме . Заключение - в ывод , итог, своё отношение к рассказанному.

Слайд 19

Тема: И.Пивоварова «Сочинение» . Цель: п ознакомиться… учиться правильно и…. п роанализировать… со сведениями из биографии И.Пивоваровой . в ыразительно читать её произведение «Сочинение». н овое произведение.

Слайд 20

Было трудно… Я научился… Было интересно… Моё настроение…

Слайд 21

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтение на родном (русском) языке по теме "Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина ""Голубь"". 2 класс.УМК "Школа России"

Класс: 2 классТема урока: «Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е. Лебедина «Голубь»»Тип урока: урок  открытия нового знанияЦель:   формирование образовательных компе...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина "Кабан"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Евгения Ивановича Чарушина «Кабан»; умение выр...

Технологическая карта урока литературного чтения: "Н. Сладков "Медвежья горка" (рассказ)"

Цель урока: формирование у учащихся представления о произведении Н. Сладкова «Медвежья горка».Задачи урока: 1. дидактические: отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять г...

Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Рассказ Б. А. Емельянова «Мамины руки»», УМК "Перспектива", 4 класс

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения рассказа Б. А. Емельянова «Мамины руки».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1)...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Г.Х. Андерсен "Русалочка". Составление плана произведения"

Данный материал пригодится учителям начальных классов при работе на уроке литературного чтения по теме "Г.Х.Андерсен "Русалочка"....

Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс...