Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_na_rodnom_yazyke_1_klass.docx | 223.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2с углубленным изучением отдельных предметов».
Программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению к учебно - методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» научный руководитель А.А. Плешаков, авторы: С.В. Анашенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Н.И. Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова /М.: Просвещение, 2011г. ),к учебникам «Азбука» в 2 частях, М., Просвещение, 2013 г., авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, «Литературное чтение» 1 класс в 2 ч., /М.: Просвещение, 2011г., авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих государственную аккредитацию»).
На обучение грамоте в 1 классе отводится 12 часов в год (0,5 часа в неделю, 23 учебных недели, на литературное чтение 4 часа в год (0,5 часа в неделю, 10 учебных недель)
Цели и задачи изучения предмета
Целями учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 1 классе являются:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются следующие умения:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения курса является следующее:
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийся научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
2. Содержание учебного предмета
Блок «Литературное чтение на родном (русском) языке. Обучение грамоте»
№ | Раздел курса | Кол-во часов | Содержание учебного раздела |
1 | Подготовительный период (добукварный) | 2 ч | Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. |
2 | Букварный период | 8 ч | Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. |
3 | Послебукварный период | 2 ч | На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. |
Блок «Литературное чтение на родном (русском) языке»
№ | Раздел курса | Кол-во часов | Содержание учебного раздела |
1 | Жили-были буквы | 1 ч | Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям. |
2 | Апрель, апрель! Звенит капель | 1 ч | Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание. |
3 | Я и мои друзья | 1 ч | Вводятся понятия – «поступки героя», анализ поступков. Прогнозирование текста по названию. |
4 | О братьях наших меньших | 1 ч | Произведения о взаимоотношениях человека с природой. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
№ п\п | Дата по программе | Дата по факту | Тема урока (страницы прописи) | Содержание урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) | Личностные результаты | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Раздел №1 Добукварный период (20 ч) | ||||||||
1 | 13.09 | Речь устная и письменная. Слово и предложение. | Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «Речь письменная и устная», развитие еѐ внимания, фонематического слуха. Создать условия для выявления уровня развития лексики. | Научатся понимать различия между устной и письменной речью | Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать её. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: уметь в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю | Принимать новый статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах | ||
2 | 27.09 | Гласные и согласные звуки и буквы | Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение. | Научатся различать согласные и гласные звуки, различать звук и букву. | Регулятивные: принимать учебную задачу урока, рефлексия способов и условий действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | ||
Раздел №2. Букварный (основной) период | ||||||||
3 | 11.10 | Гласные звуки [а, о, и, ы, у], буквы а, о, и, ы, у. | Создать условия для ознакомления учащихся с гласными звуками и буквами, их обозначающих, развитие речи. | Знают особенности произнесения звуков [а, о, и, ы, у] и его характеристику; Называют буквы а, о, и, ы, у, как знаки изученных звуков; различают печатные и письменные, заглавные и строчные буквы | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Коммуникативные: составляют небольшие рассказы | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | ||
4 | 25.10 | Согласные звуки [н], [н’], [с], [с’], [к], [к’], [т], [т’], буквы н, с, к, т. | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи. | Различают твѐрдость и Мягкость согласных звуков, обозначают твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели слова, определяют функции букв обозначающий гласный звук в открытом слоге. | Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях, Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | ||
5 | 08.11 | Согласные звуки [л], [л’], [р], [р’], [в], [в’], буквы л, р, в. | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи. | Различают твѐрдость и Мягкость согласных звуков, обозначают твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели слова, определяют функции букв обозначающий гласный звук в открытом слоге. | Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях, Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | ||
6 | 22.11 | Гласные буквы Е, е. Согласные звуки [п], [п’], [м], [м’], буквы п, в. | Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [е], буквами Е, е. Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи. | Узнают, что буква е в начале слова и после гласной обозначает два звука и что буква е после мягких согласных обозначает звук [э] и указывает на мягкость согласного. Различают твѐрдость и Мягкость согласных звуков, обозначают твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели слова, определяют функции букв обозначающий гласный звук в открытом слоге. | Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях, Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | ||
7 | 13.12 | Согласные звуки [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], буквы з, б, д. Гласные буквы Я, я. | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, с гласными буквами Я, я, развитие речи. | Различают твѐрдость и Мягкость согласных звуков, обозначают твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели слова, определяют функции букв обозначающий гласный звук в открытом слоге. Узнают о двойной роли буквы Я, научатся харак-теризовать пару букв А-Я, определять функцию буквы Я в каждом случае, читать слоги с буквами А и Я, составлять рассказ по опорным словам. | Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях, Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | ||
8 | 27.12 | Согласные звуки [г], [г’], [ч’], [ш], [ж], буквы г, ч, ш, ж. Гласные буквы Ё, ё. | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи. Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы Ё. | Различают твѐрдость и Мягкость согласных звуков, обозначают твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели слова, определяют функции букв обозначающий гласный звук в открытом слоге. Учащийся знает о двойной роли буквы, находит место буквы на ленте букв и в сопоставлении с местом буквы О, читает слоги, слова, предложения, составляет рассказ. | Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях, Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | ||
9 | 24.01 | Согласные звуки [й’], [х], [х’], [ц], буквы й, х, ц. Гласные буквы Ю, ю. Гласный звук [э], буквы Э, э. | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи. Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью букв Ю, Э. | Различают твѐрдость и мягкость согласных звуков, обозначают твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели слова, определяют функции букв обозначающий гласный звук в открытом слоге. Учащийся дает полную характеристику звукам, которые отражает на письме буква Ю, Э. | Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях, Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | ||
10 | 07.02 | Согласные звуки [щ’], [ф], [ф’], буквы щ, ф. Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи. Чтение слов с разделительным Ь и Ъ знаками. | Различают твѐрдость и Мягкость согласных звуков, обозначают твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели слова, определяют функции букв обозначающий гласный звук в открытом слоге. Научатся производить звукобуквенный анализ слов с опорой на схему; читать слова с разделительными ь и ъ, | Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях, Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | ||
Раздел № 3. Послебукварный период (16ч) | ||||||||
11 | 28.02 | Как хорошо уметь читать. Произведения Е. Чарушина, К. Чуковского, В. Бианки, | Совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать, стать активным читателем; стремление к познанию нового; развивать любознательность, внимание, мышление, воображение, речь; закрепить знания об изучаемых звуках. | Учащийся совершенствует технику чтения и анализа литературных произведений | Регулятивные: принимает, сохраняет и стремится выполнить учебную задачу, составлять план и последовательность действий. Познавательные: демонстрирует навыки смыслового чтения текстов различных жанров с соблюдением необходимой интонацией. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, договариваться | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | ||
12 | 13.03 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Михалкова А. Барто | Сравнить стихотворения и рассказы. Определить героев произведения. Распределить роли и разыграть диалог | Самостоятельно читать стихи и рассказы. Рассказывать наизусть знакомые стихотворения. Определять нравственный смысл рассказов. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать ее выполнение. Познавательные: совершенствует технику смыслового чтения текста; анализирует литературные произведения, строить логические рассуждения, проводить аналогии. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | ||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» | ||||||||
Раздел № 1. Жили – были буквы (1 ч) | ||||||||
1 | 03.04 | С.Чёрный «Живая азбука» | Учить читать текст в лицах; выработать умение работать со словарем; развивать творческие способности, речь, внимание, мышление | Научатся анализировать произведение по вопросам, сочинять продолжение истории; читать по ролям, анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выразительно читать текст, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, проверять и оценивать свои достижения (с помощью учителя) | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | ||
Раздел № 2. Апрель, апрель! Звенит капель… (1 ч) | ||||||||
2 | 17.04 | Разноцветные страницы. | учить читать стихи, воссоздавая в своём воображении их содержание, передавать в речи свои впечатления о весне, используя понравившиеся слова и словосочетания из прочитанных стихотворений; | Научатся приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному | Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства | ||
Раздел № 3. Я и мои друзья (1 ч) | ||||||||
3 | 08.05 | С.Маршак «Хороший день» | Познакомить с произведением С. Маршака; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысль автора, анализировать текст и делить его на части | Учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определить тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему. | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Познавательные: установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить просить разрешения. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
Раздел № 4. О братьях наших меньших (1 ч) | ||||||||
4 | 22.05 | Внеклассное чтение. Любимые произведения о братьях наших меньших | Совершенствовать навыки плавного слогового чтения и умение читать целыми словами; воспитывать интерес к животным | Познакомятся с произведениями, научатся анализировать события текста, их последовательность. Научатся читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, развивать навык самостоятельного чтения | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: осознанно Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение | Этические чувства, прежде всего доброжелательность |
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета к концу 1 класса
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» обучающиеся научатся:
- называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
- выделять слоги, различать ударные и безударные;
- определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений;
- устно составлять 3-5 предложений, а определенную тему.
К концу изучении блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» обучающиеся получат возможность:
- слышать интонацию конца предложений, определять количество произнесенных предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
- выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
- различать буквы гласных, обозначающие твердость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;
- правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка;
- соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.
К концу изучения блока «Литературное чтение» обучающиеся научатся:
- под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников;
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
- предавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого);
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
К концу изучении блока «Литературное чтение» обучающиеся получат возможность:
- понимать прочитанное по ходу чтения;
- определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
10.Описание учебно- методической и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
1.А.А.Плешаков. Сборник рабочих программ «Школа России»1-4классы 2.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России». 3. Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014. – 224 с. 4. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.Г. Горецкий, Н.М. Белянкова. – М.: Просвещение, 2012. – 301 с. 5. Жиренко О.Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 448 с. 6. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 144 с. 7. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические разработки. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.А. Стефаненко. -.: Просвещение, 2012. – 110 с. | В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение. |
Обучение грамоте. 1.Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1. 2.Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1. 3. Обучение грамоте: 1класс: контрольно-измерительные материалы / О.Н. Крылова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 96 с. Учебники. 1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградекая). 2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). 3. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 1 класс / Сост. С.В. Кутявина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 80 с. | Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделить главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т. д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений. Текстовой материал учебников способствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.). Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы как с нечитающими, так и уже с читающими учениками. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников. |
Печатные пособия | |
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей | Комплекты для обучения грамоте используются для организации практической работы на уроке. Их применение обеспечивает реализацию деятельностного метода. |
Технические средства обучения | |
Интерактивная доска Настенная магнитная доска (3шт.) с набором магнитов для крепления таблиц Компьютер Мультимедийный проектор Сканер Принтер лазерный | |
Экранно-звуковые пособия | |
Климановой Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Электронное приложение | Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в класса, а также для самостоятельного изучения программного материала дома. |
Оборудование класса | |
Ученические двухместные столы с комплектов стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для схем и таблиц |
Приложение к программе:
Сведения о контроле
Название раздела | Кол-во часов | Проверка техники чтения | Тест | Проверочная работа | Проект |
Подготовительный период | 20 ч | ||||
Букварный период | 56 ч | ||||
Послебукварный период | 16 ч | 1 | |||
Вводный урок | 1ч | ||||
Жили-были буквы | 8 ч | 1 | |||
Сказки, загадки, небылицы | 5 ч | ||||
Апрель, апрель! Звенит капель. | 5 ч | 1 | |||
И в шутку и всерьёз | 6 ч | ||||
Я и мои друзья | 8 ч | 1 | |||
О братьях наших меньших | 7 ч | 1 | |||
Итого | 132 часов | 1 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.
Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы
Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....