Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы
рабочая программа
Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie_na_rodnom_yazyke.docx | 67.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МКОУ «2 Воробьевская основная общеобразовательная школа»,
утвержденной приказом от 19. 06. 2015 № 64
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном языке
3 – 4 классы
Автор программы:
Булавинова Светлана Владимировна,
(ФИО учителя, должность, квалификационная категория)
__учитель I квалификационной категории
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Учебно – методическое обеспечение учебного образовательного процесса
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
- Приложения: календарно – тематическое планирование на текущий учебный год по классам
7.1. Литературное чтение на родном языке 3 класс
7.2. Литературное чтение на родном языке 4 класс
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на русском языке для 3 – 4 класса составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.122012г.№273-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,
- Федерального перечня учебников (2019г.);
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа» (приказ №56 от 18.06.2016 года)
- Учебного плана МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа»
Целью курса «Литературное чтение на русском языке» является:
1)воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка
на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение на русском языке»:
- обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
- внимание к личности писателя;
- бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;
- наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
На изучение учебного предмета «Литературное чтение на русском языке» в 3 – 4 классах отводится 1 час в неделю, всего выделяется 68 часов ( 34 часа в 3 классе и 34 часа в 4 классе).
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смысло-образование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов многонациональной России; формирование эстетических чувств и представлений; формирование
экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатиии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование развитие дружеского отношения к другим детям.
Метопредметные:
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.
Познавательные: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида произведения и языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные совместно с учителем.
Коммуникативные: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
Предметные:
– понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры;
– осознавать значимости чтения на родном языке для личного развития;
–формировать представление о мире, национальной истории и культуре;
–формировать потребность в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя
- мира;
– использовать разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
–самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»;
–эмоционально отзываться на прочитанное;
–ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
–определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
–устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
–определять тему и главную мысль небольших произведений;
–характеризовать персонажей;
–находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;
–отличать поэтический текст от прозаического;
–владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
–осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование);
–цитировать (устно);
–передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, творческого) с учётом специфики художественного и научно-популярного текстов;
–высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
–составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
–определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке
- обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;
–создавать собственные небольшие устные тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
–осуществлять поиск необходимой информации в художественном и научно-популярном текстах;
–ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке;
– пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
У выпускника будут сформированы:
–внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
–широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
–учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
–ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–способность к оценке своей учебной деятельности;
–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
–ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
–знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
–установка на здоровый образ жизни;
–основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
–чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
–выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
–устойчивогоучебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
–адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
–морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
–осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные:
Выпускник научится:
–принимать и сохранять учебную задачу;
–учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве
- учителем;
–планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
–учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
–различать способ и результат действия;
–вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
–осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
–самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
Выпускник научится:
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
–о существлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–использоватьзнаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–строить сообщения в устной и письменной форме;
–ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–осуществлять синтез как составление целого из частей;
–проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
–устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
–строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
–обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
–осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
–устанавливать аналогии;
–владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
–записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
–создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
–осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
–строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
–произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные:
Выпускник научится:
–адекватно использовать коммуникативные, прежде всег о речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
–формулировать собственное мнение и позицию;
–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что
нет;
–задавать вопросы;
–контролировать действия партнера;
–использовать речь для регуляции своего действия;
–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
–учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
–с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
- партнером;
–осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
–адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные:
Изучение курса «Литературное чтение на русском языке» должно обеспечить:
–1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
–2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
–3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
–4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
–5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения на русском языке для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
– читать осознанно, правильно, в определённом темпе и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
–применять различные способы чтения: ознакомительное, поисковое;
– полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу на родном языке, получая от этого удовольствие;
–эмоционально отзываться на прочитанное;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного на родном языке, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
–определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
–устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
–определять тему и главную мысль небольших произведений;
–характеризовать персонажей;
– находить в художественном произведении на родном языкеразличные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;
–отличать поэтический текст от прозаического;
– владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
– осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование);
–цитировать (устно);
–передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа
(полного, выборочного, творческого) с учётом специфики художественного и научно-популярного текстов;
–высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
–составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
– определять порядок действий при поиске и выборе книги на родном языке, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;
– создавать собственные небольшие устные тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
– осуществлять поиск необходимой информации в художественном и научно-популярном текстах;
– ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке;
–пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями
Выпускник получит возможность научиться:
– испытывать этические чувства в процессе знакомства отечественной художественной литературой;
–определять сходство и различие произведений различных жанров;
– осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
–высказывать и пояснять свою точку зрения, ссылаясь на прочитанное;
– работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
–понимать особенности изучаемых типов композиций;
– создавать текст по аналогии с заданным образцом или в виде продолжения прочитанного;
– расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Круг детского чтения:
Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги на родном языке в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг на родном языкес целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение на родном языкепо заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой на родном языке;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика:
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений на родном языке(на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст отстихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения на родном языкеразных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу на родном языке как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс
«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»
Русские народные сказки «Дочь – семилетка», « Морской царь и Василиса Премудрая.
«О тудолюбивых и ленивых»
Нанайская сказка «Айога», С. Баруздин «Когда люди радуются», Н. Носов «Заплатка», В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
«Книги И. Крылова»
И. Крылов «Скупой ип Курица», «Ворона и Лисица».
«О щедрых и жадных»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Л.Н. Толстой «Собака и её тень», Михалков «Жадный заяц», В. Осеева «Синие листья».
«Стихи об осени»
Е. Трутнева «Осень», Е. Благинина «Улетают, улетели…».
«Книги о зиме»
А. Пушкин «Зимнее утро», С. Есенин «Разгуляласьвьюга…», Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел».
«Книги о подвигах»
С. Георгиевская «Галина мама», Л. Кассиль «Таран», В Коржиков «Амур», Е. Благинина «Шинель», В. Лебедев-Кумач «В селе за школой есть поляна…».
«Книги о семье»
М. Пляцковский «Счастливый день», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучёк», О. Буцень «Мамины помощницы», Б. Емельянов «Надо и не хочется», М. Цветаева «У кроватки», «Детство Л.Н. Толстого» из воспоминаний писателя.
«Книги о весне»
М. Пришвин «Лесная капель», А. Плещеев «Сельская песня», А. Фет «Летний вечер», С. Дрожжин «Всё зазеленело…», Ф.Тютчев «Весенние воды».
«Об обыкновенных чудесах»
В. Берестов «Честное гусеничное», Е. Пермяк «Пастух и Скрипка», Г.Цыферов «Паровозик», Ю. Аракчеев «Весёлое лето», Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?»
«Познавательная литература»
Б. Сергеев «Сон приходит на порог», Н Надеждина «Картофель», А. Леонович «Где родился паровоз?»
4 класс
Устное народное творчество. Сказки.
«Дровосек». «Как чистота красоту понесла на высоту». «Как барин лошадей высиживал». «Катигорошинка». «Поп и работник».
«На ярмарке» (малые фольклорные жанры)
Пословицы, загадки. Русские народные песни. Частушки. Припевки. Легенды и предания.
«Из истории нашей Родины».
Повесть о Меркурии Смоленском. Из «Слова о полку Игореве». К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». А. Мишин «Соловьева переправа». С.Алексеев. «Рассказы о Великой Отечественной войне».
«Родные поэты» . А.Т. Твардовский. Стихи. Н.И.Рыленков. Стихи. «Люби живое» (произведения о природе и человеке). М.Пришвин «Гаечки», «Лисичкин хлеб». Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело". Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В.Голявкин. О чём рассказывают журналы? Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. «Где, что, как и почему?» Книги-справочники, энциклопедии. «Обыкновенная биография в необыкновенное время». Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. «Современные писатели - детям». В. Медведев «Баранкин будь человеком». Книги о дружбе и взаимопомощи. |
Ю. Куклачев «Мои друзья кошки», В. Дуров «Наша Жучка».
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 класс
№ | Тема | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» | 4 | Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Характеризуют персонажей. Выявляют мотивацию персонажа. Определяют и формулируют личное отношение к персонажам. Читают молча, а также правильно, бегло и выразительно вслух. Обсуждают прочитанное. Обогащают словарный запас. Выявляют мотивы поступков персонажей. Наблюдают художественное своеобразие русских народных волшебных сказок, в том числе особенности их построения. Составляют цитатный план. Создают продолжение текста. Высказывают и обосновывают свое мнение относительно прочитанного. Выявляют подтекст. Сравнивают персонажей разных произведений. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают за использованием олицетворения, эпитета, сравнения в художественно организованной речи. Составляют партитуру для выразительного чтения. Заучивают наизусть стихотворный текст. Выявляют тему и идею текста. Подбирают пословицы, соответствующие смыслу прочитанных произведений. Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и выразительного чтения одноклассников. Инсценируют прочитанное. Обмениваются читательским опытом. Выявляют причинно-следственные связи. Соотносят пословицы с текстом. Классифицируют книги. Делают сообщение о прочитанном произведении. |
2 | «О тудолюбивых и ленивых» | 3 | |
3 | «Стихи об осени» | 1 | |
4 | «О щедрых и жадных» | 4 | |
5 | «О тех, кто любит труд» | 1 | |
6 | «Книги И. Крылова» | 1 | |
7 | «Книги о подвигах» | 4 | |
8 | «Книги о зиме» | 1 | |
9 | «За доброе дело стой смело» | 5 | |
10 | «Книги о семье» | 3 | |
11 | «Книги о весне» | 2 | |
12 | «Об обыкновенных чудесах» | 2 | |
13 | «Познавательная литература» | 3 | |
Итого | 34 |
4 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Устное народное творчество. Сказки. | 5 | Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения. Работать с детскими газетами и журналами. Уметь быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища. Составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам; Различать виды и типы книг; Писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом; Знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат; Пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке; Писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу; Пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе; Задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках; Собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.). |
2 | «На ярмарке» (малые фольклорные жанры). | 4 | |
3 | «Из истории нашей Родины» | 5 | |
4 | «Родные поэты» | 4 | |
5 | «Люби живое» (произведения о природе и человеке). | 2 | |
6 | Произведения о тех, кто трудится. | 2 | |
7 | Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. | 1 | |
8 | О чём рассказывают журналы? | 1 | |
9 | «Где, что, как и почему?» | 1 | |
10 | «Обыкновенная биография в необыкновенное время» | 2 | |
11 | «Современные писатели - детям» | 2 | |
12 | Книги о дружбе и взаимопомощи | 5 | |
Итого | 34 |
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Чтение. 1–4 классы [Текст]: тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Бельская, Л. Л. Литературные викторины [Электронный ресурс] / Л. Л. Бельская. – М.: Просвещение, 2005. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Belskaya_Liter_viktorini/index.html
3. В мире природы, истории и литературы [Текст] : сборник загадок / сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.
4. Литературное чтение. 2–4 классы: внеклассные занятия [Текст] / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов ; под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М. : ООО «Издательство «Мир и образование», 2014.
6. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
7. Срезневский, И. И. Словарь древнерусского языка [Текст] : в 3 т. / И. И. Срезневский ; художник Е. Клодт. – М. : Книга, 1989.
8.Детские книги разных типов из круга детского чтения.
9.Портреты поэтов и писателей.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september. ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.nachalka.com
7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа : http:www.viku.rdf.ru
8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http:www.rusedu.ru
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ | Дата | Тема | Количество часов | Примечания | |
План. | Факт. | ||||
«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» | 4 | ||||
1 | Русская народная сказка «Дочь – семилетка» | 1 | |||
2 | Русская народная сказка «Дочь – семилетка» | 1 | |||
3 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | |||
4 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | |||
«О тудолюбивых и ленивых» | 3 | ||||
5 | Нанайская сказка «Айога» | 1 | |||
6 | С. Баруздин «Когда люди радуются», Н. Носов «Заплатка» | 1 | |||
7 | В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | |||
«Стихи об осени» | 1 | ||||
8 | Е. Трутнева «Осень», Е. Благинина «улетают, улетели…» | 1 | |||
«О щедрых и жадных» | 4 | ||||
9 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |||
10 | Л.Н.Толстой «Собака и ее тень» | 1 | |||
11 | С.В.Михалков «Жадный заяц» | 1 | |||
12 | В.Осеева «Синие листья» | 1 | |||
«О тех, кто любит труд» | 1 | ||||
13 | Е.Пермяк «Про торопливую курицу и терпеливую синицу» | 1 | |||
«Книги И. Крылова» | 1 | ||||
14 | И.Крылов «Скупой и курица», «ворона и лисица» | 1 | |||
«Книги о подвигах» | 4 | ||||
15 | С Георгиевская «Галина мама» | 1 | |||
16 | Л. Кассиль «Таран», В. Коржиков «Амур» | 1 | |||
17 | Е. Благинина «Шинель» | 1 | |||
18 | В. Лебедев-Кумач «В селе за школой есть поляна…» | 1 | |||
«Книги о зиме» | 1 | ||||
19 | А.С.Пушкин «Зимнее утро», С.Есенин «Разгулялась вьюга…», Д.Хармс «как Володя быстро под гору летел» | ||||
«За доброе дело стой смело» | 5 | ||||
20 | Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» | 1 | |||
21 | Н.Артюхова «Трусиха», И.Киселева «Мальчик – огонек» | 1 | |||
22 | Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | 1 | |||
23 | В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | 1 | |||
24 | С. Баруздин «Страшный клад» | 1 | |||
«Книги о семье» | 3 | ||||
25 | М.Пляцковский «Счастливый день», Л.Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | |||
26 | О.Буцень «Мамины помощницы», Б.Емельянов «Надо и не хочется», М.Цветаева «У кроватки» | 1 | |||
27 | Детство Л.Н.Толстого». Из воспоминаний писателя | 1 | |||
«Книги о весне» | 2 | ||||
28 | М.Пришвин «Лесная капель» | 1 | |||
29 | А.Плещеев «Сельская песня», А.Фет «Летний вечер», С.Дрожжин «Все зазеленело», Ф.Тютчев «Весенние воды» | 1 | |||
«Об обыкновенных чудесах» | 2 | ||||
30 | В.Берестов «Честное гусеничное», Е.Пермяк «Пастух и скрипка», Г.Цыферов «Паровозик» | 1 | |||
31 | Ю.Аракчеев «веселое лето», Л.Толстой «Куда девается вода из моря?» | 1 | |||
«Познавательная литература» | 3 | ||||
32 | Б.Сергеев «Сон приходит на порог» | 1 | |||
33 | Н.Надеждина «Картофель» | 1 | |||
34 | А.Леонович «Где родился паровоз?» | 1 |
Приложение 2
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечания | ||
План. | Факт. | |||||
Устное народное творчество | 5 | |||||
1. | «Дровосек». | 1 | ||||
2. | «Как чистота красоту понесла на высоту» | 1 | ||||
3. | «Как барин лошадей высиживал» | 1 | ||||
4. | «Катигорошинка» | 1 | ||||
5. | «Поп и работник» | 1 | ||||
«На ярмарке» (малые фольклорные жанры) | 4 | |||||
6. | Пословицы, загадки Смоленского края. | 1 | ||||
7. | Русские народные песни Смоленской области. | 1 | ||||
8. | Частушки. Припевки. | 1 | ||||
9. | Легенды и предания Смоленского края. | 1 | ||||
«Из истории нашей Родины» | 5 | |||||
10. | Повесть о Меркурии Смоленском. | 1 | ||||
11. | Из «Слова о полку Игореве». | 1 | ||||
12. | К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». | 1 | ||||
13. | А. Мишин «Соловьева переправа». | 1 | ||||
14. | С.Алексеев. «Рассказы о Великой Отечественной войне». | 1 | ||||
«Родные поэты» | 4 | |||||
15. | М.В.Исаковский. Стихи о Смоленщине. | 1 | ||||
16. | А.Т. Твардовский. Стихи. | 1 | ||||
17. | Н.И.Рыленков. Стихи. | 1 | ||||
18 | Н.И.Рыленков. Стихи. | 1 | ||||
«Люби живое» (произведения о природе и человеке) | 2 | |||||
19. | М.Пришвин «Гаечки», «Лисичкин хлеб». | 1 | ||||
20 | М.Пришвин «Гаечки», «Лисичкин хлеб». | 1 | ||||
Произведения о тех, кто трудится. | 2 | |||||
21. | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» | 1 | ||||
22. | В. Осеева «Простое дело" | 1 | ||||
Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения | 1 | |||||
23. | Е.Чарушин, В.Голявкин | 1 | ||||
«О чём рассказывают журналы?» | 1 | |||||
24. | Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. | 1 | ||||
«Где, что, как и почему?» | 1 | |||||
25. | Книги-справочники, энциклопедии. | 1 | ||||
«Обыкновенная биография в необыкновенное время». | 2 | |||||
26. | Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. | 1 | ||||
27 | Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. | 1 | ||||
«Современные писатели - детям» | 2 | |||||
28. | Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». | 1 | ||||
29. | В. Медведев «Баранкин будь человеком». | 1 | ||||
Книги о дружбе и взаимопомощи. | 5 | |||||
30. | Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» | 1 | ||||
31. | В. Дуров «Наша Жучка». | 1 | ||||
32. | «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать». | 1 | ||||
33. | Обобщение изученного за курс 4 класса. | 1 | ||||
34. | Обобщение изученного за курс 4 класса. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса
Рабочая программа по родному (русскому) литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Примерн...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке во 2 классе
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение на родном языке» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 1 класс
Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русский)» Начальное общее образование (1-4 к...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 2 класса
Представлена Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса по программе "Школа России"...