2. Стадия вызова
| Мне кажется - это прекрасное время года. - А что такое весна? Какие ассоциации рождаются у вас с этим словом? - И действительно. Послушайте, как пишет о пробуждении природы после длительного сна Г. Скребицкий в произведении, с которым мы сегодня познакомимся. «Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Солнце осветило леса и поля, все белые - покрытые снегом. Только кое-где на пригорке ветер сдул белый наряд зимы. Там темнела мерзлая, укрытая бурой прошлогодней травою земля. Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка…» - Как вы думаете, о какой птичке хочет нам поведать писатель? - Трудно? Может вам поможет ответить на вопрос моя загадка!
Высоко под облаками, Над полями и лугами, Словно выпорхнув спросонок, Песнь заводит…
- Вы что-нибудь знаете о жаворонке? -Хотите узнать? -У вас на столах лежит справочный материал об этой птице, прочитайте его и на полях значками отметьте, что вы уже знаете о птице, какая новая информация для вас новая, что непонятно и нужно объяснение.
Текст для индивидуального чтения Жаворонок - эта птица чуть крупнее воробья. Голова у него по отношению к туловищу большая, зато лапы короткие. Летают жаворонки быстро. У них внушительные по отношению к размерам тела крылья, короткий хвост. Обитают эти птицы на лугах, полях, в степи. А лесов избегают. Жаворонки отличные певцы. Песня жаворонка длится 10-12 минут, после чего певец отдыхает. Это перелетные птицы. Но на зиму они не улетают далеко от своих гнездований. В старину жаворонка считали вестником весны. Они возвращаются одними их первых ранней весной, в марте, когда появлялись первые проталинки. С их появлением этих птиц просыпалась от глубокого зимнего сна вся природа. - Что вам было известно о жаворонке? - Что является для вас интересным и неожиданным? - Что неясно, возникло желание узнать больше? _ Попробуем найти ответ на этот вопрос в произведении Г. Скребицкого, который он так и назвал «Жаворонок». Откройте стр. 116 учебника. - Как вы думаете, а что интересного о жаворонке расскажет нам Георгий Алексеевич? Сейчас поработайте в парах и попробуйте высказать свои предположения по ключевым словам: весна, солнышко, жаворонок, песня, проснулись, животные. Если кому-то будет трудно выполнить задание, тогда обратитесь к иллюстрации в учебнике на стр. 117.
- Сегодня на уроке встретятся слова: трущоба, щелка, лютая, зенит, пригорки. Знаете ли вы их значение? Тогда поработайте в группах и с помощью карточек – помощников определите их значение.
-Давайте проверим !
- Теперь настало время проверить наши предположения, слушайте рассказ. | (Тепло, солнце, радость, звон ручейков, пробуждение природы)
жаворонок
Ответы детей
Ученики работают, делают пометки.
Почему жаворонков в старину считали вестниками весны?
Пришла весна. Солнышко согревает землю, тает снег. Прилетел жаворонок. Он летает над поляной. Насекомые вылезли из своих укрытий.
Нет
Трущоба - труднопроходимое место Щелка – маленькая щель. Лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз).
Зенит- наивысшая воображаемая точка небесной сферы Пригорки - небольшой холм, бугор
Происходит первичное знакомство с рассказом.
| Использование технологии РКМЧП Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать: - в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
- интерес к новой теме;
- активность учащихся.
Звучит отрывок из музыкального произведения Пер Гюнта «Утро».
Предположения обучающихся
На доске открывается картинка жаворонка.
Индивидуальная работа с научным текстом. Прием "Инсерт"
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Проверка осознанного чтения научного текста.
Ученик пишет предложение на доске.
Открывается портрет Г.Скребицкого и название произедения.
Предположения учеников.
Развитие речи учащихся. Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова. Выслушиваются различные точки зрения.
Исследование и объяснение лексического значения слов. Выработка совместного обучающего продукта.
Идет проверка. На доску вывешивается продукт труда, выполненного в группе обучающихся.
Во время чтения звучит произведение Чайковского «Март». Происходит остановка чтения текста, дети слушаю пение жаворонка. |
3. Осмысление
| -Совпали ли ваши предположения с авторским вариантом?
- Расскажите, что именно?
-- Напишите, как выглядит жаворонок. Задание 2 тетрадь.
- Рассказ о жаворонке, а зачем в его начале автор описывает восход солнца?
- Откуда и как взлетел жаворонок?
- Вы слушали песню жаворонка. О чем думали? - Что слышалось в песне жаворонка? Как об этом говорит Скребицкий?
- Какие бы хотели задать вопросы?
- Прочитайте последний абзац. - С чем сравнивает автор жаворонка?
|
Ответы обучающихся
С одного из пригорков.
В ней слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и еще что- то такое….
Выполните задание 1 в «Нашей тетради».
Потому что именно его песня разбудила, заставила всё в природе двигаться: вылезать из щёлок и трещинок, греться и расправлять крылышки, усики и ножки....Зашевелились не только крохотные насекомые, но и толстые и ленивые звери...Всё в природе пришло в движение. Всё пробудилось от зимней спячки) |
Задание 2 (индивидуальная тетрадь).
На доске под предложением фиксируются ответы детей.
Чтение отрывка стр. 116 4 абзац.
Выполнение задания на карточках |
4. Рефлексия
Домашнее задание. |
- Смогли ли мы ответить на поставленный Настей вопрос: « Почему жаворонка считают первым вестником весны» -Узнаем, а как же сам автор, Георгий Скребицкий отвечает на этот вопрос? В этом нам поможет выполнение следующего задания. Вместо пропущенных слов подставим нужные слова. Ещё раз возвращаемся к тексту (работают в группах). (учитель на стол раздаёт каждой группе весь текст) Потому что именно его …… разбудила, заставила всё в природе двигаться: ….. из щёлок и трещинок, …… и ……. крылышки, усики и ножки. …..не только крохотные ……., но и толстые и ленивые ….. Всё в …… пришло в движение. Всё …… от зимней спячки. Слова для справок:, греться, вылезать, песня, расправлять, зашевелились, звери, пробудилось, насекомые, в природе. |
Сегодня мы много говорили о жаворонке. У вас, наверное, уже сложился определённый образ этого героя. Напишите синквейн на тему ЖАВОРОНОК. Подумайте, каким вы его увидели в произведении. Расскажите о нем.
- Жаворонок поет песню в вышине. (показываю рукой). А на какой высоте ваш личный успех на уроке? Покажите рукой так.
Читать рассказ стр. 116-117 Задание 8 Написать эссе о жаворонке.
|
Потому что именно его песня разбудила, заставила всё в природе двигаться: вылезать из щёлок и трещинок, греться и расправлять крылышки, усики и ножки....Зашевелились не только крохотные насекомые, но и толстые и ленивые звери...Всё в природе пришло в движение. Всё пробудилось от зимней спячки)
Составление синквейна. Жаворонок Полевой, звонкий. Поет, будит, радует. Извещает о приходе весны. Вестник.
показываю руку на уровне груди, над головой, вытянутую руку
Задание выдается по выбору учащихся. | - Организовать осмысление полученной информации.
2. Организовать обмен мнениями по изученной проблеме. 3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля.
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: - в первой строке заявляется тема или предмет (1 существительное);
- во второй даётся описание предмета (2 прилагательных);
- в третьей характеризуются действия предмета (3 глагола);
- в четвёртой строке приводится фраза, выражающая отношение автора к предмету;
- в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (1 слово).
Анализ результатов урока: Определение главного, полезного, интересного. Выводы. Комментарии - пожелания учащихся к уроку.
Усвоение и повторение материалов темы, создание творческого продукта.
|