Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.cht_.docx | 86.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 453
Колпинского района Санкт-Петербурга
Принята Педагогическим советом школы Протокол № от 30.08.2019 г. | «Утверждаю» Приказ от 30.08.2019 г. № 183 __________/Андреева С.Л./ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение»
для 4 класса В
срок реализации программы: 2019/2020 учебный год
Составитель: Кобзева О.А.
Санкт- Петербург
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4В класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373, на основе рабочей программы предметной линии учебников системы «Перспектива», 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций Л. Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М. В. Бойкиной. - М.: Просвещение, 2014; в соответствии с утвержденным учебным планом школы на 2019 – 2020 учебный год.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся четвертых классов.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
В результате, отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
- формирование навыка чтения про себя;
- приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;
- развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Авторская программа предусматривает проведение уроков внеклассного чтения по каждому разделу, определена тематика рубрик: «Мы идем в библиотеку», «Семейное чтение», «Самостоятельное чтение». Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию навыков самоконтроля и самопроверки.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе составлена в соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год и рассчитана на 102 часа (34 недели по 3 часа).
В связи с расхождением объема содержания учебника и авторской рабочей программы, а также изменениями календаря, в программу были внесены изменения по количеству часов, отводимых на изучение разделов. В связи с изменениями производственного календаря на 2019-2020 год в 4 четверти количество часов было сокращено. Таким образом, программа скорректирована на 97 часов. Сокращение часов предусмотрено в разделах: «Великие русские писатели», «Литература как искусство слова». Предусмотренное сокращение отражено в поурочно-тематическом планировании.
Распределение часов осуществляется по четвертям:
1 четверть – 27ч., фактически 24 (-3)
2 четверть – 21ч., фактически 24 (+3)
3 четверть – 30ч., фактически 30
4 четверть – 24ч., фактически 23 (-1)
Учебно-методический комплект
Реализация учебной программы обеспечивается УМК «Перспектива», утвержденным приказом по школе № … от 01.03.2018 г.
- Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Бойкина М.В. Учебник 4 класс, "Литературное чтение" в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
2. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В Бабушкиной.
Для реализации программного содержания используются следующие дополнительные учебные пособия:
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Методическое пособие. Литературное чтение: Уроки чтения: 4 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Информационно-методическое обеспечение:
- Сайт издательства «Просвещение» – www.prosv.ru
- Интернет-ресурс УМК «Перспектива» – http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www. festival. 1september.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=1237
Материально-техническое обеспечение
- ДоскаSmart
- Компьютер
- Звуковые пособия на электронных носителях
- Наглядные пособия: таблицы, учебные картины, схемы, плакаты, таблички с терминами.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные УУД
К окончанию 4 класса будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных
целей;
• мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность;
• первоначальные представления о нравственных понятиях (тщеславие; гнев, самообладание; поступок, подвиг), отражённых в литературных произведениях;
• умение отвечать на вопросы: «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»;
• осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны;
• способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев; способность адекватно оценить работу товарища, одноклассника.
Учащиеся получат возможность научиться:
• эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках.
Метапредметные УУД
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи4
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• пользоваться справочником и энциклопедией.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и Интернет-ресурсов;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
• участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами;
• готовить самостоятельно проекты;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи; создавать письменное высказывание с обоснованием
своих действий.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
• адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные УУД
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского
опыта, поиск аргументов);
• осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;
• составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;
• сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности;
• сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
• сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• воспринимать литературу как искусство;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности
художественного текста.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению;
отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;
• составлять самостоятельно краткую аннотацию;
• писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;
• самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• ориентироваться в библиотечном пространстве; пользоваться интернет-каталогом для поиска необходимой литературы.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
• определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
• различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них;
• сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
• сравнивать былину и сказочный текст;
• сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
• определять ритм стихотворения;
• сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2—3 особенности текста;
• создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средствахудожественной выразительности.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• использовать в речи литературоведческие понятия.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
• делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
• создавать свой собственный текст.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Текущий контроль по предмету проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Предусматриваются и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события, определение основных понятий и др.), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями, оглавлением и тестовые задания.
Учитель определяет конкретные задачи контролирующей деятельности и учитывает основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Наизусть 10-15стихотворений русских классиков:
- И. Языков. «Мой друг! Что может быть милей...»;
- Ф. Глинка. «Солдатская песнь»;
- С. Фурин. «Чтобы солнышко светило», В. Орлов. «Разноцветная планета» (по выбору);
- И. Суриков. «Детство»;
- А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок);
- А.С. Пушкин. «Осень»,А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами...»;
- Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид...»;
- М.Ю. Лермонтов. «Крестовая гора», «Утёс»;
- И. Никитин. «Когда закат прощальными лучами...»;
- И. Бунин. «Ещё холодно и сыро...»;
- И. Крылов. Басни:«Ворона и Лисица». 1 по выбору.
- 5—10 русских народных пословиц, считалок, загадок;
- Имена и фамилии 5—10 отечественных писателей и художников.
Учащиеся должны уметь:
- Читать текст вслух словосочетаниями и синтагмами; проверяется достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя)
- Читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
- Читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
- Практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
- Объяснять заглавие прочитанного произведения;
- Высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
- Устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
- Пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
- Делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
- Отгадывать загадки;
- Находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;
- Различать слова автора и героев;
- Определять тему произведения по заглавию;
- Различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
- Находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
- Ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
- Составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Самостоятельно выбирать и читать книги;
- Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- Определять содержание книги по заглавию, аннотации;
- Находить в словаре значение неизвестного слова.
Особенности контроля:
Кроме текущего контроля предусмотрен тематический контроль, который проводится после изучения каждого раздела и может проходить в устной и в письменной форме. Таким образом, в 4 классе предусмотрено 7 проверочных тематических работ. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом изучаемого материала.
Итоговый контроль осуществляется по итогам изучения курса за год в форме комплексной работы с текстом .
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится аналогично.
Сформированность метапредметных УУД определяется также посредством комплексной и диагностических работ.
При организации четвертной промежуточной аттестации вычисляют среднее арифметическое текущих отметок и отметки за проверочную работу в конце четверти; считают определяющей отметку за проверочную работу в конце четверти. Отметка обучающегося за четверть, не может превышать среднюю арифметическую оценку результатов проверочных или самостоятельных работ, имеющих контрольный характер.
При организации годовой промежуточной аттестации учитываются только четвертные отметки; вычисляют среднее арифметическое четвертных отметок и отметки за проверочную работу в конце года; считают определяющей отметку за проверочную работу в конце года.
График проведения тематических и итоговых проверочных работ
Название раздела | Форма работы | Дата |
Раздел «Книга в мировой культуре». | Проверочная работа | 13 сентября |
Раздел «Истоки литературного творчества» Раздел « О Родине, о подвигах, о славе» | Проверочная работа за 1 четверть. Проверочная работа Проверочная работа за 2 четверть | 24 октября 2 декабря 27 декабря |
Раздел «Литературная сказка». Раздел «Великие русские писатели» | Проверочная работа Проверочная работа за 3 четверть Проверочная работа за 4 четверть | 27 февраля 20 марта 21 мая |
ИТОГО: | 6 проверочных работ |
Содержание учебного предмета
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
- Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: чтение целыми словами и синтагмами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.
— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.
— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 80-90слов в минуту.
— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших
текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.
- Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.
— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.
— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).
— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.
— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).
— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.
- Воспитание культуры речи и чтения.
— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.
— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов
искусства и наблюдений за окружающим миром
- Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.
— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.
— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.
— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.
— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.
- Слушание художественных произведений.
— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.
— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.
— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.
- Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.
— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.
— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
- Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
- Восприятие сказочных сюжетов (отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.
— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.
— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.
— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).
— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)
— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другою человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учи теля). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворении (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к re рою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях по строения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учи теля).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Содержание учебного материала в 4 классе
Учебник «Литературное чтение. 4 класс» включает 7 разделов, которые выстроены по жанровому, художественно, эстетическому и познавательному принципам.
Часть 1
Книга в мировой культуре;
Истоки литературного творчества;
О Родине, о подвигах, о славе;
Жить по совести, любя друг друга.
Часть 2
Литературная сказка;
Великие русские писатели;
Литература как искусство слова.
Каждый раздел имеет определённую структуру:
• введение в тему раздела, основные понятия, проблемная ситуация;
• художественные произведения, подобранные в соответствии с темой урока;
• система вопросов и заданий, позволяющая сформировать аналитические и творческие умения;
• рубрика «Мы идём в библиотеку»;
• рубрика «Самостоятельное чтение»;
• рубрика «Семейное чтение»;
• рубрика «Наш театр»;
• рубрика «Маленькие и большие секреты страны Литературии».
Раздел «Книга в мировой культуре» (4 класс, 1часть,с. 4—17) продолжает содержание аналогичных разделов учебников 1, 2, 3 классов «Любите книгу», «Книги —мои друзья». Изучаемый раздел включает высказывания известных русских и зарубежных писателей о книге, произведения древнерусской литературы («Из Повести временных лет»), материал по истории книги (книги на папирусе, книги из берёсты, пергамента), материал о современных книгах, в том числе и электронных.
Основные понятия раздела: библиотека, летопись, летописец, папирусная книга, берестяные грамоты, книги из пергамента, буквица.
Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с историей книги, определение её роли в мировой культуре; умения находить нужную книгу в библиотеке по заданному параметру, составлять на книгу библиографическую карточку.
Раздел «Истоки литературного творчества»(4 класс, 1 часть, с. 18—55) продолжает раздел учебника1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел учебника 2 класса «Мир народной сказки» и раздел учебника 3 класса«Волшебная сказка».
Основные понятия раздела: виды народного творчества, Библия, Священное Писание, библейские сюжеты, притча, былина, миф, постоянный эпитет.
Основной методической задачей уроков этого раздела является определение специфических особенностей жанров литературы: миф, притча, былина.
Раздел «О Родине, о подвигах, о славе» (4 класс,1 часть, с. 56—97) включает научно-познавательные и художественные произведения о военных событиях, репродукции картин Н. Бута, А. Дейнеки, М. Авилова, А.Бубнова и фотографии военных лет.
Основные понятия раздела: духовно-нравственные ценности и понятия (благородство, ответственность, геройство, подвиг, настоящий герой, поступок).
Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных текстов чувства гордости за свой народ, любви к Родине, ответственности за совершаемые поступки.
Раздел «Жить по совести, любя друг друга» (4 класс,1 часть, с. 98—154) продолжает аналогичные разделы 1, 2,3 классов. Изучаемый раздел включает произведения отечественных авторов о детях и для детей. Каждое произведение писателя — это опыт его жизни, его переживания. Читая эти произведения, учащиеся размышляют, похожи ли сверстники, жившие много лет назад, на них; как складывались их отношения с учителями, с родителями. Ребята учатся понимать, что словом можно поддержать или огорчить. Вместе со взрослыми они обсудят, что такое ответственность, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание.
Основные понятия раздела: духовно-нравственные ценности и понятия (ответственность в семье, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание, послушание, благородство, сострадание).
Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных произведений ответственности, чувства справедливости, сострадания.
Раздел «Литературная сказка» (4 класс, 2часть,с. 4—71) продолжает раздел учебника 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел учебника 2 класса «Мир народной сказки» и раздел учебника 3 класса «Волшебная сказка». Изучаемый раздел включает биографический материал о зарубежных писателях братьях Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсене и их произведения.
Основные понятия раздела: сказка, литературная сказка, герои литературных сказок, переводная литература, аналогичные сюжеты сказок.
Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с зарубежной литературной сказкой; выявление основных её особенностей; сравнение сказок с похожими сюжетами.
Раздел «Великие русские писатели» (4 класс, 2часть,с. 72—141) продолжает аналогичный раздел учебника 3 класса. Он включает произведения известных русских писателей: Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Основные понятия раздела: сказка, рассказ, лирическое стихотворение, средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет).
Основной методической задачей уроков этого раздела является знакомство учащихся с русской классической литературой. Кроме того, учащиеся на примере работы с классическими художественными произведениями учатся: определять специфические особенности жанра литературной сказки («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина);сравнивать литературную сказку с народной сказкой; определять особенности жанра рассказа на примере произведений Л. Н. Толстого; определять особенности лирического стихотворения на примере стихотворений М. Ю. Лермонтова, а также средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение).
Раздел «Литература как искусство слова» (обобщение) (4 класс, 2 часть, с. 142—156) является новым в учебнике 4 класса. В нём представлен материал для самостоятельной работы учащихся и проведения проверочных работ в течение и в конце учебного года. Основные содержательные линии в рабочей программе по литературному чтению, так же как в примерной программе и ФГОС начального общего образования, распределены по разделам:
Учебно-тематический план.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Книги в мировой культуре. | 6 часов |
2. | Истоки литературного творчества. | 17 часов |
3. | О Родине, о подвигах, о славе. | 13 часов |
4. | Жить по совести, любя друг друга. | 12 часов |
5. | Литературная сказка. | 18 часов |
6. | Великие русские писатели. | 29 часов |
7. | Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения. | 2 часа |
ВСЕГО | 97 часов |
Поурочно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс на 2018-2019 уч. год
№ п/п | Название раздела, темы урока | Дата план | Дата факт | Контроль | Планируемые результаты обучения | ||||
Освоение предметных знаний | УУД | ||||||||
1 четверть Книга в мировой культуре (6 часов) | |||||||||
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения. Содержание учебника. | 2.09. | Текущий | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Работать с текстом, соотносить иллюстрации с текстом. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Выбирать книгу, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги. Пользоваться справочной и энциклопедической литературой для детей, самостоятельно составлять краткую аннотацию. Составлять диалог, рассказ на тему «Книга в нашей жизни». Использовать разные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), определять главную мысль, подробно пересказывать текст по плану. Оперировать понятиями изученными в разделе (библиотека, каталог, аннотация, летописец, энциклопедия). Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы Оформлять отзыв на прочитанную книгу, используя план. | Личностные: Проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в её использовании, знание правил выбора обложки и закладки для книг. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим) Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании. Умение прислушиваться к мнению собеседника, вести диалог. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока в совместной деятельности, исходя из анализа материала учебника, понимание её, планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Познавательные: анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли, формирование умений осуществлять поиск необходимой информации в учебной книге, ориентироваться в ней, анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, выделение в тексте основной мысли, анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли, использование различных способов поиска информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений. Коммуникативные: ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, считывание необходимой информации об истории книги с иллюстраций учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, умение работать в паре, группе. | ||||
2 | Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. | 5.09 | Текущий | ||||||
3 | М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. | 6.09 | Текущий | ||||||
4 | История книги. Подготовка сообщения на тему. | 9.09 | Текущий | ||||||
5 | Удивительная находка. Пересказ текста. | 12.09 | Текущий | ||||||
6 | Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщения о старинных и современных книгах. Проверочная работа по разделу «Книга в мировой культуре». | 13.09 | Тематичес-кий | ||||||
Истоки литературного творчества (17 часов) | |||||||||
7 8 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. | 16.09 19.09 | Текущий Текущий | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Использовать разные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), определять главную мысль, выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Работать с текстом, соотносить иллюстрации с текстом. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картины. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Осмыслять особенности текста, соотносить иллюстрации с текстом, характеризовать героя произведения. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Работать с текстом, находить эпизоды. создавать текст на основе иллюстрации. Отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст, подробно, кратко, сжато пересказывать прочитанное. Пользоваться справочными источниками. Находить нужную книгу по тематическому и алфавитному каталогу, представлять выбранную книгу, оформлять отзыв, аннотацию на прочитанную книгу, используя план. Выбирать книгу для самостоятельного чтения по тематическому и алфавитному каталогу. Готовить сообщение по данной тематике- представлять одну из книг по заданным параметрам, сочинять свои тексты (отзыв, аннотация) на основе художественного текста. Рассказывание сказки по иллюстрациям. Работать с текстом, определять главную мысль, определение ключевых слов в будущем тексте, составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Работать с текстом, определять главную мысль, читать вслух и воспринимать произведение на слух. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произве-дение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Перечислять виды народного творчества, оперировать понятиями изученными в разделе (притчи, былины, мифы, сюжет, сказка, сказочные выражения, инсценировка, сценарий) Составлять собственный текст по итогам обсуждения, на основе изученного материала, находить книгу по тематическому указателю, каталожной карточке, по алфавитному каталогу. | Личностные: мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока в совместной деятельности, исходя из анализа материала учебника, понимание её, планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Познавательные: анализ пословиц и поговорок, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, анализ текстов из Библии, поиск необходимой информации в книге, использование различных способов поиска информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, анализ поэтического текста, выделение в нём главной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста Коммуникативные: ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях), обсуждение в группе ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. | ||||
9 | Библия — главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). | 20.09 | Текущий | ||||||
10 11 | Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. «Милосердный самарянин» (из Нового Завета). Смысл притчи. | 23.09 26.09 | Текущий Текущий | ||||||
12 | Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. | 27.09 | Текущий | ||||||
13 | «Исцеление Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. | 30.09 | Текущий | ||||||
14 | Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. | 3.10 | Текущий | ||||||
15 | Славянский миф. Особенности мифа. | 4.10 | Текущий | ||||||
16 17 | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. | 7.10 10.10 | Текущий Текущий | ||||||
18 | Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. | 11.10 | Текущий | ||||||
19 | Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. | 14.10 | Текущий | ||||||
20 | Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. | 17.10 | Текущий | ||||||
21 | Семейное чтение. Царь и кузнец. Шрамы на сердце. Притчи. | 18.10 | Текущий | ||||||
22 | Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. | 21.10 | Текущий | ||||||
23 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества» за 1 четверть. | 24.10 | Тематический . | ||||||
О Родине, о подвигах, о славе (13 ч) | |||||||||
24 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. | 25.10 | Текущий | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. Работать с текстом, определять главную мысль, читать вслух и воспринимать произведение на слух. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине. Читать вслух и про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение. Сравнивать произведения литературы и живописи. . Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Читать вслух и про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение. Характеризовать героя. Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Читать вслух и про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение. Осуществлять разные виды чтения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Сравнивать произведения литературы и живописи. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Сравнивать произведения разных жанров. Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения по тематическому и алфавитному каталогу. Понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение, сравнивать произведения разных авторов, разных жанров. Осмыслять лирические и художественные тексты, понимать настроение произведения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. | Личностные: мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока в совместной деятельности, исходя из анализа материала учебника, понимание её, планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Познавательные: анализ пословиц и поговорок, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, анализ текстов из Библии, поиск необходимой информации в книге, использование различных способов поиска информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей, 7построение рассуждений, анализ поэтического текста, выделение в нём главной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста Коммуникативные: ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях), обсуждение в группе ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. | ||||
2 четверть | |||||||||
25 | К. Ушинский. «Наше Отечество». В. Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине. | 7.11 | Текущий | ||||||
26 | И. Языков. «Мой друг! Что может быть милей...» А. Рылов. «Пейзаж с рекой». С. Романовский. «Русь». Филарет Московский «Святая Русь». Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | 8.11 | Текущий Ч.Н. | ||||||
27 28 | Александр Невский. В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом». | 11.11 14.11 | Текущий Текущий | ||||||
29 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. | 15.11 | Текущий | ||||||
30 | Михаил Кутузов. Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь». | 18.11 | Текущий Ч.Н. | ||||||
31 | Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием». | 21.11 | Текущий | ||||||
32 | А. Приставкин. «Портрет отца». В. Костецкий. «Возвращение». | 22.11 | Текущий | ||||||
33 | Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведений. | 25.11 | Текущий | ||||||
34 | Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. | 28.11 | Текущий | ||||||
35 | Самостоятельное чтение. С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета». Семейное чтение. Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Фотография — источник получения информации. | 29.11 | Текущий Ч.Н. | ||||||
36 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу « О Родине, о подвигах, о славе» | 2.12 | Тематичес кий | ||||||
Жить по совести, любя друг друга (12 ч) | |||||||||
37 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть. А. К. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа. | 5.12 | Текущий | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Работать с текстом произведения, определять тему, главную мысль. Использовать разные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), Чтение вслух и про себя. Составлять план и кратко пересказывать текст, определять главную мысль. Проводить исследование поступков героя. Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях. Составлять текст-рассуждение на тему «Настоящий друг». Различать, сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Характеризовать героев, называть их качества, объяснять смысл поступков и давать им оценку. Создавать текст по аналогии с данным. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопони-мание, любовь, сопереживание. Выбирать книгу для самостоятельного чтения по тематическому и алфавитному каталогу. Давать и обосновывать хар-ку. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Работа с текстом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. | Личностные: Воспитание чувства гордости за свою Родину, её историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества. Становление гуманистических ценностных ориентаций Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками. Регулятивные: формулирование, исходя из анализа материала учебника, учебной задачи урока в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём главной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. Коммуникативные: ответы на вопросы учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях). | ||||
38 | А.К. Толстой. «Детство Никиты». Герои рассказа. | 6.12 | Текущий | ||||||
39 | И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов. | 9.12 | Текущий Ч.Н. | ||||||
40 | А. Гайдар. «Тимур и его команда». Смысл повести. | 12.12 | Текущий | ||||||
41 | А. Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии. | 13.12 | Текущий | ||||||
42 | М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа. | 16.12 | Текущий | ||||||
43 | И. Пивоварова. «Смеялись мы — хи-хи...». Соотнесение содержания текста с пословицей. | 19.12 | Текущий | ||||||
44 | Н. Носов. «Дневник Коли Синицына». | 20.12 | Текущий | ||||||
45 | Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели — детям». Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Метро». Особенности юмористического текста. | 23.12 | Текущий | ||||||
46 | Семейное чтение. В. Драгунский. «...бы». Смысл рассказа. | 26.12 | Текущий | ||||||
47 | Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. Проверочная работа за 2 четверть. | 27.12 | Тема-тический | ||||||
3 четверть | |||||||||
48 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 13.01 | Текущий | ||||||
Литературная сказка (18 ч) | |||||||||
49 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой. | 16.01 | Текущий | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Работать с текстом сказки: проводить исследование текста сказки; Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. Перечислять специфические особенности жанра литературной сказки Проводить исследование текста сказки; составлять описание литературного героя. Использовать разные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), соотносить иллюстрации с текстом, определять главную мысль, представлять книгу по заданным параметрам, сочинять свои тексты (отзыв, аннотация) на основе художественного текста. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Сравнивать произведения одного жанра. Анализировать текст с использованием литературо-ведческих понятий, составлять текст-рассуждение, повество-вание, описание, оформлять отзыв о прочитанной сказке. Определять главную мысль, нравственный смысл понятий: скромность и смирение, оценивать поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей. Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения по тематическому и алфавитному каталогу. Читать вслух и про себя, воспринимать на слух, определять главную мысль, проводить исследование текста сказки, выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения Сравнивать произведения одного жанра, работать с иллюстрациями, подбирать к ним надписи. Анализировать текст, составлять сценарий и инсценировать сказку. Работать с текстом. Осмыслять особенности повествова-тельного текста, соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и составлять тематический список книг. составлять аннотацию. Работать с текстом, перечислять особенности литературной и народной сказки, сравнивать героев, оперировать понятиями изученными в разделе, соотносить иллюстрации с произведениями, составлять собственное суждение по итогам обсуждения, на основе изученного материала. | Личностные: Проявление бережного отношения к художественной книге Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Регулятивные: формулирование, исходя из анализа материала учебника, учебной задачи урока в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Познавательные: размышление о нравственных ценностях (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги, анализ прочитанного текста, выделение в нём главной мысли, умение находить необходимую информацию в произведении. Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, деление обязанностей в группе при планировании групповой работы. | ||||
50 51 | Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели немецких народных сказок.
Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. | 17.01 20.01 | Текущий Текущий | ||||||
52 | Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки. Шарль Перро. «Мальчик-с-пальчик». Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. | 23.01 | Текущий | ||||||
53 | Шарль Перро. «Спящая красавица». Представление книги. | 24.01 | Текущий | ||||||
54 | Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг. | 27.01 | Текущий | ||||||
55 | Г.-Х. Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой. | 30.01 | Текущий | ||||||
56 | Г.-Х. Андерсен. «Дикие лебеди». Герои сказки. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». | 31.01 | Текущий | ||||||
57 | Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. Судьба героев сказки. | 3.02 | Текущий | ||||||
58 | Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. | 6.02 | Текущий | ||||||
59 | Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. | 7.02 | Текущий | ||||||
60 | Самостоятельное чтение. И. Токмакова. «Сказочка о счастье». | 10.02 | Текущий | ||||||
61 62 | Семейное чтение. С.Аксаков. «Аленький цветочек». | 13.02 14.02 | Текущий Текущий | ||||||
63 | Ш. Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок. | 17.02 | Текущий | ||||||
64 | Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. | 20.02 | Текущий | ||||||
65 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога на тему. Составление аннотации. | 21.02 | Текущий | ||||||
66 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по разделу «Литературная сказка». | 27.02 | Тематический | ||||||
Великие русские писатели (31 ч) | |||||||||
67 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. | 28.02 | Текущий | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимая на слух художественное произведе-ние. Объяснять назначение художественной литературы. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. готовить сообщение по данной тематике, сочинять свои тексты на основе художественного текста. Строить высказывание на тему «Что для меня значат сказки Пушкина». Читать вслух и про себя, воспринимать на слух, проводить исследование текста сказки, составлять план событий, соотносить текст с иллюстрацией перечислять особенности литературной и народной сказки, сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки разных авторов. Сравнивать произведения живописи и литературы. Читать наизусть понравившиеся произведения. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблять средства художественной выразитель-ности в собственной речи. Понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение. Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме, готовить сообщение по данной тематике, Воспринимать на слух поэтическое произведение, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение, сравнивать стихотворный и прозаический тексты. Выявлять особенности исторической песни, сравнивать произведения разных жанров (песнь и былина). Соотносить иллюстрации с текстом. Перечислять произведения Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге, выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме, готовить сообщение по данной тематике. Использовать разные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), определять главную мысль, оценивать поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей, сочинять свои тексты на основе художественного текста. Читать вслух и про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение, сравнивать произведения живописи и литературы. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов, давать эмоциональный отклик, читать наизусть понравившиеся произведения. Прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимая на слух поэтическое произведение. Сравнивать со сказочным текстом. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела, работать с информацией самостоятель-но,пользоваться справочны-ми источниками для получения дополнительной информации, искать и упорядочивать информацию. Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения по тематическому и алфавитному каталогу. Работать с текстом басни: проводить исследование текста басни; определять смысл, мораль, работать с дополнительной литературой самостоятельно. Составлять описание литературного героя. Пересказывать тексты подробно и кратко. Составлять сценарий и инсценировать басню. Перечислять великих русских писателей, называть их произведения, оперировать понятиями изученными в разделе, составлять аннотацию к одному из произведений, составлять краткий рассказ о жизни и творчестве одного из писателей. | Личностные: Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни). проявление интереса к чтению и изучению творчества великих русских писателей. Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятиями: красота родной природы, гордость за свою родину, лирические произведения (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности). Выражение своих чувств, умение оперировать понятиями: красота родной природы, гордость за свою родину. Регулятивные: выполнять учебное задание, используя алгоритм, осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания, формулирование, исходя из анализа материала учебника, учебной задачи урока в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём главной мысли, пересказывать его по заранее составленному плану, находить опорные слова, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, анализ поэтического текста, выделение в нём главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, сравнение со сказочным текстом, анализ нравственного смысла басни, характеров героев, умение соотносить смысл басни и пословицы. Коммуникативные: ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях). | ||||
68 | Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. | 2.03 | Текущий | ||||||
69 | Устное сочинение на тему: «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». | 5.03 | Текущий | ||||||
70 71 72 73 74 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнение с народной сказкой. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Составление плана. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Волшебные предметы и помощники в сказке. | 6.03 12.03 13.03 16.03 19.03 | Текущий Ч.Н. Текущий Текущий Текущий Текущий | ||||||
75 76 | А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы. Проверочная работа за 3 четверть. А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами...» Средства художественной выразительности для создания образа весны. | 20.03 30.03 | Текущий Текущий Ч.Н | ||||||
77 | Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид...». А. Куинджи. «Ранняя весна.» Сравнение произведений живописи и литературы. | 2.04 | Текущий Ч.Н. | ||||||
78 | И. Козлов. «Вечерний звон.» И. Левитан. «Вечерний звон.» Сравнение произведений живописи и литературы. | 3.04 | Текущий | ||||||
79 | Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». | 6.04 | Текущий | ||||||
80 | М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения. | 9.04 | Текущий | ||||||
81 | М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины». Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов. | 10.04 | Текущий | ||||||
82 | М.Ю. Лермонтов. Тифлис. «Дары Терека». Сравнение произведений живописи и литературы. | 13.04 | Текущий | ||||||
83 | М.Ю. Лермонтов. «Крестовая гора». «Утёс». Сравнение произведений живописи и литературы. | 16.04 | Текущий Ч.Н. | ||||||
84 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности исторической песни. | 17.04 | Текущий | ||||||
85 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов. | 20.04 | Текущий | ||||||
86 | Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. «Maman» (из повести «Детство»). Герои рассказа. | 23.04 | Текущий | ||||||
87 | Л.Н. Толстой. «Ивины». Герои рассказа. | 24.04 | Текущий | ||||||
88 | И. Никитин. «Вечер ясен и тих». Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. «Когда закат прощальными лучами...» И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы. | 27.04 | Текущий Ч.Н. | ||||||
89 90 | И.Бунин. « Гаснет вечер, даль синеет...», «Ещё холоден и сыр...» Подготовка вопросов к стихотворениям. Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом. | 30.04 7.05 | Текущий Ч.Н. Текущий | ||||||
91 | Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. | 8.05 | Текущий | ||||||
92 | Самостоятельное чтение. J1.H. Толстой. «Был русский князь Олег». Л.H. Толстой. Басни. | 14.05 | Текущий | ||||||
93 | Семейное чтение. Л.И. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. | 15.05 | Текущий | ||||||
94 95 | Наш театр. И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа за 4 четверть. | 18.05 21.05 | Текущий Тематический | ||||||
Литература как искусство слова. (2 часа) | |||||||||
96 | Обобщение по курсу литературного чтения. | 22.05 | Текущий Ч.Н. | ||||||
97 | Урок-отчёт «Путешествие по страницам любимых книг». Игра «Литературные тайны». | 25.05 | Текущий . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно-тематические планы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
Календарно-тематические планы соствлены к УМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....