Обобщающий урок по разделу "Литературная сказка"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

урок- игра, обобщающий вопросы по разделу "Литературные сказки" в 3 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx46.05 КБ
Файл zakladki.docx486.94 КБ
Файл konvert.docx81.53 КБ
Файл vystavka.docx11.8 КБ
Файл portrety.docx166.82 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калининская средняя общеобразовательная школа»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ

« Обобщение по разделу «Литературные сказки»

урок – игра.

Учитель начальных классов:

 Стародубцева М.В.

Технологическая карта урока

Тема:

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.

Цель урока:

Формирование отличительных признаков литературных сказок и обобщение знаний , полученных при изучении темы «Литературные сказки».

Формируемые УУД

Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.

Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

  • регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
  • познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
  • коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе

Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу одноклассников.

Планируемые результаты:

Учащиеся

  • называют правильно произведение и автора;
  • соотносят произведение и героев (называют героя,  рассказывают о герое);
  • работают в группах: слушают и уважают мнение других ребят, умеют отстаивать свою точку зрения.

Форма проведения

Урок-игра

Методы работы:

частично-поисковый, словесные, наглядные, практические.

Тип урока:

Урок развивающего контроля

Ресурсы:

Оборудование учителя:

мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация к уроку.

Учебник "Литературное чтение", авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, ч. 1, 3 класс; самоанализ урока

Оборудование учащихся:

учебник " Литературное чтение " Л.Ф. Климанова, Ч. 1, 3 класс;

карточки с  заданиями, словари.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая  работа, индивидуальная работа

Ход урока

Этап урока/ время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Организационный момент  (2 мин)

Цель.

Включение детей в

деятельность на

личностно-значимом

уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку и настрой на урок. Мотивирует учащихся на работу.

- Начинается урок.

Дружно встали, спинки выпрямили, подравнялись.

Улыбнитесь, чтобы поднялось настроение у всех.

А теперь пожелайте улыбкой, взглядом удачи в работе друг другу и себе.  Будьте все внимательны, активны и старательны! Желаю вам успехов! Присаживайтесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя,  проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

II. Актуализация знаний     (3 мин)

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для обобщения и систематизации.

Ребята, сегодня необычный урок.

Ребята, чтобы определить тему нашего урока, вы должны  прочитать  высказывание и сказать, какое слово пропущено?

 Кто автор этих слов?– А. С. Пушкин.

Прочитаем хором.  

Как вы понимаете смысл этих строк великого поэта

- Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, противостоять злу. Они утверждают честность и преданность – сказки чему-то учат нас и предостерегают.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Повторяют изученный ранее материал.

Знать изученные произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка В.М.Гаршина, В.Ф.Одоевского

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать, строить монологические высказывания.

III. Постановка учебной задачи.   (2 мин)

Цель.

Формулирование темы урока.

– Так о чём сегодня пойдет речь на уроке? – О сказке.            

(вешаю слова ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА на доску)

(Звучит музыка «В мире много сказок»  )

-– Как вы думаете, чему вы будете учиться сегодня на уроке?                                                        

(Думать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, выразительно читать, пересказывать, делать выводы)

- Действительно, вы правы, главная цель нашего урока – закрепить полученные знания, обобщить всё, что вы узнали об особенностях литературных сказок.  

Обратите внимание на выставку книг, которую приготовили Даша и Марина. Какие интересные книги здесь находятся, так и хочется прочитать их снова и снова. После урока вы можете поближе рассмотреть  книги и взять почитать понравившуюся.

Формулируют тему урока, ставят цели

Уметь формулировать тему урока.

Уметь ставить цель.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV.Обобщение и систематизация знаний (7 мин)

Цель.

Выполнение заданий обобщающего характера по пройденному материалу с использованием ИКТ

А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут … что?  (сказки)

– Далеко-далеко за тридевятым царством, тридесятым государством, за дремучими лесами, непроходимыми болотами есть удивительная страна. Живут там в мире и согласии сказки. Я была в этой стране… но дойти до неё очень трудно. Надо быть внимательными, чудеса ждут вас на каждом шагу. Не спугните их!

1 ученик                                                            2 ученик

- Тише, тише, ребятишки,             Чудеса не любят шума.

Сказки любят тишину.                   Тихо сядем на пенёк.

Не пропустят шалунишек              Сказка чтоб не испугалась

В ту волшебную страну.                Свои губки на замок.

 Пройдёмся и мы, ребята, по сказочным тропинкам волшебной страны.

Сказка мудростью богата.

Скажем сказке – приходи.

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди!

- На уроке мы будем работать в группах.

- Даша и Марина ваши капитаны. Капитанам я вручаю конверты с заданиями. Каждой группе будут даны вопросы - вы должны  посоветоваться со своей командой и найти правильный ответ. Если  команда готова отвечать, то покажет это колокольчиком.

Напоминаю правила работы в группе

  • при обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала  только ваша группа
  • в процессе работы нужно дать высказаться каждому 

желающему

  • выполнив задание, убедитесь в том, что каждый член

 группы готов ответить от имени группы

  • как только завершите работу, возьмитесь за руки
  • будьте внимательны к ответам каждой группы

А еще за правильный ответ команда будет получать драгоценный камушек и складывать его в волшебную шкатулочку. В коце нашего путешествия вы подсчитаете камушки, и получите награду…

Итак ребята, мы сказали, что тема нашего урока это литературная сказка, а что такое сказка вообще?

Задание № 1.

Работа со словарём (Ожегова,

Сказка это…… (слайд «Сказка-……)

Отвечают на вопросы.

Работают в группах.

Работа со словарём

Знать пройденный материал.

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

V. Работа по теме урока (10 мин)

Цель.

Обобщение пройденного материала.

ЗАДАНИЕ № 2

 - Давайте вспомним,  сказки, каких авторов  мы изучали в этом разделе

- Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей, а вам нужно будет назвать полные их имена.

Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. ( Гаршин)       вешаю портреты!!!                  

Писатель сочинял  и рассказывал сказки тяжелобольной дочери. Каждая его сказка – это своеобразный урок, который показывает как себя вести в  этом огромном мире. (Мамин- Сибиряк)

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Одоевский)

ЗАДАНИЕ 3

 Помогите найти автору его сказку.  Перед вами лист с заданием. Вам надо соединить линией фамилию автора в левом столбике с названием сказки, расположенной в правом столбике.

Поменяйтесь листами, проверьте.

Сравните с экраном.

ЗАДАНИЕ № 4

- Вы любите отгадывать загадки? ( Да)

- Почему? ( Интересно проверить себя, помогают думать, размышлять)                                                      

- Вот и сейчас вам предстоит угадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной сказке встречается этот герой или предмет.

1) Пестрая крякушка ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, спотыкалочкой (Утки)  «Лягушка – путешественница)

2)Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.  (Мороз) сказка «Мороз Иванович»

3)Не барашек и не кот.

 Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета. ( заяц)  «Сказка про храброго зайца»

 4) Не зверь, не птица,

  Всего боится.

  Половит мух –

  И в воду плюх!   (Лягушка)    «Лягушка-путешественница»

5) На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На зайчика готов напасть.        (волк) сказка «Сказка про храброго зайца»

6) Никого не обижает,

Старших очень уважает.

Много у неё хлопот,

Она в  работе круглый год.  (Рукодельница) сказка «Мороз Иванович»

.

Ответ на вопрос

(Народные сказки появились давным-давно.  Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. А у литературных сказок есть  автор. Часто литературные сказки создавались на основе народных.)

(Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).

(Дмитрий Наркисович Мамин- Сибиряк(1852— 1912)

                  (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)

Отгадывают загадки

Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Развивать наблюдательность, уметь применять логические операции, сравнение, обобщение, воображение.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 VI. Физкультминутка.                   (2 мин)                

Цель. Повышение работоспособности и сохранения здоровья детей

ФИЗМИНУТКА

Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается.

Далеко в сказку мы зашли, устали: объявляется перерыв!

Но перерыв будет не простой – мы проведём сказочную физминутку

Выполняют действия по инструкции.

Уметь выполнять действия по инструкции.

VII. Работа в группах (5 мин)

Цель. Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное.

ЗАДАНИЕ  5

В каждой сказке есть главные герои, по картинке вам надо назвать героя, из какой сказки, назвать автора, дать характеристику этому герою.

1)Лягушка.В.М.Гаршин  «Лягушка –путещественница». Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, болтливая, любопытная, решительная.

2) Рукодельница. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».Трудолюбивая, добрая, умная, любознательная, решительная, трудолюбивая

3) Заяц. Д.Н.Мамин- Сибиряк . «Сказка про храброго зайца». Трусливый, Хвастливый, болтливый, смешной, глупый,  бесстрашный

ЗАДАНИЕ № 6

- Да, «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»  - гласит народная мудрость.  Выясним, чему же учат нас прочитанные сказки.  И не зря народ сложил очень много пословиц и поговорок. Выберите пословицу, которая точно передаёт смысл каждой сказки: (на экране выведены)

   

ЗАДАНИЕ № 7  «Перескажи сказку от первого лица»

Пока идет подсчет драгоценных камушков вы можете заработать для своей команды еще одну драгоценность. Надо пересказать отрывок из сказки  «Мороз Иванович» от первого лица. Одна команда начинает, а после моих слов достаточно - вторая команда должна продолжить.

Работают в группах

Выполняют задания.

Уметь работать вгруппах.

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, прививать этические качества личности - доброту, скромность.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

VIII. Итог урока.

   (3 мин)

Цель.

Подвести итоги работы на уроке

Как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел со сказочного пира несолоно хлебавши - ведь здесь мы ещё больше подружились со сказкой!

Отвечают на вопросы.

Уметь рассуждать, высказывать свое мнение.

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи.

IX. Рефлексия

        (3 мин)

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.

Если вам понравилось на уроке позвоните в колокольчик.

Если было грустно и неинтересно- потопайте ногами.

И в завершении сказочного путешествия я дарю вам на память о сегодняшнем уроке вот такие закладки. На обратной стороне надо раскрасить иллюстрацию к сказке и еще раз вспомнить этот урок.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Эмоциональная оценка урока.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Х. Домашнее задание

(3 мин)

Цель.

Объяснение содержания и способов выполнения задания.                  

Показывает  задание на экране, если есть вопросы по заданию, объясняет.

Написать  письмо  в прошлое :

 «За  что  я  бы поблагодарил(а)  великих  русских  писателей - сказочников?»

Записывают задание в дневник.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог.



Предварительный просмотр:

ВФ Одоевский.jpg

Владимир Федорович Одоевский

cover.png

Гаршин.jpg

Всеволод Михайлович

Гаршин

cover.jpg

Мамин Сибиряк.jpg

Дмитрий Наркисович

Мамин- Сибиряк

images.jpg

unnamed (1).gif

unnamed.gif

morozivanovich6.gif



Предварительный просмотр:

                               

                                 

                                    Задание 1. Работа со словарем.

                                   Задание 2. Назови писателя.

                                   Задание 3. Помоги найти автору его сказку.

                                   Задание 4. Отгадай загадку.

                                   Задание 5. Собери пазлы.

                                   Задание 6. Выбери пословицу.

                                     

                                     

конверт.png



Предварительный просмотр:

Литературная сказка

Д.Н.Мамин- Сибиряк

В.М.Гаршин

В.Ф.Одоевский

«Мороз Иванович»

«Сказка про храброго зайца»

«Лягушка- путешественница»

Хвастовство само себя накажет.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Какова работа, такова и награда.

Язык болтает, а голова отвечает.

Смелость города берет.

У страха глаза велики.



Предварительный просмотр:

ВФ Одоевский.jpg

Владимир

Фёдорович

Одоевский

               Русский писатель и

                     общественный деятель.

Гаршин.jpg

Всеволод

Михайлович

Гаршин

Русский писатель, искуствовед.

Мамин Сибиряк.jpg

Дмитрий

Наркисович

Мамин- Сибиряк

Писатель, драматург.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« ……. ложь , да в ней намёк , добрым молодцам урок ! »

Слайд 3

« Сказка ложь , да в ней намёк , добрым молодцам урок ! »

Слайд 4

Обобщение по теме «Литературные сказки»

Слайд 6

Задание 1 Работа со словарём

Слайд 7

Задание 2 Назови автора

Слайд 8

Задание 3 Помоги автору найти его сказку

Слайд 9

Мамин- Сибиряк Д.Н. Гаршин В.М. Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович» «Сказка про храброго зайца» «Лягушка- путешественница»

Слайд 10

Задание 4 Загадки

Слайд 11

физминутка

Слайд 12

физминутка

Слайд 13

Задание 5 Собери пазлы

Слайд 14

Задание 6 Выбери пословицу

Слайд 15

Хвастовство само себя накажет. Любишь кататься, люби и саночки возить. Какова работа, такова и награда. Язык болтает, а голова отвечает. Смелость города берёт. У страха глаза велики.

Слайд 16

Задание 7 Перескажи сказку от первого лица

Слайд 19

Домашнее задание Написать письмо герою одной из сказок. Сочинить новую концовку сказки. Нарисовать героя сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку чтения "Сказка за сказкой"

Презентация к обобщающему  уроку чтения в коррекционной школе 8 вида...

Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата". 2 класс. Чтение. "Школа-2100"

Чтение. Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата".  Урок по программе "Школа-2100" для 2 класс....

Обобщающий урок по теме «Сказки разных народов»)

Обобщающий урок по типам сказок...

Обобщающий урок по теме "Сказки А.С.Пушкина.

Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....

Обобщающий урок по теме "Сказки Пушкина"

Тема урока:  Обобщение.   Сказки А.С. ПушкинаТип урока: систематизация и обобщение изученного материалаВид урока : урок-играЦель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Ск...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.

ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...

Задания для обобщающего урока по волшебным сказкам в 3 классе

Задания для обобщающего урока по литературному чтению "Волшебные сказки" с использованием метода "Конвейер"...