Обобщающий урок по теме "Сказки Пушкина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Тема урока:  Обобщение.   Сказки А.С. Пушкина
Тип урокасистематизация и обобщение изученного материала
Вид урока : урок-игра
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина»
 1.  Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания о сказках А.С. Пушкина 
2.  Развивающая:
Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах
3.  Воспитательная:
Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству А.С. Пушкина
Ожидаемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;
- предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра, как литературная сказка
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями.

 Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный
Участники урока-игры:   ребята-помощники (Кот ученый и Почтальон Печкин)

                                    ХОД УРОКА

I.  Организационный момент
Класс заранее поделен на 2 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»). Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки» 
Вступительное слово учителя 
Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила урока-игры.
II.   Урок-игра
Учитель:
И так, друзья, начнем программу!

Затей у нас большой запас! 

А для кого они? – Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски, 

Но нет ничего интересней

Чем наши волшебные сказки!

 
Читайте Пушкина, читайте,

И не живите днем одним.

С ним и любите, и мечтайте, 

И размышляйте вместе с ним.

И дружбой светлой дорожите, 

Её, как свет звезды неся, 

Как Пушкин пламенно любите, - 

Жить нам без Пушкина нельзя!

 
1. Входит КОТ УЧЕНЫЙ со словами из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

- Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам, то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может, вы мне поможете?

Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):

·         Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

·         Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)

·         Заяц/конь («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

·         Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)

·         Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.

2Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
- Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные. 
Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму» зачитывает почтальон, а остальные по очереди - представители команд.

1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. 

Могу:

- запрягать лошадь;

- топить печь;

- закупать продукты на рынке;

- печь яйца, варить кашу;

- нянчить детей.

Мой адрес:   («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Торговая фирма предлагает импортные товары:

- соболя, черно-бурые лисицы;

- донские жеребцы;

- чистое серебро, злато.

И все по доступным ценам.

Адрес фирмы:  («Сказка о царе Салтане…»)

3.      Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:

- кругом лавки, крытые ковром;

- под святыми стол дубовый;

- печь с лежанкой изразцовой.

Наш адрес:     («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4.      Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Обращать по адресу:   («Сказка о золотом петушке»)

5.      Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу:             («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Молодцы! Хорошо знаете сказки!

 
3.      «Лучший знаток сказок»
Конкурс знатоков (по командам) (Проводит учитель)
(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске. Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса отводится по 30 секунд)

·         Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)

·         Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях») 

·         С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)

·         В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)

·         Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)

·         Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)

·         Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)

·         В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4.      Конкурс капитанов (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)(Проводит учитель)
 
·         В каком году родился А.С. Пушкин? (1899, 1799, 1999)

·         В каком городе родился А.С. Пушкин? ( Москва, Петербург, Калуга)

·         В какой школе учился? ( В Царскосельском лицее)

·         К кому обращается А.С. Пушкин с такими словами: 

Подруга дней моих суровых.

Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)

·         О каком городе писал А.С. Пушкин 

Люблю тебя, Петра творенье… (Петербург)

·         «У Лукоморья дуб зеленый…» - так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)

5.      Блиц-опрос по сказке о рыбаке и рыбке (для команды «Золотая рыбка») (Проводит учитель):
·         Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)

·         Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)

·         С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)

·         Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)

·         Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)

·         За что рыбка наказала старика и старуху? (за жадность, алчность, ненасытность)

6.      Блиц-опрос по сказке о золотом петушке (для команды «Золотой петушок») (Проводит учитель):

·         Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

·         Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)

·         Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)

·         Как отблагодарил Дадон мудреца за помощь? (Царь хватил его жезлом по лбу – тот упал ничком, да и дух вон)

·         Сколько сыновей было у Дадона? (2)

·         Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)

III.  Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке), контроль знаний обучающихся(самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний обучающихся).

1.      Герой из какой сказки описан в отрывке? И что это за сказка?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» - новая царица)

2.      Из каких сказок взяты строки:

К морю лишь подходит он, 

Вот и слышит будто стон…

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.      О героях из каких сказок А.С. Пушкина здесь говорится:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»)

4.      В каких сказках и каких авторов встречается такая героиня, как спящая царевна? (В.А. Жуковский «Спящая царевна», Ш.Пьеро «Белоснежка»)
IV.   Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание
- Что мы планировали сделать на уроке?

- Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?

- Что у нас получилось, а что нет?

- Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд (групповое оценивание)

V. Домашнее задание.
Одно задание по выбору обучающегося:

1.      Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина. 

2.      Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А.С. Пушкина (по группам).

3.      Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ) «Чему научили меня сказки А.С. Пушкина?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_skazki_pushkina.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

          Литературное чтение (4 класс)

                                                                   Учитель Зыза Г.В.

Тема урока:  Обобщение.   Сказки А.С. Пушкина
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала
Вид урока : урок-игра
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина»
 1.  Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания о сказках А.С. Пушкина 
2.  Развивающая:
Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах
3.  Воспитательная:
Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству А.С. Пушкина
Ожидаемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;
- предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра, как литературная сказка
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями.

 Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный
Участники урока-игры:   ребята-помощники (Кот ученый и Почтальон Печкин)

                                    ХОД УРОКА

I.  Организационный момент
Класс заранее поделен на 2 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»). Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки» 
Вступительное слово учителя 
Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила урока-игры.
II.   Урок-игра
Учитель:
И так, друзья, начнем программу!

Затей у нас большой запас! 

А для кого они? – Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски, 

Но нет ничего интересней

Чем наши волшебные сказки!

 
Читайте Пушкина, читайте,

И не живите днем одним.

С ним и любите, и мечтайте, 

И размышляйте вместе с ним.

И дружбой светлой дорожите, 

Её, как свет звезды неся, 

Как Пушкин пламенно любите, - 

Жить нам без Пушкина нельзя!

 
1. Входит КОТ УЧЕНЫЙ со словами из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

- Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам, то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может, вы мне поможете?

Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):

·         Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

·         Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)

·         Заяц/конь («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

·         Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)

·         Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.

2Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
- Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные. 
Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму» зачитывает почтальон, а остальные по очереди - представители команд.

1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. 

Могу:

- запрягать лошадь;

- топить печь;

- закупать продукты на рынке;

- печь яйца, варить кашу;

- нянчить детей.

Мой адрес:   («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Торговая фирма предлагает импортные товары:

- соболя, черно-бурые лисицы;

- донские жеребцы;

- чистое серебро, злато.

И все по доступным ценам.

Адрес фирмы:  («Сказка о царе Салтане…»)

3.      Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:

- кругом лавки, крытые ковром;

- под святыми стол дубовый;

- печь с лежанкой изразцовой.

Наш адрес:     («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4.      Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Обращать по адресу:   («Сказка о золотом петушке»)

5.      Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу:             («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Молодцы! Хорошо знаете сказки!

 
3.      «Лучший знаток сказок»
Конкурс знатоков (по командам) (Проводит учитель)
(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске. Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса отводится по 30 секунд)

·         Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)

·         Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях») 

·         С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)

·         В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)

·         Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)

·         Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)

·         Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)

·         В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4.      Конкурс капитанов (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)(Проводит учитель)
 
·         В каком году родился А.С. Пушкин? (1899, 
1799, 1999)

·         В каком городе родился А.С. Пушкин? ( Москва, Петербург, Калуга)

·         В какой школе учился? ( В Царскосельском лицее)

·         К кому обращается А.С. Пушкин с такими словами: 

Подруга дней моих суровых.

Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)

·         О каком городе писал А.С. Пушкин 

Люблю тебя, Петра творенье… (Петербург)

·         «У Лукоморья дуб зеленый…» - так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)

5.      Блиц-опрос по сказке о рыбаке и рыбке (для команды «Золотая рыбка») (Проводит учитель):
·         Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)

·         Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)

·         С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)

·         Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)

·         Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)

·         За что рыбка наказала старика и старуху? (за жадность, алчность, ненасытность)

6.      Блиц-опрос по сказке о золотом петушке (для команды «Золотой петушок») (Проводит учитель):

·         Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

·         Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)

·         Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)

·         Как отблагодарил Дадон мудреца за помощь? (Царь хватил его жезлом по лбу – тот упал ничком, да и дух вон)

·         Сколько сыновей было у Дадона? (2)

·         Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)

III.  Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке), контроль знаний обучающихся(самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний обучающихся).

1.      Герой из какой сказки описан в отрывке? И что это за сказка?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» - новая царица)

2.      Из каких сказок взяты строки:

К морю лишь подходит он, 

Вот и слышит будто стон…

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.      О героях из каких сказок А.С. Пушкина здесь говорится:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»)

4.      В каких сказках и каких авторов встречается такая героиня, как спящая царевна? (В.А. Жуковский «Спящая царевна», Ш.Пьеро «Белоснежка»)
IV.   Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание
- Что мы планировали сделать на уроке?

- Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?

- Что у нас получилось, а что нет?

- Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд (групповое оценивание)

V. Домашнее задание.
Одно задание по выбору обучающегося:

1.      Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина. 

2.      Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А.С. Пушкина (по группам).

3.      Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ) «Чему научили меня сказки А.С. Пушкина?» 

МБОУ-СОШ № 3

Литературное чтение

Урок-игра по теме

« Обобщение.Сказки А.С.Пушкина»

4 класс

УМК «Школа России»

Разработала  Зыза Г.В., учитель начальных классов

        г.Армавир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"

4-й класс. Литературное чтение. Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"...

Литературное чтение "Обобщающий урок А.С.Пушкин"

Урок обобщения знаний по изученным произведениям....

Конспект обобщающего урока по теме "Произведения А.С.Пушкина" 3 класс.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе включает в себя биграфию поэта, строчки из стихов Пушкина, тврческе задание. УМК "Шкла России"....

Обобщающий урок по теме "Сказки А.С.Пушкина.

Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....