Обобщающий урок по теме "Сказки Пушкина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема урока: Обобщение. Сказки А.С. Пушкина
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала
Вид урока : урок-игра
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина»
1. Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания о сказках А.С. Пушкина
2. Развивающая:
Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах
3. Воспитательная:
Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству А.С. Пушкина
Ожидаемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;
- предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра, как литературная сказка
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный
Участники урока-игры: ребята-помощники (Кот ученый и Почтальон Печкин)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс заранее поделен на 2 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»). Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки»
Вступительное слово учителя
Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила урока-игры.
II. Урок-игра
Учитель:
И так, друзья, начнем программу!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? – Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки!
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днем одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И дружбой светлой дорожите,
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин пламенно любите, -
Жить нам без Пушкина нельзя!
1. Входит КОТ УЧЕНЫЙ со словами из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».
- Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам, то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может, вы мне поможете?
Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):
· Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)
· Заяц/конь («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
· Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)
· Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.
2. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
- Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.
Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму» зачитывает почтальон, а остальные по очереди - представители команд.
1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
- нянчить детей.
Мой адрес: («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2. Торговая фирма предлагает импортные товары:
- соболя, черно-бурые лисицы;
- донские жеребцы;
- чистое серебро, злато.
И все по доступным ценам.
Адрес фирмы: («Сказка о царе Салтане…»)
3. Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:
- кругом лавки, крытые ковром;
- под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Наш адрес: («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Обращать по адресу: («Сказка о золотом петушке»)
5. Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу: («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы! Хорошо знаете сказки!
3. «Лучший знаток сказок»
Конкурс знатоков (по командам) (Проводит учитель)
(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске. Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса отводится по 30 секунд)
· Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)
· Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)
· В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)
· Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)
· Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)
· Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)
· В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Конкурс капитанов (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)(Проводит учитель)
· В каком году родился А.С. Пушкин? (1899, 1799, 1999)
· В каком городе родился А.С. Пушкин? ( Москва, Петербург, Калуга)
· В какой школе учился? ( В Царскосельском лицее)
· К кому обращается А.С. Пушкин с такими словами:
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)
· О каком городе писал А.С. Пушкин
Люблю тебя, Петра творенье… (Петербург)
· «У Лукоморья дуб зеленый…» - так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)
5. Блиц-опрос по сказке о рыбаке и рыбке (для команды «Золотая рыбка») (Проводит учитель):
· Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)
· Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
· С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)
· Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)
· Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)
· За что рыбка наказала старика и старуху? (за жадность, алчность, ненасытность)
6. Блиц-опрос по сказке о золотом петушке (для команды «Золотой петушок») (Проводит учитель):
· Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)
· Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)
· Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)
· Как отблагодарил Дадон мудреца за помощь? (Царь хватил его жезлом по лбу – тот упал ничком, да и дух вон)
· Сколько сыновей было у Дадона? (2)
· Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)
III. Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке), контроль знаний обучающихся(самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний обучающихся).
1. Герой из какой сказки описан в отрывке? И что это за сказка?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» - новая царица)
2. Из каких сказок взяты строки:
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. О героях из каких сказок А.С. Пушкина здесь говорится:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»)
4. В каких сказках и каких авторов встречается такая героиня, как спящая царевна? (В.А. Жуковский «Спящая царевна», Ш.Пьеро «Белоснежка»)
IV. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание
- Что мы планировали сделать на уроке?
- Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?
- Что у нас получилось, а что нет?
- Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд (групповое оценивание)
V. Домашнее задание.
Одно задание по выбору обучающегося:
1. Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина.
2. Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А.С. Пушкина (по группам).
3. Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ) «Чему научили меня сказки А.С. Пушкина?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_skazki_pushkina.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение (4 класс)
Учитель Зыза Г.В.
Тема урока: Обобщение. Сказки А.С. Пушкина
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала
Вид урока : урок-игра
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина»
1. Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания о сказках А.С. Пушкина
2. Развивающая:
Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах
3. Воспитательная:
Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству А.С. Пушкина
Ожидаемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;
- предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра, как литературная сказка
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный
Участники урока-игры: ребята-помощники (Кот ученый и Почтальон Печкин)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс заранее поделен на 2 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»). Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки»
Вступительное слово учителя
Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила урока-игры.
II. Урок-игра
Учитель:
И так, друзья, начнем программу!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? – Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки!
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днем одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И дружбой светлой дорожите,
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин пламенно любите, -
Жить нам без Пушкина нельзя!
1. Входит КОТ УЧЕНЫЙ со словами из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».
- Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам, то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может, вы мне поможете?
Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):
· Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)
· Заяц/конь («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
· Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)
· Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.
2. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
- Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.
Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму» зачитывает почтальон, а остальные по очереди - представители команд.
1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
- нянчить детей.
Мой адрес: («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2. Торговая фирма предлагает импортные товары:
- соболя, черно-бурые лисицы;
- донские жеребцы;
- чистое серебро, злато.
И все по доступным ценам.
Адрес фирмы: («Сказка о царе Салтане…»)
3. Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:
- кругом лавки, крытые ковром;
- под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Наш адрес: («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Обращать по адресу: («Сказка о золотом петушке»)
5. Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу: («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы! Хорошо знаете сказки!
3. «Лучший знаток сказок»
Конкурс знатоков (по командам) (Проводит учитель)
(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске. Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса отводится по 30 секунд)
· Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)
· Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)
· В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)
· Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)
· Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)
· Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)
· В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Конкурс капитанов (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)(Проводит учитель)
· В каком году родился А.С. Пушкин? (1899, 1799, 1999)
· В каком городе родился А.С. Пушкин? ( Москва, Петербург, Калуга)
· В какой школе учился? ( В Царскосельском лицее)
· К кому обращается А.С. Пушкин с такими словами:
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)
· О каком городе писал А.С. Пушкин
Люблю тебя, Петра творенье… (Петербург)
· «У Лукоморья дуб зеленый…» - так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)
5. Блиц-опрос по сказке о рыбаке и рыбке (для команды «Золотая рыбка») (Проводит учитель):
· Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)
· Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
· С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)
· Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)
· Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)
· За что рыбка наказала старика и старуху? (за жадность, алчность, ненасытность)
6. Блиц-опрос по сказке о золотом петушке (для команды «Золотой петушок») (Проводит учитель):
· Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)
· Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)
· Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)
· Как отблагодарил Дадон мудреца за помощь? (Царь хватил его жезлом по лбу – тот упал ничком, да и дух вон)
· Сколько сыновей было у Дадона? (2)
· Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)
III. Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке), контроль знаний обучающихся(самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний обучающихся).
1. Герой из какой сказки описан в отрывке? И что это за сказка?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» - новая царица)
2. Из каких сказок взяты строки:
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. О героях из каких сказок А.С. Пушкина здесь говорится:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»)
4. В каких сказках и каких авторов встречается такая героиня, как спящая царевна? (В.А. Жуковский «Спящая царевна», Ш.Пьеро «Белоснежка»)
IV. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание
- Что мы планировали сделать на уроке?
- Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?
- Что у нас получилось, а что нет?
- Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд (групповое оценивание)
V. Домашнее задание.
Одно задание по выбору обучающегося:
1. Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина.
2. Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А.С. Пушкина (по группам).
3. Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ) «Чему научили меня сказки А.С. Пушкина?»
МБОУ-СОШ № 3
Литературное чтение
Урок-игра по теме
« Обобщение.Сказки А.С.Пушкина»
4 класс
УМК «Школа России»
Разработала Зыза Г.В., учитель начальных классов
г.Армавир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"
4-й класс. Литературное чтение. Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"...
Литературное чтение "Обобщающий урок А.С.Пушкин"
Урок обобщения знаний по изученным произведениям....
Конспект обобщающего урока по теме "Произведения А.С.Пушкина" 3 класс.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе включает в себя биграфию поэта, строчки из стихов Пушкина, тврческе задание. УМК "Шкла России"....
Обобщающий урок по теме "Сказки А.С.Пушкина.
Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"
Материалы к уроку...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....