Обобщающий урок по теме "Сказки Пушкина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема урока: Обобщение. Сказки А.С. Пушкина
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала
Вид урока : урок-игра
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина»
1. Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания о сказках А.С. Пушкина
2. Развивающая:
Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах
3. Воспитательная:
Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству А.С. Пушкина
Ожидаемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;
- предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра, как литературная сказка
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный
Участники урока-игры: ребята-помощники (Кот ученый и Почтальон Печкин)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс заранее поделен на 2 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»). Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки»
Вступительное слово учителя
Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила урока-игры.
II. Урок-игра
Учитель:
И так, друзья, начнем программу!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? – Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки!
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днем одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И дружбой светлой дорожите,
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин пламенно любите, -
Жить нам без Пушкина нельзя!
1. Входит КОТ УЧЕНЫЙ со словами из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».
- Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам, то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может, вы мне поможете?
Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):
· Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)
· Заяц/конь («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
· Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)
· Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.
2. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
- Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.
Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму» зачитывает почтальон, а остальные по очереди - представители команд.
1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
- нянчить детей.
Мой адрес: («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2. Торговая фирма предлагает импортные товары:
- соболя, черно-бурые лисицы;
- донские жеребцы;
- чистое серебро, злато.
И все по доступным ценам.
Адрес фирмы: («Сказка о царе Салтане…»)
3. Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:
- кругом лавки, крытые ковром;
- под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Наш адрес: («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Обращать по адресу: («Сказка о золотом петушке»)
5. Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу: («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы! Хорошо знаете сказки!
3. «Лучший знаток сказок»
Конкурс знатоков (по командам) (Проводит учитель)
(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске. Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса отводится по 30 секунд)
· Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)
· Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)
· В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)
· Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)
· Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)
· Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)
· В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Конкурс капитанов (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)(Проводит учитель)
· В каком году родился А.С. Пушкин? (1899, 1799, 1999)
· В каком городе родился А.С. Пушкин? ( Москва, Петербург, Калуга)
· В какой школе учился? ( В Царскосельском лицее)
· К кому обращается А.С. Пушкин с такими словами:
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)
· О каком городе писал А.С. Пушкин
Люблю тебя, Петра творенье… (Петербург)
· «У Лукоморья дуб зеленый…» - так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)
5. Блиц-опрос по сказке о рыбаке и рыбке (для команды «Золотая рыбка») (Проводит учитель):
· Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)
· Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
· С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)
· Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)
· Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)
· За что рыбка наказала старика и старуху? (за жадность, алчность, ненасытность)
6. Блиц-опрос по сказке о золотом петушке (для команды «Золотой петушок») (Проводит учитель):
· Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)
· Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)
· Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)
· Как отблагодарил Дадон мудреца за помощь? (Царь хватил его жезлом по лбу – тот упал ничком, да и дух вон)
· Сколько сыновей было у Дадона? (2)
· Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)
III. Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке), контроль знаний обучающихся(самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний обучающихся).
1. Герой из какой сказки описан в отрывке? И что это за сказка?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» - новая царица)
2. Из каких сказок взяты строки:
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. О героях из каких сказок А.С. Пушкина здесь говорится:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»)
4. В каких сказках и каких авторов встречается такая героиня, как спящая царевна? (В.А. Жуковский «Спящая царевна», Ш.Пьеро «Белоснежка»)
IV. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание
- Что мы планировали сделать на уроке?
- Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?
- Что у нас получилось, а что нет?
- Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд (групповое оценивание)
V. Домашнее задание.
Одно задание по выбору обучающегося:
1. Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина.
2. Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А.С. Пушкина (по группам).
3. Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ) «Чему научили меня сказки А.С. Пушкина?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение (4 класс)
Учитель Зыза Г.В.
Тема урока: Обобщение. Сказки А.С. Пушкина
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала
Вид урока : урок-игра
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина»
1. Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания о сказках А.С. Пушкина
2. Развивающая:
Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах
3. Воспитательная:
Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству А.С. Пушкина
Ожидаемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;
- предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра, как литературная сказка
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный
Участники урока-игры: ребята-помощники (Кот ученый и Почтальон Печкин)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс заранее поделен на 2 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»). Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки»
Вступительное слово учителя
Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила урока-игры.
II. Урок-игра
Учитель:
И так, друзья, начнем программу!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? – Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки!
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днем одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И дружбой светлой дорожите,
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин пламенно любите, -
Жить нам без Пушкина нельзя!
1. Входит КОТ УЧЕНЫЙ со словами из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».
- Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам, то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может, вы мне поможете?
Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):
· Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)
· Заяц/конь («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
· Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)
· Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.
2. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
- Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.
Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму» зачитывает почтальон, а остальные по очереди - представители команд.
1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
- нянчить детей.
Мой адрес: («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2. Торговая фирма предлагает импортные товары:
- соболя, черно-бурые лисицы;
- донские жеребцы;
- чистое серебро, злато.
И все по доступным ценам.
Адрес фирмы: («Сказка о царе Салтане…»)
3. Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:
- кругом лавки, крытые ковром;
- под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Наш адрес: («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Обращать по адресу: («Сказка о золотом петушке»)
5. Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу: («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы! Хорошо знаете сказки!
3. «Лучший знаток сказок»
Конкурс знатоков (по командам) (Проводит учитель)
(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске. Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса отводится по 30 секунд)
· Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)
· Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)
· В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)
· Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)
· Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)
· Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)
· В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Конкурс капитанов (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)(Проводит учитель)
· В каком году родился А.С. Пушкин? (1899, 1799, 1999)
· В каком городе родился А.С. Пушкин? ( Москва, Петербург, Калуга)
· В какой школе учился? ( В Царскосельском лицее)
· К кому обращается А.С. Пушкин с такими словами:
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)
· О каком городе писал А.С. Пушкин
Люблю тебя, Петра творенье… (Петербург)
· «У Лукоморья дуб зеленый…» - так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)
5. Блиц-опрос по сказке о рыбаке и рыбке (для команды «Золотая рыбка») (Проводит учитель):
· Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)
· Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
· С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)
· Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)
· Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)
· За что рыбка наказала старика и старуху? (за жадность, алчность, ненасытность)
6. Блиц-опрос по сказке о золотом петушке (для команды «Золотой петушок») (Проводит учитель):
· Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)
· Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)
· Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)
· Как отблагодарил Дадон мудреца за помощь? (Царь хватил его жезлом по лбу – тот упал ничком, да и дух вон)
· Сколько сыновей было у Дадона? (2)
· Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)
III. Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке), контроль знаний обучающихся(самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний обучающихся).
1. Герой из какой сказки описан в отрывке? И что это за сказка?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» - новая царица)
2. Из каких сказок взяты строки:
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. О героях из каких сказок А.С. Пушкина здесь говорится:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»)
4. В каких сказках и каких авторов встречается такая героиня, как спящая царевна? (В.А. Жуковский «Спящая царевна», Ш.Пьеро «Белоснежка»)
IV. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание
- Что мы планировали сделать на уроке?
- Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?
- Что у нас получилось, а что нет?
- Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд (групповое оценивание)
V. Домашнее задание.
Одно задание по выбору обучающегося:
1. Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина.
2. Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А.С. Пушкина (по группам).
3. Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ) «Чему научили меня сказки А.С. Пушкина?»
МБОУ-СОШ № 3
Литературное чтение
Урок-игра по теме
« Обобщение.Сказки А.С.Пушкина»
4 класс
УМК «Школа России»
Разработала Зыза Г.В., учитель начальных классов
г.Армавир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"
4-й класс. Литературное чтение. Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"...

Литературное чтение "Обобщающий урок А.С.Пушкин"
Урок обобщения знаний по изученным произведениям....

Конспект обобщающего урока по теме "Произведения А.С.Пушкина" 3 класс.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе включает в себя биграфию поэта, строчки из стихов Пушкина, тврческе задание. УМК "Шкла России"....

Обобщающий урок по теме "Сказки А.С.Пушкина.
Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....