Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Басни И.А.Крылова" УМК "Школа России"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Урок закрепления изученного материала по теме: "Басни И.А.Крылова, 3 класс, УМК "Школа России".
Цели урока: 
образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром–басней; 
обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; добиться понимания содержания
 басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия 
содержания на чувства, мысли и поведение детей; учить выделять мораль басни; 
объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали (поучения).
развивающие: развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; 
умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, 
навык выразительной речи с помощью интонации; умения и навыки анализа басен: 
поиск главного, определение стиля речи. 
воспитательные: воспитывать интерес к предмету; использовать воспитательные 
возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального 
содержания ситуации, а именно, моральных норм.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока86.65 КБ

Предварительный просмотр:

Плеханова Елена Алексеевна

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: «Басни И.А.Крылова. Обобщение знаний».

Цели урока:

образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром–басней;

обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; добиться понимания содержания

 басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия

содержания на чувства, мысли и поведение детей; учить выделять мораль басни;

объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали (поучения).

развивающие: развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения;

умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение,

навык выразительной речи с помощью интонации; умения и навыки анализа басен:

поиск главного, определение стиля речи.

воспитательные: воспитывать интерес к предмету; использовать воспитательные

возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального

содержания ситуации, а именно, моральных норм.

Ход урока:

I. Вводная часть.

(Памятник)

         В городе Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник.

         Перед нами пожилой человек держит раскрытую книгу. Он сидит и, будто читает книгу вслух. На пьедестале вокруг старца с мудрыми глазами разместились барельефы с изображениями животных. Какая удивительная композиция.

             - Чей образ увековечил скульптор? (И.А.Крылова)

 - Кем был Иван Андреевич? (поэтом-баснописцем)

А.С.Пушкин называл И.А. Крылова «истинно народным поэтом».

             - Как вы думаете, почему?(за образами животных скрываются образы простых людей).

Девиз нашего урока

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

II. Постановка цели.

На нескольких уроках мы с вами знакомились с творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Мы узнали, что такое басня и, прочитав несколько басен, познакомились с их героями. Сегодня, заканчивая изучение этого раздела, нам надо ответить только на 1, последний вопрос:

 «Живут ли басни Крылова в наши дни? Могут ли они сегодня кого-либо научить правильным поступкам и поведению?»

III. Основная часть.

Шаг 1. Жанр басни.

И.А.Крылов писал басни. А что такое басня? Почему даже сегодня в 21 веке, нам

хочется вновь и вновь их перечитывать?

             Чтобы ответить на этот вопрос, уберём лишние элементы из схемы на доске (работа).

Карточки

Вывод: Басня – это занимательное короткое стихотворение или рассказ, часто построенное в виде диалога. Герои басни – животные, реже люди. Цель басни: помочь человеку исправить свои недостатки, посмеявшись над ними. Для этого в басне есть мораль, поучение.

              - Почему же мы их любим читать и сегодня?

(1. Они короткие, легко читаются и слушаются, они занимательные.

2. Указывая человеку, на недостатки, басни не обижают, а вызывают смех)

Шаг 2. Герои басен.

             - Кто является героями басен Крылова? (в основном, животные).

 В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

             Представьте, что некоторые из них написали объявление, догадайтесь, кому из героев басен они могут принадлежать.

             1. Ищу учебник по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу.

(Мартышка).

             2. Молодая симпатичная особа, которая хорошо поёт, срочно снимет тёплую квартиру до

                 весны. (Стрекоза).

 4. Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего, просьба вернуть на ель. (Ворона).

5. Куплю зеркало, которое не искажает изображение красивого лица. (Обезьяна).

             - Итак, если герои басен – животные, подумайте можно ли назвать И.А.Крылова писателем-

анималистом и поставить его творчество в 1 ряд с творчеством В.Бианки, Е.Чарушина,

М.Пришвина?(нет)

             - Почему?(писатели-анималисты рассказывали подлинные истории из жизни животных,

               Крылов через животных описывает поступки людей).

             - Как называется такой приём в литературе? (иносказание).

             Вывод: Во все времена, люди читая басни Крылова, узнавали в героях себя. Поэтому всегда

были близки каждому человеку, и во времена Ивана Андреевича, и сейчас.

(Физминутка).

Шаг 3. Сюжеты басен.

- Каких людей высмеивают басни Крылова? (хитрых, лживых, жадных, глупых).

Автор описывает такую ситуацию, в которой недостаток человека в образе какого-либо животного, проявляется особенно ярко. Давайте, посмотрим, как ему это удается.

(инсценировки)

Инсценировка1. «Мартышка и Очки»

(исполнение)

                          - Прочтите мораль этой басни.

                          - Какой человек высмеивается в басне? (невежда)

- Какого человека мы называем невеждой? (необразованного)

                            (слово НЕВЕЖДА надо отличать от НЕВЕЖИ – грубого человека)

                          - Встречаются ли невежды в наше время?

Инсценировка 2. «Зеркало и Обезьяна».

(исполнение)

                          - Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других? (в других; во-первых, мы их видим со стороны, а себя нет; во-вторых, сам себе человек всегда кажется  хорошим).

- Чем похожи обезьяны из двух увиденных басен?

(они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину).

- Можно ли сейчас встретить таких людей?

Инсценировка 3. «Ворона и Лисица».

(исполнение)

 - Почему в морали к этой басне Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому

приятно слышать о себе хорошие слова?

(чаще всего человек понимает, что ему врут; приятно, когда о тебе говорят правдиво).

                          - Какие качества Лисы высмеивает басня? (льстивость, лицемерие).

                          - Какие качества Вороны? (глупость, доверчивость).

                          - Можно ли наблюдать лесть и лицемерие в нашей жизни?

Вывод: Сюжеты басен Крылова удивительно жизненны. Во все времена можно встретить людей глупых, невоспитанных, лживых, самолюбивых. А значит и басни И.А. Крылова им могут помочь стать лучше.

 

Шаг 4. Афоризмы.

Многие выражения из басен стали крылатыми словами. Люди часто употребляют их в своей речи. Такие крылатые выражения называют афоризмами.

Угадайте, из какой басни крылатые выражения.

              1. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, обратиться? (Зеркало и обезьяна).

              2. Ты все пела? Это дело! Так поди же попляши? (Стрекоза и Муравей).

Найдите афоризмы в остальных изученных баснях

В своей речи люди используют целые выражения из басен, помнят их наизусть

IV. Обобщение знаний.  

              - Какой же вывод можно сделать?

                Вернемся к началу нашего урока. «Живут ли басни Крылова в наши дни? Могут ли они сегодня кого-либо научить правильным поступкам и поведению?».

              - Да. Басни И.А.Крылова живут и в наше время. Они интересны, поучительны и любимы народом.

В подтверждение наших слов, послушайте историю, которая произошла в школе, в таком же классе, как у нас (текст).

              К новогоднему празднику ребята решили нарисовать стенгазету. Они обсудили тему, идею газету, приготовили краски, цветную бумагу. Однако, когда все собрались, Оля захотела нарисовать большую ёлку, а Игорь предложил нарисовать Деда Мороза и Снегурочку. Пока ребята думали, Володя нарисовал карнавальные маски. Вере не понравились маски, но своих идей у неё не было. Разразился горячий спор.

               На шум в класс пришла учительница. Она увидела разгорячённые лица ребят, разлитые краски. И только лист бумаги, приготовленный для газеты, остался пустым.

- Могла ли такая история случиться в нашем классе?

              - Почему не получилась газета?

              - Героев какой басни Крылова напоминают нам дети? (Лебедь, Щука и Рак).

- Вспомним мораль этой басни и афоризм.

Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. Да только воз и ныне там.

              - Иван Андреевич части сам хорошо читал свои басни, смешно изображал и подражал голосом и жестами тем, кого представлял. О своих произведениях он говорил так: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

               Его басни действительно очень точно подмечают недостатки людей и высмеивают их.

               - Должны ли мы обижаться за это на них?

               - Конечно, нет. Мы, наоборот, должны быть благодарны. Ведь эти басни делают нас лучше.

Поэт  Лебедев-Кумач сказал  о  И.А.Крылове  так:

      «Крылов! Это имя нам дорого с детства:
     И знает Крылова любой человек –
     Дедушка нам оставил наследство,
     Которое светит из века в век…»

V. Домашнее задание.

Придумать короткий рассказ о детях, их поступках, по мотивам сюжета любой басни Крылова (устно).

(Лист самооценки: в графе дополнительно отметьте смайликом и парой слов, какое  впечатление  вы  получили  от  сегодняшнего  урока?)

Фамилия, имя _______________________

Самооценка работы ученика на уроке

Этапы работы

Оценка

Шаг 1.

Шаг 2.

Шаг 3.

Шаг 4.

Дополнительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 3 класс, «Н. Носов «Телефон»», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Н. Носова; ознакомление с художественным произведением «...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....