Конспект урока литературного чтения «Д.Н Мамин-Сибиряк "Приемыш"» (УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г.)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения произведения «Приёмыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка: анализ и выразительное чтение рассказа.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) учиться определять главную мысль произведения «Приёмыш»;
2) учиться анализировать произведение;
3) учиться выразительно читать произведение, учитывая индивидуальный темп чтения и особенности произведения.
Личностные:
1) освоение личностного смысла учения, способность к самооценке;
2) научится выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass._mamin-sibiryak_priemysh.docx | 69.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 13.02.2024 г. Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 4В Урок: 2 Время: 14:50-15:30 Кабинет: 214 | Студент: Низаметдинова Г.К. Группа: 35 Учитель: Ходыкина М.Ю. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока: «Д. Н Мамин-Сибиряк «Приёмыш»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения произведения «Приёмыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка: анализ и выразительное чтение рассказа.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие о рассказе Д. Н Мамина-Сибиряка «Приёмыш» как жанре литературы; 2) формировать умение высказывать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение; 3) учить читать выразительно рассказ; 4) познакомить с новыми фактами биографии Д. Н Мамина-Сибиряка. | Предметные: 1) учиться определять главную мысль произведения «Приёмыш»; 2) учиться анализировать произведение; 3) учиться выразительно читать произведение, учитывая индивидуальный темп чтения и особенности произведения. |
Развивающие: 1) развивать память, внимание, воображение, речь; 2) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение | Личностные: 1) освоение личностного смысла учения, способность к самооценке; 2) научится выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного рассказа. |
Воспитательные: 1) воспитывать интерес к литературному чтению через чтение произведения Д. Н Мамина-Сибиряка «Приёмыш»; 2) воспитывать доброе и бережное отношение к природе, формировать нравственные убеждения. |
УМК: УМК «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть / Л.Ф. Климонова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гузель Камиловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Проверьте готовность к уроку перед началом занятия. 2. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Проведем речевую разминку. - Сейчас давайте прочитаем её все вместе. Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям никогда не надо. - Прочитайте громко и выразительно. - Прочитайте тише. - Прочитайте шепотом. Молодцы! На ваших партах лежат карточки с вагонами успеха. Каждый вагон соответствует пункту плана. После выполнения каждого пункта вам нужно оценить свою работу. | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Презентация |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1.Проводит беседу о проделанной работе. - Давайте вспомним, какие произведения вы проходили на предыдущем уроке? Соотнесите произведения и их авторов. - Сформулируйте главную мысль произведения М.И Цветаевой «Наши царства» - Сформулируйте главную мысль произведения С.А Есенина «Бабушкины сказки».
| 1. Отвечают на вопросы учителя М.И Цветаева «Наши царства» Детство — самое счастливое время в жизни каждого человека. Стихотворение учит дорожить каждым мигом, любить жизнь, радоваться ей, веселиться и играть. Оно также будит воображение и учит фантазировать. С.А Есенин. «Бабушкины сказки» Сергей Есенин рассказывает своим читателям о добрых воспоминаниях, которые сохранились у него с детства. В этих воспоминаниях фигурирует бабушка, которая перед сном рассказывала ему и другим детям. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Отлично! Мы с вами начинаем новый раздел. Откройте учебник на странице 57. Прочитаем его название («Природа и мы»). - Прочитаем, чему мы будем учиться в этом разделе. Каждый читает по предложению. Молодцы! - Посмотрите на портрет писателя. Как вы думаете, кто изображен на экране? - Все верно, это Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам решить ребус, который вы видите на экране. - Молодцы! Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? - Правильно. Тема нашего урока – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Приемыш». - Определим цели урока, используя опорные слова на экране: На экране слова: Познакомиться… Учиться… Высказывать… -Итак, на экране вы видите план нашей работы. Кажется, он перепутался. Давайте поставим его в правильном порядке. - Определить темы и задач урока; - Определить задачи нового раздела; - Узнать об авторе произведения; - Прочитать произведение Мамина-Сибиряка «Приемыш»; - Подвести итоги и оценить свою работу на занятии. - Давайте посмотрим, какие пункты мы уже выполнили. - Сегодня мы будем учиться анализировать и выразительно читать, познакомимся с биографией Дмитрия Мамина-Сибиряка и узнаем много нового. биографию Д. Н Мамина-Сибиряка и узнаем много нового. - Мы уже поставили цель и изучили новый раздел. - Оцените свою работу. Поставьте галочку зеленого цвета, если вы справились. Желтый – вы справились, но у вас возникли трудности. Красный – вы не справились с пунктом. (Почему вы показали желтый? В чем возникла трудность?). | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. Отвечают на вопросы учителя. Д.Н Мамин-Сибиряк. Произведение «Приемыш» Познакомимся с произведением Д.Н Мамина-Сибиряка «Приемыш» Будем учиться выразительно читать. Высказывать свою точку зрения. - Узнать об авторе произведения; - Прочитать произведение Мамина-Сибиряка «Приемыш»; - Подвести итоги и оценить свою работу на занятии - Определение темы и задач урока; - Работа над новым разделом; Работа с планом урока.
| УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение | Презентация, учебник |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | - Сядьте правильно и внимательно послушайте об авторе. Мы подробнее поговорим о Д.Н Мамине-Сибиряке. - Дмитрий Мамин-Сибиряк был писателем и драматургом. Он родился в 1852 года на Урале. Настоящая фамилия писателя — Мамин. Мамин-Сибиряк закончил школу, затем получал религиозное образование в духовном училище Екатеринбурга. Во время учёбы в семинарии он много занимался самообразованием, увлёкся литературой, театром, начал сочинять. В 1871 году Дмитрий Наркисович переехал в Санкт-Петербург и поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию. Он долго искал своё призвание: учился на медицинском отделении, естественном и юридическом факультетах Петербургского университета. 1872 года в печати начали появляться первые произведения писателя, тогда он публиковался под псевдонимом Е. Томский. Признание писатель получил лишь в начале 1880-х годов, именно тогда появился другой псевдоним — Д. Сибиряк. Впоследствии псевдоним стал частью имени писателя. Среди его произведений можно выделить «Приемыш», «Лесная сказка», «Волшебник» и другие. - Как вы понимаете значение слова «псевдоним»? (на экране) - Где родился Мамин-Сибиряк? - В каком году появились его первые печати? - Куда поступил писатель после переезда в Санкт-Петербург? - Под каким псевдонимом писатель публиковал свои работы? - Мы выполнили третий пункт плана, давайте поставим галочку. Отлично. - Перед чтением рассказа «Приемыш» поработаем над новыми словами. Словарная работа: Сайма – рыбацкая стоянка. Протока - узкий канал естественного происхождения, который объединяет водные бассейны и разделяет участки суши. - Молодцы! Сейчас мы будем читать произведение. Сначала начну я, затем каждый из вас будет читать его по цепочке. Я буду вас останавливать. Будьте внимательны и следите за текстом. - Мы выполнили 4-ый пункт плана. Давайте поставим галочку на соответствующем пункте. | Биография автора. - На Урале - 1872 - медико-хирургическая академия - Е. Томский | Презентация | |
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль | - Сейчас мы ответим на вопросы. Как вы думаете, почему автор назвал рассказ «Приемыш»? Потвердите словами из текста, найдите эти строки. - Передает ли автор свое отношение к этому рассказу или это лишь отражает тему произведения? Найдите в тексте. - Почему Тарас решил приютить птицу? И почему он назвал птицу особенной? Найдите ответ в тексте. - Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Найдите в тексте и выразительно прочитайте. | - Речь идет о молодом диком лебеде, которого подобрал старый сторож Тарас, когда его родителей - лебединую пару - застрелили охотники. Тарас назвал лебедя Приёмыш, вырастил его и очень полюбил умную птицу. - Сторож Тарас подобрал молодого дикого лебедя, так как родители птицы были застрелены охотниками. Старику пришлось заботится о лебеде все лето, вырастил его, полюбил как родного ребенка. Вполне естественно, что Тарас, привязанный к птице, решил назвать ее Приемышем. С диким лебедем поладила и его собака Соболько. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Презентация, учебник |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | Физминутка | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой (7-10 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Внешний контроль | - Выполним тест, чтобы проверить, насколько хорошо вы запомнили и усвоили прочитанный рассказ. Вам нужно выбрать правильный ответ.
А) Тарас Б) Макар В) Михаил 2. Сколько лет главный герой жил на озере? А) 20 Б) 40 В) 30 Г) 10 3. Как звали собаку, которая сторожила избушку? А) Совушка Б) Соболько В) Синичка Г) Шарик 4. Кого Тарас называл Приемышем? А) Утку Б) Собаку В) Лебедя Г) Кота 5. Как птица попала к Тарасу? А) птица осталась сиротой и Тарас поймал ее; Б) сам пришел в избушку к Тарасу; 6. Где был Тарас, когда к нему пришел гость? А) поехал на озеро осматривать рыболовную снасть Б) пошёл в лес за грибами В) полез на чердак искать сети 7. Как Соболько и Приёмыш уживались под одной крышей? А) Тарас боялся оставлять их вместе Б) Жили дружно, но иногда задирались В) Своих питомцев Тарас запирал в разные комнаты 8. Где Тарас запер Приёмыша от лебедей? А. на чердаке Б. в клетке В. в избушке 10. Почему Приёмыш захотел улететь от Тараса? А. ему плохо жилось у него Б. он встретил своих сородичей и решил улететь с ними В. боялся жить с собакой под одной крышей - Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тестами, оцените работу своего одноклассника. Поставьте желтый кружок, если 1-3 ошибок. Зеленый – 0 ошибок. Красный – более 3 ошибок. | Выполняют работу
| УУРД: | Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Давайте внимательно рассмотрим иллюстрацию к этому произведению. Определите, к какому отрывку соответствует эта иллюстрация. Выразительно прочитайте его. - Молодцы! Сейчас вам нужно выбрать понравившийся вам отрывок из текста и нарисовать к нему иллюстрацию. Затем один ученик представит свой рисунок и прочитает отрывок к своей иллюстрации. За эту работу вы получите оценку. | необходимо любить животных, заботиться о них, помочь в трудную минуту. Но и в тоже время давать им волю, не запирать их помимо воли их -Нужно сначала разобраться в чём проблема, потом принимать решения, и не пугаться сразу | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Учебник |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль | - Итак, наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги. - Какая главная мысль этого рассказа? -С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? Рефлексия -Какие цели мы ставили в начале урока? - Вы с вами успешно выполнили все пункты плана урока. - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Кто был главным героем произведения? - В чем заключается главная мысль произведения? - Что вы помните из биографии автора? -Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно… - Вы все получите оценки за тест. - Я поставила оценки за каждую проделанную нами работу: чтение, ответы на вопросы, тест, иллюстрация. После выполнения этих заданий выявлена общая оценка. | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. -Под ней сидел котенок -Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации -Если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать | УУРД: Оценивать свою работу |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Повторение табличного умножения и деления" УМК: «Школа России» учебник математики 3 класс 1 часть М.И.Моро.
Цель урока:организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по закреплению знаний таблицы умножения и деления.Планируемы результаты:Предметные:1)выполн...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе" УМК: «Школа России» учебник русский язык 2 класс 2 часть Канакина В.П, Горецкий В.Г.
Цель урока:обобщение и систематизация понятий о глаголе, совершенствование навыков нахождения глаголов в тексте.Планируемые результаты: Предметные:1) учиться различать глаг...
Конспект урока окружающего мира "Неживая и живая природа" УМК: «Школа России» учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2 класс 1 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 2 класс 1часть).
Цель урока: Формирование представления у учащихся о неживой и живой природе и связи между ними.Планируемые результаты: Предметные:1) учить различать объекты живой и неживой природы;2) учить устан...
Конспект урока изобразительного искусства "Ритм и движение пятен" УМК: Школа России «Изобразительное искусство» 2 класс Е.И. Коротеева
Цель урока: Формирование у детей представление о ритме и движений как средствами художественной выразительности, обучение использованию средств в создании аппликации.Планируемые результаты:Предметные:...
Конспект урока изобразительного искусства "Образ и характер животного" УМК: Школа России «Изобразительное искусство» 2 класс Е.И. Коротеева
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об образе и характере животных, об основных средствах художественной выразительности в живописи.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока русский язык "Имена прилагательные в загадках" (УМК: «Школа России» учебник русский язык 3 класс 2 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г.)
Цель урока: обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» в процессе создания проекта «Имена прилагательное в загадках».Планируемые результаты:Предметные:1)...
Конспект урока литературного чтения «В. Осеева. «Волшебное слово» (УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 2 класс 2 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г.)
Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения, составление характеристики героев.Планируемые результаты:Предметные...