Работа с текстом 3 класс.
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Морозова Ольга Николаевна

Разбор заданий по тетради О.Н.Крыловой "Чтение. Работа с текстом. 3 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вариант 1.657.54 КБ
Файл Вариант 3.1.11 МБ
Файл Вариант 4.1.13 МБ
Файл Вариант 5.596.54 КБ
Файл Вариант 6.809.29 КБ
Файл Вариант 7.945.74 КБ
Файл Вариант 8.883.86 КБ
Файл Вариант 9.516.31 КБ
Файл Вариант 10.559.87 КБ
Файл Вариант 11.625.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Вариант 1. Составила учитель начальных классов Захарова Лариса Владимировна

Слайд 2

Отгадайте загадку: Маленькая птичка – Просто невеличка. Синенькое горлышко, А сама, как солнышко.

Слайд 3

Найдите среди этих птиц синицу

Слайд 4

Прочитайте текст на странице 6 Синица. В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше воробья. Спинка у нее серая, грудка желтая, на голове черная бархатная шапочка. Это птица-синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих-то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест. (По Г.Скребицкому )

Слайд 5

Определите главную мысль текста. Определите тип текста: повествование, описание, рассуждение. Что такое главная мысль текста ? Типы текста Воспользуйтесь подсказками:

Слайд 6

Что такое главная мысль текста? Главная тема текста — это основной вопрос, который ставит перед собой автор, или основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста.

Слайд 7

Типы текста Текст - повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В тексте - описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов. Текст - рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Слайд 8

Подберите к данному прилагательному синоним шустрая синичка Подвижная, прыткая, юркая, проворная, энергичная, расторопная, непоседливая резвая .

Слайд 9

С какой птицей сравнивает автор синицу? галка сорока дятел воробей

Слайд 10

Заполни таблицу, используя слова текста. О птице Какая? Спинка Грудка Головка серая жёлтая чёрная

Слайд 11

Как в народе называют синицу? Синицу называют сторожем наших садов.

Слайд 12

Какой вред приносят садам жучки, червячки и гусеницы? Подчеркни в тексте ответ. Большой вред они приносят садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие портят плоды. Большой вред они приносят садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие портят плоды.

Слайд 13

Образуй разные формы слова. синица синицы синице синицу синицей синиц синицами синицах

Слайд 14

Интернет ресурсы https://shkolazhizni.ru/img/tests/q_2513_big.jpg Синица https://cs8.pikabu.ru/post_img/2017/02/12/8/1486904367155816880.jpg Воробей http://akphoto1.ask.fm/719/395/790/-159996978-202kpmd-jqe09sfhidhj50/original/z_5a941a76.jpg Снегирь http://2.bp.blogspot.com/-c7o5_nQ0m50/VFi3XeYT3bI/AAAAAAAAB5I/9lT26qISle0/s1600/galka.jpg Галка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Вариант 3 Составила учитель начальных классов Захарова Лариса Владимировна

Слайд 2

Отгадайте загадку: Важная птица Шагает по водице. Розовое оперенье — Всем на загляденье.

Слайд 3

Прочитай текст Это розово-красная птица выглядит необыкновенно хрупкой, когда бродит в воде на своих длинных, тонких ногах. У неё удивительно изогнутая шея и большой клюв в виде своеобразного крючка. Лучшей средой обитания для фламинго являются тёплые и мелкие озёра. А вот гнёзда фламинго строят не на деревьях, поскольку в местах, где они селятся, обычно нет ни одного дерева по всей округе. Поэтому им и приходится лепить из ила гнёзда-столбики, напоминающие пни. Они приблизительно на сорок сантиметров выступают над поверхностью воды и имеют наверху небольшое углубление. Самка откладывает всего одно большое яйцо. Птенец появляется на свет спустя месяц. Через месяц птенец соскальзывает со столбика в мелкую воду. Начинай, птенец, самостоятельную жизнь . (По Э.Бауэру )

Слайд 4

Определи тип текста: повествование описание рассуждение

Слайд 5

Определи главную тему текста В тексте говорится о фламинго.

Слайд 6

Как можно озаглавить текст? Необыкновенная птица фламинго

Слайд 7

Восстанови порядок пунктов плана Строительство гнёзда. С первых дней к самостоятельной жизни. Новая жизнь. Место обитания фламинго. Необыкновенно хрупкая птица.

Слайд 8

Восстанови порядок пунктов плана Строительство гнёзда. С первых дней к самостоятельной жизни. Новая жизнь. Место обитания фламинго. Необыкновенно хрупкая птица. 3 1 5 2 4

Слайд 9

Подбери к выделенным словам антонимы большой (клюв) взбирается холодные и глубокие (озёра) маленький (клюв) тёплые и мелкие (озёра) соскальзывает

Слайд 10

Вставь пропущенные буквы Лучшей ср __ дой обитания для фламинго __ вляются тёплые и мелкие __ зёра . Чаще всего обитает фламинго на тёплых и мелких __ зёрах .

Слайд 11

Вставь пропущенные буквы Лучшей ср е дой обитания для фламинго я вляются тёплые и мелкие о зёра . Чаще всего обитает фламинго на тёплых и мелких о зёрах .

Слайд 12

Вставь пропущенные буквы Лучшей ср е дой обитания для фламинго я вляются тёплые и мелкие о зёра . Чаще всего обитает фламинго на тёплых и мелких о зёрах .

Слайд 13

Вставь пропущенные буквы Лучшей ср е дой обитания для фламинго я вляются тёплые и мелкие о зёра . Чаще всего обитает фламинго на тёплых и мелких о зёрах .

Слайд 14

Выпиши из текста побудительное предложение Начинай, птенец, самостоятельную жизнь.

Слайд 15

Подчеркни в тексте слова, в которых количество звуков и букв различно Это розово-красная птица выглядит необыкновенно хрупкой, когда бродит в воде на своих длинных, тонких ногах. У неё удивительно изогнутая шея и большой клюв в виде своеобразного крючка. Лучшей средой обитания для фламинго являются тёплые и мелкие озёра. А вот гнёзда фламинго строят не на деревьях, поскольку в местах, где они селятся, обычно нет ни одного дерева по всей округе. Поэтому им и приходится лепить из ила гнёзда-столбики, напоминающие пни. Они приблизительно на сорок сантиметров выступают над поверхностью воды и имеют наверху небольшое углубление. Самка откладывает всего одно большое яйцо. Птенец появляется на свет спустя месяц. Через месяц птенец соскальзывает со столбика в мелкую воду. Начинай, птенец, самостоятельную жизнь .

Слайд 16

Подчеркни в тексте слова, в которых количество звуков и букв различно Это розово- красная птица выглядит необыкновенно хрупкой, когда бродит в воде на своих длинных , тонких ногах. У неё удивительно изогнутая шея и большой клюв в виде своеобразного крючка. Лучшей средой обитания для фламинго являются тёплые и мелкие озёра. А вот гнёзда фламинго строят не на деревьях, поскольку в местах, где они селятся , обычно нет ни одного дерева по всей округе. Поэтому им и приходится лепить из ила гнёзда-столбики, напоминающие пни. Они приблизительно на сорок сантиметров выступают над поверхностью воды и имеют наверху небольшое углубление . Самка откладывает всего одно большое яйцо . Птенец появляется на свет спустя месяц. Через месяц птенец соскальзывает со столбика в мелкую воду. Начинай, птенец, самостоятельную жизнь .

Слайд 17

Определи место, на котором фламинго построит своё гнездо

Слайд 18

Интернет - ресурсы http:// neposed.net Загадка о фламинго http:// tailytales.ru Фото фламинго http:// www.colors.life Фото фламинго http:// en-ho.ru Фото фламинго


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Вариант 4. Составила учитель начальных классов Захарова Лариса Владимировна

Слайд 2

Прочитайте текст Грызуны - это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу , выкапывают в земле норы и гнёзда. Бобры могут перегрызть даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ. В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке - капибара , или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун - европейская полевая мышь. Её длина всего около семи сантиметров . (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»)

Слайд 3

Определи стиль текста Научный Художественный Публицистический

Слайд 4

Определи главную тему текста Грызуны

Слайд 5

Выбери один из предложенных заголовков, наиболее полно отражающий содержание текста «Грызуны» «Самый большой грызун» «Бобры и мыши»

Слайд 6

Отметьте рисунки животных, которые относятся к грызунам

Слайд 7

Подчеркните грамматическую основу второго предложения С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнёзда. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнёзда.

Слайд 8

Найдите в третьем предложении по одному словосочетанию к каждой схеме глагол + существительное р ечные плотины с троят плотины прилагательное + существительное

Слайд 9

Подберите антонимы к словам острые передние большой выкапывать маленький закапывать задние тупые

Слайд 10

Заполните таблицу, используя слова текста Животные Что нового узнали Бобры Воздушная свинья Полевая мышь Бобры могут перегрызть даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ. Самый большой грызун в Южной Америке - капибара . Она похожа на гигантскую морскую свинку. Самый маленький грызун - европейская полевая мышь.

Слайд 11

Вставьте пропущенные буквы С помощью пл __тин б__ бры п__ днимают уровень в__ ды в в__ доёмах . Глубина запруженного м__ стечка такая, что в__ дное пространство зимой не пром __ рзает до дна.

Слайд 12

Вставьте пропущенные буквы С помощью пл о тин б о бры п о днимают уровень в о ды в в о доёмах. Глубина запруженного м е стечка такая, что в о дное пространство зимой не пром е рзает до дна.

Слайд 13

Интернет-ресурсы http:// funlib.ru Капибара http:// mtdata.ru Белка http:// img-2007-03.photosight.ru Мышь http:// klimbo.ru Дикобраз


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Вариант 5. Составила учитель начальных классов Захарова Лариса Владимировна

Слайд 2

Прочитай текст Бактерии - это мельчайшие живые существа, которые невозможно увидеть невооружённым глазом. Это одна из простейших форм жизни. Бактерии больше всего похожи на растения, чем на животных. Они имеют разную форму: цилиндрическую, спиралевидную или шарообразную. Существуют тысячи видов бактерий. Огромное количество бактерий можно найти повсюду, куда ни посмотри. Многие бактерии обитают в почве. Некоторые бактерии живут внутри нашего тела – они помогают нам переваривать пищу. Большинство бактерий совершенно безвредны, но некоторые вызывают инфекции. Попадание некоторых бактерий в организм человека несёт опасность. Такие бактерии называют микробами. Для борьбы с микробами используют специальные лекарства. (По материалам энциклопедии "Хочу всё знать")

Слайд 3

Определи стиль текста научный художественный публицистический

Слайд 4

Какова главная мысль текста? БАКТЕРИИ

Слайд 5

Допиши план 1. Бактерии – это мельчайшие живые существа. 2. Существуют тысячи видов бактерий. 3. Борьба с микробами.

Слайд 6

Закончи предложение. Для борьбы с микробами используют … с пециальные лекарства.

Слайд 7

Отметьте рисунок, на котором на руках мальчика будет меньше микробов.

Слайд 8

Объясните, как вы понимаете выражение «совершенно безвредны». Безопасны, не несут угрозу, не причиняют вреда.

Слайд 9

Заполните таблицу, используя слова текста. Вопрос Ответ Кто такие бактерии? Какую форму имеют бактерии? Где живёт наибольшее количество бактерий? Как называются бактерии, которые вызывают инфекцию? Это мельчайшие живые существа, которые невозможно увидеть невооружённым глазом. Они имеют разную форму: цилиндрическую, спиралевидную или шарообразную. Огромное количество бактерий можно найти повсюду, куда ни посмотри. Многие бактерии обитают в почве. Такие бактерии называют микробами.

Слайд 10

Подбери к словам синонимы. обитают безвредный живут безопасный крошечные мельчайшие круглый шарообразный

Слайд 11

Вставьте пропущенную безударную гласную. Подчеркните грамматическую основу предложения. Некоторые бактерии передв_гаются с помощью маленьких усиков.

Слайд 12

Вставьте пропущенную безударную гласную. Подчеркните грамматическую основу предложения. Некоторые бактерии передв и гаются с помощью маленьких усиков.

Слайд 13

Вставьте пропущенную безударную гласную. Подчеркните грамматическую основу предложения. Некоторые бактерии передв и гаются с помощью маленьких усиков.

Слайд 14

Интернет - ресурсы http:// informplanet.ru Бактерии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Вариант 6. Составила учитель начальных классов Захарова Лариса Владимировна

Слайд 2

Прочитай текст По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами соломенную крышу. Солома была гнилая, так что волчиха едва не провалилась. На неё пахнуло тёплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягнёнок. Прыгнув в дыру, волчиха упала на что-то мягкое и тёплое... Она схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон... Она бежала, а в это время Арапка выла, кудахтали куры, сторож кричал и свистел. Когда всё затихло, волчиха стала замечать, что её добыча, была тяжелее и твёрже, чем бывают в эту пору ягнята... Волчиха остановилась, положила свою ношу на снег и отскочила с отвращением . Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с белым пятном во весь лоб, как у Арапки . ( По А. Чехову )

Слайд 3

Определи главную тему текста. В тексте говорится о животных.

Слайд 4

Определите главную мысль текста. От голода пропадает страх.

Слайд 5

Определите тип текста. рассуждение описание повествование

Слайд 6

Укажите в данных словосочетаниях главное слово. о тскочила с отвращением крупной породы тёплым паром с белым пятном

Слайд 7

Найдите в тексте предложение, содержащее развязку. По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами соломенную крышу. Солома была гнилая, так что волчиха едва не провалилась. На неё пахнуло тёплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягнёнок. Прыгнув в дыру, волчиха упала на что-то мягкое и тёплое... Она схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон... Она бежала, а в это время Арапка выла, кудахтали куры, сторож кричал и свистел. Когда всё затихло, волчиха стала замечать, что её добыча, была тяжелее и твёрже, чем бывают в эту пору ягнята... Волчиха остановилась, положила свою ношу на снег и отскочила с отвращением . Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с белым пятном во весь лоб, как у Арапки. (По А. Чехову)

Слайд 8

Найдите в тексте предложение, содержащее развязку. По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами соломенную крышу. Солома была гнилая, так что волчиха едва не провалилась. На неё пахнуло тёплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягнёнок. Прыгнув в дыру, волчиха упала на что-то мягкое и тёплое... Она схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон... Она бежала, а в это время Арапка выла, кудахтали куры, сторож кричал и свистел. Когда всё затихло, волчиха стала замечать, что её добыча, была тяжелее и твёрже, чем бывают в эту пору ягнята... Волчиха остановилась, положила свою ношу на снег и отскочила с отвращением . Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с белым пятном во весь лоб, как у Арапки . ( По А. Чехову)

Слайд 9

Найдите рисунок, на котором изображён главный герой произведения.

Слайд 10

Дополните план. 1. На крыше хлева. 2. Добыча волчицы. 3. Побег с добычей. 4. Щенок с белым пятном.

Слайд 11

Вставьте пропущенные буквы. Жила она с в __ лчатами (______) в неглубокой яме. Года три наза __ (_______) во время сильной бури вывернуло с к __ рнями (_______) высокую старую с __ сну (_______), отчего и __ бразовалась (______) эта яма.

Слайд 12

Вставьте пропущенные буквы. Жила она с в о лчатами (в о лк) в неглубокой яме. Года три наза д (поза д и) во время сильной бури вывернуло с к о рнями (к о рень) высокую старую с о сну (с о сны), отчего и о бразовалась ( о браз) эта яма.

Слайд 13

Укажите окончание предложения. Арапка – это … лошадь собака корова волчица

Слайд 14

Интернет ресурсы http:// yavix.ru/i/d/5/8/b74518d030dd046309c7fe976443a.jpg Волчица со щенком http:// yavix.ru/i/6/a/4/83b1571b8e30165547e612db66408.jpg Волчица


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Вариант 7 Составила учитель начальных классов Захарова Лариса Владимировна

Слайд 2

Прочитай текст Ответ . Пристал однажды маленький Цыплёнок к большому Петуху: - Почему у аиста длинный клюв и предлинные ноги, а у меня совсем маленькие? - Отстань! - Почему у зайца длинные уши, а у меня даже маленьких нету? - Не приставай! - Почему у котёнка красивая шёрстка, а у меня какой-то противный жёлтый пух? - Отвяжись! - Почему щенок умеет вертеть хвостиком, а у меня совсем нет никакого хвостика? - Замолчи! - Почему у козлёнка есть рожки, а у меня даже плохоньких рожек и то нету? - Прекрати! Отстань! - не на шутку рассердился Петух. - Всё отстань ... отстань! Почему всем маленьким большие отвечают на вопросы, а ты нет? - пропищал Цыплёнок. - Потому, что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! - серьёзно ответил Петух. И это была чистая правда . ( С. Михалков)

Слайд 3

Определи главную тему текста. Цыплёнок завидует.

Слайд 4

Определи главную мысль текста. Нужно ценить то, что у тебя есть.

Слайд 5

Запиши участников диалога. 1) Цыплёнок 2 ) Петух

Слайд 6

Укажите животных, с которыми сравнивает себя Цыплёнок.

Слайд 7

Подчеркните в тексте все побудительные предложения. Ответ . Пристал однажды маленький Цыплёнок к большому Петуху: - Почему у аиста длинный клюв и предлинные ноги, а у меня совсем маленькие? - Отстань! - Почему у зайца длинные уши, а у меня даже маленьких нету? - Не приставай! - Почему у котёнка красивая шёрстка, а у меня какой-то противный жёлтый пух? - Отвяжись! - Почему щенок умеет вертеть хвостиком, а у меня совсем нет никакого хвостика? - Замолчи! - Почему у козлёнка есть рожки, а у меня даже плохоньких рожек и то нету? - Прекрати! Отстань! - не на шутку рассердился Петух. - Всё отстань ... отстань! Почему всем маленьким большие отвечают на вопросы, а ты нет? - пропищал Цыплёнок. - Потому, что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! - серьёзно ответил Петух. И это была чистая правда . ( С. Михалков)

Слайд 8

Подчеркните в тексте все побудительные предложения. Ответ . Пристал однажды маленький Цыплёнок к большому Петуху: - Почему у аиста длинный клюв и предлинные ноги, а у меня совсем маленькие? - Отстань ! - Почему у зайца длинные уши, а у меня даже маленьких нету? - Не приставай ! - Почему у котёнка красивая шёрстка, а у меня какой-то противный жёлтый пух? - Отвяжись ! - Почему щенок умеет вертеть хвостиком, а у меня совсем нет никакого хвостика? - Замолчи ! - Почему у козлёнка есть рожки, а у меня даже плохоньких рожек и то нету? - Прекрати ! Отстань ! - не на шутку рассердился Петух. - Всё отстань ... отстань ! Почему всем маленьким большие отвечают на вопросы, а ты нет? - пропищал Цыплёнок. - Потому, что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! - серьёзно ответил Петух. И это была чистая правда . ( С. Михалков)

Слайд 9

Вставьте пропущенные буквы. умный, ц __ плёнку , ничего, п __ тух , з __ вистливому , не отв __ тил

Слайд 10

Составьте из данных слов предложение. умный, ц ы плёнку, ничего, п е тух, з а вистливому, не отв е тил

Слайд 11

Укажите грамматическую основу. Умный п е тух ничего не отв е тил з а вистливому ц ы плёнку.

Слайд 12

Разгадайте кроссворд, используя имена прилагательные из текста. н л д ы и й н т е ы л е л ж ё н и р д е а и с а в я к п Клюв. Шёрстка. Ноги. Пух. 1 2 3 4

Слайд 13

Дополните данные предложения словами из текста. Красивая шёрстка у . Есть рожки у . Длинные уши у . Ноги совсем маленькие, противный жёлтый пух, нету ушей и даже плохоньких рожек у . Длинный клюв и предлинные ноги у . Умеет вертеть хвостиком . котёнка козлёнка зайца Цыплёнка щенок аиста

Слайд 14

П очему большой петух не стал отвечать на вопросы маленького Цыплёнка? Потому, что Цыплёнок не спрашивал, а просто всем завидовал.

Слайд 15

Интернет ресурсы. https:// ds03.infourok.ru/uploads/ex/0a4c/00009303-52f2ad4e/hello_html_m3d946a38.png Цыплёнок https:// www.superdecoupage.ru/wp-content/uploads/2016/12/maxresdefault.png Петух


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Вариант 8 Составила учитель начальных классов Захарова Лариса Владимировна

Слайд 2

Отгадайте загадку. Что за диковинное дерево? Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок . лиственница

Слайд 3

Прочитай текст Что за диковинное дерево! Сколько видим её - хвойная да хвойная. Того и разряду значит? А нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад , почти как гибнут. Тогда – по соболезности ? Не покину вас! Мои и без меня перестоят покойно – осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр. Сказать , что – сердцем, сердцевиной мягка? Древесина лиственницы – наинадёжнейшая в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподъёмна. А покинутая в воде не гниёт, крепится всё ближе к вечному камню. Ну а возвратится снова ласковое тепло – знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть – и к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь и люди такие есть . ( По А. Солженицыну)

Слайд 4

Определите тип текста повествование описание рассуждение

Слайд 5

В каком предложении содержится главная мысль? Что за диковинное дерево! Сколько видим её - хвойная да хвойная. Того и разряду значит? А нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад , почти как гибнут. Тогда – по соболезности ? Не покину вас! Мои и без меня перестоят покойно – осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр. Сказать , что – сердцем, сердцевиной мягка? Древесина лиственницы – наинадёжнейшая в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподъёмна. А покинутая в воде не гниёт, крепится всё ближе к вечному камню. Ну а возвратится снова ласковое тепло – знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть – и к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь и люди такие есть . ( По А. Солженицыну)

Слайд 6

В каком предложении содержится главная мысль? Что за диковинное дерево! Сколько видим её - хвойная да хвойная. Того и разряду значит? А нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад , почти как гибнут. Тогда – по соболезности ? Не покину вас! Мои и без меня перестоят покойно – осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр. Сказать , что – сердцем, сердцевиной мягка? Древесина лиственницы – наинадёжнейшая в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподъёмна. А покинутая в воде не гниёт, крепится всё ближе к вечному камню. Ну а возвратится снова ласковое тепло – знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть – и к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь и люди такие есть . ( По А. Солженицыну)

Слайд 7

Как вы понимаете выражение «по соболезности »? Сострадать, сочувствовать, жалеть, сердечно соучаствовать.

Слайд 8

Укажите слово, которым можно заменить выражение «уходить в опад »? падать выпадать опадать

Слайд 9

Заполните таблицу, используя сведения из текста. Вопрос Ответ О каком дереве рассказывается в тексте? Почему не сплавляют лиственницу? Каким качеством обладает древесина лиственницы? Древесина лиственницы наинадёжнейшая в мире. Для сплава неподъёмна. О лиственнице.

Слайд 10

Подберите к данным словам 1) антонимы: лиственное (дерево) мягка (сердцем) хвойное тверда

Слайд 11

Подберите к данным словам 2) синонимы: празднично (осыпается) шелковистые (иголочки) торжественно мягкая

Слайд 12

Вставьте в слова пропущенные буквы. Сне _ идёт, сне _ идёт, Сне _ по свету бродит. И откуда он идёт, И куда уходит? Снегопа _ , снегопа _ , Снежное паденье. Сне _ , идёт науга _ , Словно сновиденье. ( Э. Фарджен )

Слайд 13

Вставьте в слова пропущенные буквы. Сне г идёт, сне г идёт, Сне г по свету бродит. И откуда он идёт, И куда уходит? Снегопа д , снегопа д , Снежное паденье. Сне г , идёт науга д , Словно сновиденье. ( Э. Фарджен )

Слайд 14

Найдите имена существительные, в которых согласная буква на конце слова не совпадает с произношением. Сне г , снегопа д .

Слайд 15

Найдите в тексте вопросительное предложение. Того и разряду значит? Тогда – по соболезности ? Сказать, что – сердцем, сердцевиной мягка?

Слайд 16

Укажите рисунок, на котором изображено хвойное дерево.

Слайд 17

Интернет - ресурсы http:// topkin.ru/wp-content/uploads/2017/11/s870951673956253928_p12_i3_w1600-1024x768.jpeg Лиственница http:// www.vladtime.ru/uploads/posts/2015-12/1450712982_1.jpg Снегопад


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Вариант 9 Составила учитель начальных классов Захарова Лариса Владимировна

Слайд 2

Прочитайте текст Воздух находится повсюду вокруг нас. Он окружает землю сплошным слоем, который называется атмосферой. Чтобы жить, нам необходимо дышать воздухом. Воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Но в действительности это смесь различных газов и его можно ощущать. Мы чувствуем, как дует ветер, и знаем, что воздух имеет вес. Воздух, находящийся в обычной комнате, весит около сорока пяти килограммов – примерно, как большой мешок с картошкой! Также воздух распространяет звук – без воздуха мы не могли бы слышать, потому что звуки не могут распространяться в безвоздушном пространстве. В основном воздух состоит из азота и кислорода, газа, который необходим нам для жизни. В воздухе также содержится небольшое количество воды в виде пара. (108 слов) (По материалам энциклопедии "Хочу всё знать")

Слайд 3

Какова главная мысль текста? О воздухе

Слайд 4

Определите стиль текста. научный художественный публицистический

Слайд 5

Подберите один из заголовков «Мешок с картошкой» «Воздух» «Мы чувствуем воздух»

Слайд 6

Прочитайте текст Воздух находится повсюду вокруг нас. Он окружает землю сплошным слоем, который называется атмосферой. Чтобы жить, нам необходимо дышать воздухом. Воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Но в действительности это смесь различных газов и его можно ощущать. Мы чувствуем, как дует ветер, и знаем, что воздух имеет вес. Воздух, находящийся в обычной комнате, весит около сорока пяти килограммов – примерно, как большой мешок с картошкой! Также воздух распространяет звук – без воздуха мы не могли бы слышать, потому что звуки не могут распространяться в безвоздушном пространстве. В основном воздух состоит из азота и кислорода, газа, который необходим нам для жизни. В воздухе также содержится небольшое количество воды в виде пара. (108 слов) (По материалам энциклопедии "Хочу всё знать")

Слайд 7

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу. При нагр__вании воздух расш__ряется и ст__ановится ле__че .

Слайд 8

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу. При нагр е вании воздух расш и ряется и ст а новится ле г че.

Слайд 9

Укажите рисунок, на котором изображено место с наиболее чистым воздухом

Слайд 10

С помощью суффиксов – н -, - ов - образуйте однокоренные слова. Кислородный, газовый, холодный, азотный, воздушный, цветной, атмосферный.

Слайд 11

С помощью суффиксов – н -, - ов - образуйте однокоренные слова. Кислородный, газовый, холодный, азотный, воздушный, цветной, атмосферный.

Слайд 12

Выпишите словосочетания из предложения: В самолётах специалисты искусственно поддерживают давление воздуха. поддерживают давление искусственно поддерживают давление воздуха поддерживают в самолётах

Слайд 13

Восстановите предложение. Впишите пропущенные слова. Мы ___________, как _______ ветер, и _______, что воздух _______ вес.

Слайд 14

Восстановите предложение. Впишите пропущенные слова. Мы чувствуем, как дует ветер, и знаем, что воздух имеет вес.

Слайд 15

Интернет-ресурсы Воздух


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Вариант 10 Составила учитель начальных классов Захарова Лариса Владимировна

Слайд 2

Прочитай текст Послышался шум, будто налетел ураган. А заснеженные кедры оставались неподвижными. И тут из-за холма на лёд реки выкатилось оленье стадо. Стоял гул копыт. Потрескивали рога, ударялись о рога соседа. Позади стада понеслись пастухи на своих лёгких нартах, не давая оленям разбежаться в стороны. Никогда я не мог бы подумать, что на санках можно перелетать через кусты, камни и поваленные деревья. Через два месяца мы научились ездить на оленях. Но ездили гораздо хуже наших хозяев. Научились чум разбирать и ставить. И ещё научились покрикивать. Но не было в моём крике удали. Но мой друг, пятилетний Лёнька, сказал: — Ничего. Поживёшь ещё, научишься . (А. Старостин)

Слайд 3

Определите главную тему текста Жизнь оленеводов

Слайд 4

Определите тип текста повествование описание рассуждение

Слайд 5

Подберите к данным словам антонимы лёгкие ставить разбирать кричать тяжёлые убирать собирать шептать

Слайд 6

Образуйте однокоренные слова олень скала снег (стадо) оленье скалистый (берег) заснеженные (кедры)

Слайд 7

Укажите рисунки с изображением нарт

Слайд 8

Озаглавьте текст Жизнь пастухов оленей.

Слайд 9

Восстановите последовательность Мы кое-чему научились. Олени разбежаться не смогут. Появление оленьего стада. 3 2 1

Слайд 10

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова На Ямале. На Ямале дуют снежные в__ тра . (______) На Ямале день к__ роткий , (________) ночь — дл __ нна . (_________) Ханты, русский, ненец и селькуп — На Ямале люди гордые ж___ вут . (_______) Ловят рыбу и п__ сут (____) ст __да , (_______) Добывают газ и нефть, и строят г__рода . (_____). (К. Алеменкова )

Слайд 11

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова На Ямале. На Ямале дуют снежные в е тра. ( вéтер ) На Ямале день к о роткий, ( кóроток ), ночь — дл и нна. ( дли́нный ) Ханты, русский, ненец и селькуп — На Ямале люди гордые ж и вут. (жизнь) Ловят рыбу и п а сут (пас) ст а да, ( стáдо ) Добывают газ и нефть, и строят г о рода. ( гóрод ). (К. Алеменкова )

Слайд 12

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова На Ямале. На Ямале дуют снежные в е тра. ( вéтер ) На Ямале день к о роткий, ( кóроток ), ночь — дл и нна. ( дли́нный ) Ханты, русский, ненец и селькуп — На Ямале люди гордые ж и вут. (жизнь) Ловят рыбу и п а сут (пас) ст а да, ( стáдо ) Добывают газ и нефть, и строят г о рода. ( гóрод ). (К. Алеменкова )

Слайд 13

Как вы понимаете выражения: «выкатилось оленье стадо» «научились чум собирать и ставить» олени выбежали на лёд реки собирали и ставили жилище

Слайд 14

Интернет-ресурсы Оленевод


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Вариант 11 Составила учитель начальных классов Захарова Лариса Владимировна

Слайд 2

Прочитайте текст Много легенд ходит о взгляде змей, под которым цепенеет всё живое. Взгляд у них немигающий — глаза без век, прикрыты лишь прозрачной плёнкой. Время от времени змеи линяют — постепенно выползают из старой шкуры. При линьке даже с глаз сходят круглые прозрачные «окошечки». Только не путайте эту полупрозрачную шкурку с кожей. Кожа остаётся и блестит, как лакированная. Змеи удивительно нарядны после линьки. Шипение змей — это не проявление злобы, а способ предупредить о своём присутствии. Змеи полезны. Из их яда делают ценные лекарства. А против укуса ядовитых змей изготовлена особая сыворотка. Есть и другая польза от змей: они уничтожают грызунов-вредителей. (99 слов) (По материалам энциклопедии "Что такое? Кто такой?")

Слайд 3

Определите тип текста повествование описание рассуждение

Слайд 4

Определите главную тему текста О змеях.

Слайд 5

Дополните план 1. Немигающий взгляд змеи. 2. Линька. 3. Шипение змеи. 4. Польза змей.

Слайд 6

Как змея предупреждает о своём присутствии? Много легенд ходит о взгляде змей, под которым цепенеет всё живое. Взгляд у них немигающий — глаза без век, прикрыты лишь прозрачной плёнкой. Время от времени змеи линяют — постепенно выползают из старой шкуры. При линьке даже с глаз сходят круглые прозрачные «окошечки». Только не путайте эту полупрозрачную шкурку с кожей. Кожа остаётся и блестит, как лакированная. Змеи удивительно нарядны после линьки. Шипение змей — это не проявление злобы, а способ предупредить о своём присутствии. Змеи полезны. Из их яда делают ценные лекарства. А против укуса ядовитых змей изготовлена особая сыворотка. Есть и другая польза от змей: они уничтожают грызунов-вредителей. (99 слов) (По материалам энциклопедии "Что такое? Кто такой?")

Слайд 7

Подберите к словам синонимы цепенеет - блестит - немеет, деревенеет, каменеет сверкает, сияет, блистает Слова для справок: немеет, сверкает, деревенеет, сияет, блистает, каменеет.

Слайд 8

Вставьте пропущенные буквы Ост__ рожная зм __я передв __ гается по з__ мле быстро и без шума.

Слайд 9

Укажите грамматическую основу предложения Ост о рожная зм е я передв и гается по з е мле быстро и без шума.

Слайд 10

Выпишите словосочетания осторожная змея передвигается по земле передвигается быстро передвигается без шума

Слайд 11

Найдите в тексте побудительное предложение Только не путайте эту полупрозрачную шкурку с кожей.

Слайд 12

Определите границы предложений Кукабарра питается ядовитыми зм __ ями она хв __тает зм __ю позади г__ловы потом бр __ сает её вниз с выс __ты .

Слайд 13

Вставьте пропущенные буквы Кукабарра питается ядовитыми зм __ ями . Она хв __тает зм __ю позади г__ловы . Потом бр __ сает её вниз с выс __ты .

Слайд 14

Определите границы предложений Кукабарра питается ядовитыми зм е ями. Она хв а тает зм е ю позади г о ловы. Потом бр о сает её вниз с выс о ты.

Слайд 15

Укажите рисунки, которые соответствуют содержанию текста

Слайд 16

Интернет-ресурсы Змея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

Литературное чтение. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс

Литературное чтение В.Ю. Свиридова. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...