Технологическая карта по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс на тему "Гласный звук [и]. Буква «И, и"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Загороднева Маргарита Александровна

Технологическая карта по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс на тему "Гласный звук [и]. Буква «И, и" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_literaturnoe_chtenie_1_kl_dop_22.11.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Загороднева Маргарита Александровна

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 1Бд

Тема: Гласный звук [и]. Буква «И, и».

Тип: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком  [и ], буквой И,и.

Планируемые результаты

Предметные:

- знают особенности произнесения звука  [и ], его характеристику;

- соотносят звук [и] и букву Ии;

- осуществляют наблюдение над значением слов;

- выполняют звуковой анализ слова;

- называют слова со звуком [о] .

Метапредметные:

- принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;

- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

используют знаково-символические средства для решения учебной задачи;

- проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Личностные:

- принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

- уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Ресурсы урока: учебник «Азбука» под ред.Г.Горецкого 1 класс 1 часть, презентация, счетные палочки, тетрадь для печатания, карточки для речевой разминки.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

 Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебник, тетрадь для печатания, пенал, счетные палочки.)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Актуализация необходимых знаний

Предлагает вспомнить изученный материал и ответить на вопросы:

- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь? ( из предложений)
- Из чего состоит предложение ? ( из слов)
-А из чего состоят слова? ( из слогов, из звуков)
- На какие группы можно разделить все звуки?(Согласные и  гласные.)
-Как отличить гласный звук от согласного?
-Какие звуки мы уже изучили? ( о, а) Какие они? Почему?(Гласные)
- С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках? (Звуками [а] ,[о])

Предлагает рассмотреть картинки и назвать сначала слова, в которых есть звук [а], потом –слова, в которых есть звук [о]. Слайд 1

- Рассмотрите внимательно картинки на экране.

- В каких словах есть  звуки [а],[о]?(на доске висят картинки : аиста, азбуки, кота, мамы, дома,  волка).

- Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный?

Предлагает выполнить речевую разминку (задание на карточке)

- Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик где написаны эти слова

Отвечают на вопросы.

Рассматривают картинки. Называют  слова, в которых есть звук [а] и [о].

Вспоминают, что звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград

Поют гласные

АО,ОА,АОА,ОАО,ОО,АА.

Организация познавательной деятельности

Предлагает послушать слова и назвать, какой звук встречается во всех словах. Слайд 2

Игра «Кто внимательный?»

- Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: пила, аист, игла, ива (показ картинок). Произносим хором и слушаем себя.

Предлагает сформулировать тему урока. Слайд 3

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Какой звук мы с вами будем изучать?

- Верно, тема нашего урока: " Гласный звук [и]. Буква «И, и»."

-Каковы наши цели?

- Познакомиться со звуком [и], буквой И и, научиться соотносить звук и букву.

Знакомство со звуком [и]

Предлагает ответить на вопросы:

- А как кричит осел?( ИА-ИА-ИА)

- Какой звук вы слышите в начале? ([и])

- Подумайте, звук [и] гласный или согласный? Почему? (Гласный)

-Давайте произнесем его. 

- Кто знает, какой буквой обозначается звук [и]? (Звук [и] мы обозначим буквой И)

Предлагает отгадать загадку:

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик … (иголка) Слайд 4

– Рассмотрите схему слова иголка.

– Сколько слогов в этом слове? (три)

- Для того, чтобы проверить давайте прокричим это слово как будто мы болельщики на стадионе. Слушайте внимательно. (и-гол-ка)

- Какой слог ударный? (2 слог)

– Сколько звуков в первом слоге?

-Назовите первый слог? (и)

- Какой звук в первом слоге? [и]

- Он согласный или гласный? (гласный)

-Ударный или безударный? (безударный)

— Какой второй слог? (-гол-)

— Сколько в нём звуков?(3)

— Сколько гласных звуков в этом слове?

Обращает внимание учащихся, что человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Предлагает ответить на вопросы: Слайд 5

-У каких растений есть колючие иголки?(кактус, роза)

-У какого животного есть иголки?(ежик)

-А у какого дерева есть иголки?(елка)

Упражнение в распознавании звука

Предлагает выполнить задание на распознавание звука в слове.

Игра «Хлопок- молчок» (хлопнуть, если в слове слышен звук и )
А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете. (Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива.)

Знакомство с буквой И и.

Объясняет, что каждый  звук на письме обозначается буквой, а наш звук [и] на письме обозначается буквой И.

-Давайте узнаем, как выглядит буква И. Откройте стр. 29 учебника «Азбуки»  и  посмотрите  в правый верхний угол. Что нарисовано в красном квадрате?

-Какой звук дает эта буква? Гласный или согласный? На что похожа буква И?

  Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.

– Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа?

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

– Сколько здесь дощечек?

– Три!

– А какая буква?

– И!

Упражнение на запоминание буквы.

Предлагает просит выложить букву И из счетных палочек и обращает внимание, что буква И состоит из трех элементов – две длинные палочки и одна наклонная по середине.

- Большая и маленькая И отличаются только размером, букву И легко печатать и можно сложить из палочек или карандашей. Слайд 6

Работа в тетради для печатания.

Предлагает напечатать заглавную и строчную букву Ии в тетради для печатания.

(На доске образец написания печатных И, и.
И- калитка , 3 доски, вот на что похожа И.
Между 2 прямых досок одна легла наискосок.)

Организует составление в тетради  звуковой схемы слова ива .(учебник с.29)

Предлагает рассмотреть картинку и назвать слова со звуком[и]. Слайд 7

Дидактическая игра «Кто больше?»

– Кто назовет больше всех слов со звуком [и]?

– Определите место звука [и] в слове.

– Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?

Называют слова по картинкам хором.

Совместно с учителей формулируют тему и цель урока. (Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей.)

Отвечают на вопросы учителя

Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы.

Выполняют соответствующие действия

Отвечают на вопросы. Объясняют свою точку зрения.

Выполняют действия в соответствии с заданием.

Открывают учебник и рассматривают, как выглядит печатная буква  И заглавная и строчная.

Складывают букву И из счетных палочек.

Открывают тетрадь для печатания и выполняют задание.

Составляют  в тетради  звуковую схему слова ива. Один ученик работает у доски.

Называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова.

Рефлексия деятельности

Предлагает выполнить в тетради для печатания. (Дописать элементы букв, раскрасить ту часть рисунка, где есть буква И) Слайд 8

Предлагает подвести итог урока.

- С каким звуком вы познакомились на занятии? ( «И» )

- Звук «И» гласный или согласный?

- Какой буквой обозначается звук «И»?

Предлагает учащимся оценить свою работу.  Слайд 9

На вашем столе сигнальные карточки.

Поднимите зеленую карточку, если вы довольны своей работой на уроке. Желтую карточку - если вы хорошо работали на уроке, но умеете ещё лучше. Красный цвет –если работа не получилась, вы недовольны собой.

 Выполняют задания в тетради.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно анализируют свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме "Звуки [т], [т\'], буквы Т, т"

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме "Звуки [т], [т\'], буквы Т, т" по программе "Начальная школа ХХI века"....

Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

Цели:-        образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.-        развивающая: сод...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме "Знакомство с буквами Х,х и Ц,ц "

Урок разработан по УМК "Начальная школа ХХI века". Букварный период...

Технологическая карта урока литературного чтения (игровые технологии) Класс: 1 Тема: Звуки [к]-[к,]. Буквы «Кк».

Цель: познакомить с согласными звуками [к], [к’] и буквами «Кк»; учить находить звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с новыми звуками, читать слова с буквами К и к; продолж...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1аАвтор учебника: Букварь /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева /М.: «Баласс», 2011Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.Тип урока: ...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе на тему: "Звуки в окружающем мире"

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе на тему: "Звуки в окружающем мире"...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Предложение. Текст. Повторение».

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте)  в 1 классе по теме: «Предложение. Текст. Повторение».Целью данного является повторение и закрепление знаний о букв...