Обучение грамоте 1 класс. Звуки [к], [к']. Буква К.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Сердюкова Ирина Анатольевна

Обучение грамоте 1 класс. Звуки [к], [к']. Буква К.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_k.pptx2.49 МБ
Файл zvuk_i_bukva_k_urok.docx562.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А, М, О, С, Н, У, Л, И, Э, Т, Ы

Слайд 2

А Ы Т Э И Л У Н С О М Л

Слайд 3

Игра «Рассели звуки» А М О С Н У Л И Э Т Ы

Слайд 5

Михаил Никол а евич Румянцев к лоун Карандаш

Слайд 6

Олег Конс тантинович Попов клоун Кепка

Слайд 8

Ю рий Влад и мирович Ник у лин

Слайд 9

К И У Ы А Э О

Слайд 10

К И О Э А Ы У

Слайд 11

ОКО АКА ИКИ ЫКЫ УКУ ЭКЭ

Слайд 12

КЫК КИК КЭК КАК КУК КОК

Слайд 13

КЫКО КИКЭ КУКЫ КАКУ КОКЭ КЭКИ

Слайд 14

МКИС СТУН МНАЛ ЛСЫН КНЭТ ТМОК

Слайд 15

КОТЛЕТА ТВОРОЖОК СУП КОЛБАСА МОЛОКО СМЕТАНА КАША РЫБА



Предварительный просмотр:

Звуки[ к], [к ‘], буква К.

Цели уроки : познакомить обучающихся с новыми звуками и буквой обозначающей их, продолжить работу над формированием навыка чтения.  

Задачи:

развивать связную речь, фонематический слух;

учить выделять звуки [к] и  [к,] из слов, давать им характеристику,

учить распознавать звук и букву;

формировать умение делать звуко – буквенный анализ слова;

упражняться в чтении слогов, слов, предложений с изученными буквами;

правильно, грамотно формулировать предложения;

Ход урока

1. Организационный момент

Повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и (внимательным).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всем (понятно ) .

Если хочешь отвечать,

Надо руку (поднимать).

Если друг стал отвечать,

Не спеши (перебивать).

А помочь захочешь другу-

Подними спокойно (руку).

2. Актуализация знаний

Сегодня к нам на урок придёт гость. Он тоже хочет научиться читать. Поможем ему исполнить желание. Отгадайте, кто это.

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

 Только мышь его боится…

Угадали? Это — КОТ

А, М, О, С, Н, У, Л, И, Э, Т, Ы

Назовите буквы, записанные на доске.

Котёнок в школе – новичок. Стал с буквами играть и рассыпал их. Давайте поможем ему отправить буквы в свои домики.

На какие две группы их можно разделить? гласные и согласные

Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему?

Почему гласные звуки живут на разных этажах? (А, О, Ы, Э, У – обозначают твёрдость предшествующего согласного звука, а звук И – мягкость)

Какие буквы живут в синем домике? Почему?

От чего зависит мягкость и твёрдость согласных звуков?

3. Постановка темы и целей урока

И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдёте.
На поляне, на опушке –
Мы зелёные …ЛЯГУШКИ Как квакает лягушка? (Ква-ква.)

Назовите звук, который слышите в начале слова. [к]

Птица серая живёт.
Никогда гнезда не вьёт.
В чужих семьях вырастает.
Годы жизни предрекает:
Ей не верьте, птица врушка!
И её зовут… КУКУШКА

Как кукует кукушка? (Ку-ку.)

Назовите звук, который слышите в начале слова. [к]

Как мы зовём кошку? (Кис-кис.)

Назовите звук, который слышите в начале слова. [к,]

Это гласные или согласные звуки? Почему?

Кто из вас знает букву, которой обозначаются на письме эти звуки?

Какая это буква печатная или письменная? печатная

С какой буквой вы сегодня познакомитесь на уроке? Письменной буквой К

Сформулируйте цели нашего урока, используя написанные фразы:

познакомиться с (новыми звуками и буквой, которая их обозначает);

учиться читать (слоги, слова , предложения с новой буквой).

4. Работа по теме урока

Знакомство с буквами К , к

В цирке он смешнее всех.

У него большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся? Клоун

Что он делает? Смешит людей

Выложите на парте звуковую схему слова клоун.

Сколько слогов в этом слове? 2

Почему? Потому что два гласных О и У

Поставьте ударение.

Дайте характеристику каждому звуку.

С какого звука начинается это слово? [к]

Каких знаменитых клоунов вы знаете? Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин

Как называется головной убор клоуна? Кепка

Выложите на парте звуковую схему слова клоун.

Сколько слогов в этом слове? Почему?

Дайте характеристику каждому звуку.

С какого звука начинается это слово? [к,]

Какой можно сделать вывод? Звуки [к] и [к,] парные по твёрдости и мягкости

Чтение слогов, слов.

Решил клоун побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Почитаем, какие получились слоги, когда буквы встретились.

Чтение слогов с буквой К по цепочке.

УК – ЫК – АК – ЭК – ОК – ИК

КУ – КЫ – КА – КЭ – КО – КИ

АКА – ИКИ – ЫКЫ – ОКО – УКУ – ЭКЭ

КИК – КЭК – КАК – КЫК -  КУК - КОК

ОККО – ЫККЫ – УККУ – АККА – ЭККЭ = ИККИ

КИКЭ – КУКЫ – КАКИ – КОКЭ – КЫКА – КЭКУ

МКИС – СТУН – МНАЛ – ЛСЫН – КНЭТ – ТМОК

Клоун устал и проголодался, бегая по лестнице. Давайте его покормим. Подумайте, чем его можно угостить. Его можно угостить теми продуктами, в названии которых есть буква К.

Прочитайте названия продуктов.
ТВОРОЖОК     СУП  СМЕТАНА   КАША   КОТЛЕТА    РЫБА   КОЛБАСА МОЛОКО

Образование слов.

Назови продукты, в которых нет изучаемого звука. Сметана, суп, рыба

Котик их тоже любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана - сметанка, суп-супчик, рыба- рыбка).

Физкульт минутка

На арену клоун вышел.

Кто из вас о нём не слышал?

Поклонился, улыбнулся,

Потянулся, улыбнулся,

 Он присел, потом привстал,

Головою покачал.

Мы захлопали в ладоши,

Значит клоун был хороший!

Что клоун умеет делать с мячами? Жонглировать

Какой учебник знакомит нас с буквами, помогает нам научиться читать? Азбука

Работа по Азбуке стр 86

Откройте Азбуку .Что написано на мячах? Слоги

Прочитайте их. Составьте из них слова. (мак, сани, кино, лото, кулак)

Прочитайте пары слов. Чем они похожи и чем отличаются? Составьте предложения с этими словами.

Прочитайте предложения. С какой интонацией нужно читать последнее предложение? (вопросительной)

Как по-другому можно называть кота? (Котик, киска)

Какой звук слышите в начале слова «котик», «киска»? ([к]  и  [к’])

Какие это звуки? (Согласный твёрдый, согласный мягкий)

Звуки[ к ]  и  [ к’ ] обозначаются буквами К, к.

Развитие фонематического слуха. Игра «Котик - киска»

 Команда мальчиков будет называться «Котик». Если в словах они услышат звук [к], то встают из-за парт. Команда девочек будет называться «Киска». Если в словах услышат звук [к’], то они встают из-за парт.

Крот, кедр, каштан, кипарис, кит, ромашка, собака, крапива, кислица.

На какие группы можно разбить эти слова? (Растения и животные)

Чему научились в этой игре? Различать мягкие и твёрдые согласные звуки

Сейчас отгадаем загадки и в словах - отгадках найдём изучаемый звук.

-Какой он и где стоит?

Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный  (
мак).

Для записей разных, для записей важных
Прослужит тебе целый год
Взамен непонятных обрывков бумажных
Предмет под названием (
Блокнот)

Даже по железной крыше

Ходит тихо - тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днём всё видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она (кошка).

Самостоятельная работа на карточках.

Назови предметы, изображённые на рисунке. Определи место звука [К], [К,] в словах.

https://razrisyika.ru/wp-content/uploads/2021/02/yakor-c051c83198983bf359a6abe34f6c66f548bd2cac8a8414411179501fb73d4ddf.jpg                       https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2019/01/raskraska_korabli24-1.jpg   https://image.flaticon.com/icons/png/512/125/125495.png           https://www.risovashki.ru/pictures/ba0969df0ca3c3135bea72531e1e7244.gif       

http://logoped18.ru/images/zvukoznayka-t.jpg      http://logoped18.ru/images/zvukoznayka-t.jpg   http://logoped18.ru/images/zvukoznayka-t.jpg   http://logoped18.ru/images/zvukoznayka-t.jpg    http://logoped18.ru/images/zvukoznayka-t.jpg       

 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f76/0001828d-63628657/hello_html_17db4cc4.jpg                                       https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2018/12/raskraska_konfety_i_sladosti8.jpg             https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2019/01/raskraska_korova3.jpg

http://logoped18.ru/images/zvukoznayka-t.jpg     http://logoped18.ru/images/zvukoznayka-t.jpg    http://logoped18.ru/images/zvukoznayka-t.jpg         http://logoped18.ru/images/zvukoznayka-t.jpg            http://logoped18.ru/images/zvukoznayka-t.jpg


Работа в прописях «Мой Алфавит» стр 34

Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (крот, кот)

Составьте звуковые схемы этих слов.

Рассмотрите письменную строчную букву К в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит? Откуда начинают писать букву К?

Обведите образец. Пропишите слоги, слова и предложения. Обозначьте под буквой К какой звук она обозначает в словах.

Разделите слова на слоги.

Работа по Азбуке стр 87

Рассмотрите рисунок вверху страницы. Кто на нём  изображён?

Что они делают?

Какое слово зашифровано в схеме?

Прочитай пары слов. Чем второе слово отличается от первого?

Составьте слова со слогом КИ.

Чтение текста «Цирк»

Задайте вопросы по рассказу одноклассникам.

Физминутка.

Лежебока рыжий кот   (Встать за партой) 
Отлежал себе живот,   (Потянуться) 
Встал и выгнул спину в мост, (Согнуться) 
Распушил красивый хвост, (Прогнуться) 
Мягко лапами пошел, (Изобразить кота) 
Тихо песенку завел. (Сесть за парту) 

Работа в прописях «Мой Алфавит» стр 35

Рассмотрите письменную заглавную букву К в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит? Откуда начинают писать букву К?

Обведите образец. Пропишите слоги, слова и предложения. Обозначьте под буквой К какой звук она обозначает в словах.

Прочитайте предложения , написанные печатными буквами.

Спишите последнее предложение. Проверьте себя.

Обведите слоги и допишите, чтобы получились слова.

5. Подведение итогов урока

С какой новой буквой познакомились?

Какие  звуки она обозначает? Охарактеризуйте эти звуки.

6. Рефлексия

С какими затруднениями встретились?

Какие цели ставили? Каких достигли?

На партах у вас рисунки клубка ниток. Раскрасьте его

Красным - если было радостно, интересно работать. У вас всё получилось.

Жёлтым - если было спокойно, но  у вас что-то не совсем получилось.

Зелёным - если вас работа не заинтересовала, было грустно и вы не довольны своей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс

Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [г], [г\']. Буквы Г г» 1 класс

Тема: «Звуки [г], [г']. Буквы Г г»Тип урока: урок рефлексия...