Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnyy_zvuk_o_bukva_o._zaglavnaya_i_strochnaya_bukva_o_o.doc | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Тема: Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение учиться находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв.
Оборудование: карточки с фрагментами букв.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний | – Сегодня я вам расскажу интересную историю. Она произошла в одном маленьком сказочном городе. Ворвался в город ветер-озорник. На многих вывесках – а мы говорили о них на уроке риторики – испортил буквы. Никто не может их прочитать. На доске – плакат: – Разве есть такие буквы: N I ⊥ ⎡∩? – Верните им первоначальный вид. 4 – Прочитайте буквы. – Какие звуки они обозначают? – Напечатайте эти буквы в тетрадях для печатания. – Добрался ветер и до зоопарка. На клетке висела табличка. Т, Г, Р – вот что от неё осталось. Бедное животное расстроилось. Помогите вернуть букву. Напечатайте это слово в тетради. – Ветер украл буквы у болезни. Она обрадовалась: теперь никто её не узнает и не будет с ней бороться. Вот уж она заживёт! Ходит «гри» и радуется. – А вы знаете, что это за болезнь? Напечатайте в тетради слово и запомните, как оно пишется. – Какие буквы и слова у вас получились? Прочитайте. Фонетическая разминка. 4 На доске буквы: Р, Т, Г, И, П. – Назовите все звонкие согласные звуки ([р] [р’] [г] [г’]). – Назовите все мягкие согласные звуки ([р’] [т’] [г’] [п’]). – Назовите глухие согласные звуки ([т] [т’] [п] [п’]). – Назовите только твёрдые согласные ([р] [т] [г] [п]). – Про какие звуки я не спросила? (Про [и].) – Что можете рассказать про этот звук? – Расскажите, что ещё мы делаем на уроках обучения грамоте? – Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? План (примерный): 3 2
| Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | Работа в «Букваре» – Откройте «Букварь» на с. 36. – Что вы видите на кубиках? (Ослик, осы, овощи, обувь.) – Что общего в словах? (Начинаются со звука [о].) – Какой это звук: гласный или согласный? Почему? – Найдите на доске букву О, которой обозначается звук [о]. – На что похожа буква? (На круг, колесо, бублик и т.д.) Работа в прописи 2 3 Буква О всегда стояла Круглая, нормальная, Спать легла – бока помяла И теперь – овальная. (Г. Ванюхина) – Что нового мы сейчас узнали? 4 – Как вы думаете, что нам нужно узнать дальше? (Как пишется буква О.) 3 – Откройте свои прописи на с. 5 и скажите: буква О – это кружок или овал? (Печатная буква похожа на кружок, а письменная – на овал.) – Давайте поучимся писать эту букву. Посмотрите и найдите точку, из которой начнём писать букву. – В какую сторону поведём овал? – Посмотрите, у нас две буквы: одна большая, другая маленькая, или строчная, так говорят про письменные буквы. – Зачем нужна заглавная, большая буква? – Какие слова пишутся с заглавной буквы? Учитель читает стихотворение Е. Измайлова. – Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем На букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Букве поручено важное дело. Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк: В букве – большой уважения знак! – Для каких же слов требуется заглавная буква? – Попробуем написать эту букву сначала по воздуху. – Теперь обведите заглавные буквы на табло. – Назовите слова, которые можно написать с этой буквы. – Обведём строчную букву О, назовём слова, которые можно написать с маленькой (строчной) буквы. – Посмотрите на нижнюю часть табло. Чем отличается написание двух строчных букв? (Верхнее и нижнее соединение.) – Есть верхнее соединение, чтобы соединить букву О вверху со следующей буквой. Учитель показывает на доске образец большого размера. – Обведите букву О с верхним соединением. – Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске. – Есть соединение нижнее, тогда сама буква будет начинаться снизу. – Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске. Учитель показывает образец на доске. – Обведём по контуру. (Ведём из нижней точки против часовой стрелки – слева направо и выводим соединительный элемент.) Затем дети обводят букву О. Обратите внимание на наклон. – Чему мы сейчас учились? 4 | Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Применение нового знания | Работа в «Букваре» 1 – Кто запомнил, какие предметы нарисованы на кубиках в букваре? – Проверим. Составим схему каждого слова. 1. Слого-звуковой анализ слов. – Произнесите слово «ослик» так, чтобы услышать гласные. – Сколько гласных звуков в слове и какие? – Отметим их на схеме. – Значит, сколько слогов в этом слове? – Покажите на схеме. – Найдите ударный. Позовите слово. – Поставьте знак ударения. (О-слик.) – Назовите первый звук. – Какой буквой он обозначен? – Напечатаем её на схеме. Проводится работа с другими картинками по тому же алгоритму: а) сколько гласных; б) сколько слогов; в) какой слог ударный; г) назвать первый звук, букву, которой он обозначен; д) отметить все звуки на схеме. 2. Чтение слогов. – Мы ознакомились с новой буквой. Чему нам надо научиться дальше? 3 (Читать слоги.) – Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й столбики про себя, сравните их. – Отметьте цветной точкой первый звук. – Какого цвета точку поставили? – В каком столбике два гласных? – Прочитайте 4-й столбик снизу вверх. 1 – 5-й столбик сверху вниз. 1 – 3-й столбик прочитает 1-й ряд, 2-й столбик – 3-й ряд, 5-й – 2-й ряд. 1 3. – Сейчас один ученик будет читать слог, а другой – добавлять его до целого слова. Учитель вызывает двух учеников (сидя за партами). Например, Саша читает слог в первом столбике, а Катя договаривает этот слог, чтобы получилось слово.) – Го-ра. По-ле. То-пор. Ро-са. 4. – Вверху с. 36 вы видите схемы-«человечки». – Какие буквы они обозначают? – Почему эти буквы взялись за руки? – Что у них общего? (Обе буквы обозначают гласные звуки, которые могут быть ударными и безударными, образовывать слоги.) – Каким цветом их раскрасим? Дети закрашивают башмачки красным цветом и ставят ударение на одном из башмачков. 5. – Но есть у этих букв одно интересное отличие – догадайтесь, какое. Для этого прочитайте слоги. На доске: ро, ри, го, ги. – Что заметили? Если дети испытывают затруднение: – Какой согласный звук перед О? (Твёрдый.) – Какой согласный перед буквой И? (Мягкий.) – Отметим цветными точками, что заметили. – Буква О указывает на твёрдость, буква И – на мягкость согласного. – Что нового мы сейчас для себя открыли? 4 Работа в тетради для печатания, с. 22–23. 4 – Давайте посмотрим на с. 22 тетради для печатания. – Какие буквы вы там увидели? – Как вы думаете, какое задание нам предлагают сделать? – Какие слоги получатся, если букву О поставить на второе место? Напечатайте их. – Какие слоги получатся, если букву О поставить на первое место? Напечатайте их. – Поставьте цветные точки под каждой буквой. Работа в «Букваре» (с. 36). 1 – Чему мы сейчас учились? (Читать слоги с буквой О.) – Чему теперь сможем научиться? (Читать слова.) Чтение слов а) – В словах 1-го столбика отметьте красной точкой гласные звуки. Сколько слогов в словах? Почему? б) – Сколько согласных звуков в словах 2-го столбика? – Что можно сказать про согласные? (Они все твёрдые.) в) – Вот схемы слов. – Найдите и прочитайте эти слова в 3-м и 4-м столбике. г) – Схему какого слова я нарисовала? д) – Прочитайте слова, которые обозначают «съедобные» предметы. – Что необходимо дровосеку? Прочитайте это слово. – Прочитайте последнее слово в 3-м столбике. – А теперь его прочитайте справа налево. Что получилось? – Теперь сами найдите похожее слово. (Топот.) – Какую работу мы сейчас выполняли? – Кому было легко? – Кому трудно? Почему? Физкультминутка Работа в прописи – Давайте посмотрим, какие герои ждут нас в прописи. 1. Беседа по рисунку (с. 4). 1 2 – Какое время года на картинке? – Как догадались? – Где собрались снеговики? – Как отнеслись снеговики к лыжной прогулке? (Первый снеговик поднимается на горку с радостью; второй – с нежеланием, а третий что-то задумал.) – Почему вы так решили? – Сколько кругов? Подсчитайте. – Обведите по контуру круги. Так же проводится работа с другими элементами. 2. Письмо буквы О, о. – Найдите строчки под табло. Какие буквы написаны? – Напишем все наклонные линии синим цветом. – Напишем все буквы о или О, соответствующие словам. Что будет подсказкой при письме букв? (Стрелки на табло.) Олег, осень, Оренбург, окно. – Сколько заглавных букв обвели? (2.) – Сколько строчных? (2.) – Продолжаем: Ольга, Оля, отдых, оттепель, острый. – Сколько всего заглавных букв получилось? (4.) – Сколько строчных? Учитель показывает буквы с ошибками, после этого стирает неверные написания. – Продолжаем обводить: огненный, Олеся, озеро, Одоевский, олово, Одесса. – Сколько букв обвели? Пальчиковая гимнастика – Послушайте мою сказку. 2 В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – маленький. Руки у них – снежные комки, вместо носа вставлены морковки, глаза – из угольков. У папы-снеговика – ведро-цилиндр, у мамы-снеговика – модная шляпка, а у малыша торчат волосы-сучья. Стоят снеговики и меня дожидаются. – Подумайте, чем может закончиться сказка. Придумайте заглавие. Затем дети самостоятельно обводят по контуру. Работа в «Букваре» 1 7 Работа с текстом. Сказка А. Шибаева «Всегда вместе». 1. Работа с текстом до чтения. – Посмотрите на с. 37. – Что видите на иллюстрации? (Цветные буквы с ручками, ножками и текст.) – Кто нам поможет прочитать имя автора? – Как назвал своё произведение Александр Шибаев? – Наш художник уже прочитал текст и нарисовал иллюстрацию. Как вы думаете, о чём прочитал наш художник (мы-то ещё не читали)? (Историю или сказку про буквы.) – Можно ли назвать текстом то, что прочитал художник? (Можно.) – Почему? (Есть автор, название, есть абзацы.) – Подсчитаем, сколько абзацев. (6, 7, 11.) – Кто же прав? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? – Что нужно для этого сделать? (Прочитать.) – Посмотрите, наш художник нарисовал буквы, бегущие навстречу друг другу! – А что было до этого? Догадались? (Жили, наверное, в разных домах или их кто-то разлучил.) – Какое настроение у букв, как вы думаете? (Вы видите, как художник нарисовал радость, поднятые ладошки, все бегут, а не идут навстречу друг другу.) – Может быть, об этом произведение нашего автора? Давайте проверим! Будем читать по абзацам. Читает учитель или подготовленный ученик; дети, не умеющие читать, слушают. 2. Работа с текстом во время чтения. Проводится комментированное чтение. Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак. Кашлянули, потом чихнули: «Кх! Пчх!» – Что произошло с буквами? (Не поладили.) – А как вы понимаете – не поладили? (Поссорились.) – С какими буквами это произошло, какие буквы не поладили? (Гласные и согласные.) – В какие «разные» стороны разошлись? (В одну – гласные, в другую – согласные.) – Что же произошло дальше, вы поняли? (Согласные стоят в кучке, хотят поговорить и не могут.) – А что же они делали? Кто внимательно читал, как об этом пишет автор? (Кашлянули, потом чихнули: «Кх! Пчх!») Второй абзац читает другой ученик (дети должны научиться слушать чтение разных одноклассников, то есть воспринимать голоса разных людей.) – Зачем-то позвали кошку. Учитель повторяет эту фразу, недоуменно интонируя. – А кто позвал? Зачем? Если на вопрос «кто?» дети ответят: «согласные», то на вопрос «зачем?» – свободные высказывания детей. – Смотрите, даже автор сам не понял! Какое слово нам подсказывает, что автор не понял? (Зачем-то.) Читаем 3-й абзац. – И заскучали… Что же происходит дальше? (Стало скучно.) – Вдруг: «Тсс!»… С каких слов начинается абзац? А как можно прочитать это предложение, используя жесты и голос? (С использованием указательного пальца.) А для чего этот жест существует? (Призывает прислушаться, остановиться, чтобы наступила тишина и были слышны все звуки.) Учитель комментирует сам, чтобы все дети могли эмоционально «прожить» эту ситуацию. – Показалось им, что кто-то где-то рыдает. Прислушались... Все это происходило с какими буквами? (С согласными.) Читаем 4-й абзац. – А-а-а! О-о-о! – кричали гласные. Они плакали, как маленькие дети, и аукались: «Уа! Уа! Ау! Ау!..» – Кто же рыдал? (Гласные.) Они просто рыдали? (Кричали, плакали, аукались.) Найдите в тексте подтверждение, что гласные вели себя, как малые дети. (Уа! Уа!) А когда аукаются? (Когда в лесу заблудились.) – Согласных много, гласных много, друг без друга им плохо, они плачут, аукаются. – Закройте ладошкой следующую часть текста. А что могло быть дальше? Первыми ответят те дети, которые слушают. Это необходимо для их мотивации, поддержки внимания при слушании и чтении текста. – Проверим, читаем дальше. Читаем 5-й абзац. – И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): «БДМ ВСГД ВМСТ!» – Почему получилось невнятное бормотание? (Согласные бывают звонкими, глухими.) Почему же согласные решили им крикнуть? (Они хотели помириться, обрадовались, что увидели гласные.) Читаем 6-й абзац. – И услышали радостное, но тоже непонятное: «УЕ ЕА ЕЕ!»… Как отнеслись к непонятному бормотанию согласных гласные? (Они радостно закричали что-то тоже непонятное.) – Закройте ладошкой следующую часть текста. А как вы думаете, они захотели помириться? Первыми отвечают те, кто слушает. Другой вариант: – О чём бы вы написали дальше, если были бы на месте Александра Шибаева? (Свободные высказывания: тут буквы обнялись и помирились.) Читаем 7-й абзац. – Заключили буквы мир, снова встали рядом, внятно сказали: «БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!» – Видите, ребята, сколько трудностей испытали буквы, чтобы прийти к этому решению! – Какими словами закончит Александр Шибаев свою историю? Догадались? (Больше буквы никогда не ссорились.) Читаем 8-й абзац. – И с тех пор никогда больше не разлучались. 3. Работа с текстом после чтения. – Александр Шибаев не просто автор, писатель; он учитель, поэтому он и закончил свою историю такими словами: «И с тех пор никогда больше не разлучались». – Вспомните ваши предположения, о чём будет текст. (Буквы больше не ссорились.) – Но главное в истории с буквами автор видит вот в чём: им никогда нельзя разлучаться. Если буквы и их звуки будут жить порознь, то исчезнут слоги, нельзя будет составить слова и предложения, написать рассказ. Буквы и их звуки должны жить вместе в алфавите! – А скажите, это могло случиться на самом деле? – Что напоминает эта история? (Сказку.) – Почему? (Потому что буквы плакали, смеялись, скучали – автор представлял их людьми, дал характер.) – Внимателен ли был наш художник, читая сказочную историю? (Да, художник был внимателен к тексту, но не совсем: буква Э – в группе с буквами согласных.) – Вспомните фрагмент (эпизод) текста, к которому относится эта иллюстрация. Найдите эти слова. (Очень трудно, мы можем только предположить, где это произошло, примерно между 5-м и 6-м абзацами. Это место сам автор не описал, он схитрил, дал нам с вами возможность самим догадаться, где это могло произойти. Мог написать так: «И буквы, счастливые и радостные, бросились навстречу друг другу».) | ТООУ |
ΙV. Домашнее задание (по желанию) | Ребята, которые умеют читать, подготовят выразительное чтение (по желанию). 1. Задание для нечитающих: найти в тексте слова, которые они могут прочитать, подчеркнуть буквы О, И (по желанию). 2. Сочинить начало этой сказки. | |
V. Итог | – Посмотрите на схемы-«человечки» внизу с. 36. Чего у них не хватает? Дорисуйте. – Объясните, почему вы дорисовали этот предмет? – Что нового было сегодня на уроке? (Новая буква, работа с текстом.) – Какую работу мы выполняли? (Дети вспоминают различные этапы урока.) – Кто с ней справлялся легко? – Кому ПОКА было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы ОЦЕНИЛИ бы свою работу? Почему? – Откройте дневник и отметьте своё настроение после урока обучения грамоте. – А я хочу добавить, что сегодня мы ещё учились понимать, что и зачем делаем на уроке, и рассказывать, что нового узнали. Это тоже очень важно уметь делать. И не только на уроке обучения грамоте. Откройте дневник на с. 118. – Кто может прочитать, что написано в самом верху страницы? Прочитайте всем ребятам. – Рассмотрите самую верхнюю картинку. Прочитайте предложение под цифрами 1 и 2. – Вот видите, какую важную работу мы ещё с вами сегодня сделали. Молодцы! | ТООУ Работа с Личным еженедельником на с. 118 |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые угадали буквы на табло.
Фонетическая разминка
* Отметить учеников, которые правильно определили звук.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и составляли схемы слов.
ΙII. Применение нового знания
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво выполнили задания в прописи.
Урок 23.
Тема: Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Соединение изученных букв в слоги и слова
Цель:
– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
– закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв.
Оборудование: карточки со схемами слов, красные кружочки, обозначающие гласные звуки, синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки, схемы-«человечки».
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. Повторение пройденного | 1. – С какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке? – Какой звук она обозначает? – Дайте ему характеристику. – Давайте откроем «Букварь» на с.38–39 и посмотрим, чем мы будем заниматься сегодня. Рассмотрите страницы. Что вы видите? (Схемы-«человечки», схемы слов, предложений, текст.) – Будет ли у нас новая буква? – Как вы думаете, почему? – Давайте запланируем, что же мы будем делать сегодня на уроке. План (примерный) 3 2
Работа в «Букваре» 4 1 2. – Посмотрите на звуковых «человечков», которые нарисованы на с. 38. Давайте завершим схемы, т.е. обуем и оденем «человечков», отгадывая загадки. – Послушайте загадку и договорите слово. Ежедневно, встав с постели, Поднимаю я... (гантели) [г]. – Произнесите слово, повторив несколько раз первый звук. Назовите первый звук в слове ([г]). – Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твёрдый, звонкий.) – Какую шапочку оденем «человечку»? Почему? – Какие башмачки? Почему? Аналогично проводится работа с другими звуками. – Ночи с нами у костра коротала Моя шестиструнная... (гитара) [г’]. Это маленькие кони, А зовут их просто... (пони) [п]. Портфель у меня не велик и не мал: Лежит в нём задачник, Букварь и... (пенал) [п’]. Поэт закончил строчку, В конце поставил... (точку) [т]. Она убегает от солнца весь день. И солнце не знает, что есть у вас... (тень) [т’]. В реке большая драка: Поссорились два... (рака) [p]. Между гор издалека Течёт бурная... (река) [p’]. 3. – Что нарисовано ниже схем-«человечков»? (Схемы слов.) – О чём может рассказать первая схема? (Схема слова, в котором два слога, первый слог го-.) – Какие слова можно подобрать к этой схеме? (Гора, гори, голы.) Аналогично работаем с другими схемами. 4. Фонетическое упражнение. 2 – Посмотрите на кубики, кто на них нарисован? – Как можно назвать их одним словом? 5 – Назовите слово, заполните схему этого слова. Схема заполняется по алгоритму: 1) сколько гласных; 2) сколько слогов; 3) какой слог ударный; 4) назвать первый звук, букву, которой он обозначен; 5) назвать второй звук и т.д. 6) отметить все звуки на схеме. Можно поработать в парах – каждой паре раздать одну картинку или после выполнения двух-трёх схем коллективно предложить сделать ещё две-три схемы на выбор. 4 Вопросы к «сильному» ученику, озвучившему схему (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе составить схему? – Ты составил её правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно составил схему, но и объективно оценил свою работу. 5. – Что мы должны сделать в последнем задании на с. 38? (Составить предложение.) – Сколько слов в этом предложении? – Какое первое, третье? Догадались, какое второе слово? Старуха испекла колобок. – Из какой сказки это предложение? – Расскажите её. А те, кто слушает, пусть попробует подсчитать, сколько предложений получится в нашей сказке. – Какие задания мы сейчас выполняли? (Мы работали со звуками и буквами, слогами, словами, предложением.) – Как вы думаете, какую теперь работу пора выполнить? (Поработать в прописи.) 3 Работа в прописи 1 2 4 1. – А теперь давайте откроем прописи на с. 6 и посмотрим, кто пришёл к нам в гости. (Медведь.) – Назовите сказки, в которых он главный герой. – Каким мы видим медведя в сказках? – Как его называют? – Обведите по контуру голову медведя. Какой она формы? (Дети обводят на пяти картинках.) – На какую букву похоже? (На печатную О.) – На скольких рисунках встретится буква О? (На четырёх.) – Почему? (Это глаза медведя.) И другие части обводятся последовательно под руководством учителя на всех картинках. – Заштрихуйте свой лучший рисунок медведя. Какого цвета ручку вы выберете? 2. – На с. 7 прочитайте все соединения. Какое соединение использовали авторы? (Верхнее.) Вспомним ещё раз. Образец учителя – на доске. Учитель диктует орфографически, дети обводят то соединение, которое встретилось в словах: огромный, оттепель, огни, опыт, кроить, орган, орёл (птица), орбита, опушка, опрос, определить, оранжевый, орех, отбросить, отвар, отрезать. – Сколько получилось соединений? 3. – Давайте посмотрим на следующее задание. Прочитайте, какие там написаны слова. – Прочитайте первое. – Сколько гласных звуков в слове? – Отметьте их красными кружочками. – Прочитайте первый слог. – Второй. – Обведите слово. После анализа обводится второе слово. 4. Запись слова «топор» с проговариванием, слов-перевёртышей (топор, топот), отгадывание ребуса (порт). 5. – Прочитайте первое слово. – Что оно означает? (Грот – пещера, обычно искусственная.) – Сколько слогов в этом слове? – Как определили? – Назовите звуки. Рекомендуем повторить слово столько раз, сколько в нём звуков, задерживаясь каждый раз на звуке, который требует внимания, т.к. многие дети пока могут испытывать трудности в дифференциации звуков. Например, ГРОТ: г-г-грот, г-р-р-рот, гро-о-от, грот-т-т. – Обозначьте буквами. – Вспомните письменные буквы, соединения. – Посмотрите, как я это слово напишу на доске. Учитель комментирует и пишет. – Очень важный этап остался: проверить, правильно ли выполнена работа. Прочитаю то, что написала. Обозначу звуки. Затем учитель стирает с доски написанное слово. Ученики пишут сами. Когда написали все слова, учитель просит прочитать только те слова, в которых можно поставить ударение. Это слова, в которых два и более слога. Вариант работы с печатными словами. Прочитать каждое слово, понять его смысл, проанализировать с точки зрения звуко-буквенного состава, написания (верхние и нижние соединения). Записать соединения отдельных букв, слоги, отдельные слова. Анализируются все слова, но записываются не все. Особое внимание уделяется проверке написанного. – Чему мы сейчас учились? 4 – Что повторили? 4 – На что обратили особое внимание? 4 – Кому из вас было нелегко? В чём? – А что у вас хорошо получилось? – Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который покажет, как вы оценили свою работу в прописи. 6. Две последние строчки – на усмотрение учителя. Вариант работы – диктант: го – ог, ги – иг, ро – ор, ти – ит. Работа в «Букваре» 1 1 2 Чтение сказки В. Хмельницкого «Сообразительный паучок» 5 – Посмотрим, что интересного нас ждёт в «Букваре» на с. 39. 1. Работа с текстом до чтения. – Кто автор текста? – Прочитайте заглавие. (Рассчитываем на читающих детей.) – Почему автор дал такое название? Сообразительный – значит какой? (Умный, догадливый.) – Рассмотрите иллюстрацию. Почему паучок на качелях качается? – Вам захотелось узнать, о чём на самом деле этот текст? 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение вслух с попутным комментарием по цепочке (читающие дети). После первого предложения: – Каждый паучок висит? – Какой новый знак вы увидели в конце предложения? Многоточие означает недоговорённость, возможность продолжения предложения или текста. – Как можно было бы продолжить эту мысль? (Паучок висел на паутинке и раскачивался... или и думал о чём-то и т.д.) После 2-го предложения: – Что случилось? После 3-го предложения: – Удивился ли этому паучок? Наверное, с ним такое случилось впервые... После 4-го предложения: – Смотрите, не захныкал. После 5-го предложения: – А что значит «выпустил»? – Как вы думаете, для чего стоит многоточие в середине предложения? Здесь нужно сделать длинную паузу. Вопрос ко всему тексту: – В чём же сообразительность паучка? (Обратить внимание на слова «две паутинки».) Так на чём качается паучок? Выразительное чтение сказки. 3. После чтения: – Прочитайте имя и фамилию автора этой сказки ещё раз. (Виктор Хмельницкий.) – Его сказки мы будем читать ещё не раз. Вы заметили, что Виктор Хмельницкий – наблюдательный человек? Он смог увидеть маленького сообразительного паучка и так интересно рассказать о нём читателям. – А как получается у пауков паутина? – Где об этом можно узнать? Вопрос, мотивирующий самостоятельный поиск информации о пауках. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. ТООУ |
ΙΙ. Итог урока | – Что нового узнали? – Чему учились? – Какой была тема урока? – Что было интереснее всего? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? – Отметьте свое настроение в дневнике. | ТООУ |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и давали им характеристику.
2. Фонетическая разминка
* Отметить учеников, которые правильно определили первый звук в словах.
3. Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно, правильно и красиво выполнили задания в прописи.
Урок 24.
Тема: Заглавная буква О. Упражнения в чтении и письме слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей. Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами
Цель:
– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв и их соединениями.
Оборудование: карточки со схемами слов; красные кружочки, обозначающие гласные звуки; синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки; схемы-«человечки»; слова на доске: ПИРОГ, ПОРОГ, ПОТОП, ТОПОТ.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний | 1. – Посмотрите на доску. Что вы видите у меня на доске? (Схемы-«человечки».) – Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают. 1 На доске – Назовите буквы, которые могут обозначать эти звуки. 2. – А теперь прочитайте слова, которые записаны на доске. ПИРОГ, ПОРОГ, ПОТОП, ТОПОТ. – Сколько букв в каждом слове? – Найдите слова-перевёртыши. Что они означают? – Посмотрите на страницу «Букваря», как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? План (примерный) 3 2
7. Письмо букв и слогов. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | I. Работа в «Букваре» 1. – Откройте «Буквари» на с. 40. Видите лесенки внизу страницы? – Чем интересна лесенка? – Здесь две лестницы. По левой лестнице будем спускаться. Сделаем это весело, быстро. – Читаем сначала вместе. Затем дети читают индивидуально. – По правой лестнице будем подниматься. С каждой ступенькой темп замедляется. – А теперь прочитайте эти слоги, договаривая их до слова. 1 2. – Посмотрите на кубики, кто там нарисован? (Дети.) – Попробуем угадать имена детей. – А что нам поможет? (Схема.) – Какую подсказку видите? (Все имена начинаются с буквы О: Оля, Олег, Олеся, Оксана.) – Какой буквой обозначен первый звук в этих словах? (Буквой О.) – Отличается ли эта буква по размерам от той, которую мы встречали в слогах? (Да. Эта буква большая.) – Почему? – Кроме маленькой (строчной) буквы бывает большая (прописная, заглавная). Вот сколько названий у большой буквы! – Прочитав по схемам имена, к какому выводу вы пришли? (Имена людей пишутся с заглавной буквы.) – Как это показано на схеме? 3. – У всех людей есть имена – В них заглавная буква нужна. – А с какой буквы пишутся ваши имена? – А имена ваших мам? – Как показать на схеме, что имя пишется с большой буквы? (Выделим уголок у каждой схемы зелёным цветом.) – Где нам уже приходилось использовать такой уголок? (Когда составляли схему предложения.) 4. – Кто нарисован на кубике ниже? 1 4 – Рассмотрите схему. – Сколько слов в предложении-схеме? – Расскажите по схеме о первом слове. (В первом слове два гласных звука, два слога, первый слог ударный. Начинается слово с заглавной буквы О. Это имя Оля.) – Теперь о втором. – Какое получилось предложение? (Оля и Олег.) 5. – Рассмотрим вторую картинку и схему. – Сколько слов в предложении? – Как вы думаете, сколько здесь слов-имён? (Два.) – Почему же на схеме мы видим три слова, которые начинаются с заглавной буквы? – Какое слово, кроме имён, написано с большой буквы? (Первое слово в предложении.) Первое слово в любом предложении С буквы заглавной надо писать. Это сегодня нам нужно запомнить И очень важно понять. – Составьте предложение. (У Оли – кукла Оля.) – Почему же кукле дали имя своей хозяйки? – Обозначим уголком начало предложения. 6. – Рассмотрите последнюю схему предложения. – Сколько в предложении слов? – Сколько слов начинается с заглавной буквы? – Посмотрите на картинку слева. Кто на ней нарисован? – Давайте составим предложение по схеме, используя эту картинку. – Как вы думаете, какое будет первое слово, второе, третье? – Последнее слово – это кличка щенка. Значит... (продолжите это предложение). (Клички животных пишутся с большой буквы.) – Какое получилось предложение? – Рассмотрите картинку справа. Составьте предложение по этой же схеме, но про девочку и попугая. – Какое же правило мы узнали? Расскажите своими словами. – Для кого сегодня правило написания имен стало открытием? Молодцы! – Где теперь нам уже пора поработать? | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Применение нового знания | II. Работа в прописи 1. Беседа по рисунку 1 2 – Давайте откроем прописи на с. 8 и узнаем, какой праздник у буквы О. – Как вы догадались, что день рождения? – У буквы О день рождения. Она решила устроить пир. Приготовила много сладостей. Но гости будут есть то, в названии чего есть звук [о]. Найдем и обведём эти сладости. (Пирог, торт, пирожное, рогалики.) – А что бы вы съели? Заштрихуйте ваше любимое лакомство. – В гости буква пригласила тех ребят, имена которых начинаются со звука [о] и пишутся с заглавной буквы О. Кого же? – Ребята в подарок принесли то, в названии чего есть звук [о], да к тому же этот предмет должен по форме напоминать букву О. Нарисуйте два подарка (вверху с. 8). (Это могут быть огурец, орехи, обруч, ноты, облако.)
2. Характеристика звуков. – Около себя буква О посадила букву И. Почему? Что объединяет эти буквы? – Дайте характеристику звукам [и], [о]. Завершите схемы (с. 9). – Согласные звуки тоже собрались на день рождения. Какими буквами обозначаются эти согласные звуки? – Вспомните, как правильно пишутся эти буквы. Найдите их на нижних строчках. Обведите самостоятельно. – Принарядите их, дайте им характеристику, с. 9 (схемы). Они должны поздравить букву О. Как они это сделают? Начните предложения с буквы О. Например: О, как ты прекрасна, буква О! 3. Упражнение в написании буквы о, О. а) Написание соединений с заглавной буквой О. – Какой формы буква? Как будете писать? – Почему рядом с буквой О – наклонная линия? (Помогает выдерживать наклон.) – Когда пишется заглавная буква О? – Обведите сначала синим цветом все наклонные линии, а потом зелёным цветом – все буквы О. Физкультминутка Продолжение работы в прописи 1. Написание строчной и заглавной буквы о, О. – Чем различаются эти две буквы? (Размером.) Расскажите, как будете писать заглавную букву. Эта буква касается верхней строчки? 3 (Нет.) – Обратите внимание, на строчке появились вспомогательные линии. Зачем их нарисовал художник? – Давайте разными цветами будем обводить буквы, пусть все заглавные будут одного цвета, а все строчные – другого. Смотрите на образец и сравнивайте свою букву с ним. Самостоятельное письмо. – Посмотрите на буквы. Выберите самую красивую, обведите её в кружок. 2. Соединение буквы О с другими буквами. Учитель пишет на доске с комментарием: Ог, Оп, От, Ор, Ои. Затем просит сравнить соединения (нижние, верхние) и определить место начала написания. Ученики читают, пишут, сравнивают с образцом, читают то, что написали. 3. Обведение и написание слогов го, по, ро, то. – Назовите слова, в которых были бы эти слоги. 4. Словарная работа (на следующей строке). – Запишите слово. Оно состоит из пяти букв: пэ, и, эр, о, гэ. – Что у вас получилось? (Пирог.) – Сколько в этом слове гласных звуков? Обозначьте их красными точками. – Сколько слогов? Разделите карандашом на слоги. – Какой слог ударный? – Какой гласный безударный? – Он находится в слабой позиции. Запомним, какая буква обозначает безударный гласный звук. (Произносят слово вслух.) – Составьте с этим словом предложение. Запишите его. (Например: Петя любит пирог с капустой. ____ _______ пирог __ ________.) 5. Обведение и написание слогов ог, оп, ор, от. 6. Письмо под диктовку (на последней строке): г, т, р, п, и; го, ог, пи, ти, ор; пир. Проверка написанного: чтение и сверка с записью на доске. Самооценка по алгоритму. Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки): – Что нужно было сделать? – Удалось тебе написать красиво буквы и слоги? – Ты написал правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодцы! Вы не только правильно выполнили работу в прописи, но и объективно оценили свою работу. Работа в «Букваре» 1 1 3 1 1 Чтение текста на с. 41. Г. Сапгир «Андрюша» 1 1. Работа с текстом до чтения. – Что мы сегодня будем читать, стихи или прозу? – Как догадались? – Прочитаем заглавие и рассмотрим иллюстрацию. – Кто такой Андрюша? Разве котят так называют? – Хотите узнать?
Обучение слушанию. Текст целиком читает учитель без остановок.
– Как вы думаете, это был Андрюшин котёнок или другой? – Кто же прав: папа или Андрюша? – Почему Андрюша так уверен, что это его котёнок? – Что вы узнали про Андрюшу? – Кто герои? – Кто понравился? Почему? – С какими героями согласны, а с какими нет? – Почему Андрюша упрямился? – Конечно, Андрюшин котёнок вырос и попал в добрые руки. А у кого из героев рассказа добрые руки? – Можно ли по-другому было озаглавить рассказ? – Почему же Генрих Сапгир назвал рассказ все-таки именем мальчика? – Таким ли вы себе представляете котёнка, каким его видит художник? – Кому из вас захотелось перечитать текст ещё раз? | Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. ТООУ |
ΙV. Итог урока | – Когда пишется заглавная буква? – Как вы думаете, почему именно на сегодняшнем уроке авторы разместили для нас рассказ «Андрюша»? (Или: Какое слово из рассказа Г. Сапгира написано с заглавной буквы А? Почему? Сколько раз оно повторяется? (7.)) Как по-другому можно звать этого мальчика? (Андрей, Андрейка, Андрюшенька.) Почему именно «Андрюша», а не «Андрей»? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? – Отметьте в дневнике. | ТООУ |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые дали правильную характеристику звукам и подобрали буквы.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и составляли схемы слов.
* Отметить учеников, которые правильно делали выводы.
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво выполнили задания в прописи.
2. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые смогли правильно оценить поступки героев, выказывали своё отношение к героям.
Урок 24.
Тема: Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами
Цель:
– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв и их соединениями.
Оборудование: карточки со схемами слов; картинки с изображением астры и аиста; красные кружочки, обозначающие гласные звуки; синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки; схемы-«человечки».
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний | Фонетическая разминка 1 4 1 На доске записаны слоги: ги, ро, ти, по, то, ор, ри, го. – Посмотрите на доску. Что записано на доске? (Слоги.) – Какой слог лишний? – Прочитайте те слоги, в которых согласный звук мягкий. – Что указывает на мягкость согласного? – Прочитайте только гласные звуки. – Каким цветом их отметите на схеме? – Прочитайте те согласные, которые отметите синим цветом. (Дети читают твёрдые согласные в слогах.) – С каких слогов начитаются слова: гири, тире, родственники, порт, орден? – Про какие слоги я вас не спросила? Подберите и вы свои слова. Работа в прописи 3 2 – Рассмотрите страницу 10. а) – Какие слоги получились на строчке под картинками? Прочитайте. – Как получили эти слоги? (К каждой букве согласного звука добавляли букву И.) – Каким цветом отметите согласный звук в каждом слоге? – Почему? – Назовите каждый согласный. б) – Прочитайте соединения на нижней строчке. – Что общего? – Как соединяем на письме букву О с другой буквой? Учитель напоминает образец соединения. Показывает на доске соединения большого размера. в) – Рассмотрите иллюстрацию. – Какие картинки нарисованы? – Какие картинки подписаны? – Можно ли использовать подпись пирог для картинки, где нарисованы два пирога? Почему? – Как тогда подписать эту картинку? (Пироги.) – А как быть с записью пирог? (Нарисовать один пирог.) – Какая картинка без подписи? Как её подписать? (Рог.) – Какие соединения встретились в этих словах? (Верхние и нижние.) – Давайте посмотрим на 11-ю страничку прописи и на разворот учебника на с. 42. – Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке обучения грамоте? – С какой буквой познакомимся? План (примерный) 3 2
| Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | Работа в «Букваре» 1 Знакомство со звуком [а]. – Посмотрите на доску. Что изображено на картинках? Желательно, чтобы у каждого ученика были индивидуальные карточки с изображением предметов. 1. Слого-звуковой анализ. – Произнесите и послушайте слова астра, аист. – Что общего у всех слов? (Два слога, начинаются с А.) – Какой звук вы слышите первым в словах астра, аист? – Выполним в тетрадях для печатания схему слова астра. Учитель проводит звуко-буквенный анализ по схеме, описанной на предыдущих уроках: количество гласных, количество слогов, определение ударного звука, обозначение каждого звука, обозначение знакомых букв. – Назовите ещё раз первый звук. – Какой звук [а] – гласный или согласный? Почему? – Сколько звуков [а] вы услышали в слове астра? (Вы услышали два звука [a] в слове астра.) – Какой из них ударный? (Первый ударный, последний безударный.) 2. Обозначение звука буквой. – Найдите на доске среди других букв (возможно, на «ленте букв») букву А. – Звук [а] на письме обозначается буквой А. Посмотрите, как выглядит печатная и письменная буква А на странице в «Букваре». – На что похожа буква А?(Предположения детей.) – Шагает гордо буква А. А – алфавита голова. (В. Степанов) – Что значит «алфавита голова»? (Первая буква в алфавите.) – Действительно, первая буква, именно она начинает алфавит. Учитель обращает внимание детей на алфавит и показывает указкой. – Можем ли написать с буквы а имена девочек или кличку кота? (Нет.) Учитель показывает в этот момент карточку с маленькой строчной буквой а, с которой сегодня познакомились. – Почему? (Потому что это маленькая, строчная буква.) – Назовите слова, которые начинались бы с этой буквы, с маленькой, например, апельсин, ананас… (Если дети будут называть слова, которые пишутся с буквой О, но слышится [а], учитель в порядке пропедевтики с кратким объяснением комментирует эти случаи.) Дети продолжают ряд, который предлагает учитель. 3. Схема-«человечек». – Как заполните схему-«человечка»? Каким цветом раскрасите башмачки? Почему? – Чего не хватает? (Знака ударения.) – Поставьте ударение на один башмачок. Почему только на один? (Звук [а] бывает под ударением, бывает без ударения.) – Посмотрите ещё раз на печатную букву А. Чем она отличается от письменной, которая написана ниже? – Давайте сами попробуем написать письменную букву А. Работа в прописи 2 3 – Откройте свои прописи на с. 11. Посмотрите на строчную букву а. 1. Анализ строчной буквы а, сравнение с изученными письменными буквами (на доске), сопоставление письменной и печатной букв. – Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв? (Да, буквы о, и.) – Что взяли у знакомых вам букв, чтобы получить строчную а? (Овал – это буква о, один элемент у буквы и.) – Назовем все элементы, из которых состоит буква а. 2. Показ написания буквы а на доске с комментарием. – Начинаем писать овал. Ведём вверх влево округлую линию, затем вниз до нижней линии, теперь наклонную через точку начала письма буквы, от неё чуть выше. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – это линия с закруглением внизу вправо. 3. Подготовка к письму образца буквы а по элементам. – Найдите точку, с которой начинаем писать овал. – Что подсказывает стрелочка? (Движение в левую сторону.) – Обведите овал. – Посмотрите второй элемент буквы а. Найдите точку, с которой начинаем писать его. – Что подсказывает стрелочка? (Направление движения вниз и в правую сторону вверх.) – Напишем букву а в воздухе, рука стоит на локотке на парте. – Обведите букву а зелёной ручкой, поменяйте цвет ручки на синий в рамке. 4. Упражнение в написании буквы а. – Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано на строке? (Буква а и наклонная прямая линия.) – Обведите синим цветом все наклонные линии на строке. (Письмо под счёт: и-раз-и-два-и.) Обведите букву а другим концом ручки на строке. Обведите три буквы а зелёным цветом – на строке по «бледному» образцу. 5. Анализ ошибок при письме. – Посмотрите на буквы, которые написаны на доске. Какие ошибки вы заметили? Учитель пишет на доске буквы с ошибками: большой овал, далеко отстающий элемент с закруглением внизу, длинный элемент и т.д. Дети рассматривают и находят ошибки. Учитель стирает буквы с ошибками! 6. Упражнение в написании буквы. Письмо буквы а пальцем на ладошке. – Обведите четыре буквы а по бледному образцу в прописях. Считайте себе. – Проведите самоанализ. Найдите лучшую букву на строке. 7. Сравнение букв о и а, самостоятельное написание нижней строки: все буквы о – синие, буквы а – зелёные. – Посмотрите на следующую сточку, какие буквы написаны? – Что общего у этих букв? – Чем отличаются? – Выберите цвет ручки, напишите все буквы о, затем другим цветом напишите буквы а. – Подчеркните самые красивые буквы. Чем они вам нравятся? 4 Физкультминутка 1. Послушайте слова. Если есть в слове звук [а], вы приседаете, если нет – остаётесь на месте. Арка, август, зверёк, аквариум, дети, радость, розы, зайцы. 2. Послушайте слова. Если в слове звук [а] на первом месте – подпрыгните, а если в середине слова – присядьте, если буквы нет в слове – оставайтесь неподвижными. Алфавит, лёд, март, сады, апрель, бидон, белка, осень, армия. 3. Подберите слова, начинающиеся (лучше с ударных) звуков [о], [а] (ослик, астра, осы, армия, осень, арбуз и т.д.). | Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Применение нового знания | Работа в «Букваре» 1 6 3 Чтение слогов и слов – С буквой мы познакомились и с печатной, и со строчной. – Чему дальше мы будем учиться? 3 (Вариант.) Давайте попробуем прочитать слоги с этой буквой. Посмотрите в «Букварь», с. 42. Найдите слоги.) 1. Чтение слогов. – Прочитайте столбики слогов, где буква а стоит на первом месте. – Прочитайте слоги, где буква а стоит на втором месте. – Какой согласный в этих слогах? Значит, буква а указывает на … (твёрдость согласного). – Обозначьте это стрелкой (от буквы а к букве согласного звука). – Прочитаем сверху вниз оба столбика, как будто на лифте прокатимся. – Прочитайте снизу вверх. 2. Чтение соединений из трёх букв. – Просмотрите все соединения. Найдите соединения, которые встретятся в словах: рапира (ира), запасы (апа), охота (ота), рога (ога), шаги (аги), капитан (апи), липа (ипа), сюита (ита), гора (ора), карамель (ара). – Каким соединениям не нашлось слова? Если дети ориентируются в соединениях с трудом, учитель указывает столбик, в котором находится соответствующее соединение. Главное, чтобы дети видели и слышали части слов, которые мы употребляем в речи, и понимали, для чего мы читаем соединения. – Чему мы сейчас учились? (Читать слоги.) – Что теперь сможем прочитать? (Слова.) 3. Чтение слов и определение лексического значения. – Прочитайте слова про себя, приготовьтесь к чтению вслух. – Прочитайте слова, в которых есть две одинаковые буквы. Назовите их. (Папа, пара, тара, парта, трата, отара, гитара, опора.) – Как называется то, во что упаковывают товары? (Тара.) – Какую картинку можно нарисовать к слову «пирога»? (Узкую длинную лодку и индейцев.) – Какие слова непонятны? 4. Составление схем слов. – Посмотрите на кубики с картинками внизу с. 42. Что на них нарисовано? (Мак, краски, карандаш, палитра.) – Составьте схемы этих слов. Одну-две схемы составляем вместе, далее можно предложить детям поработать в парах, дать задания по рядам или на выбор детей. – Для чего мы учимся делать схему слова? (Чтобы не пропускать буквы на письме, не допускать других ошибок.) 5. – Что общего в этих словах? – Можно ли объединить несколько этих слов в одно предложение? (Художник карандашами и красками нарисовал мак.) – Составьте схему этого предложения. Пальчиковая гимнастика Работа в прописи – Что мы сейчас с вами делали в «Букваре»? (Читали слоги, слова.) – Чему теперь должны научиться? (Вариант.) А надо ли нам научиться писать прописными буквами эти слоги и слова? Давайте попробуем. Что нам поможет овладеть этим навыком? (Прописи) – Откройте прописи на с. 11. Посмотрите на схему-«человечка». 1. Анализ схемы-«человечка» в прописи. – Что можете рассказать про букву а? – Заполните схему самостоятельно. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? 2. Написание соединений с буквой а. Дети читают, обращают внимание на соединение букв. Учитель называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение: аппетит (ап), артист (ар), агроном (аг), атом (ат). Читают, проговаривают, проверяют. 3. Написание слов. – Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши соединения? Какие? (Пар, пара – ар.) – Какие соединения с буквой а есть в словах игра и рота? (Ра, та.) Учитель даёт образец этих соединений. – Обведите слова этой строчки. Диктуйте себе шёпотом и обводите. 4. Списывание слов с печатного образца. – Прочитайте первые три слова. – Какие слова непонятны? – Что такое пора? Употребите это слово в предложении. (Осень – чудесная пора. Мне пора домой.) – Что общего в этих словах? (Они из двух слогов.) – Чем различаются? (Ударение падает на разные слоги, в первых двух словах – по 4 буквы, а в последнем – 5 букв.) – А чем похожи слова? (Одинаковыми буквами.) – Прочитайте слова и обозначьте звуки цветными точками. – Запишите слова рядом на строке, отметьте гласные звуки красными точками в записанных словах. – Прочитайте слова на следующей строчке. – Что общего в написании слов трата, трап, игра? (Во всех этих словах встречается ра.) Записывается это соединение и выбирается для списывания только одно слово – трап. Проводится лексическая работа с этим словом. – Чем отличаются слова пирог и порог? – В каком слове есть слог с буквой а? (Рога.) – Прочитайте его по слогам. (Обращаем внимание на расхождение звучания и написания первого гласного.) – Запишите слово рога. – Выберите из следующих слов то, в котором две буквы а. (Папа.) – Скажите его по слогам. – Запишите только это слово, отметьте в нём гласные звуки красной точкой. – Сколько слогов в словах следующей строчки? (Три слога.) – Почему? (Три гласных звука.) Докажите. Отмечают красной точкой гласные в словах «гитара» и «пирога» и называют их. – Запишите слово, которое обозначает музыкальный инструмент, докажите, что в этом слове три гласных и три согласных звука. Диктуйте себе вслух. – Мы хорошо потрудились, а теперь посмотрим, кто пришёл в гости. Работа в «Букваре» 1 1 6 – Откройте свой «Букварь». Посмотрите на с. 43. Чтение русской народной песенки. 1 Коллективная работа с текстом. а) Работа с текстом до чтения. – Рассмотрите иллюстрацию. – Кто это? – Что необычного у птицы? – Нравится ли вам ворон? Чем? – Есть ли заглавие у произведения? – Автор? – Как вы думаете, почему? – О чём же будет произведение? б) Работа с текстом во время чтения. Чтение про себя, затем вслух по предложениям с попутным комментарием. После 2-го предложения: – Каким представляете ворона? – Как его найти? После 3-го предложения: – Что делает ворон? – А какая у него труба? – Что значит точёная? (Правильная, красивая, чётко очерченная линия.) После 5-го предложения: – Чем ворон занят утром? – А что он делает к ночи? После 6-го предложения: – Любят ли обитатели леса слушать ворона? в) Работа с текстом после чтения. – Какое заглавие подошло бы к тексту? – Похоже ли это произведение на песенку? Чем? (Певучестью, мелодичностью. Многие слова произносятся нараспев, протяжно.) – Легко ли устоять на месте, когда слушаешь эту песенку? Текст перечитывают читающие дети. Остальные ученики класса могут найти в тексте и подчеркнуть слоги с изученными буквами. Выразительное чтение. – Попробуйте её спеть и придумать движения, которые подошли бы по смыслу к песенке. Коллективное исполнение. | ТООУ |
ΙV. Повторение и закрепление изученного ранее | Работа в прописи Упражнение в написании изученных букв – Найдите на странице строчку, на которой написаны все изученные буквы гласных звуков (О, а, и.) – Что общего у этих букв? (Они маленькие, строчные, обозначают гласные звуки, которые бывают ударные и безударные, образуют слог.) – Прочитайте буквы этой строчки. – Обведите сначала все буквы а зелёным цветом. – Затем все буквы о синим цветом. – Все буквы и красным цветом. – Подсчитайте, сколько схем-«человечков» у нас гостях на страничке. – Назовите звуки, которые они обозначают. – Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? – А что у вас хорошо получилось? – Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи. | ТООУ |
V. Итог урока | – С какой буквой познакомились? С каким звуком? 4 – Кто запомнил слова, где [а] стоит: а) в начале слова, б) в середине слова, в) в конце слова? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – В дневнике нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями на уроке обучения грамоте. | ТООУ |
VΙ. Домашняя работа (по желанию) | – Расскажите родителям всё, что вы знаете про эти буквы и звуки. «Оживите» их. (Добавить цвет и «надеть» головной убор.) Предложить детям сделать это задание на индивидуальных карточках из комплекта наглядного пособия по обучению грамоте за 1-й класс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.
урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...
Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"
Цель урокаПознакомить со звуками [м м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...
комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."
Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....
«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»
Цели урока:1. Предметные:· познакомить детей со звуком –а– и буквой а;· называть звуки, из которых состо...
«Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами»
Цель:– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;– формируем умение находить слова с заданным звуком;– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;– форм...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...
Звук [а] и его обозначение буквой Аа. Письмо заглавной и строчной буквы Аа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе...