План-конспект урока литературного чтения в 3 классе С.Козлов "Разрешите с вами посуперничать"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе С.Козлов "Разрешите с вами посуперничать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie_30.09.21.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения
УМК: «Перспективная начальная школа» 3 класс
(Чуракова Н. А. Литературное чтение 3 класс 1 часть стр. 51)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 30.09.2021.
Время: 8:00-8:40
Место: МАОУ «Гимназия №2», кабинет №24
Класс: 3 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно ещё и разделить эти переживания с другом, определять жанровые особенности сказки.
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст, расширение понятий– «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).
Развивающие: способствовать совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, умению анализировать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы, умению выделять жанровые особенности сказки.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любовь к природе, добру; воспитание читательского интереса к произведениям русских поэтов.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять отличительные признаки жанра сказка, отвечать на вопросы и составлять вопросы по содержанию прочитанного, понимать смысл произведения, определять основную мысль, дать характеристику героям.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация.
Содержательный компонент урока:
- Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте! Меня зовут София Романовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Лежит ли у вас дневник, учебник и пенал?
- Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места.
3) Мотивация к учебной деятельности
У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Литературное чтение
Словно приключение!
С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь,
И много узнаешь.
О жизни животных,
О пользе растений.
Книга с нами всегда.
- А вы урок литературного чтения любите?
- Да!
У.: Ребята, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?
О.: Для того, чтобы узнать что-то новое….
У.: Да, верно, а для того чтобы нам сегодня было легко говорить и читать мы проведем речевую разминку.
У.: Съел Филимон,
С улыбкой лимон.
- Актуализация знаний обучающихся.
У.: Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок.
У.: Один мудрец говорил: «Полезно наблюдать, все впечатления копить,- и
будешь много знать». Сегодня мы будем следовать совету мудреца.
У.: Ребята, расшифруйте запись и узнайте фамилию автора, произведение
которого мы сегодня будем читать:
арСитпЕануРысчГЕимп ЙыфвКпапОсмиЗлоиЛыфцуОВ
О.: Сергей Козлов.
У.: Вам знаком этот писатель?
О.: Да.
У.: Вспомните, с какими сказками Сергея Козлова вы уже знакомы?
О.: Приводят примеры.
У.: Скажите, а кто главные герои этих сказок?
О.: Отвечают.
1) Краткие биографические сведения об авторе.
У.: Что вы знаете о Сергее Григорьевиче Козлове?
О.: Ответы обучающихся.
У.: Итак,
Сергей Григорьевич Козлов родился в Москве 22 августа 1939 года. Свои первые стихи он написал, когда учился в восьмом классе. Но прежде, чем он стал профессиональным писателем, Сергей Козлов побывал и учителем пения, и токарем, и даже геологом. Он учил детей считать звёзды и смотреть на мир спокойным взором созерцателя. Очарованный лес, тихие шаги, потрескивание можжевеловых веток в костре… И долгие неторопливые разговоры у огня. Он писал умные и трогательные сказки, предназначенные не только детям, но и взрослым.
Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов – автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей («Ёжик в тумане», «Ёжик и море», «В сладком морковном лесу», «Лисичка» и др.) Эти сказки знают и любят не только в России. Истории про Ёжика и Медвежонка читают на многих языках мира – на французском, немецком, английском. По сказкам Сергея Козлова было поставлено более 20 мультфильмов. В его произведениях каждый зверёк живёт в своём доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Когда захотят, зверьки ходят, друг к другу в гости, угощают друг друга грибами, яблоками и чаем с мёдом, если погода тёплая - гуляют возле реки и до темноты сидят у кого-нибудь на крыльце — сумерничают.
У.: Ребята, кто смотрел сказку о Львенке и Черепахе поднимите руку? Помните, они пели песню: «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу!»?
О.: Ответы обучающихся.
У.: Но, наверное, не все знают, что автором этой истории был Сергей Григорьевич Козлов.
У.: Ребята, в каком городе родился Сергей Козлов?
О.: В Москве.
У.: Кем работал Сергей Григорьевич до такого как стал профессиональным писателем?
О.: Учителем пения, токарем и даже геологом.
- Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Сегодня у нас встреча с нашими старыми друзьями из сказок Сергея Козлова.
«В зеркальце озера смотрится солнце,
Радуга кружится как карусель.
Новых друзей нам искать не придется,
Если не бросим мы старых друзей».
Работа с содержание учебника.
У.: Откройте содержание учебника, в каком разделе мы работаем?
О.: «Учимся наблюдать и копим впечатления».
У.: Как понимаете или о чём говорит название раздела?
О.: Красота природы требует нашего специального внимания, развитой души и развитого глаза. Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное. Трудно увидеть глазами теплоту человеческих отношений, чувства людей.
У.: Посмотрите, какие произведения мы прочитали в этом разделе, что их объединяет?
О.: Ответы обучающихся.
У.: Какое произведение запомнилось больше всего и почему?
О.: Ответы обучающихся.
У.: Как вы думаете, с каким произведением сегодня будем работать?
Сергей Козлов «Разрешите с вами посумерничать».
У.: Кто согласен поднимите руки?
О.: Выполняют действие.
У.: Перейдите на страницу данного произведения. На какой странице открыли учебник?
О.: Страница 51.
У.: Назовите тему нашего урока?
О.: Тема урока: Сергей Козлов «Разрешите с вами посумерничать».
У.: Как вы понимаете слово сумерничать?
О.: Предположения обучающихся.
У.: Обратите внимание на то, что в слове посУмерничаем корневое ударение приходится на второй слог, от слова сУмерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи урока
-вспомним о…..
-узнаем о….
- будем учиться…
(Читают сами и отвечают)
- Открытие новых умений, знаний.
Словарная работа.
У.: Ребята, далее в сказке нам встретятся не известные слова, познакомься с ними:
Черда́к - это помещение между потолком и крышей дома.
Завола́кивает – закрывает, застилает.
Низи́нки - участок местности, низкий по сравнению с окружающими.
Завопи́л – громко запел.
Мéлет не разбери чего - говорит много лишнего.
Сýмерки сгуща́лись – становилось темно.
- Физкультминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- Первичное чтение сказки «Разрешите с вами посумерничать». Анализ первичного восприятия.
У.: Сейчас мы с вами прослушаем чтение сказки Сергея Козлова в исполнении Владислава Шадрина.
О.: Следят по учебнику.
Обмен впечатлениями. Словесное рисование.
У.: Что произвело на вас впечатление?
- Какие картины возникли в вашем воображении?
О.: Ответы обучающихся.
- Вторичное чтение сказки «Разрешите с вами посумерничать». Анализ содержания сказки.
У.: Прочтем это произведение по частям. Один начинает читать, все остальные внимательно следят по текст, кто-то продолжит.
О.: Читают сказку.
У.: О чём эта сказка?
О.: О красоте природы, об ощущении внутреннего единства.
У.: Назовите главных героев сказки.
О.: Ёжик, заяц и медвежонок.
У.: С.Козлов приглашает нас – полюбоваться картиной заката. Приходилось ли вам когда-нибудь это делать? Прочитайте те строки, которые вам помогли увидеть красоту природы.
О.: ...золотая долька луны, медленно опускаются сумерки, над лесом плыла осенняя тишина, каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбаются
У.: Вспомним особенности характера каждого героя.
У.: Кто главный герой? Почему вы так решили?
О.: Главный герой - Ёжик. Аргументируют свой ответ.
У.: Главный герой Ёжик – необыкновенное существо. Именно Ёжик позволяет зайцу присоединиться к их компании. Я предлагаю выяснить особенности характера Ёжика.
О.: Называют особенности характера Ёжика.
У.: Каким вы увидели Медвежонка? Докажи с помощью цитат из текста, что Медвежонок переживает за всех: не хочет обижать Зайца, боится испортить Ёжику вечер. Как это характеризует Медвежонка?
О.: Приводят пример из текста и отвечают на вопросы.
У.: Чего же, по-вашему, ожидал Заяц? Почему он подглядывал за друзьями из-за кустов до того, как присоединился к ним? Готов ли он понять, что такое «сумерничать» по-настоящему?
О.: Ответы обучающихся.
У.: Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать?
О.: Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молчать, наслаждаться присутствием другого.
У.: Приведите слова из текста. Кому из героев всё же удалось прикоснуться к чуду?
Работа в группах.
Обучающиеся делятся на три группы. Каждой группе выдаются карточки с героями сказки и их характеристика. Обучающимся необходимо верно сопоставить героя с его характеристикой.
Беседа на основе эмоционального восприятия текста.
На слайде:
«...прикоснуться к красоте природы можно только сердцем». А.Барто
У.: Как вы понимаете слова известной детской писательницы?
- Какие чувства испытал ёжик?
- А какие чувства возникли в вашем сердце после знакомства с этим произведением?
(Мера помощи: слова – чувства на слайде.)
У.: Можно ли сказать, что Ёжик прикоснулся к красоте природы именно сердцем?
О.: Отвечают на вопросы.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Как вы считаете, зачем Сергей Козлов рассказал нам эту историю?
О.: В жизни важнее всего доброта и красота. Чтобы помочь читателю увидеть красоту окружающего мира.
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока
- вспомнили о….
- узнали о …
- познакомились с особенностями…
- учились…
У.: Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.
У: Мне очень интересно, со всеми ли заданиями вы справились, были ли какие-то трудности. Выяснить это можно необычным и интересным способом. Я раздам вам карточки самооценки. Вам необходимо оценить свою работу на уроке.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У.: Молодцы, наш урок подходит к концу. Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок. Читать сказку по ролям (учебник, с. 51—54).
- Спасибо вам за прекрасный урок, дорогие ребята. Мне очень понравилось, как вы работали сегодня. Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"
План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"
Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....